Работа посвящена анализу былины «Садко» и сравнение её с оперой Римского-Корсакова «Садко».
Цель – показать, как видел и смог передать при помощи музыки композицию былины, её особый язык, поэтику, чувства и переживания героев русский композитор Римский-Корсаков в опере «Садко».
Вложение | Размер |
---|---|
sashina_rabota.doc | 63.5 КБ |
Городское научно-практическое соревнование школьников
«Юниор 2010»
Секция «Литературоведение»
СРАВНЕНИЕ БЫЛИНЫ «САДКО» С ОПЕРОЙ Н.А.РИМСКОГО – КОРСАКОВА «САДКО»
Автор работы:
Кабанова Александра
Гимназия №21 3 «В» класс
Научный руководитель:
Арутюнян Елена Николаевна
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия № 21»
Кемерово 2010
Оглавление.
Былина «Садко», её особенности 4
Опера «Садко»
3.1 Римский-Корсаков – офицер и композитор 6
Введение
Наша работа посвящена анализу былины «Садко» и сравнение её с оперой Римского-Корсакова «Садко».
Мы ставили цель – показать, как видел и смог передать при помощи музыки композицию былины, её особый язык, поэтику, чувства и переживания героев русский композитор Римский-Корсаков в опере «Садко».
Былины – эпические песни о событиях древней Руси. Эпичность былин состоит в том, что для них характерны монументальные образы богатырей и их врагов.
Термин «былина» вошёл в обиход в 30-е годы 19 века. Былины были источником изучения жизни русского народа до письменного периода. Существуют разные точки зрения на создателей былин: одни считают, что это были дружинные певцы, другие – скоморохи, третьи- калеки перехожие, четвёртые – крестьяне.
Особенностями поэтики былин является развёрнутый сюжет, картины природы, портретные зарисовки, прямые характеристики героев, их прямая речь (диалоги и монологи).
Велико значение былин. Они воспитывали любовь к родной земле, гордость её богатством, красотой и могуществом. Былины направлены на развитие самосознания русского народа.
Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим в эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не скуешь меча, не вырежешь ложки.
Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, конных состязаниях, торговле и далеких путешествиях с товарами, о споре и об увеселениях. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить.
Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность. Былины рассказывают об устройстве первых городов – за городскими стенами, которые защищали селение, сразу начиналось раздолье чистого поля. Сказатели поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Терема расписаны на удивление. Сколь ни ценны эти черты давнего быта, еще более ценны воплощенные в былинах думы и чувства народа.
Глава1
Былина «Садко» и ее особенности
В былине «Садко» новгородским гусляром Садко пренебрегли купцы – три дня подряд они не зовут его на пир, но игра на гуслях полюбилась морскому царю. Он помог гусляру взять верх над купцами. Садко разбогател, выиграв в споре лавки с красным товаром. И тут занесся, возгордился Садко – решил, что стал богаче Новгорода, но ошибся. Да и как было одному, даже самому богатому, спорить с самим Новгородом?! Сколько не скупал товаров Садко, а « Втройне товаров принавезено,
Втройне товаров принаполнено…»
Тогда сказал себе Садко: «Не я, видно, купец богат новгородский – побогаче меня славный Новгород!»
Идея былины «Садко»: изображение жизни и быта Новгородского купечества.
В своё время В.Г.Белинский проницательно заметил, что былина о Садко – не что иное, как торжественное прославление – «апофеоз» Новгорода. Богатства Господина Великого Новгорода, торговавшего «со всем белым светом», восхищали былинных певцов: они не пощадили даже своего любимого героя, когда тот посягнул на новгородскую славу. Достоинство родной земли певцы берегли, защищая от посягательств, исходивших, от кого бы то ни было. И в Садко, помимо удали и мастерской игры на гуслях, певцы чтили приверженность к родной земле. Каких только богатств не сулил гусляру морской царь на дне океана – моря, но садко предпочел всему возвращение домой.
Садко манил широкий морской простор, ему нравился плеск волн, разрезаемых ладьей, но милее был мирный звон колоколов софийского собора и шум торговых новгородских площадей. Ненавязчиво, но очень ясно высказана любовь к родному краю.
