Развитие нотной записи от античности до наших дней.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciyatrubicynoy_o.pptx | 906.7 КБ |
Слайд 1
«Теория музыки: от античности до наших дней» Гвидо из Ареццо : у истоков современной нотации. Автор работы: Трубицына Ольга, ученица 3кл. (1-5) МБОУ ДОД—ДМШ №1 г. Кандалакша Руководитель работы: Баженина Ирина Львовна преподаватель музыкально-теоретических дисциплинСлайд 2
Содержание: 1. Краткие сведения из истории нотации. 2. Гвидо из Ареццо – создатель нотной записи. 3. Заключение. 4. Список литературы.
Слайд 3
Цель: узнать об истории возникновения нотной записи.
Слайд 4
Краткие сведения из истории нотации. В течение многих веков шли поиски точной наглядной системы записи музыкального произведения. Сложность фиксации музыкального текста заключается в том, что два основных свойства музыкального звука— высоту и длительность (протяжённость) – необходимо выразить одним знаком. Такой знак получил название НОТЫ. Древнейшим видом нотного письма явилась буквенная нотация, возникшая ещё в древнегреческом искусстве. Около IX века нашей эры на Западе появились первые попытки графического изображения относительной высоты звуков и направленности мелодического движения с помощью особых звуков – невм и их комбинаций .
Слайд 5
Невмы состояли из графических значков типа чёрточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений.
Слайд 6
Знаки, сходные по значению с невмами , появились в XI веке в России. Они носили название крюков или знамен. Их было более 70, и употреблялось это нотное письмо для церковного пения. Каждый крюк обозначал от одного до нескольких звуков. Это была тоже трудная и сложная запись музыки.
Слайд 7
В эпоху средневековья письменность была сосредоточена в монастырях, являвшихся в те времена очагами культуры. В конце X века во французском монастыре Корби была введена пересекавшая невмы горизонтальная красная линия .Первоначальное её звуковысотное значение не было постоянным, но постепенно за ней закрепился звук фа малой октавы. В дальнейшем прибавилась ещё одна – жёлтая линия (выше красной), обозначившая звук до 1 для всех невм , расположенных на ней.
Слайд 8
Гвидо из Ареццо (990-1050)– создатель нотной записи. В средние века в монастыре Ареццо , недалеко от итальянского города Тосканы, жил монах, которого звали Гвидо . В монастырской школе он руководил детским хором. И, руководя хором, он понял, что детям очень трудно усвоить те нотные знаки — невмы , которыми тогда записывались музыкальные произведения. Чтобы облегчить своим ученикам занятия, Гвидо из Ареццо изобрёл совершенно новый способ записи нотных знаков. Он первый придумал нотные линейки, на которых пока ещё буквами писались ноты.
Слайд 9
Гвидо д’Ареццо сначала изобрёл только четыре нотных линии, потом стал добавлять пятую то сверху, то снизу. И таким образом образовалась строка из пяти горизонтальных параллельных линий, на котором мы сейчас пишем ноты. Эти пять линий называются нотный стан.
Слайд 10
Буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались в ключи, определяющие высоту расположенных на нём нот. Вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал названия: « ут », «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Это первые слоги гимна св. Иоанну. В XVI веке название первой ноты октавы, « ут », заменили на «до». Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих сольфеджио. Время обучения певчих сократилось в пять раз.
Слайд 11
Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на 4-ёх линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру.
Слайд 12
Заключение Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием. К сожалению, в связи с долгим развитием и становлением нотной записи многие музыкальные произведения древности до нас так и не дошли и мы не имеем представления о древней музыке нашего народа.
Слайд 13
Список литературы 1.Могилевская С. «У лиры семь струн» 2. Островский А. «Курс теории музыки» 3. Интернет-ресурсы.
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Городецкая роспись
У меня в портфеле
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Как нарисовать лимон акварелью