В работе исследовано влияние духовной музыки на детей, раасмотрена сущность духовной музыки, проведен социологический опрос о музыкальных вкусах среди школьников, проведены эксперименты по изучению влияния на поведение детей духовной музыки.
Вложение | Размер |
---|---|
tir.docx | 87.85 КБ |
tir_2013.ppt | 2.46 МБ |
IX ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС
ТВОРЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ
Влияние православной духовной музыки на учащихся.
Выполнили:
Учащиеся 7 «б» класса
Государкин Макарий и Стафиевская Любовь
Руководитель:
Мельникова Оксана Валерьевна,
учитель музыки II категории
Барабинск - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………. | 3 | |
Глава 1. Теоретические основы влияния православной музыки на учащихся …………………………………………………………………. | 5 | |
1.1.Влияние музыки на поведение детей………………………… | 5 | |
1.2. Духовная музыка. Ее сущность …………………………….. | 5 | |
Глава 2. Исследовательская работа по определению влияния православной духовной музыки на поведение учащихся ………… | 8 | |
2.1. Социологический опрос «Музыкальные вкусы сегодняшней молодежи» …………………………………………. | 8 | |
2.2.Эксперимент по изучению влияния православной музыки на поведение учащихся …………………………………………… | 8 | |
2.3. Анкетирование учащихся …………………………………… | 10 | |
2.4. Исследование учащихся воскресной школы при соборном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» …………………………………………………………… | 11 | |
Заключение………………………………………………………………. | 12 | |
Список используемых источников…………………………………….. | 13 | |
Приложение ……………………………………………………………… | 14 | |
Приложение 1. Социологический опрос «музыкальные вкусы сегодняшней молодежи»………………………… | 14 | |
Приложение 2. Замечания, полученные в дневник учащимися 2 «б» класса ………………………………………. | 15 | |
Приложение 3. Количество оценок, полученных учащимися 2 «б» класса ………………………………………. | 16 | |
Приложение 4. Замечания, полученные в дневник учащимися 4 «а» класса ………………………………………. | 17 | |
Приложение 5. Количество оценок, полученных учащимися 4 «а» класса………………………………………. | 18 | |
Приложение 6. Анкета творческой работы……………………… | 19 | |
Приложение 7. Творческие работы учащихся………………….. | 20 |
ВВЕДЕНИЕ
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира [2]. Современные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни [4]. Попытаться возродить все то, что называют нравственностью, преподнести ее молодому поколению и возможно дать ориентир на собственное будущее – вот та цель, которая на наш взгляд стоит пред нами. В научно - исследовательской работе мы попытаемся выяснить особенности православной духовной музыки и определить ее влияние на воспитание детей.
Проблема нашего исследования
В научно – исследовательской литературе существует недостаточно исследований о влиянии православной духовной музыки на школьника.
Предмет
Поведение учащихся.
Объект
Изменение поведения детей под воздействием православной духовной музыки.
Цель
Рассмотреть возможность использования православной духовной музыки на улучшение поведения детей. Выяснить какое влияние оказывает духовная музыка на учащихся.
Гипотеза
Мы предполагаем, что православная духовная музыка окажет положительное влияние на поведение учащихся.
Задачи исследования
1.Раскрыть содержание понятий «духовная музыка»
2. Провести эксперименты и проанализировать влияние православной духовной музыки на поведение детей.
Методы исследования.
1.Анализ литературы по проблеме исследования
2. Эксперименты.
3.Беседа с детьми.
5.Математическая обработка данных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ НА УЧАЩИХСЯ
1.1.Влияние музыки на поведение детей
Слушать пpекpасное - значит yлyчшаться. В отдаленные от нас тысячелетиями времена, люди умели слушать мyзыкy мира, понимая ее единство со всем сyществyющим в пpиpоде. "Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира"- так yтвеpждали древние мyдpецы [8]. Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение:
музыка - наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем мyзыкy. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные yтвеpждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека [3]. В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм [5]:
1) на дyховнyю сущность человека;
2) на интеллект;
3) на физическое тело.
Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль и поэтому Мyдpецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песне.
1.2. Духовная музыка. Ее сущность
Духо́вная му́зыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту [1]. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка – в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.
На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства в конце Х века, в ее основе лежала византийская музыкальная культура [4].
Читая множество литературных источников, мы выяснили особенности православной духовной музыки. А именно:
В нынешнее время при многих храмах действуют воскресные школы для детей, где их помимо главного предмета - Закона Божия - знакомят с церковным пением, также певческие школы и кружки; во многих возрожденных православных средне-образовательных учебных заведениях (типа гимназия, колледж и др.) есть предмет "Церковное пение" [9].
Что даст детям приобщение к православной музыке? Во – первых, знание истории и истоков культуры своей страны. Во – вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического воспитания. Она поможет обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе, милосердию. В – третьих, с введением в урок духовной музыки слуховой опыт детей пополнится новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Через духовную музыку дети раскроют для себя высшую гармонию мироздания [10].
Подводя итог, хотелось бы привести слова русского религиозного философа И.Ильина, который посвятил много работ религиозно – духовной культуре, её значению в школьном образовании и воспитании. В статье «Пути духовного обновления» писал: «Чтобы дети «почуяли в себе кровь и дух своих предков и приняли любовью и волею – всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей», необходимо воспитывать их на глубоком знании отечественной культуры» [2].
ГЛАВА 2. ИСсЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ работа
по определению влияния православной духовной музыки на поведение учащихся
2.1. Социологический опрос
«Музыкальные вкусы сегодняшней молодежи»
Проведенный нами социологический опрос «Музыкальные вкусы сегодняшней молодежи» [7] среди учащихся 5-10 классов, мы выявили односторонние вкусы школьников в области эстрадной развлекательной музыки. Например, 46% анкетируемых предпочитают отечественную эстраду; 32% - зарубежную; 18% - классическую и только 4% - слушают духовную музыку. (Приложение 1)
Обработав результаты опроса, мы решили провести эксперимент с целью приобщения учащихся к духовной музыке, чтобы поспособствовать расширению музыкального кругозора учащихся и формированию их духовной и нравственной культуры.
2.2.Эксперимент по изучению влияния православной музыки на поведение учащихся
Цель: определить уровень воздействия православной духовной музыки на детей.
Объект эксперимента: в эксперименте принимали участие учащиеся 2 «б» и 4 «а» классов.
Основная форма: внеклассные уроки, уроки музыки, ИЗО.
Этап 1 «Слушание духовной музыки»
В течение недели испытуемым в начале учебного дня предлагался для прослушивания произведение С.Рахманинова «Богородице, Дево, радуйся». Перед прослушиванием – обязательное зачитывание и пояснение текста.
Этап 2 «Математическая обработка данных»
Затем проведено математическое исследование воспитанности и результатов учебной деятельности учащихся. Было посчитано количество замечаний по поведению в дневниках у учащихся в течение эксперимента и во время обычной учебной недели.
