Работа подготовлена для выступления на научно - практической конференции учащихся Бологовского района "Шаги молодых в науку". В работе рассматривались вопросы взаимодействия звука и цвета, эмоционального воздействия звука и цвета на человека.
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 43.78 КБ |
НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
УЧАЩИХСЯ БОЛОГОВСКОГО РАЙОНА
« Влияние музыки и цвета на жизнь человека»
Работу выполнила
Ученица 6А класса
МБОУ «СОШ №1»
Соколова Полина
Руководитель работы:
учитель музыки
Минчева Л.Н.
Бологое
2013 ГОД
Содержание.
Введение
1. О цвете. Эмоциональная нагрузка цвета.
2. О звуке.
3.Взаимодействие звука и цвета.
4. Эмоциональное воздействие звука и цвета на человека.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение (презентация)
Приложение (видеофрагмент)
Приложение (физминутка)
Смотреть на прекрасное и слушать прекрасное — значит улучшаться»—
Платон.
Введение.
В течение всей нашей жизни, начиная с детства, нам необходимо учиться воспринимать цвет и звук. Цвет, звук могут иметь очень сильное воздействие на людей, но при этом надо быть в состоянии воспринять их.
Если с детства нас не приучают обращать внимание на краски, звуки и запахи, то мы можем пройти мимо подлинных красот жизни, не замечая их.
Цвет, звук сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Многочисленные исследования показали, что и цвет, и звук качественно и комплексно влияют как на психофизиологическое состояние, так и на всю личностную сферу человека.
Актуальность: данная тема актуальна, музыка и цвет имеют не малую ответственность в жизни человека.
Цель: изучение влияния музыки и цвета на эмоциональное состояние человека.
Гипотеза: основная гипотеза состоит в следующем: цвет и звук влияют на человека. В зависимости от настроения цвета и звука это настроение откладывается в человеке.
Для подтверждения этой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Определить, как сильно влияют музыка и цвет на человека.
Проанализировать какое состояние испытывает человек при разных звуковых и цветовых оттенках.
Выбрать рекомендации по данной теме.
Сделать опрос учащихся школы.
Объект исследования: влияние цвета и музыки.
Предмет исследования: музыка и цвет в жизни школьников.
Методы исследования:
- анализ научной литературы и Интернет – ресурсов по теме исследования;
- история цвета и звука;
- обобщение материала;
- анкетирование (опрос учащихся школы);
- экспериментальная работа.
- оформление результатов.
- заключение.
Использование данных методов исследования позволило проанализировать работы и ответы учащихся о реакции на разное влияние звука и цвета.
Для проведения исследований по теме я изучила материалы в источниках сети Интернет, в которых сообщается об эмоциональном воздействии цвета и звука на человека.
Основная часть.
1.О цвете. Эмоциональная нагрузка цвета.
По преданию первым человеком, увидевшим радугу, был Ной. После, пугавших его грома и молний, появление разноцветной радуги послужило ему обещанием, что все неприятности позади. Видимо, Бог и создал эту гигантскую разноцветную арку, как обещание, что в будущем все будет хорошо.
Цвет - это жизнь, он придает нам сил, оживляет, лечит и восхищает. Как известно, почти 80% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Каждый цвет вызывает у человека определённые чувства, переживания, создаёт особое настроение. Есть цвета тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые, успокаивающие и возбуждающие, радостные и трагичные и т.д. Одни цвета способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив, поднимают тонус и настроение. Нужно учитывать композицию цветов, их гармонию либо дисгармонию. Попытки изучения цвета, композиции цветов и влияния их на человека известны ещё по трудам Авиценны.
Существует две основных группы, на которые делятся цвета. Это цвета Теплой гаммы, и цвета Холодной гаммы. Давайте рассмотрим по подробнее их классификацию.
Теплую гамму составляют: красный, желтый, оранжевый, коричневый и все их оттенки. Они создают у тех, кто на них смотрит или их носит, ощущение уюта, комфорта, расслабленности, покоя, вызывают ощущение близости, эмоционального притяжения.
Холодные тона, к которым относятся все оттенки синего, голубого, зеленого, фиолетового, серого, заставляют нас быть собраннее и активнее. Но при этом могут вызвать у окружающих вас людей чувство дистанции, закрытости, отстраненности.
2.О звуке. Эмоциональная нагрузка звука.
Теперь — о звуке. Существуют звуки природы и звуки, производимые человеком, исполняемые его голосом или на созданных им инструментах. И те и другие очень влияют на человеческое сознание и состояние, или, наполняя его радостью и успокоением, или, наоборот, вредно воздействуя на его нервную систему.
