Данный материал был подготовлен к юбилею легендарной балерины Майи Плисецкой, в работе представлен небольшой биографический экскурс примы Большого театра.
Вложение | Размер |
---|---|
kokinskaya_shkola_doklad_m.plisetskaya_i_bolshoy_teatr.doc | 33 КБ |
vazhno_tantsevat_muzyku_a_ne_pod2.ppt | 1.65 МБ |
Доклад
«Майя Плисецкая и большой театр»
Выполнила: Алексеева Татьяна Александровна 8 класс МОУ «Кокинская» ООШ
Руководитель: Волконитина Елена Вячеславовна
Кокино 2010
«Важно танцевать музыку, а не под музыку» М.Плисецкая.
Легендарный Большой театр не нуждается в рекламе. Его название говорит само за себя. Большой – это не просто популярный театр, куда ходят время от времени, чтобы «быть в курсе», это не развлекательное заведение, не модное тусовочное место. Большой театр – это образ и символ российской культуры. Еще одним символом и достоянием русской культуры является Майя Плисецкая. Ее имя известно всем, ее биография - легенда, ее именем названа планета, ее манера танца - канон, недостижимая вершина. Она танцевала во многих балетах, снималась в фильмах, о ней снимали фильмы, о ней написана книга (Н.П.Рославлева, «Майя Плисецкая»), и она сама является автором книги «Я, Майя Плисецкая», переведенной на одиннадцать языков. Майя Плисецкая личность бесспорно неординарная… Вокруг нее, как вокруг любого талантливого человека ходит много домыслов и слухов, например, некоторые утверждают: в ней нет человеческого тепла, ее лучшие роли там где нет соперниц исходя из условий. Итак, давайте немного ближе познакомимся с творчеством этой балерины, непосредственно связанным с большим театром, в котором, долгие годы танцевала главные роли и была примой – балериной Майя Плисецкая.
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье артистически - балетной. Мама была актрисой немого кино, а тетка и дядя - виртуозный танцовщик и прекрасный педагог. Отец будущей балерины, Плисецкий Михаил Эммануилович, далекий от мира искусства, был генеральным консулом на Шпицбергене.
На самодеятельной сцене этого сурового острова состоялся дебют маленькой Майи в опере Даргомыжского «Русалка». Крошечная роль была исполнена блестяще, и из дома навсегда ушел покой. Юная балеринка ни минуты не сидела на месте, импровизировала, пела, танцевала, исполняя все роли одновременно. И на семейном совете было решено: по возвращении в столицу отдать маленькую непоседу в хореографическое училище. Майю определили в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. 1 июня 1941 года, накануне войны, Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала. Наградой за преданность балету стала пятерка на экзамене весной 1943 года и зачисление в труппу Большого театра. Для того, чтобы не терять формы, юная балерина стала участвовать во всех мыслимых и немыслимых концертах. Почти все концертные и клубные сцены обошла Плисецкая, отводя душу в сольных партиях. Актриса любила только танцевать, а трудиться совсем не хотела. И только позже она стала понимать, каким увлекательным, интересным, творческим может быть упорный ежедневный труд балерины. Можно выработать шаг, можно выработать технику... А вот артистичность нельзя выработать ни в каком виде искусства. До сих пор считает Майя Плисецкая. Постигая эти истины, ступенька за ступенькой поднималась Плисецкая к своим главным партиям. С первых шагов на сцене Большого проявилась яркая индивидуальность балерины – необыкновенная выразительность, страстность, динамика танца. Впервые успех пришел к ней в «Шопениане», где она танцевала мазурку. Каждый прыжок Плисецкой, в котором она на мгновение зависала в воздухе,(баллон) вызывал гром аплодисментов.
В 1960-е годы она становится абсолютной примой Большого. Стиль Плисецкой - графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом. Когда же ослепительная яркость соединилась с трагедийной темой, возникла Кармен в балете «Кармен-сюита», поставленным знаменитым балетмейстером Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. Эта роль, одна из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра, явилась ярчайшим проявлением творческого мастерства великой балерины и навсегда вошла в историю мирового балета.! Вообще-то балерина думает, что надо танцевать всем телом. Всё участвует в танце – ноги, корпус, голова, ну, и конечно, руки. Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да, да, у каждой балерины они должны быть свои… С Большим театром тесно связанны имена многих знаменитых балерин, в их числе есть и наша с вами землячка, которая родилась в Кашире 1 мая 1929 года Майя Николаевна Самохвалова. Вместе с Майей Плисецкой она танцевала в балетах «Конек – горбунок», «Жизель» и в «Каменном цветке». «Важно танцевать музыку, а не под музыку», - считает Майя Плисецкая. Можно «сложить» творческий девиз Плисецкой: никому не подражай и превращай в движение музыку. И действительно, в ее танце не проглядывали наброски, сделанные предшественниками. А что касается музыки, она умела «реагировать» на соло любого музыкального инструмента в оркестре, подчеркивала музыкальные акценты не то, что поворотом корпуса или взмахом руки – даже взглядом или движением брови. И до сих пор благодарных зрителей потрясает красота линий, звучание движений, глубина погружения в образ. Пропагандируя себя, она пропагандирует русский балет.
Говоря о творчестве Майи Плисецкой, нельзя не посмотреть ее выдающуюся партию Камен. Что я сейчас предлагаю нам и сделать.
Слайд 1
«Важно танцевать музыку, а не под музыку» М. Плисецкая.Слайд 25
Благодарим за внимание!
Мастер-класс "Корзиночка"
Пустой колос голову кверху носит
Рисуем ананас акварелью
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Свадьба в Малиновке