Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: в передаче по радио и телевидению, в театре и концертном зале, в школе и детском саду, на танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник в нашей стране не обходится без музыки.Музыка наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматсья, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков всегда привлекал людей своей выразительностью и красотой. Для создания любого музыкального произведения нужны ноты. Поэтому, мы коротко расскажем историю создания нотного письма.Именно ноты, нотное письмо сохранило нам музыку тех великих композиторов, которые написали ее столетия тому назад. Нотные знаки сохранят для потомства и ту музыку, которую создают композиторы – наши современники.
Вложение | Размер |
---|---|
notnaya_azbuka.doc | 57.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
«История музыкальной азбуки»
Выполнили:
Бадила Арина – ученица 3 «И» класса,
Муштаев Максим – ученик 3 «И» класса.
г. Когалым, 2013г.
Содержание
1 глава. Введение ….........………..…….…………………………………... 3 стр
2 глава. Актуальность, цели, задачи, гипотеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 4 стр
3 глава. Из истории музыкальной азбуки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . 5 стр
4 глава. Значение нот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 стр
5 глава. Анкетирование учащихся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .8 стр
6 глава. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 9 стр
7 глава. Использованная литература. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .9 стр
ВВЕДЕНИЕ
Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: в передаче по радио и телевидению, в театре и концертном зале, в школе и детском саду, на танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник в нашей стране не обходится без музыки.
С музыкой связаны многие события в жизни людей. Под тихий напев колыбельной засыпает малыш. Под веселую музыку играют дети. Школьники разучивают песни, отрпавляются в поход под звуки марша. Молодежь любит танцевальную музыку.
Музыка наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматсья, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков всегда привлекал людей своей выразительностью и красотой.
Для создания любого музыкального произведения нужны ноты. Поэтому, мы коротко расскажем историю создания нотного письма.
Актуальность:
Музыка – это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает каждого ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.
Тема исследования: „История нотной азбуки“
Цель: Изучить нотную азбуку и попытаться представить её в наглядной форме, в виде мультфильма.
Задачи:
Предмет исследования: нотная азбука.
Мы сами узнали и изучили историю написания нотной грамоты и представили это в презентации, которую можно использовать на уроках музыки или внеклассных мероприятиях.
Гипотеза: Если в доступной наглядной форме представить ребятам нотную азбуку, то может быть у них появится интерес к музыке.
Из истории музыкальной азбуки
Любая музыка исчезла бы с лица земли, если бы люди не научились записывать ее нотными знаками. Так оно и случилось: множество древних песен – тех, которые не записывались, - исчезло, будто их и вовсе не было, они словно бы растворились в воздухе…
Именно ноты, нотное письмо сохранило нам музыку тех великих композиторов, которые написали ее столетия тому назад. Нотные знаки сохранят для потомства и ту музыку, которую создают композиторы – наши современники.
Так же, как слова и буквы, ноты создавались постепенно, на протяжении многих веков.
На Руси в далекие времена ноты писались крюками. Их было более семидесяти, и употреблялось это нотное письмо для церковного пения. Каждый семидесяти крюков обозначал от одного до нескольких звуков. Это была трудная и сложная запись музыки.
На Западе были другие нотные знаки- черточки, точки, запятые. Они назывались – невмами. Это была тоже очень сложная и трудная звукозапись.
В средние века, точнее в 986 году монастыре Ареццо, недалеко от итальянского городка Тосканы, жил монах, которого звали Гвидо. В монастырской школе он руководил детским хором. И руководя хором, он понял, что детям очень трудно усвоить те нотные знаки – невмы, которыми тогда записывались музыкальные произведения.
До каких пор музыканты будут страдать!
Решительно произнёс он-
Мириться с этим более невозможно:
Фальшивые звуки, разнобой и разноголосица.
Сольные партии еще ничего, но ансамбли!..
Ляпсус за ляпсусом, ошибка за ошибкой.
