Данная работа - попытка углубиться в музыкальную историю прошлого города Симбирска.
Вложение | Размер |
---|---|
haysarova_posled_prezentaciya.ppt | 1.05 МБ |
rabota_haysarovoy_aliny.doc | 72.5 КБ |
Слайд 1
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ СИМБИРСКА XIX ВЕКАСлайд 2
Работа ученицы 9 класса Б МОУ «Гимназия №34» Хайсаровой Алины Руководитель: Багрова Т. В. учитель музыки
Слайд 3
Актуальность . Сегодня погружение в историю своего города стали актуальны как никогда, потому что современная молодёжь мало знает о культуре родного края. Цель исследования узнать и выявить особенности развития музыкальной культуре Симбирска XIX века
Слайд 4
Задачи : - изучить материал по данной теме; - выявить направления развития музыкальной культуры Симбирска; - разработать анкету- опросник Метод исследования. - сбор литературы - анализ, обобщение - провести опрос по теме
Слайд 5
Нейков Черников Ягодинский Яковлев М у з ы к а л ь н о е о б щ е с т в о
Слайд 6
САЛОННАЯ МУЗЫКА ГАСТРОЛИ ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА СИМБИРЯН К о н ц е р т н а я ж и з н ь
Слайд 7
духовная музыка
Слайд 8
М у з ы к а л ь н о е о б р а з о в а н и е
Слайд 9
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Слайд 10
исследование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия №34»
Творческо – исследовательский проект
Музыкальная культура Симбирска
XIX века
Работу выполнила:
Хайсарова Алина
Ученица 9 класса Б
Работу проверила:
Багрова Т. В.
учитель музыки,МХК
Ульяновск
2012
Содержание
I.Введение………………………………………………..
II.Основная часть. Музыкальная культура Симбирска
2.1 Музыкальная жизнь………………………………..
2.2 Музыкальные общества Симбирска………………
2.3 Музыкальное образование…………………………
2.4 Органная музыка в Симбирске……………………..
III, Заключение………………………………………….
Много лет назад, когда крепость «Симбирск» возводили для защиты Московского государства от постоянных набегов кочевников, люди не могли и подумать о том, что спустя время жителям этой крепости придёт в голову мысль сделать Ульяновск культурной столицей Европы, ведь предназначением этого города не было развитие цивилизованности, а всего лишь покровительсто и охрана расцветающей Москвы. Несомненно, нашего города удивительна, можно много интересного узнать о жизни Симбирской губернии. Эти факты повлияли на выбор моей темы творческого проекта – «Музыкальная культура Симбирска XIX века».
Музыкальная культура провинциального города развивалась согласно тенденциям, конечно, не так стремительно, как в столичных городах – Москве и Санкт – Петербурге, но по всем канонам.
Актуальность темы
Сегодня изучение истории, культуры, традиций своего города стали актуальны как никогда, потому что современная молодёжь мало знает о прошлом родного края, города.
Цель исследования состоит в том, чтобы узнать о музыкальной культуре Симбирска XIX века.
Задачи:
1.изучить материал по данной теме;
2.выявить направления развития музыкальной культуры Симбирска;
3.описать развитие музыкальной жизни города в XIX веке.
Методологическая основа:
в ходе своей работы я обращалась к статьям Ульяновско-Симбирской энциклопедии, журнала «Мономах», краеведческой книге «Наше музыкальное наследие», а так же к очеркам, монографиям по истории музыкальной культуры Симбирского края.
Предмет исследования – культурные аспекты Симбирска XIX века.
Объект исследования – музыкальная культура Симбирска.
Практическая значимость: содержание исследовательской работы, полагаю, будет интересно не только детям, но и взрослым. Данный материал можно использовать на уроках краеведения, музыки, истории, факультативных занятиях, кружках и внеклассных мероприятиях.
II. Музыкальная культура Симбирска
II.1 Музыкальная жизнь Ульяновска
Музыкальная жизнь представляет собой интересное и яркое явлени. В определённой степени в ней отразились характерные для культуры многих провинциальных городов тенденции. Музыкальная жизнь Симбирска развивалась не тк стремительно, как в столичных городах – Москве иСанкт-Петербурге, но по всем музыкальным канонам. Она носила свой оригинальный оттенок, благодаря деятельности местных музыкантов, профессионалов и любителей.
