Исследовательский проект по музыке
Вложение | Размер |
---|---|
Русские праздники | 443.5 КБ |
Слайд 1
Исследовательский проект по предмету «Музыка» Тема: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ» Выполнил: ученик 5 «Б» класса ГБОУ СОШ № 473 Калининский район Санкт-Петербург Пожилис Алексей Руководитель: Одностайченко Татьяна Владимировна Санкт-Петербург 2013 г.Слайд 2
Содержание: 1.Сведения о проекте; 2. Обоснование выбора темы; 3. История русских народных праздников; 3.1. Рождество Христово; 3.2. Коляда; 3.3. Крещение; 3.4. Авсень; 3.5. Масленица; 3.6. Святая пасха; 3.7. Иван Купала; 3.8. Ильин день; 3.9. Осенины; 3.10. Покров день; 4. Вывод-обобщение; 5. Использованный материал.
Слайд 3
Исследовательский проект по предмету «МУЗЫКА» Тема: « Русские народные праздники» Выполнила проект: ученик 5б класса, Пожилис Алексей ГБОУ СОШ №473 Калининский район Санкт-Петербург Руководитель проекта : учитель музыки Одностайченко Татьяна Владимировна Обоснование выбранной темы: Цель проекта: раскрыть значение праздников в жизни русского народа. Задачи проекта: 1.Изучить историю календарных праздников русского народа. 2. Познакомиться с фольклорными обрядами, обычаями, традициями русского народа. 3. Проанализировать историю календарных праздников русского народа и сделать вывод: какова роль праздников в жизни русского народа.
Слайд 4
Рождество Христово Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуется 7 января. После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода. Среди нехристиан во многих культурах Рождество связывается, прежде всего, с ёлкой, дарением подарков и загадыванием желаний. В большинстве стран мира Рождество является государственным праздником, либо этот день объявлен выходным. Несмотря на христианское происхождение Рождества, в современном мире многими людьми Рождество воспринимается, прежде всего, как светский, лишённый религиозного смысла праздник.
Слайд 6
Коляда Коляда́ — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Слово «Коляда» заимствовано из латыни, где календами именуются первые дни каждого месяца Начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Вся семья собиралась за столом. На столе рождественская кутья да каша. Обязательно пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста — коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество.
Слайд 7
День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю.
Слайд 8
Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску — и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку». Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей.
Слайд 9
Пришли святки-колядки На липовых саночках. Саночки поломалися, Рубашечки помаралися, А колядки потерялися… Бегла свинка от Максимка, Да сгубила коляду, А ты, хлопчик, Не гуляй, не гуляй, А колядки собирай, собирай…
Слайд 10
Крещение Креще́ние — «погружение в воду» — одно из важнейших христианских таинств. Через крещение человек становится членом Церкви. Только после крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам. Таинство состоит в погружении человека в воду. В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников — крёстных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию . Крещение в Православной церкви совершается троекратным погружением с головой в купель со святой водой — во имя Отца, и Сына и Святого Духа.
Слайд 12
Авсень Авсе́нь (овсень) — русский новогодний обходной обряд (разновидность колядования) Основное значение слова овсень — величалъно-поздравительная святочная песня. Овсеневые песни практически ни чем не отличаются от среднерусских колядок, кроме припева (и факта их приуроченности к кануну Нового года). Одни и те же песни, исполняемые на Рождество, могли именоваться колядками, a в канун Нового года — авсенями. Тексты со сдвоенным названием («Ой авсень, ой коляда!») встречались как в рождественском, так и в новогоднем песенном цикле. Заключительная часть овсеней (как и всех других обходных песен) — просьба одарить исполнителей. Чаще всего им подавали блины и иные хлебные изделия, а также что-либо из мясных угощений. Типичные просительные формулы:
Слайд 13
«Авсень, авсень, / Падавай савсем! / Кишку да ножку в заднюю акошку; В переднее окошко блин да лепёшку, а в заднее окошко — поросячью ножку!» Если хозяева не разрешали авсенькать (либо плохо одаривали исполнителей), звучали угрозы и проклятья: «Хто ни дасть хлеба — быка из хлева! / Хто ни дасть пирага — карову за рага!» или «На Новый год — дубовый гроб, / Асинава тибе крышка, жэлезна задвижка!».
