Влияние музыки на человека. Анкетирование, тестирование, эксперимент.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_prakt_konferenciya_muzyka_nastya.doc | 433 КБ |
Заявка на участие в IX конференции-фестиваля школьников
«Наука. Развитие. Творчество»
Личные данные
1. Филиппова Анастасия Сергеевна
2. 28.02.2003.
3. 64-0-15, 8-960-303-53-15
им. П.А.Сидорова» 4 класс.
Информация о представленной работе
1. «Влияние музыки на человека»
2. Секция «Музыка»
3. Селиванова Инга Петровна
Подтверждение учебного заведения
Сведения, указанные в заявке, подтверждаю
директор МБОУ «Яншиховская нш-д/с им. П.А.Сидорова»
Селиванова М.Е.
_________________________2013г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яншиховская начальная школа-детский сад
им. П.А.Сидорова»
Наука.Творчество.Развитие.
«Влияние музыки
на человека»
Автор работы:
ученица 4 класса
Филиппова Анастасия
Руководитель:
учитель музыки
Селиванова И.П.
д. Яншихово
2013
Паспорт исследовательской работы
№ | Характеристика | Содержание |
1. | Наименование работы | «Влияние музыки на человека» |
2. | Фамилия Имя Отчество автора | Филиппова Анастасия Сергеевна |
3. | Школа | МБОУ «Яншиховская нш-д/с им. П.А.Сидорова» |
4. | Населенный пункт | д. Яншихово |
5. | Полное наименование образовательного учреждения | МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Яншиховская начальная школа-детский сад им. П.А.Сидорова» |
6. | Класс, в котором учится автор (соавтор) | 4 класс |
7. | Почтовый адрес учреждения с индексом | 429371 ЧР Батыревский район, д. Яншихово, ул.Школьная, д.9 |
8. | Телефон учреждения с кодом | 8-8-3532-64-3-24 |
9. | Фамилия Имя Отчество руководителя работы | Селиванова Инга Петровна |
10. | Проблема (почему выполнялось исследо-вание, проект?) | Выяснить, как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся. |
11. | Объект и предмет (что исследовалось, проектировалось? | Музыка. Влияние различных музыкальных стилей на учебную деятельность и эмоциональное состояние школьников. |
12. | Гипотеза (главная АВТОРСКАЯ идея) | Произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на эмоциональное состояние ребенка; Могу предположить, что классическая музыка благотворно влияет на выполнение заданий разной сложности. |
13. | Полученный результат | 1. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников. 2. Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий. |
14. | Практическая значимость работы | Мои одноклассники не очень хорошо знают о том, как музыка влияет на человека. Моя работа поможет им узнать больше о музыке и её влиянии. Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит музыку. |
Тезисы
«Влияние музыки на человека»
Автор Филиппова Анастасия
Научный руководитель Селиванова И.П.
1. Введение
Я считаю тему своей работы актуальной, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. Музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека, что приобретает сегодня особую актуальность.
Цель исследования
Выяснить, как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся.
Задачи исследования
1. Проанализировать научную информацию по теме.
2. Установить, какие музыкальные стили привлекают детей.
3. Выявить, как музыка влияет на поведение и умственную деятельность учащихся.
4. Провести классный час «Музыкотерапия».
2. Содержание тезисов, методы решения.
1. Сила музыки
2. Музыкотерапия
3. «Эффект Моцарта»
4. Польза пения
5. Эксперимент №1
«Влияние музыки на поведение учащихся»
6. Эксперимент № 2
«Влияние классической музыки на умственные
способности учащихся»
3. Заключение
По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:
1. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников.
2. Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий.
Считаю, что гипотезы полностью подтверждены.
Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю слушать музыку: и классическую, и современную. Люблю петь и танцевать. Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с экранов наших телевизоров, компьютеров, у наших телефонов музыкальные звонки. Но я заметила, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие - раздражают, от них начинает болеть голова. Значит, музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека? В своей работе я решила ответить на этот вопрос.
Музыка появилась очень давно, ещё в доисторические времена.
Собираясь на охоту, человек играл музыку для того, чтобы созвать сородичей и поднять их дух. Человек бил палкой по бревну и получался звук. Потом появилась шаманская музыка. Шаманы призывали усмирить погоду. Так человек понял, что, используя музыку можно создавать определенное настроение и влиять на эмоции. Древние люди верили, что музыка не только влияет на погоду и способствует хорошему урожаю, но и способна лечить.
В литературе, средствах массовой информации, сети Интернет я нашла сведения на эту тему. Причём следует отметить, что влиянием музыки на здоровье в сети Интернет, по моим наблюдениям, ежедневно интересуются более 2000 человек.
Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
В известном московском центре «Эйдес» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, шума дождя и особенно - пения птиц.
Медики установили, что регулярное звучание музыкальных инструментов эффективно при лечении многих болезней. Так, например, кларнет - улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах.
В Китае, в аптеках можно обнаружить музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». Примерно тоже самое, существует в Японии и в Индии.
Американские исследователи писали о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали то, что музыка повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кто слышал её впервые. В ходе эксперимента ученые так же установили что:
1. Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал.
2. Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям.
3. Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух.
4. Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление.
5. Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д.
6. Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе.
7. Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%.
Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.
Ученые так же установили, что полезно не только слушать и исполнять на каком либо инструменте музыку, но и петь. Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Если у вас плохое настроение или вы испытываете напряженность – пойте, даже если вы никогда не учились пению. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. По их мнению, пение приводит в движение находящиеся в мозгу «молекулы, ответственные за эмоции», поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от заболеваний.
Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Могу привести в пример личный опыт: я болею редко, и не более 2-3 дней.
Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Причём, улучшение кровоснабжения головы в целом производит омолаживающий эффект, улучшает состояние кожи.
По мнению врачей, пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно снижает число обострений.
Изучив весь материал о пользе и влиянии музыки на человека, я решила провести экспериментальную работу в своём классе. Для выявления о том, как музыка влияет на поведение учащихся выбрала следующий эксперимент.
Эксперимент №1
«Влияние музыки на поведение учащихся»
В эксперименте я попросила участвовать учащихся 2-4 классов 9 человек. Эксперимент прошёл в два этапа:
1.Анкетирование.
2.Музыкальный эксперимент.
Цель анкетирования заключалась в том, чтобы проанализировать, как воспринимают школьники музыку разных направлений.
Анкета
1. Нравится ли тебе слушать музыку?
2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?
3. Нужна ли музыка в повседневной жизни?
4. Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?
5. Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?
6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни): классическая, поп-музыка, рок-музыка?
Результаты анкетирования
№ | Вопрос | Да | Нет | Не знаю |
1. | Нравится ли тебе слушать музыку? | 9 | - | - |
2. | Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку? | 9 | - | - |
3. | Нужна ли музыка в повседневной жизни? | 6 | 2 | 1 |
4. | Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день? | 2 | 3 | 4 |
5. | Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека? | 1 | 2 | 6 |
6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни):
Классическая - 2
поп-музыка - 6
рок-музыка - 1
Музыкальный эксперимент
Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс, затем прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс.
Вывод: у большинства пульс не изменился. А у некоторых даже стал спокойнее.
Впечатления детей: музыка светлая, чистая, спокойная, нежная.
На следующий день учащимся снова было предложено замерить свой пульс и прослушать несколько популярных современных мелодий. Было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые дети даже начали пританцовывать на местах. Затем снова замерили пульс.
Вывод: пульс незначительно участился, настроение стало лучше.
Впечатления детей: музыка задорная, весёлая, лёгкая, хочется танцевать.
На третий день участники эксперимента опять начали с измерения пульса. И прослушали несколько композиций тяжёлого рока.
Вывод: пульс участился на 20-30 ударов, поведение многих детей стало развязным, а некоторые дети просто затыкали уши во время прослушивания.
Впечатления детей: музыка давит на мозги, возбуждает, бесит, голова болит.
Далее было предложено, чтобы в течение одного дня в классе на переменах звучала классическая музыка, а в другой день – тяжелый рок.
Все учащиеся согласились, чтобы на переменах звучала классическая и современная музыка. От рок-музыки учащиеся отказались, так как у них ухудшалось настроение и самочувствие.
Вывод
Проведенный нами эксперимент доказал, что музыка может влиять на поведение и настроение человека.
Для того чтобы выяснить как классическая музыка влияет на умственные способности учащихся, я провела следующий эксперимент.
Эксперимент № 2
«Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»
Для эксперимента мы взяли 8 человек, которых разбили на две группы. Составили для каждой группы два варианта задач на логическое мышление, подобрали композиции классической музыки Моцарта, Шопена, Баха, Бетховена.
Каждая группа участвовала в эксперименте два раза. Первый раз – контрольный – выполняли 6 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали задачи во время проигрывания классической музыки.
Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов. Сравнив полученные результаты по двум группам, мы установили, что на решение задач без музыки школьники 1 группы в среднем затратили 6,3мин, а школьники 2 группы - 6,6 минут.
При прослушивании классической музыки на решение задач учащиеся обеих групп затратили 4-5 минут.
Во время прослушивания классической музыки количество правильно решенных задач увеличивалось примерно на три, чем в полной тишине.
Вывод
Классическая музыка положительно влияет на умственную деятельность школьников, улучшает память, помогает сосредоточиться. Ученики класса стали предлагать включать классическую музыку при выполнении самостоятельных работ, сочинений.
После изучения литературы и по итогам экспериментов мы провели классный час для учащихся начальных классов, где я рассказала о музыкотерапии, дала рекомендации «Как лечиться музыкой»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог своей исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе и влиянии музыки на человека.
Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека, но, иногда мне кажется, что без музыки я не прожила бы и дня. И это действительно так. Каждый из нас должен чётко понимать только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо. Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Я поняла, как много значит музыка
для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни. По результатам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:
1. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников.
2. Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий.
Считаю, что гипотезы полностью подтверждены. А это значит, что цель нашей работы достигнута.
Завершая, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира, творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
Литература
1. Зельницкая Н.Д., Музыка в нашей жизни. 1998. Астрель .Тула.
2. Зильберквит М., Мир музыки. "Детская литература", Москва, 1988.
3. Музыка в Древние времена и при Древних Людях. www.music-in-
ancient_time.ru
4. Наблюдения, эксперименты и открытия ученых в области
музыкотерапии (www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile)
Приложение
Задания
Похожие как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью под кроватью. (тапочки)
2.Запиши правильно выражения:
а) Цыплят 6)не вырубишь топором
б) Не плюй в колодец 4)вылетит не поймаешь
в) Сила есть 2 пригодится воды напиться
г) Слово не воробей 3)ума не надо
д) Любишь кататься 7)дальше будешь
е) Что написано пером 1)по осени считают
ж) Тише едешь 5)люби и саночки возить
3. Одно яйцо может свариться за 4 минуты.
Какое наименьшее количество минут потребуется,
Чтобы сварить 3 таких же яйца.(4 минуты)
4. Два братца пошли купаться,
один купается, а другой у воды дожидается.
Что это? (ведра)
5. ко100чка (косточка)
6. 40а (сорока)
Алые паруса
Лавовая лампа
Н. Гумилёв. Жираф
Упрямый зяблик
Сказка об одной Тайне