Музыкальная жизнь Симбирска развивалась в 2-х направлениях: духовная и светская музыка. В свою очередь светская делится еще на направления: композиторская и народная.
Формы музыкальной жизни очень разнообразны: симфонические, камерные, вокальные и инструментальные (концерты, опера, оперетта, водевиль, музыкально – литературные вечера и утренники, концерты – аллегри). Стремление к организации М.Ж., приданию ей систематического характера привело к созданию музыкальных обществ. Необходимо отметить, что появлению музоб=в способствовала общероссийская тенденция того времени: постепенный отход от салонной музыки и организации другого вида музыкальной жизни- концертная деятельность для более широкого круга слушателей, музыкальное образование, поощрение музыкантов и композиторов. Впервые такое общество было создано в Петербурге в 1856 году, со своим Уставом, законами и это стало отправной точкой для организации таких музыкальных обществ в разных городах России. Нужно отметить и еще одну важную деталь - музыкальное общество Симбирска появляется в в 1864 году , почти одновременно с другими провинциальными отделениями Российского Музыкального общества, в таких городах, как Казань, Екатеренбург, Киев.
В разные годы музыкальная жизнь Симбирска имела определенные формы, жанры – все это составляло определенное «лицо» конкретного исторического периода. НО всегда это была музыка – светская и музыка духовная, светская – композиторская и народная. Так, концертная жизнь Симбирска начала XIX века - это салонная музыка, которая звучала зимой в городских домах дворян-любителей музыки, а летом - в их загородных имениях. Исполнителями на таких концертах были как хозяева, так и их гости – дворяне, получившие хорошее музыкальное образование, но была другая часть исполниетелй-
– крепостные музыканты дворян города. Такими концертами славились помещики Киндяковы, Языковы, Толстые, Дурасовы, Столыпины, где звучала не только музыка камерная, но и оркестровая, исполняемая их собственными оркестрами.
II .2.Музыкальные общества Симбирска.
В истории Симбирска таких обществ было несколько. Их деятельность была очень плодотворной и полезной для города. Все начинания обществ встречали горячую поддержку симбирян ещё и потому, что руководителями и членами обществ были весьма уважительные в Симбирске музыканты.
Первое музыкальное общество появилось в Симбирске в 1864 и получило название “Общество любителей музыки”. Инициатором его создания был помещик Сергей Николаевич Нейков, известный в городе музыкант-любитель. Учредитель этого общества задался исключительной целью – составить хороший постоянный городской оркестр и содержать его, так что это скорее было не общество любителей музыки, а нечто вроде компании на акциях для содержания оркестра. Деятельность этого общества была успешной, потому что тогда создание постоянного оркестра в Симбирске имело большое значение. Раньше в Симбирске был прекрасный оркестр князя Трубецкого, который он приобрёл в полном составе. Но после пожара 1864 года тот оркестр распался и С. Н. Нейков, с большим усердием и знанием дела, принялся за восстановление его, что ему и удалось, так что в 1869, в время посещения Симбирска цесаревичем Александром Александровичем и цесаревной Марией Фёдоровной, этот оркестр, под личным управлением С. Н. Нейкова, играл на парадном обеде и, за удачное исполнение пьес, удостоился личной благодарности Их высочеств. Этот коллектив принимал участие во всех мероприятиях общества. Долго ли существовало общество любителей музыки и принадлежащий ему оркестр – сведений не сохранилось.
В 1873 другой уважаемый всеми в городе музыкант, композитор и общественный деятель Василий Васильевич Черников основал “Общество музыкальной беседы” в видах распространения музыкального образования и развития музыкального вкуса среди симбирского общества и с целью сближения любителей музыки и доставления им приятного провождения времени. Работа этого М.О. была чрезвычайно плодотворной и разнообразной: концерты, литературно-музыкальные вечера, утренники, просветительская деятельность. В.В. Черников и члены общества содействовали распространению музыкального образования. Еще в 1870-1871 был открыт музыкально-нотный отдел при Карамзинской библиотеке по инициативе В.В. Черникова. Им же был создан и детский оркестр, инструменты для которого были выписаны из Вены. Работа общества продолжалась около пяти лет и оставила заметный след в жизни города. Но, кажется, это общество существовало недолго.