Учёные многих стран изучают влияние различных звуков на человека. Они пришли к выводу, что ДНК воспринимает человеческую речь, и доказали, что с помощью словесных мыслей-форм человек созидает свой генетический аппарат. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Искажение речи несёт народу духовное обнищание, свидетельствует о падении уровня культуры. Подтверждённая исследователями способность людей воздействовать словами на программы наследственности известна с древнейших времён.
Поэзия, как прекрасная музыка человеческой речи, способствует развитию восприятия прекрасного, если это подлинная поэзия, заключающая в себе гармонию формы и содержания, воспевающая высокие идеалы.
Универсальным человеческим языком является Музыка. Мы слушаем музыку — и забываем о привычной 80-процентной визуальности нашей жизни. Отсутствие картинки не уменьшает художественного воздействия музыкальных произведений на человека. Музыка не существует вне визуального мира. И композитор, и слушатель живут в видимом мире, а музыка — как и любой другой вид искусства — является отражением идей, предметов, событий этого мира. Значит, в каждом музыкальном сочинении присутствует определенная доля зрительности.
В древней Греции и Риме музыка тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твёрдого характера. Пифагор, Платон, Аристотель считали музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры. Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, физическим и духовным здоровьем человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет "сделать их лучше".
Особое внимание хочется обратить на музыку колокольных звонов. В истории описано много случаев, когда слова Молитвы «высокодуховных» людей исцеляли безнадёжно больных
Щебетание птиц, шелест листвы, звон водопада или морской прибой — эти прекрасные звуки природы надо научиться слушать, воспринимать и любить.
3. Звук + цвет. Взаимодействие звука и цвета.
Привлекательность, которую человек находит в цвете и звуке, заставляет его интересоваться тем, существует ли скрытая за ними тайна, существует ли язык цвета и звука, который можно выучить. Ответ заключается в том, что язык цвета и звука являются языком жизни. Жизнь выражает себя в форме цвета и звука.
Истоки идеи соединения видимого и слышимого уходят вглубь веков. Цвет и звук в сознании первобытного человека принадлежали определенным предметам, а восприятие было конкретным, поэтому танец и свет костра, ритуальные действа являлись строго нераздельными и исполнялись в предназначенных для этого случаях.
Позднее, в древнегреческом искусстве проблема синтеза света и звука была разрешена в театре, где драматическое действие, пение, движение, а также эффекты освещения представляли единую организацию.
Звучащие образы и движущиеся краски сливаются в народном искусстве песни и танца.
XVII век стал началом научной цветомузыки. Исаак Ньютон, увлекшись исследованием солнечного света, поставил опыт, заключавшийся в том, что солнечный луч сквозь отверстие в ставне окна падал на стеклянную призму и, преломляясь в ней, давал на экране цветовую дорожку.
А в XVIII веке была выдвинута идея существования цветовой музыки как независимого искусства. Французский композитор К.Дебюсси (1862 - 1918) хотел, чтобы некоторые его произведения исполнялись при красном свете.
Физиологи открыли немало интересного. Hапример: при монотонных звуках глаза лучше видят зелено-голубые тона, а оранжево-красные различают хуже. С нарастанием громкости чувствительность глаза к зеленым цветам увеличивается, а к красным - уменьшается.
Соотношение музыкальных тонов и их зрительно-цветового воплощения таково:
до — красный
ре — фиолетовый
ми — синий
фа — голубой
соль — зеленый
ля — желтый
си — оранжевый.
В России основоположником цветомузыкального искусства считают композитора А. Н. Скрябина (1872-1915). Он создает первое в музыкальном искусстве произведение - симфоническую поэму «Прометей»(1909-1910), в котором партия цвета выступает на равных с инструментальными партиями и выписана на отдельном нотном стане музыкальной партитуры, где к каждой клавише была подсоединена лампочка определённого цвета. Во время исполнения произведения зал погружался в сияние того или иного цвета. Композитор хотел зримо воссоздать "образ пламени" - некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.
4.Эмоциональное воздействие звука и цвета на человека.
C самого нашего рождения и до самого последнего дня нашей жизни, нас сопровождают различные цвета. Мы видим их каждый день и не стараемся акцентировать наше внимание на этом постоянно. Мы выбираем цветную красивую одежду, мебель, интерьер и многое другое, просто исходя из понимания "нравится - не нравится". Мы даже не замечаем, как цвета изо дня в день влияют на нашу жизнь, наше поведение, настроение и прочее.
1.Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем - это цветотерапия. Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. В средние века в строящихся храмах использовали большие витражные окна, через которые попадали разноцветные целительные лучи.