Другой главный герой былины - Морской царь - вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и народных сказках. Жилище Морского царя помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует. В былинах о Садко он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.
Второстепенные персонажи: купцы, дружина, Микола Можайский, жена Садко.
Былина богата художественно-изобразительными средствами.
Эпитеты: сине море, гусельки яровчатые, добрый конь, буйна голова, красна девица, белы руки, уста сахарные, красный товар, палаты белокаменные.
Сравнения: полетел, как чёрный ворон, голова, как куча сенная.
Сказочные слова: бел-горюч-камень, рыба-золоты перья, чудо чудное, раным – рано.
Гипербола: На небе Солнце – и в палатах Солнце,
На небе Месяц – и в палатах Месяц,
На небе Звёзды – и в палатах Звёзды.
Троекратный повтор: Садко три раза ходил к Ильмень-озеру, три раза закидывал тоньку в Ильмень-озеро, три раза скупал товары, три раза откупался от Морского царя.
Былина написана былинным стихом. Часто встречаются устаревшие слова: дружина хоробрая, корабли черлёные, почестен пир; устаревшие глаголы – езживал, плачивал, попаивал.
Глава 2
2.1 Николай Андреевич Римский-Корсаков – офицер и композитор
«Начиная с поворота на юг (невдалеке от Азовских островов)… небо более и более глубоким, все сильнее и сильнее веяло теплом, и, наконец, мы вступили в полосу севера – восточного пассата, и вскоре пересекли тропик Рака. Чудная погода, ровный теплый ветер, легко взволнованное море, темно-лазоревое небо с белыми кучевыми облаками… Дивный… днем цвет океана сменялся фантастическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями все более и более открывалось. Какое сияние Млечного пути с созвездиями Южного креста» - так в 1893 году писал профессор Петербургской консерватории, прославленный композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Он вспоминал о событиях своей юности. Тогда, в далеком 1862 году, восемнадцатилетний гардемарин Николай Римский – Корсаков впервые вступил на палубу клипера «Алмаз». 939 дней он исправно нес морскую службу, совершил кругосветное плавание и вернулся домой уже не гардемарином, а мичманом.
Родился Николай Андреевич 6 марта 1844 года в городе Тихвине. В семье потомственных морских офицеров. Будущее Николая было определенно еще при его рождении – он должен был стать морским офицером. Так что о музыкальных успехах мальчика не заботился никто – ни его родители, ни учителя, ни он сам.
20 августа 1856 года Николай был принят в Морской корпус. В этот период Ника брал уроки фортепиано. Мальчик давно пытался писать музыку, теперь под руководством учителя он начал сочинять новые пьесы: марш, скерцо, вариации, ноктюрн. Сочинение музыки все больше увлекает его…
Кругосветное путешествие, морская служба, а через 30 лет вдруг – прославленный композитор. К началу XX века Римский – Корсаков – автор множества музыкальных произведений.
2.2. Создание и постановка оперы«Садко»
В 1867 году, появилась симфоническая картина «Садко» на сюжет новгородской былины. Как писал А.Н.Серов «Эта музыка… переносит нас в глубь волн – это что–то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя выразить ничего подобного». Он восхищен умением Римского – Корсакова «живописать при помощи музыки».
В конце 90-х годов возвращается к «Садко». Новгородскую былину о Садко любил с молодых лет. Он считал, что это «лучшая и значительная былина новгородская…там все время налицо седая русская языческая древность и элемент волшебный, сказочный, фантастический». Главный герой оперы Садко – певец-гусляр. Именно поэтому музыку оперы пронизывает песенность – лирические плясовые, величальные песни, народные причитания, колыбельная, свадебная. И вместе с тем удивительна роль речитатива - былинного сказа или распева. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Римский – Корсаков использовал их в опере как самый подходящий инструмент - для подыгрывания словам. Множество персонажей, большие разнохарактерные сцены, переплетение реального и выдуманного объединено в опере настолько мастерски, что сам композитор считал, что все это «находится между собой в полной гармонии». Создается эта гармония и благодаря замечательной оркестровой зарисовке «Океан – море синее». На сцене живет мир вольного Новгорода – красочный, полный былинной поэзии и былинных чудес. Из вод Ильмень – озера выходила с подружками Морская царевна, полюбившая Садко за его песни, это была сама таинственно прекрасная царевна Волхова. В струящемся, как зеленоватая морская вода, наряде, с русалочьим лицом, раскосыми глазами и ускользающей улыбкой. Садко и грустит и торжествует, он удалой гусляр, победивший богатеев, не веривших ни в мечту, ни в неведомое, ни в смелый замысел. «Садко» — произведение эпическое. Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование. Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами, реальные — песенными. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство. В музыке гениально выражено «лирическое волнение» героя; душа Садко раскрывается в общении с природой и выливается в песне, прославляющей ее красоту.