После этого, в 1890 несколько любителей музыки создали “Симбирское музыкальное общество”, привлекли много членов и задумали устроить дело в широких размерах, так как в 1892 году открыли музыкальную школу, где преподавалось сольное пение, игра на скрипке, виолончели, альт и фортепиано. Общество дало несколько музыкальных вечеров, в школе учеников почти не было. Деятельность общества складывалась непросто. Финансовые и организационные затруднения привели к тому, что в 1893 оно распалось. Спустя несколько лет, в 1897 оно было восстановлено. На этот раз его деятельность была удачной, концерты привлекали большое количество публики.
Около двух лет работало учреждение по инициативе местной интеллигенции в 1905. “Общество изящных искусств” с различными отделениями: драматическим, музыкальным, скульптурным, архитектурным, литературы. Цель этого общества заключалась, главным образом, в том, чтобы служить сближению деятелей в области изящных искусств и оказывать помощь тем лицам, которые желают совершенствоваться в этих искусствах. Ради этого, общество будет стремиться давать каждому интеллигентному человеку возможность, при незначительной годовой плате и при малых запретах, проводить с несомненной пользой свободное от обычных занятий время. На его основе в 1907 было создано Музыкально-драматическое и художественное общество. Среди его учредителей и членов были видные симбиряне: дирижеры Н.П. Никитин, Ф.П. Яковлев, художник П.И. Пузыревский, певица Л.Н. Сахарова, регент С.П. Ягодинский. Деятельность этого общества была наиболее продолжительной и очень плодотворной. В музыкальных и художественных учебных заведениях Москвы и Петербурга обучались стипендиаты общества. Постоянно устраивались художественные выставки. Успешно соперничали с гастролирующими профессиональными труппами местные коллективы: драматический и оперный, созданные обществом. Кроме того, музыкальное отделение устраивало симфонические и камерные концерты, на которых звучала музыка зарубежных и русских композиторов.
Важную роль концертной жизни состовляли гастроли. Симбиряне слышали игру знаменитых музыкантов. Так, в городе побывал голландский флейтист А. Совле(1858), австрийский пианист и педагог А. Доор(1858), выпускница Московской консерватории, ученица Ф. Лауба, скрипачка Е. Восховская(1880).
Многие музыкальные спектакли давали приезжие артисты. По сложившейся традиции, осенью в театре шли драмы и водевили, а весной – оперы. В симбирске гастролировали оперные труппы. Из Нижнего Новгорода, Казани, Москвы, Саратова, Украины. Репертуар их был достаточно велик и включал произведения русских и зарубежных композиторов. В городе побывало 5 итальянских трупп (1852 – 1910). Они исполняли оперы Беллини, Верди, Леоногвалло, Бизе.
Симбиряне очень любили хоровую музыку с неизменным интересом посещали концерты хоровых капелл Кара – Георгиевича, Коренева, Агренева – Славянского. Не обходила своим вниманием публика концерты симбирских хоровых коллективов. Особой популярностью пользовались выступления прекрасного архиерейского хора в годы руководства им С. Н. Ягодинского.
Духовные концерты - особая страница в концертной жизни города. Они устраивались обычно церковными братствами, например, Трех Святителей, Сергея Радонежского, Палестинским обществом. В них принимали участие кроме архиерейского хора хоры духовной семинарии, духовных училищ. В этих концертах звучала музыка Смоленского, Гречанинова, Кастальского, Чеснокова, Архангельского. Интересными были и концерты, проходившие в учебных заведениях. Все гимназии, училища, кадетский корпус имели по два хора (церковный и светский), в некоторых из них были и свои оркестры. Так как учащиеся получали солидное музыкальное образование, то их концерты были настоящими праздниками в городе.
Яркая и насыщенная концертная жизнь, устойчивый интерес к музыкальному театру свидетельствуют о том, что большая часть населения было хорошо подготовленно как к восприятию музыки в качестве слушателей и к исполнительской деятельности. Это объясняется тем, что музыка занимала важное место в системе воспитания и образования.
Косвенным подтверждением этого являются многочисленные газетные объявления о наличии в магахинах нот и музыкальных инструментов. Например, в 1839 году приехавщий из Казани книготорговец С. П. Пугин сообщает об открытии своей книжной лавки, в ко торой наряду с «историческими книгами, романами, ландкартами, картинами будут продаваться разные ноты». Позже о новиках регулярно извещал магазин А.К. Юргенса, а в начале XX века магазин И. И. Волкова, в котором постоянно имелся «большой выбор роялей, пианино, скрипок, мандалин, гитар, балалаек, струн, скрипичных пренадлежностей, камертонов и нот». Кроме того, нередкро сообщали о продаже инструментов частными лицами или музыкальными мастерами.