Неожиданно результаты эксперимента превзошли все наши ожидания. Оказалось, что в течение обычной недели учащиеся 2 «б» класса получают в 3 раза больше замечаний, чем в течении недели, когда они слушали С.Рахманинова « Богородице, Дево, радуйся».( Приложение 2)
На качество учебы духовная музыка не повлияла. Оценки в течение эксперимента и оценки вне эксперимента ничем не отличаются. Однако, количество оценок в течение обычной недели гораздо больше, чем во время исследования. (Приложение 3)
Но еще более ошеломляющий результат получился у четвероклассников. Оказывается, в течение обычной недели они получают в 5 раз больше замечаний, чем во время эксперимента. (Приложение 4)
Особенно нас удивили дневники некоторых учащихся, которые, как правило, получали в дневник ежедневные замечания. Например, дневник Казанцева Александра просто пестрил замечаниями по поведению до эксперимента, но когда мы решили просчитать его поведение в течение эксперимента, то были очень удивлены присутствием всего лишь одного замечания, в котором говорилось о забытой им тетради. На качество учебы православная духовная музыка в 4 «А» также не повлияла. Оценки в течение эксперимента и оценки вне эксперимента ничем не отличаются. Однако, количество оценок, как и во 2 классе, в течение обычной недели гораздо больше, чем во время эксперимента. (Приложение 5)
Вывод: Духовная музыка оказывает на учащихся сильное успокоительное воздействие. В беседе с учителями было подтверждено ярко выраженное успокоительное воздействие на учащихся во время эксперимента. Получение меньшего количества оценок можно объяснить также тем, что дети ведут себя более спокойно и «эмоционально» - сдержаны в этот период, т.е. не рвутся получать много оценок.
Считаем, что данное исследование должно быть проведено более тщательно, с большим количеством классов и с выделением возрастных групп.
2.3. Анкетирование учащихся
После прослушивания учащихся попросили сделать творческие работы, придерживаясь некоторых условий [6].
Анкета творческой работы:
1.Когда я слушаю духовную музыку, я чувствую…
2. Когда я слушаю духовную музыку, я думаю о…
3.Нарисовать рисунок «Я внутри духовной музыки»
Некоторые интересные рисунки и высказывания содержаться в приложении к докладу. (Приложение 6) Приведем лишь некоторые из них:
«Когда я слушаю «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинова я чувствую, красоту, радость и тишину»
«Когда я слушаю «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинова я думаю о Деве которая родила спасителя я чувствую спокойствие и радость»
«Когда я слушаю «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинова я думаю о спокойствие, тишине, красоте еще чувствую величие, достоинстве, благородство».
«Когда я слушаю духовную музыку, то чувствую печаль, грусть, сожаление. Я думаю о людях, которые верят в бога и просят его о чем – то».
Анализ творческих работ показал, что во время слушания духовной музыки практически все дети чувствуют одно и то же: спокойствие, умиротворенность, любовь, уважение, доброту, терпимость, красоту. Их размышления после прослушивания можно назвать высоко нравственными, т.к. они в основном пишут о боге, человеке и его месте в жизни, затрагивают нравственные проблемы нашего времени. Все рисунки выполнены в спокойных, неярких тонах и тоже говорят о том, что внутри этой музыки ребята чувствуют себя спокойно и комфортно.(Приложение 7)
2.4. Исследование учащихся воскресной школы при соборном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость»
Для проведения следующего исследования мы побывали в Воскресной школе при соборном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость». И провели беседу с родителями и преподавателями.
Воскресную школу посещают 10 детей от 3 до 12 лет. Двое из них ученики нашей школы. Один из основных предметов, которые дети изучают в Воскресной школе – церковное пение. Ведь без пения не проходит ни одна служба в православной церкви. Ведут уроки пения в нашей Воскресной школе матушка Валентина Бабкина и певчая Ольга Молчанова. Часто приходят заниматься с детьми студенты колледжа культуры города Барабинска. Беседуя с преподавателями и родителями, мы выяснили, что пение в воскресной школе – это уроки радости для детей. Дети, занимающиеся пением в воскресной школе, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью. Ольга Николаевна преподает вокал в ДК «Модерн». Она утверждает, что дети в воскресной школе более активны, собранны и внимательны.
Возвратясь в школу, мы обратились к учителям детей, посещающих воскресную школу, и выяснили, что они не блистают в учебе, но отличаются от других учеников спокойствием, усидчивостью, уравновешенностью и сдержанностью.
Можно сделать вывод, что духовная музыка оказывает на эмоциональную сферу и поведение учащихся благотворное воздействие. В беседе с учителями данный факт так же нашёл подтверждение.
