Сочинение-анализ по пьесе "Мама" из "Детского альбома" П.И. Чайковского
Вложение | Размер |
---|---|
izuchaem_muzyku_p.i.chaykovskogo.doc | 38 КБ |
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем -
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем!
(Н. Некрасов)
Только просыпаюсь- улыбаюсь я,
Солнышко целует ласково меня,
я смотрю на солнце- маму вижу я,
Мое солнце- мамочка моя!
( В.Крючков)
Имя великого русского композитора П.И.Чайковского знакомо многим поколениям юных музыкантов. Его « Детский альбом»,посвященный любимому племяннику Володе, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Из биографии Чайковского мы знаем, что у него не было собственной семьи,но он всегда любил детей. «Что может быть лучше в жизни, чем дети и цветы?»- говорил композитор.
Петр Ильич был очень привязан к своим племянникам, детям своей любимой сестры Александры . Чайковский подолгу жил у них в Киевской губернии, в их ( Давыдовых)усадьбах - Каменке, Вербовке...(он жил в том же домике, где когда-то жил сам А.С.Пушкин!!!) Дети горячо любили своего дядю Петю, и каждый его приезд был для них настоящим праздником!В семье ставились домашние спектакли ,устраивались танцы и фейерверки . Чайковский даже сочинил для племянников (и поставил на домашней сцене) целый одноактный балет «Озеро лебедей»... Позже этот домашний музыкальный пустячок через несколько лет чудесно обернется гениальным балетом и его главная тема целиком войдет в «Лебединое озеро»!
Почти все племянники Чайковского были наделены хорошими музыкальными способностями , но больше всего его радовали успехи маленького Боба( так звали Володю в детстве), который мог часами сидеть за инструментом, по- многу раз повторяя выученные пьески.Но очень беден был в те годы детский музыкальный репертуар , и Петр Ильич решил написать цикл пьес, которые были бы интересны ,близки и понятны каждому ребенку: « Подумать только! Кроме шумановского альбома да соль- мажорной сонатины Бетховена, бедным детям и играть почти нечего.Разве можно назвать музыкой бесконечные этюды и бездарные пьесы всяких составителей «Школ игры на фортепиано»?
О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал издателю П.И.Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана."
Тематика «Детского альбома» Чайковского разнообразна: события из жизни детей, игры,танцы, сказки,зарисовки природы, увлекательные музыкальные путешествия по другим странам...Но самой глубокой по содержанию, самой значимой и главной, я думаю,является пьеса «Мама».
Мама- самое чистое и светлое, родное и дорогое, что есть у каждого человека.Мать- символ жизни, вечности, всепобеждающей любви и святости! Роднее матери нет никого на всем целом свете! Неизгладимое впечатление оставляет эта пьеса в сердце каждого ребенка. Как трогательно и задушевно она звучит в исполнении моего преподавателя по фортепиано! Пьеса «Мама» напоминает нам, чтобы мы любили своих мам, помнили о них всегда, согревали теплом своих сердец!
Однако без знания определенных эпизодов биографии композитора невозможно полностью осмыслить и понять всю глубину замысла автора, понять, как он сам любил и почитал свою «мамашеньку». Как интересно и увлекательно,в доступной форме излагает педагог эти моменты из жизни композитора, и как хочется узнавать о нем все больше и больше!
Всматриваясь в фотографию Александры Андреевны — мамы композитора- мы видим чудесное женское лицо с чертами удивительной мягкости, с задумчивым и немного печальным взглядом. Александра Андреевна получила хорошее музыкальное образование и обладала незаурядными вокальными способностями. С образом любимой мамы для композитора неразрывно связана была память о безмятежно-счастливой поре раннего детства...В гостеприимном доме начальника Камско-Воткинского горного округа И.П. Чайковского охотно и часто музицировали: отец любил играть на флейте, а хозяйка дома пела романсы Алябьева. Гурилева, Варламова. Летними вечерами семья собиралась на балконе воткинского дома,куда из рабочего поселка доносились народные песни. Смолкали песни за околицей - слушатели на балконе расходились; кончался валик оркестрины - гости отправлялись по домам.
