Работа Казановой Элины "Фортепианный этюд как жанр музыкального искусства" представлена для участия в Региональной детской творческо-исследовательской конференции "Покоряя вершины".Предполагается исполнение Элиной "Этюда" А.Лешгорна F-dur и сообщение в виде презентации по названной теме. В работе рассмотрен жанр Этюда в музыке и не только.Обозначены композиторы, пишущие в этом жанре.Выявлены причины возникновения и пути развития этого жанра.
Вложение | Размер |
---|---|
Фортепианный этюд как жанр музыкального искусства | 51 КБ |
«Фортепианный этюд как жанр музыкального искусства»
Казанова Элина
Руководитель: Харитонова А.В.
МОУДОД ДШИ г.Красный Кут
Занятия в музыкальной школе значительно расширяют кругозор детей. И это не пустые слова. Ведь знакомясь на уроках специальности с различными произведениями, мы знакомимся с целыми историческими эпохами, музыкантами, которые в своем творчестве отражали жизнь своих современников, их интересы, увлечения и в произведениях передавали ритм жизни общества в целом.
Во всех классах музыкальных школ, начиная с 1 и заканчивая выпускным, учащиеся разучивают этюды. Для многих это неинтересное занятие. Но мне стало любопытно, а если посмотреть на этот жанр музыки по-другому. Узнать, когда он появился, какие композиторы обращались в своем творчестве к нему, какие бывают этюды, только ли в музыке применим и используется этот жанр?
Тема моего исследования важна, поскольку систематизирует сведения об этом жанре музыкального исполнительства и результаты работы могут быть применимы в просветительской работе не только для юных музыкантов , но и для широкого круга любителей живого музыкального звука.
Целью моего исследования является:
изучение музыкального жанра фортепианный этюд
Задачи: - узнать, что обозначает термин этюд;
- выяснить причины и время возникновения этого жанра ;
- познакомиться с классификацией этюдов;
- собрать материалы о музыкантах, которые в своем творчестве обращались
к жанру этюда;
- найти примеры в других видах искусства и деятельности человека, где
применяется понятие этюд;
Слово «этюд» в переводе с французского языка обозначает «учение, изучение». В музыке так называют пьесы, основанные на определенном приеме исполнения и предназначенные для развития технического мастерства исполнителя.
Этюд – инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного приема исполнения и предназначена для усовершенствования техники исполнителя. Нет такого музыканта, которому бы не пришлось бы сыграть ни одного этюда в музыкальной школе, колледже, консерватории.
Этюд развивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры гаммообразными пассажами, пунктирным ритмом, хроматическими гаммами, скачками, октавами, двойными нотами, техника трели и другие.
Обращаясь к различным словарям для уточнения значения слова этюд, обнаруживаем, что оно достаточно широко и представлено в разных сферах деятельности человека от музыки, живописи, литературы, до музыкознания, шахмат, хореографии, научных работ.
Но обратимся к жанру этюда музыкального. С появлением таких музыкальных инструментов как клавикорд и клавесин возникла необходимость в музыкальных произведениях для них. Появились инструменты и прекрасные исполнители на них, такие как И.С. Бах (Германия), Ф.Куперен, Л.Дакен, Ж.Рамо (Франция),Д.Скарлатти (Италия). