Исследовательская работа "Космизм в музыке" заняла 2 место на краевом конкурсе "Гагаринские чтения" в 2011году
Вложение | Размер |
---|---|
kosmizm_v_muzyke.doc | 78.5 КБ |
Космизм в музыке - презентация | 1.56 МБ |
Краснодарский край город Горячий Ключ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
муниципального образования город Горячий Ключ
ОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ КОСМОСА В МУЗЫКЕ
Автор: Левченко Вера Олеговна Дата рождения: 04.05.1996 год Школа: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования город Горячий Ключ Класс: 9 б Руководитель: Анисимова Ляна Миграновна, учитель музыки муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 муниципального образования город Горячий Ключ
Адрес ОУ: ул. Ленина 137, г. Горячий Ключ, Краснодарский край, 353290
Телефон ОУ: 3-44-71
Факс ОУ: 3-60-64
ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ
Введение. Причины возникновения данной темы. Гипотеза о вечной теме в музыке и способах её реализации различными композиторами. Музыкальный космизм в России. Основные идеи русских композиторов - космистов. Идеи микро- и макроинтервалики. Символизм в музыке композиторов серебряного века. Художественно – эстетические поиски, обращение к мировому наследию в создании космических образов. Основные причины возникновения тем –Мистерии и соборности.
Новый взгляд на тему космоса в XX–м веке. Причины, вызвавшие интерес к данной теме. Новый музыкальный язык, новая эстетика, средства художественной выразительности электронной музыки. Значение спецэффектов. Творчество отдельных музыкальных групп 70-90-х г.
ВВЕДЕНИЕ
В преддверии ярких юбилейных событий, связанных с освоением космоса, к теме «Космоса» в наши дни особенно пристальное внимание. Космосу посвящены научно – исследовательские труды, научно–популярные произведения, а так же художественные работы (произведения литературы, кинематографии, изобразительного искусства и музыки). В связи с тем, что я многие годы занимаюсь музыкой, изучаю музыкальную литературу и даже имею небольшой опыт в области сочинительства, мне стало интересно, почему тема космоса интересовала композиторов различных эпох. У меня появилась гипотеза: тема космоса – это вечная тема в музыке, но в творчестве композиторов разных эпох обретает свои образы и имеет определённые средства художественной выразительности, свой музыкальный язык, понятный и востребованный в данный исторический период. Мы рассмотрим, как повлияла тема космоса на творчество русских композиторов серебряного века и музыкальных групп 70-90-х годов 20 века, когда начали появляться шоу – программы, наполненные спецэффектами и стилизованными костюмами на космические темы. На мой взгляд, будет интересно узнать, почему именно в эти периоды развития музыкального искусства была востребована тема космоса, какие философские идеи и эстетические задачи ставили композиторы, создавая свои произведения. В своей работе я обращаюсь к самым ярким примерам, а именно к творчеству А.Н.Скрябина, композитора серебряного века и проанализирую творческий путь музыкальный групп 70 - 90-х годов 20 века. После рассмотрения двух музыкальных тенденций в разные периоды развития музыкального искусства, мы подведем итоги и сделаем соответствующие выводы.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОСМИЗМ В РОССИИ
Вершиной музыкального выражения русского космизма является конец XIX – начало ХХ века. На общем фоне слома мировоззренческих парадигм, богоискательства появилась плеяда русских композиторов - космистов, которые своими музыкальными и научно-публицистическими произведениями утверждали идеи музыкального космоса. Эти идеи высказывались как самими композиторами, так и философами.
