В работе рассмотренны следующие аспекты:
1.Знакомство с музыкальными произведениями, стихами, картинам и их авторами, посвященных женщинам.
2.Принятие и осознание важности внутренней красоты женщины.
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya.rar | 1.5 МБ |
Муниципальное общеобразовательное
учреждение Средняя общеобразовательная
школа№20 г. Вяземского
Вяземского муниципального района
Хабаровского края
« Женская красота в искусстве».
Выполнила:
Шабашная Светлана,
ученица 9-а класса
МОУ СОШ №20
Руководитель:
Паратова Елена
Николаевна,
учитель музыки.
МОУ СОШ № 20
Вяземский
2009г.
Содержание
I. Введение.
II. Основная часть.
III. Заключение.
Цель исследования:
Рассмотреть образ женщины в искусстве.
Задачи исследования:
1.Знакомство с музыкальными произведениями, стихами, картинам и их авторами, посвященных женщинам.
2.Принятие и осознание важности внутренней красоты женщины.
Объект исследования:
Музыкальные произведения, картины, стихи и их авторы.
Обзор литературы:
Моя исследовательская работа, строится на изучении энциклопедии «Кирилла и Мефодия», словарей В.И.Даля, С.И.Ожегова. Пользовалась материалами из журналов «Музыка в школе» № 7, 9 2006Г. , а также учебниками по музыке 5 -7 классы, авторы Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.
Введение.
Каноны женской красоты постоянно менялись с течением времени.
Первое известное изображение человеческого лица – статуэтка из бивня мамонта высотой около 3 см «Дама в капюшоне», найденная во время раскопок при Брассемпуи, датированная 25 000 до н.э. Впервые чётко различимы черты женского лица – дугообразные брови, маленький нос и подбородок. Тонкий женский профиль больше напоминает средневековых красавиц.
Во времена египетской цивилизации изображения идеальной женщины подчинялись определённым канонам. Среди известных своей красотой женщин того времени выделалась египетская царица начала Нового царства Яхмес-Нефертари, жена своего брата Яхмеса и мать Аменофиса I. Она являлась объектом культа личности и божества: статуи представляют её красивой высокой стройной африканкой атлетического телосложения, с длинными ногами, с округлыми ягодицами и маленькой грудью. Идеальная египетская женщина вечно молода.
В средние века макияж запрещён всемогущей Церковью, поскольку он искажает божьи создания. Единственный приемлемый цвет – красный цвет целомудрия. Дева Мария изображалась в основном фигурой, лишённой всякой женственности: римская статуя представляет её исключительно в качестве поддержки для младенца Иисуса на её руках. Белизна кожи, символизирующая чистоту, непорочность, а также богатство и праздность, очень ценится в девушках той эпохи.
В эпоху Возрождения женское тело вновь появляется в нерелигиозном искусстве. Оно снова идеализируется. Женщины картин Рафаэля и Ботичели изображены в неестественных позах, опираясь на одну ногу, как в греческих скульптурах. В женщинах художники стараются показать прежде всего божественность. Художники того времени трансформируют реальность, чтобы приблизиться к их видению женского идеала.
Но в искусстве эпохи Возрождения было также реалистическое движение. Аристократы и меценаты, которые восхищались холодной женской красотой работ Рафаэля, любили также округлые формы женщин Тициана и Рубенса.
Во времена классической эпохи, красота соответствует четким канонам культа изысканности. Женщины должны иметь молочный цвет лица, тонкую талию, внушительную грудь, немного пухлые руки. Мадам де Монтеспан полностью воплощает идеал женской красоты той эпохи. Её портреты отражают представления о красоте
В наше время идеалом женской красоты служат женщины, девушки с рекламных роликов, с обложек журналов, с экранов телевизоров.
Но во все времена ценилась и, по-моему мнению, будет цениться внутренняя красота женщины. Она выражается в доброте, нежности, ласке.
У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Некрасивая девчонка», меня заинтересовали слова:
«то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
И я задумалась над смыслом этих строк.
А что же есть женская красота для меня? Раньше я никогда особенно не задумывалась над этим. Ну да, красиво, ну и что. Что было бы, если в нашей жизни не стало красоты окружающей нас: женской красоты, красоты природы, красоты музыки и живописи, красоты человеческой души?
