Материал о флейте, истории создания, видах и особенностях этого удивительного инструмента.
Вложение | Размер |
---|---|
byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_goroda_omska.docx | 196.15 КБ |
Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Гимназия № 12»
Удивительный
мир
флейты
Работу выполнил
ученик 4/2 класса
Васильев Рувим
Руководитель:
учитель начальных классов
Гущина Ирина Сергеевна
Содержание:
1. Введение.
2. История появления флейты.
3. Разновидности флейт.
4. Флейта – удивительный музыкальный инструмент.
5. Секреты флейты.
6. Вывод.
1.Введение.
О флейте
Скромна, изящна, невесома,
Но лишь услышишь первый звук,
Наполненный любви истомой,
И всё меняется вокруг.
Как будто с голубиной стаей
Паришь свободно в небесах,
Летишь, несбыточно мечтая,
С улыбкой лёгкой на устах.
Вот голос флейты тише, глуше...
И слышно лишь биение крыл...
Её чарующую душу
Недаром.... Моцарт полюбил.
Автор: Jevgenija Taranova
Здравствуйте, меня зовут Васильев Рувим, я ученик 4 класса гимназии № 12, а ещё я ученик детской школы искусств №2 по классу флейты.
Я мечтал научиться играть на музыкальном инструменте. В 5 лет я задумался: « Какой инструмент выбрать?»
Родители мне посоветовали выбрать флейту, так как мой дядя играет на этом инструменте, я слышал его виртуозную игру, и вот уже пятый год я учусь играть на этом замечательном инструменте. Конечно же, у меня не сразу всё получалось, даже бывало, что мне хотелось бросить это занятие, но чем дальше я занимался, тем больше понимал, что флейта – это часть моей жизни.
Но играть на флейте - это одно, а мне хотелось знать, как появилась флейта, есть ли у неё прототип? Стану ли я настоящим флейтистом?
Цель моей работы: узнать, какой инструмент явился прообразом флейты.
Задачи:
- изучить историю возникновения флейты;
- учиться работать с дополнительной литературой, расширять кругозор;
- узнать виды флейт;
- выявить влияние игры на флейте на духовный мир и на здоровье человека;
- рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.
Гипотеза: если каждый день упражняться в игре на флейте, то можно стать хорошим музыкантом?
2. История появления флейты.
Я узнал, что флейта – это удивительный духовой музыкальный инструмент, являющийся символом многих народов мира, а также имеющий отдельно отведенное и весьма важное место в оркестре. Это не просто трубка с клапанами, как принято её считать многими людьми… это настоящий музыкальный инструмент, благодаря которому на свет появились знаменитые и бессмертные произведения искусства, которые и по сей день вызывают у нас громаднейший восторг и несказанные ощущения.
История данного музыкального инструмента корнями уходит в греко-мифические времена и легенды, которые повествуют о том, что флейта была изобретена сыном Гефеста, Ардалом.
Очевидно, обычный свисток и является прототипом современной флейты. Каким же образом свисток смог превратиться в флейту, которая сегодня радует нас великолепными мелодиями и произведениями искусства?
Изначально свисток представлял не более чем простую трубочку с одним отверстием, издающим звуки высокой частоты. С течением времени в свистке появились специальные прорезы для пальцев, что послужило первым толчком к формированию свистковой флейты. Наиболее древнее время изобретения флейты археологи называют 35-40 тысяч лет до н. э., что доказывает древность этого музыкального инструмента.
А также я узнал, что прототипом флейты является и окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.
Эта окарина привезена с Алтая (показ и игра на окарине).