Проблемное поле выдающихся русских композиторов ХХ в. – Скрябина, Рахманинова, Прокофьева и др. – было задано философской мыслью, особенно философией всеединства В. С. Соловьева, которая выводила их на проблемы космизма. Идеи положительного единства, синтетический метод познания оказались близки отечественным композиторам. Пример - произведение Ивана Вышнеградского «День Бытия», который предложил идею музыкальной микроинтервалики, т.е. использования интервалов меньше полутона. В творчестве Вышеградского ощущается еще одно влияние философии всеединства. Бесконечность мира, мысль о всеединстве сущего была для символико-космистов и романтической мечтой, и восторгом, и философской доктриной, духовным отцом которой был Вл. Соловьев. Многих творцов рубежа ХIХ-ХХ веков (Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, А. Н. Скрябин) объединяла космическая тема: солнце, звезды, луна, небесная лазурь - для них есть символы божественного света, способные преодолевать время и суету. Но наряду с ренессансным ощущением в музыкальной культуре серебряного века ярко проявилась острота переживаний. Во многих сочинениях композиторов - космистов реализуется неистовый порыв и сковывающая сила молчания, небытия. Для всех художников - космистов было свойственно чувство бесконечности, таинственной непостижимости бытия.
Во многих сочинениях Скрябина, сочетание миниатюрной формы, стремительного темпа создает впечатление полета, самоутверждения духа, а выставленные в конце произведения паузы, предоставляют возможность домыслить образ, почувствовать его бесконечную перспективу. Таким образом, осуществляется выход за рамки реального, физического времени; паузы воспринимаются как «шлейф» от пролетевшей кометы. Скрябин определял форму произведения как шар. Так, в его прелюдии № 1 (опус 67) непрерывное мелодическое кружение создает образ таинства. Зарождение многих тем его сочинений «можно уподобить шарообразному уплотнению космических туманностей». Музыканты экспериментировали в глубинах самой музыкальной ткани. Наряду с желанием охватить макроуровни, разрабатывали сферу микроинтервалики, которая предполагала расщепление музыкального тона на четверти тона, а не на традиционные полутона (И. Вышнеградский, А. Лурье, Н. Рославец, М. Матюшин и др.) Таким образом, рубеж ХХ столетия был отмечен как период активной художественно - эстетической деятельности: поэты и музыканты, философы и живописцы, единые в своем устремлении поиска иной реальности обращались к мировому культурному наследию - античности, Востоку, к формам немецкого романтизма, французского импрессионизма, к древнерусскому зодчеству, живописи, западноевропейской и отечественной философии русской музыке и поэзии. Диапазон воплощения тенденций эпохи «простирался» от тончайшей нюансировки в миниатюрных формах (романсы С. Рахманинова опус 38) до космической масштабности в крупных сочинениях (кантата С. Прокофьев «Семеро их»). В художественных приемах, используемых в искусстве, наблюдается преемственность. Во всех сочинениях серебряного века прослеживается идея единства макро - и микропространства, их тождество. Космический такт объемлет в себе все, от биения сердца до космической музыки сфер. Космос человеческой души - уподобляется Космосу Вселенной. Символ пронизывает эпоху. Поскольку именно музыка наиболее полно выражает символ, все композиторы - космисты явились выразителями идей, укладывающихся в рамки космизма: образы бесконечности (девятая соната А. Скрябина), образы Космоса (Четвертая соната А.Скрябина. А. Н. Скрябин стремился насытить свое творчество идеями, понятиями пространства, времени, энергии, бесконечности, хаоса, борьбы. Скрябин был космистом и, как типично русский художник, был убежден: весь космос заключен в человеке. В его философских записях читаем: «...в каждом человеке заключена вселенная» (Записи А. Н. Скрябина. С. 157), необходимо вскрыть космический смысл каждого личного переживания; история человеческого чувства... есть история вселенной». Он полагал, что художник должен выражать бытие вселенной-сознания и как бы повторять его в своей творческой природе.
В то время особую притягательность имели Мистерии. Особая притягательность идеи мистерии в это время, и не только для А. Н. Скрябина, имела несколько причин. Во-первых, это объясняется характерными для этой эпохи апокалипсическими тревогами и мистическим страхом конца. Во-вторых, сознание трагичности индивидуальной жизни рождало мечту о мистерии как реальном художественно-религиозном акте, в процессе переживания которого личность вырвется из ограниченного индивидуального бытия и достигнет цельности и единства со всем человечеством, с космосом.
