Музыкальные инструменты Смоленского края
v Я играю на гармошке…»
На Смоленщине и поныне весьма популярным инструментом среди многих жителей является гармошка. На свадьбах и посиделках без неё не обойтись. Кстати, с 30-х г.г. прошлого века она звучала во всех деревнях. А пришла она к нам, в Россию, с Запада. Была крайне примитивной по своей
конструкции, имела пять клавишей на правой клавиатуре и две на левой. При
сжиме и разжиме меха одна и та же кнопка соответствовала двум различным по
высоте звукам. Тембр у такой гармоники был резким, пронзительным.
Производство гармоник началось в Туле. Затем гармонику выделывали мастера-кустари других районов и областей России. Так появились тульские, касимовские, бологойские, саратовские и многие другие гармоники, получившие свои названия от городов, в которых они создавались.
Со второй половины XIX века гармоника становится незаменимым инструментом на деревенских посиделках. Под гармонику пели частушки, плясали…
В деревнях Монастырщинского района Смоленской области в 40-е послевоенные годы гармошка помогала жить людям. От зари до зари селяне трудились в поле. Вручную и косили, и пахали, и жали, и молотили. Жили бедно, питались, по сути, впроголодь. Но что удивительно- с песнями с заходом солнца возвращались домой. Народные праздники отмечали дружно по затейливые звуки гармошки на сельской улице. А гармонистов в деревне зачастую было целая дюжина. Каждый норовил похвастаться своей игрой, быть в почёте среди односельчан.
Федора Кондратьевна Латышева из деревни Макарово в 60-е г.г. прошлого века рассказывала учителю Козлову Олегу Филипповичу, как с радостью и душой под гармошку веселился народ в то время. В деревне славились 11 музыкантов-самоучек: Иван Латышев, Василий Козлов, Николай Козлов, Сергей Шептунов, Василий Латышев, Леонид Латышев, Василий Клименков, Владимир Андронов, Николай Бадюлин, Василий Князев, Владимир Князев. Пять певиц: Мария Юркова, Федора Латышева, Евдокия Евстафьева, Пелагея Козлова, Просковья Латышева знали много народных песен родного края. Их певческие голоса звучали на народных праздниках села. Диву даёшься: в 40-60-е г.г. жила деревня полноценной крестьянской жизнью: и работать умели, и веселились на славу, с умом. А как игриво, виртуозно и выразительно играл на гармошке Василий Латышев!! Самоучка-музыкант, а ему равных не было в деревне. На праздниках свой «почерк» игры показывали и другие. Зачастую один гармонист сменял другого, а то играли «хором». Тут уж многие селяне пускались в пляс, с лихвой откаблучивали чечётку.
О замечательном гармонисте Василии Латышеве по деревне в то время слыла легенда. Рассказывают: служил Василий в армии, а потом попал на фронт на передовую. Тяжёлые шли бои. Не раз солдат вспоминал свой отчий край. родную избу… Однажды на привале перед боем отдыхали бойцы. И вдруг Василий услыхал очаровательное пение соловья. Громкие трели пташки с удивительным волшебством то замирали, то нарастали с неописуемой музыкальной выразительностью, что все бойцы притихли, призадумались. Соловьиная песня воскрылила душу Василия. Он был потрясён музыкой жизни, счастья и радости лесного чародея. И поклялся тогда: «петь» на гармошке так, как поёт милый соловей-соловушка. Правда, то ли неправда, но какая-то неведомая сила в одну ночь прибавила таланта Василию Латышеву. Наутро его руки невольно тянулись к гармошке. А она, к радости, была во взводе. Потрогал руками Василий двухрядку, а сослуживцы хором:
-Сыграй-ка нам плясовую, хороводную…
Василий бережно взял гармошку, как говорится, бросил пальцы сверху вниз и… произошло чудо-раскрылся талант гармониста. Он играл виртуозно, выразительно, с душой. Пальцы «бегали» по клавиатуре с бешеной скоростью, свободно. Лилась народная музыка, завораживая всех сослуживцев, родную природу.
-Ну и молодец, Василий! Ну и гармонист! Талант от Бога!- с радостью сказал командир.