В зале стояла великолепная оркестрина - механический орган, исполнявший отрывки из Моцарта, итальянские оперные арии и модные вальсы Штрауса-отца (интересно, что Штраус-сын будет дирижировать «Характерными танцами» Чайковского летом 1865 года в Павловске, включив их в программу своих гастрольных концертов).
Родители подарили Пете рояль фирмы Вирта ( и сейчас на прежнем месте стоит в гостиной Воткинского мемориального дома). Он играл все, что слышал: все нотные тетради мамы, весь репертуар оркестрины. По слуху, без нот, выучил он 2 шопеновские мазурки, которые услышал в исполнении кого-то из гостей. Играл он и что-то свое, без устали импровизируя.
Часто Петруша разыскивал свою обожаемую мамочку по всему дому,заглядывая в каждую комнату, чтобы убедиться, что она тут,рядом,недалеко. А когда вдруг находил ее,то прыгал и пел от радости. Однажды ( в конце лета 1844 года) мама уехала в Петербург с другим сыном и отсутствовала 3 недели. Маленький Петя так тосковал по ней, не находя себе места, что можно было подумать, что он заболел. Результатом этой разлуки, стали стихи четырехлетнего будущего композитора:
Наша мама в Петербурге,
Плохо всем нам без нее
Поскорей бы приезжала
Мы заждались... скорее бы.
Такая привязанность к маме не ослабевала с годами.Разлука с ней осенью 1850 года( мама привезла Петю в Петербург в Училище правоведения) обернулась настоящей трагедией! В книге Ф. Оржеховской «Пять портретов» описан трагический эпизод разлуки с матерью. Смятение и настоящий ужас переполняли его. День отъезда мамы, день расставания с нею навсегда врезался в память Чайковского, как «один из самых ужасных дней» его жизни, он никогда не мог вспомнить о нем «без содрогания и ужаса».Мальчик писал своей милой и нежной «мамашеньке» письма, полные «обожания» и «ужасной грусти», с жадностью мечтая о каникулах, о встрече, «чтобы поцеловать (ее) прекрасную ручку»! Охваченный тоской по дому, мальчик убегал в музыкальную комнату, чтобы играть алябьевского «Соловья», потому что «это всегда была (ее) любимая вещь».
Прошли годы, и уже давно не было в живых Александры Андреевны, а Чайковский все по- прежнему не мог, как он говорил, без слез слышать «Соловья» Алябьева! До седых волос помнил он нежные, «добрые» руки матери и аромат ее платьев - неуловимо тонкий «мамашин запах» пармской фиалки. Помнил голос ее, красивый и мягкий, и ее задушевные песни.Пение матери, ее игра на фортепиано, их совместное музыцирование - все это принадлежало к числу самых ранних и сильных эмоциональных впечатлений Чайковского.
В пьесе «Мама» дана одна из лучших портретных зарисовок (нити к «Девушке с волосами цвета льна» Дебюсси и др.).
Существует несколько типов портрета в музыке: портрет-характер, портрет-эмоция, автопортрет. Применимо к данной пьесе- это скорее отражение символа матери и всего, что связано с материнским началом: покой, свет, ласковость, утешение. Музыкальный портрет мамы—портрет нежной, грациозной, не лишенной утонченности и изящества обладательницы спокойного и мягкого нрава. Следует отметить камерность портрета (не пышный парадный портрет). Перед нами воспевание истинной красоты женщины , у которой «величавость проста и естественна, ибо зависит не от поступи и движений, а от свойств души, и как бы свидетельствует о ее высоком происхождении...»( Ж.де Лабрюйер).