Философия Мистерии отразила родовые черты русского космизма - понимание восходящего характера эволюции, роста в ней значения разума, признание необходимости нового сознательно-активного ее этапа. У русских космистов, представителем которых был также и А. Н. Скрябин, возникает новый взгляд на человека как на субъект космической эволюции. Вершин ее достигает не отдельный человек, а соборная совокупность сознательных существ, всего человечества, в единстве всех поколений. Идеальным прообразом такого «целокупного человечества» у религиозных космистов выступает Душа мира, или Божественная София. Космический процесс представляется композитору неповторимым, когда Вселенная совершает лишь один цикл: она родилась из Ничто и стремится к своей последней цели - Абсолютному бытию. Мечта о синтетическом, соборном, теургическом искусстве не определила вселенский размах, духовный активизм творчества композитора. Основное убеждение русских космистов, что «человечество призвано быть орудием Божиим в спасении мира», без сомнения, выражает смысл скрябинской философии. Трагическому обессиливанию человечества на путях его исторического бытования композитор противопоставлял оптимистическую веру в неизбежность сотворения соборным человечеством новой Вселенной, волной гармонии и красоты. Время в космологии Скрябина играет роль некой фундаментальной, первичной энергии, излучаемой Универсальным Сознанием, создающим через посредство сознания композитора художественный облик Пространства Вселенной». Искусство звуков в скрябинском понимании представляет собой не просто «новое описание» мира, а некую глобальную Реальность, в объеме которой физическая вселенная занимает только часть. При этом музыкальное произведение является своего рода «тоннелем» в космическое пространство звездных миров.
Четвертая соната композитора являет нам посредством музыкальных структур Вечный Космос, бесконечную Вселенную, которые запечатлены в неизменности главной темы - темы Звезды.
Философия мистерии явилась выразителем основным проявлений активно-эволюционного направления философского и научного космического поиска в России начала ХХ века.
Ярким примером космизма в музыке служит творчество великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. В своей четырнадцатой опере «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904), Римский-Корсаков вновь творит глобальную картину мира, основой которой выступает мифологическая поэтика. Любимый инструмент композитора - хор, как лучшее самораскрытие Соборной Души, когда она осуществляет высшую форму творчества - духовное делание. Для Танеева именно хоровая музыка - кантаты и хоровые циклы acapella - может выразить идею богочеловеческого, соборного единения мира горнего и мира дольнего. Таким образом, в «Иоанне Дамаскине» и «Исалме» через хоровое воплощение соборного «мы» С. И. Танеев представил космическую модель мира, в которой раскрывается единство всех людей в их творчестве с Богом.
Новый взгляд на тему космоса в ΧΧ веке.
В 70-90–е годы ΧΧ века возникает неподдельный интерес к теме космоса, этому способствуют большие достижения в освоении космоса, желание познать космическое пространство и его основные законы. В этот период создается огромное количество художественной литературы фантастического жанра, снимаются кинофильмы, в музыкальной массовой культуре возникает целое течение групп, в основе творчества которых становиться космическая тема. В этот период начинает развиваться электронная музыка, это является благодатной почвой для написания композиций, описывающий неизвестный неземной образ, космические пейзажи. Первые эксперименты с лазерным шоу усиливают впечатление о музыки. Давайте рассмотрим примеры творческого пути музыкальных коллектив, особенно популярных в этот период, которые обращались к теме космоса.
ГРУППА SPACE
Space (от англ. космос) – французская группа, исполняющая музыку в жанре электроники и синти-попа.
Группа была создана в 1977 году Дидье Маруани, Роландом Романелли и Янником Топом. Дидье Маруани к тому времени имел некоторую известность как сольный поп-исполнитель, но вскоре сосредоточился на своей группе. В ранний период музыканты группы всячески подчеркивали научно-фантастическую направленность своей группы, часто выступая в сценических костюмах наподобие скафандров.
