Сегодня актуальна проблема сохранения музыкального наследия страны. Автор работы "Музыкальное Рыбацкое" исследует историю создания Великорусского оркестра в с.Рыбацком,пытается проследить связь музыкального прошлого Рыбацкого с настоящим. Работа содержит уникальный материал о музыкальном быте рыбацких жителей, собранный по крохам в историко-краеведческом зале Рыбацкой библиотеки.
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_rybackoe.doc | 79.5 КБ |
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №571
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
«Музыкальное Рыбацкое»
О традиции музицирования жителей села Рыбацкого в 20-м веке
Исследовательская работа
учащейся 8-а класса
Ваниной Елизаветы
руководитель работы:
учитель музыки
Хохлова Ирина Васильевна
Санкт-Петербург
2012-2013
Оглавление.
1. Введение с.5
2. Первый великорусский рыбацкий оркестр с.6
3. Рыбацкое в 20-30 годах с.7
4. Военные годы с.8
5. Музыкант Д.Ф.Бессонов с.9
6. Заключение с.10
Цель:
Рассказать о традиции музицирования жителей села Рыбацкого в 20 веке.
Задачи:
1. Изучить краеведческую литературу по теме « Музыкальное Рыбацкое»
2. Определить роль музицирования в быту рыбацких жителей.
3. Рассказать о деятельности музыкантов Андреева В.В., Петрова А.Г., Владимирцова А.А., Бессонова Д.Ф., выявить ее значение в создании оркестров села Рыбацкое.
4. Систематизировать материал по изученной теме.
5. Оформить основные положения исследования в виде электронной презентации.
Ожидаемые результаты:
1. Получить более глубокое представление о музыкальной культуре жителей Рыбацкого.
2. Научиться понимать и анализировать, популяризировать малоизвестные материалы о музыкальном быте села Рыбацкого и вкладе музыкантов в создании оркестров в 20 веке.
3. Создать электронную презентацию.
Список использованной литературы:
8. Электронный сайт http://skomorokhi.narod.ru/art/art1.html. Статья В.И. Акуловича «Великорусский оркестр В. В. Андреева»
В этом году я посетила зал краеведения Рыбацкой библиотеки. Меня удивил стенд, посвященный Рыбацкому великорусскому оркестру (на уроках музыки в 4-м классе мы проходили тему «Оркестр русских народных инструментов», говорили о его основателе В.В.Андрееве). Оказывается, в селе Рыбацком, был свой великорусский оркестр. Мне стало интересно узнать, кто его создал, кто входил в него, как долго он существовал.
Сегодня актуальна проблема сохранения музыкального наследия страны, о чем свидетельствует факт возрождения Всероссийского хорового общества, председателем которого стал дирижер Мариинского театра оперы и балета Валерий Гергиев. Актуальность моей работы несомненна, поскольку в ней обобщен и систематизирован материал по теме исследования, популяризируются материалы о музыкальном быте жителей Рыбацкого в 20 веке, обнаруженные в разных источниках.
Работая по теме, я опирались на литературные источники из зала краеведения Рыбацкой библиотеки и интернет ресурсы. А также материалы и индивидуальные консультации заведующей историко-краеведческого зала Рыбацкой библиотеки Глушковой Веры Михайловны.
В историко-краеведческом альманахе «Рыбацкая слобода» (№ 4) в статье «О друзьях-товарищах» Рудольфа Славского и книге А.Ф.Векслера «На реке Славянке. Боевой путь 55 армии Ленинградского фронта» (в глава «О друзьях-товарищах») рассказывается о создании в Рыбацком в военные годы агитбригады при политотделе 55 армии Ленинградского фронта и руководителе небольшого симфонического оркестра агитбригады А.А.Владимирцове. В статьях «Казарина Мария Павловна» Чирковой Л.Н. и «Казарин Виктор Петрович» Глушковой В.М. из краеведческого издания «Люди земли Рыбацкой», 3 выпуск ярко и лаконично описаны проходящие в Рыбацком 20-30 годов демонстрации с участием в них оркестров Рыбацкого. В альманахе «Рыбацкая слобода» (№2) статья «Музыкант» Глушковой В.М. увлекательно поведала о судьбе музыканта Бессонова Д.Ф., коренного жителя Рыбацкого, основателя многочисленных оркестров. О музыкальном быте крестьян в 19 веке я узнала из стихотворений книги «Досуги сельского жителя. Стихотворения русского крестьянина Ф.Н.Слепушкина». Малоизвестный материал о роли музыканта В.В.Андреева в распространении народных инструментов в армии нашла в публикации Л. Сесилкиной «В. В. Андреев и его великорусский оркестр» из альманаха «Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв».