«Садко» впервые поставили в декабре 1897 года в Московской русской частной опере, хозяином которой был С.И.Мамонтов. Савва Иванович Мамонтов был крупным промышленником, покровителем артистов, художников, музыкантов. В 1885 году Мамонтов основал Московскую частную оперу. Он пригласил в нее молодых талантливых певцов. Именно они стали первыми исполнителями нового произведение Римского – Корсакова. В опере исполняли партии Ф.И.Шаляпин, Н.И. Забела. Полному торжеству спектакля способствовал Ф. Шаляпина в партии Варяжского гостя. Суровая мощь, грозное величие созданного гениальным артистом образа потрясали слушателей. Хотя возможности Частной оперы, в особенности оркестра и хора, были значительно ниже Мариинского театра, постановка явилась огромным событием русского искусства. Передовая критика Москвы и Петербурга (где «Садко» был показан на гастролях) горячо приветствовала и произведение и спектакль. Если в первых трех представлениях наибольший успех имел исполнитель заглавной партии А. Секар-Рожанский, то начиная с четвертого, когда в роли Волховы впервые выступила Н. Забела, в сознании слушателей опера прежде всего ассоциировалась с образом Морской царевны. Эскизы костюмов и декораций выполняли самые известные художники. Постановка в Частной опере положила начало сценической жизни «Садко». С тех пор опера долгое время не сходила со сцены, являясь одной из основ национального репертуара. Однако в последние годы театры не проявляют к ней внимания.
Заключение
В опере, в отличии от былины, больше главных героев : Садко, морская царевна Волхова, купцы, дружина, морской царь, жена Садко. И множество сцен с народом - пиршество, танец морских царевен на берегу озера, сцена на пристани, царство морского царя, встреча Садко из плавания.
Римский-Корсаков значительно изменил начало «Садко». В былине Садко бедный гусляр, которого не приглашают на пир и он обиженный уходит на берег Ильмень – озера. Играет на гуслях, игра настолько понравилась морскому царю, что он ему помогает стать богатым, выиграть спор.
В опере Римского – Корсакова, Садко состоятельный, его приглашают на пир. После пира он так же приходит на берег Ильмень – озера, но видит прекрасных лебедей которые превращаются в морских царевен. Он видит прекрасную царевну Волхову, он восхищен, очарован ею. И он жестоко обижает свою жену, отвергая ее. А она мучимая вопросом любит или нет, его ждет.
А заканчивается и опера и былины возвращением Садко на берег, из царства морского царя.
Римский – Корсаков обогатил былину, наполнил ее красочностью, многоцветием, он как художник раскрасил былину разными голосами, красками. Создал множества сцен. В опере произошел синтез былины и придуманного. Эти дополнения лучше раскрывают образ Садко, его характер. То он веселый гусляр на пиру, то очарованный морской царевной. То жестоко обидевший бедную жену или предстаёт богатым, зазнавшимся, и не помнящим добра от морского царя, и в конце предстают любящим родную земля веселым гусляром.
Каждое произведение и былина и опера красивы и поэтичны. Несмотря на отличия и схожесть они не затмевают друг друга и остаются значительным вкладам в русской культуре.
Использованные источники
1.Былина. Русские народные сказки. Древнерусские повести. М., «Детская литература» 1989.
2.С.С.Белоусова . Русская музыка второй половины XIX века. М., «РОСМЭН» 2003.
3.И. Ф. Кунин. Николай Андреевич Римский – Корсаков. М., «Музыка» 1983.
За чашкой чая
Швейня
Сказка об одной Тайне
Фильм "Золушка"
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?