Слайд 14
Масленица Этот праздник восходит к весенним обрядам дохристианской эпохи жизни славян, когда масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия — рубежу, отделяющему зиму от весны. Обряды были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обильными хлебами. В XIX—начале XX в. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера. В традиционном русском быту масленичная неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, обжорной. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи». В деревнях в праздновании принимали участие все жители, независимо от возраста, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью , «жизнь в горькой беде».
Слайд 15
Празднества начинались встречей масленицы в воскресенье перед масленой неделей. Масленицу встречали блинами, которые раскладывали на возвышенные места с призывами: «Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!», а также пением песен: «Масленица годовая, Гостья наша дорогая! Она пешей к нам не ходит, Все на конях приезжает. У ней кони вороные, слуги молодые». Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье — дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице .
Слайд 18
В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди — девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи — все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах — передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» — выступлениям вожака с медведем. Празднование масленицы включало в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, кулачные бои, шествия ряженых, военные игры, как, например, «Взятие снежного городка» и т. д. Характерной особенностью масленицы было употребление большого количества жирной пищи: сметаны, творога, сыра, яиц, всевозможных мучных изделий: блинов, сырников, лепешек.
Слайд 19
В масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, это были веселые песенки, посвященные масленице и масленичному гулянью: Ах ты, масленка дорогая, Дорогая, лели, дорогая. К нам в гости приезжала, Приезжала, лели, приезжала. Да сыр с маслицем привозила, Привозила, лели, привозила. А мы масленку прокатили, Прокатили, лели, прокатили. На вороненком коне катались, Мы катались, лели, катались. Прощались с масленицей в воскресенье. В этот день в России жгли костры и сжигали чучело Масленицы .
Слайд 20
Пасха Па́сха , также — Воскресе́ние Христо́во — древнейший христианский праздник. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю. Практически все пасхальные традиции связаны с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы). Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь
Слайд 22
В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу. Пасхальные яйца верующие красят в яркие цвета и дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. В православной традиции на Пасху освящается квасной хлеб. На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.
Слайд 23
Иван Купала Ива́н Купа́ла , также Ива́нов день — летний народный праздник языческого происхождения. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием. C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель . Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.
Слайд 24
В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество. Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни.
Слайд 25
Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях.
Слайд 26
Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
Слайд 27
Ильин день Святой Илия (Илья), живший в Израильском царстве за девять веков до Рождества Христова, почитался всеми христианами как один из величайших пророков, устами которого говорил сам Бог, а также как чудотворец, одаренный божественной властью, проповедник, предсказывавший будущее от имени Бога. В сознании русского народа библейское повествование своеобразно переплелось с народными верованиями, а сам Илья Пророк взял на себя функции могучего славянского языческого бога Перуна, управлявшего всей природой, молниями, громом и дождями. Илья Пророк считался грозным вестником Бога, который следил за порядком на земле и наказывал провинившихся людей. Илью Пророка называли также «огненным тученосным громовержцем». Он, по поверью, ездил на огненной колеснице, которую вез волшебный конь:
Слайд 28
У нас было на сырой на земле – Претворилися такие чудеса: Растворилися седьмые небеса, Сокатилися златые колеса, Золотые, еще огненные. Уж на той колеснице огненной Над пророками пророк, сударь, гремит, Наш батюшко покатывает, Утверждает он святой Божий закон. Под ним белой храброй конь; Хорошо его конь убран, Золотыми подковами подкован.