До 1918 года в Симбирской губернии не было государственных музыкальных учебных заведений. Обучение детей основам нотной грамоты , игре на музыкальных инструментах и пению осуществлялось в общих и специальных начальных и средних учебных заведениях, церковно – приходских и земских школах, училищах, гимназиях и семинариях, частных школах и на дому. В симбирске наиболее хорошо музыкальное образование было поставлено в чувашской учительной семинарии, в кадетском корпусе, духовной семинарии и мужской классической гимназии.
В организации преподования дисциплин, деятельности музыкальных коллективов чувашской учительской школы принял участие видный русский музыкант, дирижёр и педагог, композитор С. В. Смоленский.
В школе действовали несколько хоров и оркестров, силами учащихся и педагогов ставились сцены из опер. Важную роль в музыкальной жизни учебного заведения сыграли выпускник регентских классов Придворной певческой капеллы в Петербурге И. М. Дмитриев и его воспитанник хормейстер Ф. П. Павлов.
В кадетском корпусе наплохо преподавалось теория музыки, игра на духовых инструментах, хоровое пение. Для кадетов издавались специальные пособия. Например, в 1882 году преподаватель И. А. Иванов подготовил и издал в Симбирске брошюру «Хрестоматия пения, составленная для кадетов Симбирского кадетского корпуса». Духовой оркестр корпуса был одним из лучших в городе. В переод с 1876 по 1917 в этом военном учебном заведении преподавали музыку, руководили хорами и оркестрами музыканты и педагоги П. П. Алексеевский, И. П. Алексеевский, К. Ф. Рилевский, А. И. Сазонов, Ф. П. Яковлев, А. Я. Пузырёв и другие.
В духовной семинарии основное внимание уделялось вокальной музыке, церковному пению. Наряду с этим педагоги и учащиеся создавали любительские инструментальные ансамбли. Например, в 1896 году учитель музыки семинарии, выпускник Петербургской консерватории А. Пернец сформировал и возглавил семинарный струнный оркестр.
В мужской классической гимназии устойчмвый вокальный коллектив сформировался в 1867 году, когда была открвта гимназическая церковь святого Сергия. По уставам разных лет преподавание пения в гимназии считалось то обязательным, то факультативным предметом. О серьёзной постановке музыкального образования и оживлении музыкальной жизни в ней можно говорить, начиная с 1889 года, когда по инициативе преподавателя французского языка Якова Дамбера в гимназии был создам оркестр. В 1894-1917 года гимнизическими вокальными и инструментальными коллективами руководили А. Ф. Чашурский, М. А. Кпигге, А. А. Нигофф, А. Ф. Тимей. Под руководством названных и других музыкантов учащиеся устраивали музыкально – литературные вечера в стенах гимназии и за пределами. Многие юные симбиряне до 1917 года и позже получали основы музыкального образования, учились играть на музыкальных инструментах, частым образом, у себя на дому или в квартире педагога. Продолжительное время в городе преподавали и держали частные музыкальные классы М. И. Ячиновская – кимонт, с 1894 по 1924 года – А. Ф. Симагулова Е. М. и Е. В. Центнерские, О.М. Иванова, А. И. Каблукова, Е. К. Кашатгуева, М. Г. Люстсартек (учитель певицы А. Вяльцевой), Л. Ф. Шульман, Е. Н. Чпарди.
II.4 Органная музыка в Симбирске.
Когда в нашем городе впервые зазвучал орган? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратится к истории органной музыки в нашем городе. В ХУП веке «органные потехи» были излюбленным времяпровождением окружения царя Алексея Михайловича, в который входил деятель культуры, первостроитель Симбирска боярин Богдан Хитрово. Не исключено, что присутствие просвящёного вельможи во время его прибывания на местах закладки крепости Синбирска находился портативный орган .