С.И. Ожегов раскрывает содержание слова красота так - Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
Русский писатель Федор Михайлович Достоевский, сказал:
«Красота спасет мир!»,
А что может помочь разобраться в этом вопросе лучше, чем искусство. Оказывается, что тема женской красоты волновала и музыкантов, и художников, и поэтов. И каждый говорит об этом по-разному, своим языком.
II. Основная часть.
1.Образ женщины, как «гений чистой красоты».
Больше всех писал о женской красоте А.С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье», “Я вас любил”, “ Не пой ,красавица, при мне”- какие романтические истории! Какие необыкновенные женские образы: выразительные глаза, изящный стройный стан сочетаются с женским достоинством, добротой, нежностью.
Пушкин благоговел “богомольно перед святыней красоты”. Его любовная лирика сохранила множество прекрасных женских портретов. В бессмертных стихах никогда не померкнут синие глаза — небеса Катеньки Вельяшевой и ангельские глаза Олениной, не отзвучал “голос девственный, невинный” Алины Осиновой и “речи резвые, живые” Екатерины Ушаковой, не сотрется белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает “мимолетное виденье” Анны Керн, не смолкнут “горестные песни” поэта, обращенные к Елизавете Воронцовой, не забудутся его “ревнивые мечты” об Амалии Ризнич и не перестанет сиять “во славе и в лучах” образ Мадонны — Гончаровой. Никто так не ценит человека, никто так полно, отрадно и признательно не ощущает его желанного присутствия, как Пушкин... женщина нашла в нем певца очарованного и чарующего. Она будила в нем не только страсть, но и умиление; она являлась ему как мимолетное виденье, как гений чистой красоты...
Сонет "Мадонна", посвященный Наталье Николаевне - невесте, является не только объяснением в любви, но и воплощением представления Пушкина об идеале женственного. Наталья Николаевна - в жизни, а царевна Лебедь - в творчестве, - чему это "гении" (духи, олицетворения) красоты душевной и телесной. Это то, можно поклоняться, перед чем можно простаивать часами (как сам Пушкин перед картиной "Мадонна" Перуджино).
До сих пор не раскрыта загадка улыбки женщины, смотрящей на нас с картины Леонардо да Винчи «Джоконда».
«Джоконда» — картина картин. Что мы видим перед собой? Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. При пристальном вглядывании портрет кажется чем-то, скорее, божественным, чем человеческим, чудесным произведением , ибо сама жизнь не могла быть иной».
«Смуглая женщина в цвете зыбком,
Прост и чудесен ее наряд,
Неуловимая улыбка,
Необъясним ее чистый взгляд…
Музыку слушает Джаконда,
Леонардо пишет ее портрет.
Мне улыбается Джаконда
Из-за гор через тысячу лет».
Лев Озеров.
Грустит романс тревожно и светло.
Множество изумительных романсов было создано великими композиторами. Романсы писали Варламов, Гумилев, Петр Булахов, Глинка, Мусоргский, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов...
Русский романс… Сколько тайн хранит он.. Романс всегда воспевал неповторимую вечную женственность. Свое изумительное стихотворение «Я помню чудное мгновенье» А.С. Пушкин посвятил очаровательной Анне Керн. А через 15 лет композитор М. И. Глинка написал романс на эти стихи и посвятил его дочери А. Керн - Екатерине.
Когда летом 1838 года Михаил Иванович Глинка предпринял поездку на Украину, в доме одной из своих сестёр он встретил молодую девушку, которая привлекла его внимание. Это была дочь Анны Петровны Керн - Екатерина Ермолаевна. Она не была красавицей, но её бледное, всегда немного печальное лицо и особенно выразительные глаза говорили об уме, чуткости и душевной красоте.
Глинка полюбил Екатерину Ермолаевну, и эта любовь стала для него источником вдохновения и радости Екатерине Керн Глинка посвятил свой "Вальс-фантазию", скрыв от посторонних глаз это посвящение другим обозначением в печатном издании.