Сил больше нет никаких…
И уверенным жестом Гвидо в место одной линейки начертил в тетради для нот несколько линеек. Так появились известные нам До- ре—ми- фа- соль -ля- си.
Правда, поначалу некоторые ноты назывались по другому. Например До называлась ТУ. Но это слово плохо поется, и его заменили на более удобное и звонкое До. А нота Си появилась позже остальных. Ее название связано с той же молитвой и составлено из инициалов – С (вятой) И (оанн).
Гвидо д Ареццо- такое имя у него осталось на все времена. Он был великим реформатором нотного письма, но, вероятно он не знал и не ведал, что оно станет почти таким, каким мы теперь пользуемся.
Значение нот
Язык нот - это единственный на земле международный язык. Его понимают все музыканты мира. Нам сегодня понятна запечатленная в нотах музыкальная речь композиторов, которые жили три, четыре, пять столетий назад в самых разных городах и странах.
Нотные значки - это как бы рисунок музыки, ее чертеж и музыкант, бросив даже беглый взгляд на нотную строку, сразу видит, как эта мелодия движется. Некоторые музыканты видят даже на страницу вперед: окинут взглядом все нотное поле и, еще даже не начав играть, знают, как и куда стремятся звуки. Само начертание современных нот подсказывает движение мелодии.
Композиторы всего мира записывают свою музыку с помощью одних и тех же значков - нот, и их язык понятен музыкантам всех стран и народов без переводчика.
Значение нот:
Без удобной и понятной нотной записи музыкантам было бы трудно обойтись. А оркестр и вовсе не мог бы существовать без нот.
Именно в нотах обозначено, сколько каких инструментов должно появиться на концертной площадке, чтобы сыграть увертюру или симфонию.
Дирижер из одной страны может приехать к музыкантам- оркестрантам другой страны, чтобы вместе с ними исполнить сочинение композитора из третьей страны. Их общению помогают ноты.
Чтение нот делает ребенка коммуникабельнее, потому что, читая ноты, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями. Читая ноты, ребенок приучается к ежедневному труду, терпению, силу воли, усидчивости, совершенству эмоции.
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное- и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную.
Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка- правая рука, нижняя-левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как « вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнят его пространственные понятия, а следовательно, уберут ошибки в письме.
Анкетирование учащихся
Мы провела опрос-анкету среди своих сверсников, учащихся третьих классов. В анкете участвовало 38 учащихся. Анкета состояла из трех несложных вопросов.
Гитару назвали – 18%, фортепьяно написали – 17%, трубу и барабан – 15%, скрипку знают – 12%, балалайку и дудочку – 10%, пианино и флейту всего – 8%, рояль – 5%, саксофон, кларнет написали по одному человеку.
По второму вопросу, из великих композиторов Иоганна Баха назвали 22 учащихся. Петра Ильича Чайковского написали 15 человек. Моцарта смогли назвать 11 учащихся. Штрауса и Римского-Корсака знают только пять учеников.
Ноты правильно назвали 29 учащихся.
Заключение
Проанализировав результаты опроса, можно сделать следующие выводы: те учащиеся, которые не занимаются в музыкальной школе мало знают о музыкальных инструментах и великих композиторах.
Поэтому, когда мы исследовали как появились ноты и как ими пользуются музыканты в настоящее время, мы решили доступно и понятно для всех детей представить в презентации наше исследование.
И если, познакомившись с нашей работой, кому-то захочется заниматься музыкой, значит наш труд был не зря. Мы очень много интересного узнаем о композиторах и их произведениях на уроках музыки. И нас всегда интересовал вопрос: почему в музыке существует только семь нот, а сколько замечательных и чудесных мелодий нас окружает. А пока мы работами над проектом, то поняли, сколько еще интересного можно узнать, изучая этот музыкальный мир.
Использованная литература
Этот древний-древний-древний мир!
Пчёлы и муха
Два морехода
Прекрасная арфа
Горячо - холодно