С 1729 года в печати стали публиковаться объявления о продаже инструментов по цене «200 рублёв», доступной для мелкопоместного дворянства и зажиточного купечества. По мнению специалистов, около 1778 года в России начался настоящий «органный бум». В стране из Франции, Германии, Англии завозили тысячи органов и органоподобных инструментов. Иметь орган – позитив «фортепиано с флейтами», «фортепиано с органами», в доме дворянина считалось правилом хорошего тона. Симбирское дворянство соблюдало сословные традиции, стремилось не отставать от моды. Наконец, были и истиные любители музыки. Можно с уверенностью утверждать, что органная музыка зазвучала в Симбирске не позже 80 – х годов ХУШ века.
В Симбирске к концу XIX было три общественно ценных для горожан органа. В театре Булычёва орган – позитив использовался в оперных и драмматических спектаклях. В польском костеле подобный инструмент применялся в ходе богослужения.
Третим городским симбирским органом был инструмент, сооружённый в здании лютеранской кирхи, ставшей настоящим концертным залом.
В марте 1897 года «Русская музыкальная газета» сообщила о духовном концерте на органе, данном 29 декабря 1896 года в евангеличско – лютеранской церкви Симбирска К. Л. Корбутом – «Свободным художником Санкт – Петербургской консерватории», старшим преподавателем по классу фортепиано и теории композиции Казанской музыкальной школы Р. А. Гуммерта. В нём приняли участие местные музыканты,
«Орган совершенно новый, - отмечала газета, - сработанный в прошлом году господином Магецким в Риге по новой пневматической конструкции. К. А. Кобутом были исполнены Токката и Фуга, концерт И. Баха, затем были исполнены 2 анданте Меркеля и А. Гумманта и соната И. Рейнбергерха. Не говоря уже о его блестящей технике, господином Корбут показал себя большим мастером владеть таким большим инструментом, с массою всевозможных регистров. Концерт сделал полный сбор, и Корбут был принят настойчиво радушно, что ему пришлось дать ещё один концерт. Второй концерт, бывший в субботу 4 января 1897 года прошёл с таким же громадным успехом, как и первый».
По данным «Музыкального календаря» А. С. Габриловича, в начале XX века в Симбирске было два городских органиста – Людвиг Людвигович Мест и ДмитрийПетрович Остинов . Вспоминая о посещениях лютеранской кирхи Симбирска, мемуарист А. В. Ястребов написал:
«Лично меня привлекает в эту церковь великолепный орган и замечательный органист Людвиг Мест. Он назвал себя племянником знаменитого композитора Ференца Листа… Мы, любители музыки, приходили к нему в церковь тогда, когда не было службы, и он нам играл на органе произведения Баха, Генделя, Гуно и других западных композиторов… Рождественнская служба очень торжественна. В церкви в этот вечер звучало очень много хорошем музыки. Иногда к ортану присоединялась скрипка. Приглашались в этот вечер хорошие певцы, соло и дуэты».
К сожалению, после 1917 года все симбитские органы были утрачены. Долго пришлось ждать ульяновским любителям музыки возможности услышать звуки гродского органа. И всё – таки мечта сбылась: 2 декабря 1982 года в зале бывшего Общественного собрания, ныне филармонии, состоялся органный концерт. Зазвучал электроорган, изготовленный мастерами фирмы «Ойле» (Германия). В этот вечер пред ульяновцами дебютировал ныне известный органист, лауреат Всероссийского конкурса А. Титов – уроженец нашего края. А есть ли надежда услышеть орган в лютеранской кирхе? Да. В свюзи с её возвращением веруйщим и рестоврацией этот вопрос серьёзно обсуждался. Традиция звучания в нашем городе органной музыки восстановлена.
III.Заключение
Музыка занимала важное место в культурной жизни города Симбирска. Это сказывалось и на образовании города. В симбирске наиболее хорошо музыкальное образование было поставлено в чувашской учительной семинарии, в кадетском корпусе, духовной семинарии и мужской классической гимназии, где учащиеся играли на музыкальных инструментах, занимались пением в светских и духовных школах.
Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Яркая и насыщенная концертная жизнь, устойчивый интерес к музыкальному театру свидетельствуют о том, что большая часть населения была хорошо подготовлена, благодаря
1. просветительской деятельностью музыкальных обществ,
2.в концертной жизни города принимали участие и купеческие крепостные театры, музыканты,
3.просветительской деятельностью занимались и церковные служители, занятые организацией духовных концертов,
4.развитие музыкального востановления в различных учебных заведениях.
В поисках капитана Гранта
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Новогодние гирлянды
Сочини стихи, Машина
Цветок или сорняк?