Самое раннее упоминание о том, какое место имела музыка в жизни жителей Рыбацкой слободы, мы встречаем в стихах крестьянского поэта Федора Никифоровича Слепушкина (1783 -1848),самого знаменитого ее жителя.
Он описывает быт крестьянина:
Колыбель с дитей висела, там его покоил сон;
Мать при нем тогда сидела, пряжу вила с веретен.
Дед на печке и с детями сидя, лапотки плетет
И веселыми словами про старинушку поет! «Изба»
Изображает праздничное гуляние:
Все дышит радостью и к радости зовет,-
Лишь кончился обед, то девушки с парнями,
В наряде праздничном, схватившися руками,
С березкою пойдут и с песнями в лесок,
Где каждая совьет красавица венок!...
Березку расплетут - про липоньку поют!
И к дому чрез поля с молодками идут.
Прийдя, пред домом их становятся рядами,
Попарно пляшут в лад под звук рожка с гудками. «Троицын день»
Показывает веселую жизнь молодежи:
Туда приходят той порой
К красоткам парни холостые,
И с песней, с шутками, игрой,
Часы проводят золотые! «Посиделки»
2. Первый великорусский рыбацкий оркестр
Первый оркестр русских народных инструментов (Великорусский оркестр народных инструментов) появился в Санкт-Петербурге в 1896 году усилиями выдающегося музыканта Василия Васильевича Андреева (1861-1918). Концертные выступления этого коллектива по России и за границей сделали популярными русскую народную музыку и народные инструменты.
По настоянию Андреева ввели обязательное обучение низших чинов игре на балалайке в русской армии, что способствовало «распространению по селам и деревням как инструмента, так и родных мелодий, улучшению и развитию музыкальных вкусов в народе».[1]
Меня поразила выписка из документа «О разрешении платных лекций общества Вспомоществования нуждающимся ученикам училища села Рыбацкого в 1909-1915гг.».[2] Она свидетельствует о том, что перед жителями села в здании рыбацкой старой школы регулярно проводились концерты: «Играются струнные концерты. Исполнители: Каргополов, профессор В.В.Андреев, рояль - аккомпаниатор Пентекейнен. Вход 37коп. После концерта танцы Белов, И.Д.Мясников, Г.Г.Григорьев». Обратите внимание на то, что в этих концертах выступает В.В.Андреев, предполагаю, что он увлекал своим исполнительским мастерством рыбацких слушателей.
Нужно сказать, что музыкальная культура жителей села Рыбацкого всегда была довольно высокой. Сельчане вспоминают, что не было семей, в которых не умели бы петь, играть на балалайке. Играли по одному и в ансамблях, дома и на улице, на семейном торжестве и народном празднике.
3 мая 1917 года при Рыбацком высшем начальном училище по инициативе директора И.И.Игнатьева был создан Великорусский оркестр села Рыбацкого из музыкально одаренных жителей этого села. Организовал коллектив Александр Герасимович Петров.
Он играл в оркестре В.В.Андреева, «прошел» хорошую музыкальную школу. Об Александре Герасимовиче мы знаем, что он обладал хорошими музыкальными знаниями, ярким педагогическим и организаторским талантом. В историко-краеведческом зале хранится поздравительный текст в честь годовщины создания А.Г.Петровым оркестра. Музыканты (28 человек) признаются, что благодаря оркестру «смогли осознать, как музыка…облагораживает человечество и доставляет душевное эстетическое наслаждение».
До революции коллектив с успехом выступал в зале Волостного правления, в знаменитой старой Рыбацкой школе, и других местах, каждый его концерт становился ярким праздничным событием в жизни сельчан. Среди исполняемых сочинений были: народные песни «Ивушка», «Эй,ухнем», «Полоса-ль моя полосонька», «Светит месяц», «Не ходи Грицю на вечерницю» и многие другие.
Рыбацкая школа была центром не только просвещения, но и культуры. В ее стенах ставились драматические и музыкальные спектакли (опера «Волк и семеро козлят»), работали педагоги старой «царской» школы» и музыкальное обучений было на высоком уровне.