Ремарка «с большим чувством и нежностью» помогает детям разобраться в характере исполняемой пьесы, настроится на нужное эмоциональное состояние. Пьеса дышит спокойствием и благородством! Мелодия звучит очень трогательно и искренне, задевая самые гдубокие и потаенные струны детского сердца. От ее прозрачной певучей полифонической ткани исходит светлая умиротворенность. Во время звучания каждый ребенок вспоминает что- то свое, только ему знакомое, поэтому этот образ собирательный, похожий на всех или других мам. Вспоминаются ласковые и утешительные слова, слова сочуствия и дружеской поддержки, слова напутствия и внушения, нежные материнские руки... Как это дорого и понятно каждому ребенку, каждому слушателю!
Под стать основному эмоциональному тону пьесы и избранная тональность - соль мажор (данная тональность трактуется как приемлемая для тихого радостного настроения) .Радость в данной пьесе не открыто, живо пульсирует, а приглушается, мягко лучится , как бы напоминая о мягких наставлениях мамы.
Характерно, что звуковой поток пьесы неторопливо течет в среднем и нижнем регистрах. Композитор не перегружает их чрезмерным массивным звучанием, оставаясь в пределах ясного легкого 3-4х голосья, однако, приближаясь к регистру разговорной речи,сообщает музыкальной интонации большую проникновенность, выразительность и правдивость звучания.
Верхний голос в пьесе дублируется в дециму. Может быть композитор хотел навсегда запечатлеть те счастливые моменты , когда вместе с любимой «мамашенькой» они исполняли «Соловья»(она пела, а юный композитор играл на фортепиано)?!А может хотел передать те минуты тихой, спокойной и упорядоченной семейной жизни, когда вся большая и дружная семья Чайковских слушала оркестрину( намек на некоторую механичность в фактуре)?!
Особую выразительность мелодической ткани придает линия подголоска в теноровом голосе в левой руке . Ровность ритма нарушается в т.6 второго предложения, что наводит на мысль о сбое заведенного механизма музыкальной шкатулки, о переменах в жизни...В мелодии —« плетение» из коротких мотивов ассоциируется с завитками волос, локонами...
Пьеса логично выстроена в виде периода повторного строения из 2-х 16-тактовых предложений с дополнением. Структурный состав первого предложения: а а b b с с d е .Все такты сложены как мозаика из двутактов( соль мажор- уход в си минор- возврат в исходную тональность).
Первое предложение заканчивается на тонике, что совсем не типично для середины периода .В этом видится какая-то законченность, обособленность предложения от следующего.
Второе предложение сохраняет фразировку первого восьмитакта, а далее -полное обновление: короткие мотивы в секвенции, гармонически оминоренный мажор( тревога, разлука? Но не сейчас, позже...поэтому в кадансе вновь соль- мажор) Второй 8-такт во втором предложении насыщается быстро сменяющимися отклонениями, более дробными и прихотливо рифмованными мотивами, такими деталями как неожиданные мажоро-минорные и метрические «сбивы».
Любопытно, что во втором предложении композитор записывает исходный материал на этот раз в басовом ключе (в дидактических целях - руки играют уже знакомое, идут по проторенной дорожке, а глаза «изучают» басовый ключ)
Тональная изменчивость в пьесе- знак изменчивости настроений или рассказ разных историй ?!
Мелодия наполнена поэтической выразительностью и задушевностью,от нее исходят все прекрасные качества музыки великого русского гения: интонации ласки, сочувствия, сострадания, дружеской поддержки.
Русская классическая музыка немыслима без имени Чайковского.В своём творчестве Чайковский пытался решить сложнейшие философские вопросы. Но вместе с этим он чутко и тонко понимал детей. Он вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грёз. Композитор сумел подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям юных слушателей и исполнителей.
Думаю, что очень уместны слова Д.Б. Кабалевского: "Пишут музыку для детей многие, но очень мало кто по-настоящему знает и любит детей так, как должен их знать и любить тот, кто берётся сочинять для них".
Литература:
Волшебные звуки ноктюрна
Зимовье зверей
Ночная стрельба
Браво, Феликс!
Швейня