Вот с тех пор о Василии и пошла такая легенда: будто бы его виртуозно на гармошке научил играть соловей. Да и сам он нередко, шутя, говорил: «Я от соловья гармонист».
v Рожок и скрипка
В деревне Макарово Монастырщинского района и поныне селяне помнят кузнеца Ивана Александровича Латышева. Он по вечерам, на гулянках любил играть на скрипке. Никто его не учил. Как говорится, талант от Бога. Многие селяне дивились: -Ты, Иван, музыкантом зародился: и в кузнице звоны-перезвоны «играешь», и на скрипке односельчан веселишь… Говорят, кузнец Иван и скрипки простые умел мастерить- из лучины, с четырьмя натянутыми вместо струн конскими волосиками. Были и другие скрипичные мастера на Смоленщине. Изготовлялась скрипка по расчетам, которые, к сожалению, не сохранились. Известно лишь, что отчетливые приметы своего сородича – гудка, несут на себе детские скрипки те, которые делали сами себе ребята, желавшие выучиться на скрипке. Более сложные – скрипки-«долбанки» из березового полена. Я недавно узнала из книги технологию их изготовления. Весьма интересно. Она совпадает с тем способом, каким делались гудки, найденные при раскопках в Новгороде в слоях XII века. Полено сначала долбили, вынимая из него древесину, потом готовили корпус, сверху накрывали дощечкой с прорезями – верхней декой. Натягивали струны и скрипка была готова. Смычок – упругая, выгнутая «луком» палочка, стянутая вместо тетивы пучком конских волос, выдранных из хвоста кобылы. А на струны шли кишки свежезарезанного барана. Их надо было вычистить, промыть, свить туго-натуго, как веревку, и оставить подсыхать в избе. По народу ходило поверье: струны обязательно порвутся, если при «обыгрывании» новой скрипки будет присутствовать человек, глаза которого одного цвета с глазами зарезанного барана. За неделю мастер делал 7-9 скрипок. Дерево подбиралось для разных деталей по породам. На верхнюю деку шла ель, на нижнюю – верба, на обечайки – клен; шейка, головка, гриф выделывались из груши. Продавались скрипки на смоленском рынке. Один из скрипачей, в детстве игравший на кустарной скрипке, купленной в Смоленске, как-то рассказывал, что «сивая краска на ней была; было всего три струны, хотя колков - четыре».
Кожурова Полина, ученица 8 класса, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
Руководитель: Козлов Олег Филиппович, учитель музыки.
3.Музыкальный клуб. Музыка.8 выпуск, 1968. 4. Попонов, В.Б. 5.Казьмин П.М. С песней. Москва, 1970. 7. Рытов, Д.П. 8.Яковлев С.Я. Смоляне в искусстве. Московский рабочий, 1968.
|
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.94 КБ |
Музыкальные инструменты Смоленского края
На Смоленщине и поныне весьма популярным инструментом среди многих жителей является гармошка. На свадьбах и посиделках без неё не обойтись. Кстати, с 30-х г.г. прошлого века она звучала во всех деревнях. А пришла она к нам, в Россию, с Запада. Была крайне примитивной по своей
конструкции, имела пять клавишей на правой клавиатуре и две на левой. При
сжиме и разжиме меха одна и та же кнопка соответствовала двум различным по
высоте звукам. Тембр у такой гармоники был резким, пронзительным.
Производство гармоник началось в Туле. Затем гармонику выделывали мастера-кустари других районов и областей России. Так появились тульские, касимовские, бологойские, саратовские и многие другие гармоники, получившие свои названия от городов, в которых они создавались.
Со второй половины XIX века гармоника становится незаменимым инструментом на деревенских посиделках. Под гармонику пели частушки, плясали…
В деревнях Монастырщинского района Смоленской области в 40-е послевоенные годы гармошка помогала жить людям. От зари до зари селяне трудились в поле. Вручную и косили, и пахали, и жали, и молотили. Жили бедно, питались, по сути, впроголодь. Но что удивительно- с песнями с заходом солнца возвращались домой. Народные праздники отмечали дружно по затейливые звуки гармошки на сельской улице. А гармонистов в деревне зачастую было целая дюжина. Каждый норовил похвастаться своей игрой, быть в почёте среди односельчан.
Федора Кондратьевна Латышева из деревни Макарово в 60-е г.г. прошлого века рассказывала учителю Козлову Олегу Филипповичу, как с радостью и душой под гармошку веселился народ в то время. В деревне славились 11 музыкантов-самоучек: Иван Латышев, Василий Козлов, Николай Козлов, Сергей Шептунов, Василий Латышев, Леонид Латышев, Василий Клименков, Владимир Андронов, Николай Бадюлин, Василий Князев, Владимир Князев. Пять певиц: Мария Юркова, Федора Латышева, Евдокия Евстафьева, Пелагея Козлова, Просковья Латышева знали много народных песен родного края. Их певческие голоса звучали на народных праздниках села. Диву даёшься: в 40-60-е г.г. жила деревня полноценной крестьянской жизнью: и работать умели, и веселились на славу, с умом. А как игриво, виртуозно и выразительно играл на гармошке Василий Латышев!! Самоучка-музыкант, а ему равных не было в деревне. На праздниках свой «почерк» игры показывали и другие. Зачастую один гармонист сменял другого, а то играли «хором». Тут уж многие селяне пускались в пляс, с лихвой откаблучивали чечётку.