Слайд 29
В то же время Илья был щедрым святым, он наделял людей богатством, урожаем, скотом и здоровьем, очищал мир от всякой нечисти. Крестьяне считали его повелителем дождя. В Ильин день и следующую за ним ильинскую неделю обычно устраивали молебны, а в некоторых губерниях совершали обряды жертвоприношений. В случае засухи молились Илье Мокрому, а при дождливой погоде – Илье Сухому. Ильинским дождем умывались в надежде на предохранение от всевозможных чар. В этот день обращались к Илье с просьбой уничтожить в деревне всю нечисть, а также клопов, блох и мух. Для этого во время грозы святой водой опрыскивали дом, выгоняли спрятавшихся в углах бесов на улицу, веря, что Илья убьет их стрелами-молниями. Ильин день был для целого ряда областей России переломным днем, рубежом между летом и осенью: «На Илью до обеда лето, с обеда осень», «На Ильин день и камень прозябает», «С Ильина дня работнику две угоды – ночь длинна и вода холодна». Крестьяне считали, что к этому дню должен быть закончен сенокос «Илья Пророк – косьбе срок»; начата жатва: «Илья жниво зачинает, лето кончает»; «подрезаны» первые соты в ульях.
Слайд 30
Осенины Осени́ны — день, выпадающий на 8 (21 сентября). Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. Считалось, что с 21 сентября наступает конец лету и осень вступает в свои права. Про этот день говорили: «Всякому лету аминь». Встреча осени в некоторых местностях отмечается обновлением в избе огня: старый огонь гасят и зажигают новый, который добывают ударами кремня или трением дерева. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.
Слайд 31
Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода. В этот день обращают свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывают стол и приглашают всех нищих в селе «чтобы молились за её детей». Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают всех к себе на обед. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего, заготавливали лук). Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути — это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе — день рождения Девы Марии, матери Иисуса Христа.
Слайд 32
Покров день Покро́в день — день, отмечаемый 1 (14 октября). Связан с началом осенних традиций, вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона — первый по настоящему осенний праздник. В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. Примерно с этих дней топили в избах: начинали работать пряхи и ткачихи. В этот день Домовой спать укладывается и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Протапливали избу, Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» — блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.
Слайд 33
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы. Коли белка в Покров чиста (вылиняла) — зима будет хороша. На Покров улетают последние журавли, если раньше улетят — быть холодной зиме. Отлет журавлей до Покрова — на раннюю и холодную зиму. Захвати тепла до Покрова (утепли, вычини избу). Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров! Батюшка Покров не натопит хату без дров. Ветер с севера, с востока — быть зиме суровой, дует с юга — на снега, на тёплую зиму; переменный — и ей быть переменной. По Покрову и зима. На Покров последний сбор плодов. Последний сбор груздей и рыжиков.
Слайд 34
Вывод-обобщение Подготовив проект «История русских народных праздников», я узнал много нового о том, какие праздники существовали на Руси раньше, с чем связано их возникновение, как было принято их отмечать. Многие из этих праздников дошли до наших дней, но в несколько измененном виде. Интересно было сравнить как, отличается празднование в наше время, от празднования в прошлом и попытаться понять с чем, это связано. При выполнении проекта я познакомился с обычаями, фольклорными обрядами и традициями русского народа. Значение праздников для русских людей очень велико. Празднование их позволяет полнее раскрыться характеру русского человека, выразиться мыслям и чувствам людей. Происходит это выражение через песни, пословицы, поговорки, заклички, танцы, которые являются неотъемлемым атрибутом любого народного праздника. Знание истории русских народных праздников, традиций и обычаев русского народа позволяет сберечь их для будущих поколений.
Слайд 35
Использованный материал Интернет материал: 1. www . images . yandex . ru 2. www . yandex . ru википедия 3. www . yandex . ru праздники России 4. wiki nios . ru
3 загадки Солнечной системы
Вокруг света за 80 дней
Юрий Алексеевич Гагарин
Кто чем богат, тот тем и делится!
Нора Аргунова. Щенята