В маленьком селе с численностью около 3 тысяч жителей было создано несколько оркестров. По воспоминаниям старожилов, в 20-е годы насчитывалось около 9 разносоставных оркестров: джазовый, несколько духовых, великорусский, неаполитанский (мандолины, гитары) и т.д.
3. Рыбацкое в 20-30 годах
Конец 20-х- начало 30-х годов – это эпоха парадов, демонстраций, гимнов и маршей. Она отражена в воспоминаниях жителей старого села. О Марии Павловне Казариной -учительнице русского языка и литературы Рыбацкой школы- вспоминает племянница Людмила Николаевна Чиркова: «Во время праздников, в конце 20-х -начале 30-х годов, в Рыбацком проходили массовые народные демонстрации, организаторами которых были колхоз, пожарные части, школа, железнодорожная станция «Рыбацкое» и др. Принимали участие в демонстрациях оркестр духовых инструментов и джаз - оркестр. Мария Павловна запомнилась во время демонстрации во главе колонны в праздник МЮДа (Международный юношеский день) с песней «Не спи, вставай, кудрявая…»[3] В с.Рыбацком, как и по всей стране, звучали задорные мелодии «Песни о встречном» Д.Д.Шостаковича на стихи Б.Корнилова, «Марша энтузиастов» и «Марша физкультурников» И.О.Дунаевского на слова А.Д Актиля , «Марша авиаторов» Ю.А.Хайта на слова П.Д.Германа.
На праздники 7 ноября, 1 мая в Рыбацком проходили массовые демонстрации с участием всех оркестров села. Старожил села Виктор Петрович Казарин вспоминает: «Пожарники в начищенных до блеска касках с духовым оркестром подъезжали к школе. Школьники с лозунгами, портретами, все вместе шли к проспекту 1 Мая, где их ждали железнодорожники так же с оркестром и флагами. Объединившись, они шли на Славянский мост. Здесь к колонне присоединялись славянские демонстранты. Вся колонна с музыкой возвращались к Рыбацкой школе. Перед школой стояла трибуна, вокруг – демонстранты, проходил митинг, играли духовые оркестры… Незабываемое зрелище!» [4]
При многочисленности инструментальных коллективов великорусский оркестр успешно существовал до Великой Отечественной войны.
4. Военные годы
1 сентября 1941 года была создана для обороны Ленинграда 55-й Армия ленинградского фронта. Политотдел армии располагался в Рыбацкой школе, здесь же был создан армейский агитвзвод. По воспоминаниям бывшего агитвзводовца Рудольфа Славского: «В агитвзводе было больше всего музыкантов. Среди них было много «духовенства» (выходцев из духовых оркестров). Приплюсую к ним 2 аккордеонистов и 2 отличных скрипачей- Юфита и Абрамянца, оба из Ленинградского Малого оперного театра. Таким образом, был создан приличный оркестр. Возглавил его талантливый композитор Александр Александрович Владимирцов, по воинскому званию старший лейтенант, автор многих популярных песен, в том числе и «Иду по знакомой дорожке», которую перед войной пела вся Россия. Первое, что Владимирцов сочинил для агитвзвода,- «Марш 55 армии» на тест поэта А.И.Гитовича. самыми запоминающимися словами был припев:
«Гневом объятая/ Среди снегов /Пятьдесят пятая / Громит врагов!»
Емкий по смыслу и энергичный по ритму, эти слова в музыкальной интерпретации Владимирцова звучали необычайно выразительно и эмоционально. Этот марш стал в своем роде визитной карточкой агитвзвода». [5]
Среди бойцов 55 Армии были популярны песни: «За нами город Ленина», «Здравствуй, парень!», «За Ленинград», «Боевая полковая».
С наступлением Победы мирная жизнь города и села Рыбацкого возвращается в свое русло. В селе в 1946 году был образован ДК «Рыбацкий».
5. Музыкант Д.Ф.Бессонов
Д.Ф. Бессонов (1896-1984) собрал на чердаке сельсовета запылившиеся, с лопнувшими струнами домры и балалайки, привел их в порядок и стал обучать игре школьников. При ДК он организовал оркестр русских народных инструментов из 60 участников- взрослых, детей и подростков.
Бессонов был прекрасным организатором, талантливым музыкантом, влюбленным в музыку. Воспитание в детях любви к музыке, популяризация высокой исполнительской культуры было главной целью музыкально-педагогической деятельности Д.Ф.Бессонова (1896-1984).