В конце 1970-х группа выпустила три успешных альбома: Magic Fly, Deliverance и Just Blue, с большим тиражом. После этого в группе произошел раскол, в результате которого группу покинул основатель группы - Дидье Маруани. После этого Space, теперь уже во главе которой был Роланд Романелли, выпустила еще один только уже менее удачный как в финансовом, так и в музыкальном плане альбом Deeper Zone (1980),прежде чем окончательно распасться в 1981 году.
Дидье Маруани продолжал свою сольную карьеру, выпустив альбомы Paris-France-Transit и Space Opera. До 1990 года его группа выступала под названием «Didier Marouani & Space», пока Дидье не получил по суду права на название Space, тем самым, воссоздав группу.
Маруани со своей группой неоднократно приезжал в СССР с концертами. В 1983 году он впервые выступил в Москве, а в 2001-2006 группа Space предприняло большое турне по городам России и Украины. Также в честь 50-летия полета Юрия Гагарина в космос, группа планирует выступить в Хабаровске 12 апреля и в Москве 12-13 апреля 2011 года.
ГРУППА ЗОДИАК
Зодиак (латыш. Zodiaks) - советская музыкальная группа из Латвии, существовавшая в 1980-х годах и игравшая инструментальную музыку в жанре синти. Зодиак была одной из первых советских групп, исполнявших электронную музыку. Основной тематикой композиций является космос и научная фантастика.
ВИА «Зодиак» под управлением Яниса Лусенса был организован в конце 70-х годов студентами Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола. Ансамбль начал исполнять необычную для советской эстрады электроно-синтезаторскую музыку с «космическими» звуками, взяв за образец такие группы, как Space и Kraftwerk. Дебютный альбом « Диско Альянс» был выпущен в 1980 году. Тогда же латышские музыканты написали саундтрек к документальному фильму о космонавтах «Звездная палитра», в ходе работы посетив Звездный городок и познакомившись с космонавтами. Название композиций на следующем альбоме «Музыка во Вселенной» недвусмысленно отсылают к космической тематике. В 1982 году ансамбль успешно выступает в Москве в эстрадной программе «Молодость Балтики», проходившей в рамках заключительного концерта фестиваля «Московские звезды», посвященного 60-летию образования СССР и 19 съезду ВЛКМС.
Записи «Зодиака» расходятся по СССР большими тиражами. Последний номерной альбом «Зодиака» был выпущен в 1989 году под названием «In memoriam»(«В память»). Это концептуальный альбом, посвященный латышской культуре и архитектуре Риги. На нем композитор Лусенс продемонстрировал некоторый уклон в сторону рок-музыки. В 1990-е ансамбль прекратил свое существование, но в последние годы снова начал выступать, исполняя старый материал.
Фрагменты из композиций с альбома «Музыка во Вселенной» используются как музыкальные заставки в научно-популярной программе «Поиск» на Радио России.
ГРУППА ROCKETS
Rockets – французская рок-группа. Известна своим имиджем «пришельцев из космоса», одним из первых в истории музыки масштабными шоу с использованием целого каскада спецэффектов (в частности «инопланетных» декораций, пиротехники, лазеров). Альбомы Plasteroid и Galaxy соответственно стали золотыми и платиновыми.