Мелодия этого вальса была такой же певучей, гибкой, как мелодия лучших романсов Глинки, в ней слышался нежный и страстный призыв любви. А лёгкий, трепетный и причудливый ритм вальса как будто рисовал прелестный облик девушки, её воздушную походку, её быстрые и лёгкие движения. Это был портрет, нарисованный звуками.
Памятью об этой встрече остался и вдохновенный романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи Пушкина, в своё время посвящённые Анне Петровне Керн.
Никогда ещё не достигал Глинка в своих романсах такой красоты, такой окрылённости мелодии. Гибко следуя за упругим ритмом пушкинского стиха, музыка выражала радостное стремление к счастью, к вдохновенному творчеству.
В романсе Глинка создал необычайно светлый облик молодой девушки. Это произведение стало настоящей жемчужиной в творчестве композитора.
2. Образ женщины-матери в искусстве.
В искусстве, в разные времена воспевался образ женщины-матери.
Искренность, нежность, трепетное чувство любви объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии. Создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа-Марии.
Образ Девы Марии - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное.
Кажется, что занавес только что раздвинулся, и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала
«На ее лице ничего не выражено, то есть на нем нет выражения понятного, имеющего определенное имя; но в нем находишь в каком-то таинственном соединении все: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мирное, постоянное, не могущее уже возмутить ясности душевной. В ее глазах нет блистания… но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота; в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремленный, но как будто видящий необъятное.»
В. Жуковский
А вот, что пишет Л.Н. Толстой.
Мадонна Рафаэля.
Склоняясь к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Его земную красоту.
А Он, в презрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
Воспевая женщину, многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения своим любимым женским образам, так Франц Шуберт сочинил великое творение, посвященное Деве Марии.
«Ave Maria» Ф.Шуберта – одно из светлых и лирических произведений композитора. Простота, ясность, гармоническая уравновешенность образа этой песни духовно близки изображениям Мадонны на полотнах великих живописцев – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Боттичелли. Музыка «Ave Maria» буквально дышит благородным спокойствием. Возвышенное достоинство образа девы Марии передается строгими и лаконичными музыкальными средствами. Плавность линий мелодии и аккомпанемента, неторопливый темп в сочетании с мерным движением фортепианного сопровождения. Долгое, вдумчиво-отрешенное распевание каждого слога – и при этом никаких ярких, выразительных эффектов. И все же течение этой музыки воспринимается как непрерывно струящийся свет, как нечто бесконечно высокое и милосердное, что невозможно передать словами, что подвластно только музыке.
Вывод:
В искусстве, будь то распевность мелодии, ровность ритма перекликаются с певучестью и размеренностью ритма в стихах, мягкостью линий рисунка, гармонией красок, стройностью композиции в картинах, иконах. За всем этим возникает ни с чем не сравнимое святое чувство любви к женщине , как любимой и женщине-матери, к ее внутренней красоте.
Меняется время, образ жизни, мировосприятие, но тихие женские голоса продолжают сливаться в единый хор. Что же является лейтмотивом этих образов? Благородство, изящество, поэзия чувств? Да, все это. И еще – сиянье человеческой души.
Рассмотрев образ женщины в искусстве, я пришла к выводу, что у женской красоты есть две стороны:
внешняя - это то, что мы видим: лицо, фигура, одежда… и внутренняя – это то, что внутри нас: мысли, чувства, поступки.
Красота женщины – это то, что дает природа, чем восхищаются поэты, художники, композиторы. Но женщина не может быть по- настоящему красивой без внутренней душевной, духовной красоты, ведь внешний облик, каждая женщина создает свой, индивидуальный, который зависит от внутреннего ее состояния.
Для меня, , настоящая женская красота - это образ Девы Марии на картине Рафаэля «Сикстинская мадонна», т.к. в ее облике сочетаются и внешняя красота, и внутренняя.
Да, женская душа должна в тени светиться,
Как в урне мраморной лампады луч,
Как в сумерки луна сквозь оболочку туч.
И согревая жизнь, незримая теплиться
КРАСОТА—ЭТО СИЛА, КОТОРАЯ ПРАВИТ МИРОМ, а миром правит женщина!
У меня в портфеле
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Можно от Солнца уйти...
Л. Нечаев. Яма
Сказка про Серого Зайку