В современном мире исследования влияния цвета на психофизиологию человека экспериментально подтвердили, что…
Красный:
• стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, помогает при апатии, депрессии. Он побеждает страх, неуверенности в себе, устраняет упадок сил, наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне.
• обладает согревающим эффектом, помогает при простуде и насморке
• стимулирует мозговую деятельность и снимает сонливость
• убивает вирусы, нейтрализует некоторые воспалительные процессы.
• но в больших количествах усиливает беспокойство, волнение, нервное напряжение
• расширяет сосуды, активизирует кровообращения, повышает давление, учащает пульс и дыхание
• стимулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, нормализует обмен веществ и повышает аппетит
Желтый:
• Поможет быстрее осмелится на жизненные перемены и серьезные шаги
• освобождает от негатива, помогает при депрессии, повышает самооценку избавляет от пессимизма
• способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли, помогает быстро усваивать информацию, улучшает память
• очищает организм от токсинов, контролирует вес, помогает при диабете
• положительно влияет на весь пищеварительный тракт, помогает при заболеваниях печени
• лечит некоторые кожные заболевания
Синий и голубой:
• снимает усталость и стресс, умиротворяет и снижает возбуждение, лечит бессонницу
• способствует медитации и творческим идеям, обостряет интуицию
• в больших количествах вызывает сонливость и грусть
• помогает при застенчивости и страхе говорить, смягчает боязнь публичности
• сужает сосуды, снижает температуру тела и артериальное давление, замедляет сердцебиение, обладает болеутоляющими и антисептическими свойствами.
• Усиливает эффект лечения при различных заболеваниях кожи, порезах, укусах насекомых и ожогах
• уменьшает аппетит, однако при этом психологически успокаивает полных людей и поощряет оставаться такими, какие они есть
Зеленый:
• поддерживает равновесие физического и психологического состояния человека.
• мобилизует мышцы и повышает работоспособность.
• избавляет от клаустрофобии, зрительно расширяя пространство, оказывает противовоспалительное действие.
Необходимо придавать большое значение цветовым решениям в оформлении помещений, в окраске мебели и одежды. Это необходимо не только для формирования восприятия прекрасного, но и для коррекции поведения и эмоционального состояния человека. Некоторые психологи рекомендуют использовать для интерьеров школ картины великих художников.
2.Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.
Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:
Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, особенно классика. Ведь классика – это отобранное веками лучшее, что есть в человеческой культуре. То же можно сказать и о народной музыке, только её “история” уходит корнями в глубокую древность.
5. Эксперименты и вопросы.
1. На уроках музыки в четвёртых классах по теме: «Что за прелесть эти сказки?» была проведена экспериментальная работа, целью которой было: выявить настроение детей посредством музыкотерапии. Ребята выражали свои чувства, которые они ощущали, слушая музыкальное произведение Н.А.Римского - Корсакова “Океан – море синее”. Ребята рисовали море, природу, портрет сказочного героя.
И вот результат:
класс | Кол-во человек в классе | Море | Природа | Портрет |
4 «А» | 26 | 22 | 2 | 2 |
4 «Б» | 22 | 18 | 1 | 3 |
2. Среди учащихся нашей школы был проведён опрос по следующим вопросам:
1. Влияет ли цвет на настроение людей?
2.Влияет ли звук на настроение людей?
3.Нравится ли вам, в какие цвета окрашена наша школа?
4. Нравится ли вам цвет стен в кабинете музыки?
5 . Любите ли вы классическую музыку?
Возраст | Кол-во опрошенных | Положительный | Отрицательный |
7 - 10 лет | 8 | 7 | 1 |
11 – 13 лет | 12 | 10 | 2 |
14 – 16 лет | 26 | 21 | 5 |
17 -18 лет | 14 | 11 | 3 |
Старше 20 лет | 6 | 5 | 1 |
(видеофрагмент)
Физминутка.
6. Заключение.
Цвет, звук сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Многочисленные исследования показали, что и цвет, и звук качественно и комплексно влияют как на психофизиологическое состояние, так и на всю личностную сферу человека. Их влияние на человека очевидно. Зная, какие мелодии и цвета способствуют нашему оздоровлению многие, наверняка, станут более разборчивы в вопросе какую музыку выбрать для души, сделать спутницей жизни. Какие цвета смогут повлиять на наше настроение и создать его.
Список литературы
Приложение 1
Среди учащихся нашей школы был проведён опрос по следующим вопросам:
2.Влияет ли звук на настроение людей?
3.Нравится ли вам, в какие цвета окрашена наша школа?
4. Нравится ли вам цвет стен в кабинете музыки?
5 . Любите ли вы классическую музыку?
Мост Леонардо
Голубая лягушка
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Злая мать и добрая тётя