История «Rockets» началась в 1972 году, в Париже, где они под именем «Crystal» играли в клубах. В 1974 году «Crystal» меняют название на «Rocket man»(или «Rocketters) и вот - пять пришельцев с зелеными глазами(контактные линзы), серебряной кожей и в « космической» одежде - впервые появляются перед публикой в Европе. В 1975 группа выступает на маленькой дискотеке в Каннах, где их замечает Маурицио Канничи из студии CGD. Тогда же выходят первые синглы — «Rocket Man», «Future Woman / Sexy Planet» и «Samourai», а сама группа переезжает в Италию, где выпускает миньон "Ballad Sur Mars". Дебютный альбом без названия выходит в 1976 во Франции, через год — в Италии, под управлением менеджера Клода Лемона, который будет работать с группой до 1984.Второй альбом «On the Road Again» выходит в 1978 во многих странах — от Европы до Канады, Америки и Австралии — и обеспечивает группе прорыв в музыкальном и коммерческом плане. После выхода концертной пластинки «Sounds of Future», группа выпускает новый альбом «Plasteroid» (1979), который стал «золотым» в Италии еще до того как поступил в продажу, и окончательно закрепил успех «Rockets» в Европе, продержавшись несколько недель в вершинах хит – парадов. На волне успеха в 1980 выходит вторая самая известная работа — «Galaxy», ставшая платиновой по итогам продаж в мире. В следующем альбоме «Pi 3,14» (1981) группа несколько меняет свой стиль в сторону рока. Альбом выходит только в Италии, и публика постепенно теряет интерес «Rockets». Альбом «Atomic» (1982) не произвел вообще никакого общественного резонанса, и из группы ушли Christian Le Bartz, Alain Groetzinger и продюсер Клод Лемон. Оставшиеся музыканты выпустили еще несколько альбомов, стилистически далеких от прежних работ «Rockets», пластинки не имели успеха и в 90-х группа по большей части молчала. После 2000-го гастролирует в измененном составе, исполняя старые хиты и новые песни с последних синглов. В 2003 вышел альбом «Don't Stop», состоящий из новых композиций и ремиксов старых песен.
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Работая над данной темой, я исследовала творчество композиторов серебряного века и музыкальных коллективов 70 -90 –х годов XX века, посвящённое теме «Космос в музыке». Мною были выявлены причины, основные идеи и эстетические задачи, которые ставили композиторы для реализации данной темы. Опираясь на данный материал, я прихожу к следующим выводам:
1. Тема космоса – одна из вечных тем в музыке.
Могу предположить, что к теме «Космос в музыке» обращаются и композиторы XXΙ века, наполняя её современным музыкальным языком. В связи с этим, интересно задаться вопросом:
- Какие новые музыкальные тенденции будут использовать композиторы последующих поколений, обращаясь к данной теме?
- Можно ли предположить, что, как в фантастической литературе, посвящённой космосу, писатели прогнозируют будущее развитие человечества и эти прогнозы часто сбываются, так и музыка, посвящённая космосу, прогнозирует новые средства музыкальной выразительности?
Возможно, ответы на эти вопросы я смогу дать в следующей работе. Работа над данной темой вдохновила меня на создание музыкального произведения, которое, надеюсь, лишь подтверждает все мои выводы.
Слайд 1
Космизм в музыке Космизм в музыке Автор: Левченко Вера Олеговна Дата рождения: 04.05.1996 год Школа: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования город Горячий Ключ Класс: 8 б; Руководитель: Анисимова Ляна Миграновна , учитель музыки муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 муниципального образования город Горячий Ключ Адрес ОУ: ул. Ленина 137, г. Горячий Ключ,Слайд 2
Космизм в музыке Гипотеза: тема космоса в музыке вечна, но композиторы различных эпох отражают её используя свой музыкальный язык.
Слайд 3
Космизм в музыке Отражение темы космоса композиторами «серебряного века» Цель: выявить средства музыкальной выразительности композиторов «серебряного века» и музыкальных групп 70 -90 годов XX века. Задачи: знакомство с творчеством композиторов разных эпох; определение причин обращения к теме космоса в музыке в данный исторический период; музыкальный анализ произведений.
Слайд 4
Космизм в музыке Идеи микроинтервалики - Иван Вышнеградский
Слайд 5
Космизм в музыке Символизм в музыке А.Скрябин прелюдия № 1
Слайд 6
Космизм в музыке Идеи мистерии и соборности С.Танеев «Иоанн Домаскин »
Слайд 7
Космизм в музыке Тема космоса в XX веке
Слайд 8
Космизм в музыке Новые средства выразительности темы космоса в музыке XX века: электронная музыка; спецэффекты; стилизованные костюмы
Слайд 9
Космизм в музыке Звёздный путь
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Этот древний-древний-древний мир!
Новый снимок Юпитера
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Астрономический календарь. Октябрь, 2018