Еще маленьким мальчиком он самостоятельно освоил несколько народных инструментов, подбирал по слуху знакомые мелодии, в 9 лет собрал оркестр народных инструментов из таких же юных музыкантов. Ребята за короткое время овладели разнообразным репертуаром и выступали с самодеятельными концертами в селе.
До призыва в армию в 1918 году играл в Рыбацком великорусском оркестре, можно сказать, профессионально вырос в этом коллективе. Где бы ни был Д.Ф. Бессонов, он совершенствовал свое исполнительское искусство, организовывал оркестровые коллективы.
Всего за свою долгую музыкальную жизнь - как только мы сосчитали по документам - Дмитрий Федорович создал более 16 оркестров! Среди них: несколько военных в годы службы во время Гражданской войны, класс народных инструментов и студенческий оркестр в Ярославле, струнный и духовой при Казанской пожарной службе, смешанного состава при заводе «Большевик».
В 1946 году Рыбацком Доме культуры Д.Ф.Бессонов организовал оркестр русских народных инструментов из 60 участников- взрослых, детей и подростков. О высоком уровне музыкантов свидетельствовал концертный репертуар. Это обработки русских народных песен, популярные мелодии народов мира, зарубежная и советская классика.
Почти одновременно он создал оркестр в 333 Рыбацкой школе. И уже в 70 лет он создаст оркестр русских народных инструментов на базе школы №348.
Дмитрий Федорович воспитывал в своих учениках музыкальную культуру, щедро делился с ними не только знаниями, опытом, но и душевным теплом. Д.Ф.Бессонов относится к числу ленинградцев высокой культуры, на своих воспитанников он никогда не повышал голоса. С горечью и болью отмечал он спад интереса в обществе в 70-80-е гг. к музыкальному творчеству в связи с увлечением гитарой, хоккеем, футболом.
И тем не менее, оркестры под руководством Д.Ф.Бессонова участвовали и побеждали в различных городских смотрах-конкурсах, выступали на лучших концертных площадках города: Филармонии, Дворца пионеров им. Жданова.
«За успехи в развитии народного искусства и за активную воспитательную работу» Д.Ф.Бессонов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Замечательные музыкальные традиции старого села продолжают жизнь в современном микрорайоне: это подтверждают ученический оркестр русских народных инструментов «Серебряный родник» школы №569 (руководители Киселев В.А., Нарыжнева Е.В.), фольклорные коллективы ДК «Рыбацкое»- детский ансамбль русской народной песни «Сударушка» (руководитель Гут О.А.) и вокальный коллектив «LADIA» (руководитель Терентьева А.Е.) из жителей Рыбацкого.
6. Заключение.
В ходе своего исследования я изучила краеведческую литературу по теме «Музыкальное Рыбацкое. О традиции музицирования жителей села Рыбацкого в 20-м веке»; получила более глубокое представление о музыкальной культуре жителей Рыбацкого 20 века.
Научилась понимать и анализировать, популяризировать малоизвестные материалы о музыкальном быте села Рыбацкого и вкладе музыкантов в создании оркестров в 20 веке; рассказала о деятельности музыкантов Андреева В.В., Петрова А.Г., Владимирцова А.А., Бессонова Д.Ф., выявила ее огромное значение в создании оркестров села Рыбацкое.
Систематизировала материал по изученной теме. Оформила основные положения исследования в виде электронной презентации.
На основании результатов своей исследовательской работы я пришла к следующим выводам:
В 20 веке в селе Рыбацком сохранялась традиция музицирования, возникшая еще в 19 веке. Ее поддерживали такие выдающиеся музыканты как Петров А.Г., Владимирцов А.А., Бессонов Д.Ф.
В настоящее время в Рыбацком существуют детские хоровые фольклорные коллективы и оркестр народных инструментов.
Практическое значение моей работы заключается в популяризации данных материалов среди учащихся моей школы на уроках музыки, школьной научно-практической конференции, районных краеведческих чтениях.
[1] В. В. Андреев и его великорусский оркестр / Публ. Л. Сесилкиной // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2007. — [Т. XV]. — с. 497
[2] архив историко-краеведческого зала /Фонд 569 опись70 дело19 (лист22) , ЦГИАСПб/
[3] «Люди земли Рыбацкой», краеведческое издание,вып.3, с.30
[4] Лист из краеведческого альбома В.П.Казарина
[5] «Рыбацкая слобода», лит.истор. альманах, №4, с .49
Солдатская шинель
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рождественский венок
Карандаши в пакете
"Разделите так, как делили работу..."