Заключение
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное, делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. От того, как ребенок понимает, чувствует, переживает прекрасное, возвышенное, во многом зависит его дальнейшее поведение в обществе. Через красоту действительности и искусства ребенок познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми.
В жизни человека «прекрасное» всегда выступает как мощный духовный стимул. Музыка имеет для детей непосредственное нравственно-воспитательное значение. Систематически осуществляемое эстетическое воспитание расширяет кругозор детей, укрепляет моральные убеждения, открывает перед ними богатейший мир духовной и эмоциональной жизни. Духовная музыка способствует этому.
В научно – исследовательской работе мы попытались выявить важность и необходимость приобщения учащихся к православной духовной музыке в процессе воспитания, а также возможность на занятиях развивать нравственные качества школьников.
Наша гипотеза нашла своё подтверждение: мы убедились, что духовная музыка оказывает не только огромное влияние, но и формирует нравственные качества у учащихся. Они становятся спокойнее, сдержаннее, терпимее.
Воспитание ответственности, добрых чувств и любви к Родине, людям, миру - основа духовного становления личности как на уроке, так и вне его через приобщение духовной музыкальной культуре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВКУСЫ СЕГОДНЯШНЕЙ МОЛОДЕЖИ»
Область музыки | Отечественная эстрада | Зарубежная эстрада | Классическая музыка | Духовная музыка |
Процент предпочтения | 46% | 32% | 18% | 4% |
Приложение 2.
ЗАМЕЧАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ДНЕВНИК УЧАЩИМИСЯ
2 «Б» КЛАССА
Недели эксперимента | Количество замечаний |
Обычная неделя | 7 |
Экспериментальная неделя | 2 |
Приложение 3.
КОЛИЧЕСТВО ОЦЕНОК, ПОЛУЧЕННЫХ УЧАЩИМИСЯ 2 «Б»
Недели эксперимента | «2» | «3» | «4» | «5» |
Обычная неделя | 7 | 29 | 48 | 58 |
Экспериментальная неделя | 6 | 21 | 12 | 17 |
Приложение 4.
ЗАМЕЧАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ДНЕВНИК УЧАЩИМИСЯ
4 «А» КЛАССА
Недели эксперимента | Количество замечаний |
Обычная неделя | 10 |
Экспериментальная неделя | 2 |
Приложение 5.
КОЛИЧЕСТВО ОЦЕНОК, ПОЛУЧЕННЫХ УЧАЩИМИСЯ
4 « А» КЛАССА.
Недели эксперимента | «2» | «3» | «4» | «5» |
Обычная неделя | 16 | 41 | 86 | 60 |
Экспериментальная неделя | 10 | 37 | 59 | 33 |
Приложение 6.
АНКЕТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.Когда я слушаю духовную музыку, я чувствую…
2. Когда я слушаю духовную музыку, я думаю о…
3.Нарисовать рисунок «Я внутри духовной музыки»
«Когда я слушаю «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинова я чувствую, красоту, радость и тишину» - Кирьянко Илья 2б;
«Когда я слушаю «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинова я думаю о Деве которая родила спасителя я чувствую спокойствие и радость» - Сыч Анастасия 2б;
«Когда я слушаю «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинова я думаю о спокойствие, тишине, красоте еще чувствую величие, достоинстве, благородство» - Бобина Александра 4а;
«Когда я слушаю духовную музыку, то чувствую печаль, грусть, сожаление. Я думаю о людях, которые верят в бога и просят его о чем – то» - Артемов Никита 4а;
«Слушая эту музыку, хочется задуматься о своих поступках. Музыка очень душевная и наталкивает на раздумья о жизни…» - Власова Светлана 4а;
«Слушая эту музыку, я думаю о том, что все недолговечны и нужно ценить то, что имеешь, или уважать и любить близких, пока они рядом…» - Лагута Екатерина.
Приложение 7.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Сила слова
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?