О замечательном гармонисте Василии Латышеве по деревне в то время слыла легенда. Рассказывают: служил Василий в армии, а потом попал на фронт на передовую. Тяжёлые шли бои. Не раз солдат вспоминал свой отчий край. родную избу… Однажды на привале перед боем отдыхали бойцы. И вдруг Василий услыхал очаровательное пение соловья. Громкие трели пташки с удивительным волшебством то замирали, то нарастали с неописуемой музыкальной выразительностью, что все бойцы притихли, призадумались. Соловьиная песня воскрылила душу Василия. Он был потрясён музыкой жизни, счастья и радости лесного чародея. И поклялся тогда: «петь» на гармошке так, как поёт милый соловей-соловушка. Правда, то ли неправда, но какая-то неведомая сила в одну ночь прибавила таланта Василию Латышеву. Наутро его руки невольно тянулись к гармошке. А она, к радости, была во взводе. Потрогал руками Василий двухрядку, а сослуживцы хором:
-Сыграй-ка нам плясовую, хороводную…
Василий бережно взял гармошку, как говорится, бросил пальцы сверху вниз и… произошло чудо-раскрылся талант гармониста. Он играл виртуозно, выразительно, с душой. Пальцы «бегали» по клавиатуре с бешеной скоростью, свободно. Лилась народная музыка, завораживая всех сослуживцев, родную природу.
-Ну и молодец, Василий! Ну и гармонист! Талант от Бога!- с радостью сказал командир.
Вот с тех пор о Василии и пошла такая легенда: будто бы его виртуозно на гармошке научил играть соловей. Да и сам он нередко, шутя, говорил: «Я от соловья гармонист».
В деревне Макарово Монастырщинского района и поныне селяне помнят кузнеца Ивана Александровича Латышева. Он по вечерам, на гулянках любил играть на скрипке. Никто его не учил. Как говорится, талант от Бога. Многие селяне дивились: -Ты, Иван, музыкантом зародился: и в кузнице звоны-перезвоны «играешь», и на скрипке односельчан веселишь… Говорят, кузнец Иван и скрипки простые умел мастерить- из лучины, с четырьмя натянутыми вместо струн конскими волосиками. Были и другие скрипичные мастера на Смоленщине. Изготовлялась скрипка по расчетам, которые, к сожалению, не сохранились. Известно лишь, что отчетливые приметы своего сородича – гудка, несут на себе детские скрипки те, которые делали сами себе ребята, желавшие выучиться на скрипке. Более сложные – скрипки-«долбанки» из березового полена. Я недавно узнала из книги технологию их изготовления. Весьма интересно. Она совпадает с тем способом, каким делались гудки, найденные при раскопках в Новгороде в слоях XII века. Полено сначала долбили, вынимая из него древесину, потом готовили корпус, сверху накрывали дощечкой с прорезями – верхней декой. Натягивали струны и скрипка была готова. Смычок – упругая, выгнутая «луком» палочка, стянутая вместо тетивы пучком конских волос, выдранных из хвоста кобылы. А на струны шли кишки свежезарезанного барана. Их надо было вычистить, промыть, свить туго-натуго, как веревку, и оставить подсыхать в избе. По народу ходило поверье: струны обязательно порвутся, если при «обыгрывании» новой скрипки будет присутствовать человек, глаза которого одного цвета с глазами зарезанного барана. За неделю мастер делал 7-9 скрипок. Дерево подбиралось для разных деталей по породам. На верхнюю деку шла ель, на нижнюю – верба, на обечайки – клен; шейка, головка, гриф выделывались из груши. Продавались скрипки на смоленском рынке. Один из скрипачей, в детстве игравший на кустарной скрипке, купленной в Смоленске, как-то рассказывал, что «сивая краска на ней была; было всего три струны, хотя колков - четыре». Кожурова Полина, ученица 8 класса, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область. Руководитель: Козлов Олег Филиппович, учитель музыки.
3.Музыкальный клуб. Музыка.8 выпуск, 1968. 4. Попонов, В.Б. 5.Казьмин П.М. С песней. Москва, 1970. 7. Рытов, Д.П. 8.Яковлев С.Я. Смоляне в искусстве. Московский рабочий, 1968.
|
.
В поисках капитана Гранта
Композитор Алексей Рыбников
Рукавичка
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Басня "Две подруги"
Комментарии
Музыкальные инструменты Смоленского края
Кожурова Полина, ученица 8 класса рассказала в доходчивой форме о гармонике , рожке и скрипке в бытность наших бабушек и прабабушек. Она с откровением делится воспоминаниями о прошлом Смоленского края. Сожалеет, что некоторые молодые люди с презрением относятся к народным инструментам, которые во все времена давали духовную жизнь людям. На фото: Полина Кожурова с Владом Булановым после слушания народных песен Смоленщины, напетых А.И.Глинкиной. Фотограф Олег Козлов, апрель 2013 г.