Из всех известных сейчас музыкальных инструментов, флейта принадлежит, несомненно, к числу немногих, история которых восходит к глубокой древности. Самое слово "флейта" применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Однако, подлинным предком современной флейты являются отнюдь не такие представители этой "породы", как флейта простая, флейта фригийская или флейта двойная. Все эти инструменты только именовались "флейтами", но собственно к флейтам прямого отношения не имели. Не имела прямого отношения к собственно флейте и почитавшаяся долгое время "единственным подлинным предком" современной флейты флейта с наконечником или flute a bес, известная также под именем flute douce или flute d'Angletterre. Наиболее убогим предшественником "флейты с наконечником", бывшей во всеобщем употреблении до середины XVII столетия, был флажолет—простенькая дудочка с "пищиком-свистком" и несколькими дырочками и очень небольшим количеством клапанов. Эта флейточка была некоторое время в ходу в народе и даже сейчас одна из её разновидностей под именем galoubet пользуется большим вниманием в Провансе. Другая разновидность флейты, известная под общим наименованием "косой" или поперечной флейты, являясь несомненным, хотя быть может и весьма отдалённым потомком античной флейты Пана или сиринкса, возникла, вероятно, в одно время с "прямой флейтой" или "флейтой с наконечником", и в отличие от неё не имела уже "пищика", но располагала "боковым отверстием" или амбушюром. Трудно сказать, как протекала жизнь этого инструмента в те годы, когда музыканты были восхищены прямой флейтой и пользовались ею, как единственным представителем этого семейства. Но так или иначе, в начале XVII века косая флейта решительно заявила о себе и вступила в непримиримую вражду со своей соперницей. Очевидно, преимущества косой флейты были скоро осознаны, так как иначе нет возможности объяснить её столь решительное наступление и отнюдь не менее бурное распространение.
Уже к середине столетия косая флейта получила всеобщее признанье и несмотря на упорство, с которым держалась ещё в оркестре флейта с наконечником, косая или поперечная флейта вышла на путь решительного развития и совершенствования. Этим последним свойством прямая флейта явно не обладала и после довольно бесплодной попытки вернуть себе былое положение, она отошла в сторону и сохранила о себе память лишь по произведениям того времени. Сейчас эту флейту с наконечником можно видеть только
Флейта в XVIII столетии пользовалась такой любовью современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их повседневной жизни. Играть на флейте вплоть до середины XIX века почиталось признаком "хорошего тона", и флейта, так же как и лютня, арфа или фортепиано вскоре появилась на сцене в качестве достойного участника драматического спектакля. На русской сцене, только у А.С.Грибоедова (1795—1829) в его бессмертном Горе от ума флейте суждено было появиться дважды — один раз в действительном звучании, а другой — в беседе старых друзей Чацкого с Платоном Михайловичем.
3. Разновидности флейт.
Ныне существует огромное количество разновидностей, видов и подвидов флейт, которые используются как в качестве солирующего инструмента, так и в качестве одного из инструментов оркестра. Существует продольная флейта, поперечная, блок-флейта, флейта-пикколо и пан флейта (флейта Пана).
Древнему Египту продольная флейта полюбилась еще 5 000 лет назад и с тех пор стала одним из самых известных духовых музыкальных инструментов на всем Ближнем Востоке.
Поперечная флейта зародилась в Древней Японии и Индии еще 2 000 лет назад, а то и раньше. Ну а в Китае она уже имела определенный успех около тысячи лет до нашей эры. Ближе к 18 столетию гениальные французские мастера музыки доработали и усовершенствовали конструкцию флейты, у которой появились дополнительные клапаны. А это способствовало вытеснению блок-флейты, принадлежащей к флейте продольного типа, поперечной «соперницей».
В 30-40 гг. 19 столетия мастер Теобальд Бём, внеся значительные изменения в структуру поперечной флейты, завершил её формирование.
Блок-флейта и флейта-пикколо являются разновидностями продольной и поперечной флейт соответственно. Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента – флейта пикколо (piccolo -- по-итальянски -- "маленький") в два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.
Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии. В опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" флейта пикколо играет тему белки, грызущей золотой орех. В первом акте оперы Бизе "Кармен" две флейты пикколо сопровождают хор мальчишек, бойко марширующих вслед за солдатами.
Пан флейта, или флейта Пана, была названа в честь древнегреческого бога Пана, неразлучной спутницей которого и был подобный музыкальный инструмент, имеющий в то время название сиринга.
Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.
Давным–давно в Древней Греции жил–был козлоногий бог лесов по имени Пан. Однажды увидел он прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в нее.
Но юной Сиринге Пан пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив: голова бога была увенчана рожками, а ноги были с копытцами.
Дева бросилась прочь от Пана, но он помчался за ней и почти настиг ее на берегу Реки. Сиринга стала умолять Реку укрыть ее от козлоногого бога. Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.
Печальный Пан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.
Китайская флейта Сяо – самая длинная из флейт. Как правило, ее длина около метра. Первое упоминание о сяо встречается более 2,5 тысяч лет назад. С тех пор флейта почти не изменилась. Правда, у нее появились дополнительные отверстия, но техника игры осталась прежней.
Необычная длина ее объясняется тем, что в Китае флейта служила не только музыкальным инструментом, но и орудием ближнего боя. И на это были свои причины. Впервые сяо была сделана в Китае, захваченном монголо-татарами. Побежденным китайцам запретили иметь оружие. Тогда оружием для них стали самые разные вещи. Мало кто знает, что знаменитые длинные палки, которыми китайцы машут во все стороны во многих китайских фильмах о боевых искусствах, в оригинале представляли собой музыкальные инструменты.
Флейта сяо является одним из наиболее древних традиционных китайских инструментов. Говорят, что её звук привлекает божественных птиц фениксов, так как подражает их пению. Самые древние упоминания о сяо прослеживаются на рисунках на фарфоровой и глиняной посуде династий Цинь (221 г. до н.э) и Хань. Однако такую форму, в которой этот инструмент дошёл до наших дней, сяо прибрела во время династии Тан.
Продольная (свистковая) флейта сяо также изготавливается из бамбука, при игре ее держат вертикально. Шесть игровых отверстий расположены вдоль всей длины инструмента. Часто встречающаяся флейта из этого семейства дунсяо из черного бамбука имеет довольно толстую трубку. Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий. Они часто используются в сольном исполнении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере.
Современные сяо могут быть разной длины, с разным диаметром и количеством отверстий – 6-ю или 7-ю. Однако традиционно этот инструмент изготавливается из чёрного бамбука длиной 75-80 см с 6-ю игровыми отверстиями (пять - сверху и одно - снизу). Больше трети ее длины составляет совершенно нефункциональный, но традиционный "хвост", к которому китайцы привязывают различные цветные шнурки и помпоны.
Звучит сяо очень красиво. У нее низкая первая октава с характерным подплыванием. А вторая октава сиплая и заунывная. Не флейта, а воплощенная Инь...
Сначала, когда вы только начинаете знакомиться с флейтой, у вас, как правило, ничего не получается. Вначале никто не умеет. Но очень скоро появится звук. Сначала странный и неуверенный. Потом все лучше, чище. И придет радостное ощущение.
Вы не будете знать нот, не станете сначала учить какую-то определенную мелодию. Она сама родится у вас. Придет из самого сердца. Вы станете импровизировать. Звуками выражать свое настроение и передавать другим. Так вы начнете разговаривать с флейтой сяо. И тогда она станет вашим другом на всю жизнь.
Секрет флейты сяо еще и в том, что она не только прекрасный музыкальный инструмент, способный дарить радость. Она – прекрасное лечебное средство, прекрасный целитель. Вдыхая и выдыхая, вы освобождаете свой организм от негативной энергии, которая нарушает жизненные процессы в вашем организме.
4. Флейта – удивительный музыкальный инструмент.
Еще в 19 столетии флейта считалась элементом высшего общества, эстетичная игра на ней приветствовалась в каждом кругу общения и всегда была признаком прекрасного тона и вкуса.
На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй, русский композитор Александр Бородин.
Изготавливаются флейты из таких материалов, как: дерево, пластик, стекло, слоновая кость и др. А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.
Флейта - это чудесный инструмент. Единственный из всех, который наиболее точно может приблизиться к звуку человеческого голоса. Это совершенно незаменимый инструмент в оркестре. Его партии мелодичны и красивы. Иногда это стремительные темы, иногда мелодичные, спокойные.
Флейта - это инструмент, который прекрасно звучит в ансамбле. Безумно красивы ансамбли флейты и гитары. Эти два инструмента создают необыкновенно мягкое, переливистое звучание, в то же время имеющие способность передать стремительность, яркость, остроту произведения.
Флейте доступны самые сложные пассажи. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с колоратурным сопрано, которое отчасти напоминает и своим тембром. Вспомните "Снегурочку" Римского-Корсакова: колоратурным пассажам дочери Мороза в начале оперы вторят "узорчатые" наигрыши флейты. Римский-Корсаков охарактеризовал звучность флейты так: "Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхостной грусти в миноре". Нередко композиторы пользуются ансамблем трех флейт. В качестве примера можно привести танец пастушков из "Щелкунчика" Чайковского.
Ещё одна из легенд гласит, что человек придумал флейту, когда услышал, как поёт обломанный ствол тростника под действием ветра. Человек вырезал из этого ствола трубочку, сделал в ней отверстия и стал играть на ней. Название этот инструмент получил от латинского слова flatus – дуновение.
Бамбуковая флейта – это изумительный природный инструмент. Бамбук и тростник являются готовой природной трубкой, и везде, где они растут, из них делают дудки, сопилки, свирели, флуеры, банси, ди, сяо, кены, сякухати - в каждой культуре найдется свое название, но всех их объединяет одно - все это флейты по способу извлечения звука.
5. Секреты флейты.
Секрет флейты ещё и в том, что она не только прекрасный музыкальный инструмент, способный дарить радость. Она – прекрасное лечебное средство, прекрасный целитель. Вдыхая и выдыхая, вы освобождаете свой организм от негативной энергии, которая нарушает жизненные процессы в вашем организме.
Хорошо известно, что врачи Древней Греции лечили своих пациентов при помощи звуков духовых инструментов, а философ Демокрит говорил о пользе флейт. Игра на любом духовом деревянном инструменте рекомендуется детям (и взрослым), страдающим заболеваниями дыхательных путей.
Я очень трепетно отношусь к своему инструменту. Флейту необходимо проветривать после каждого сеанса игры или учебы. Нельзя хранить флейту у батарей центрального и местного отопления, обогревательных приборов, хранить и использовать на холоде. Инструмент надо хранить и переносить из помещения в специальных чехлах по размеру флейты. Конечно, нельзя ронять и бросать вашу флейту, надо относиться к ней бережно и нежно.
Играть на флейте необходимо как можно чаще. Тогда флейта сонастроится с вами и вам будет "разговаривать" с ней легче.
Когда ко мне приходит усталость, делается немного грустно и хочется хотя бы на время уйти от мирской суеты, я беру в руки флейту. Я ещё не профессиональный музыкант, но у меня есть музыкальный слух, я сердцем чувствую звуки, они помогают сосредоточиться.
Сначала, когда вы только начинаете знакомиться с флейтой, у вас, как правило, ничего не получается. Вначале никто не умеет. Но очень скоро появится звук. Сначала странный и неуверенный. Потом все лучше, чище. И придет радостное ощущение.
Выводы:
Я узнал, что прототипами флейты являются свисток и окарина.
Я изучил виды флейт и попробовал на них поиграть.
Я понял, что игра на флейте, это не только красиво, но и полезно для здоровья.
Играя на флейте, духовный мир человека становится богаче.
Чтобы стать настоящим музыкантом, нужно каждый день упражняться в игре на флейте и очень любить своё занятие.
Спасибо за внимание!
П р и л о ж е н и е
Литература:
[ Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/Флейта
[Электронный ресурс] http://music-portal.com.ru/muzykalnye-instrumenty/flejta-–-odin-iz-drevnejshix-muzykalnyx-instrumentov-v-mire.html
Философские стихи Кристины Россетти
Сказочные цветы за 15 минут
Почта
Чья проталина?
Три коробки с орехами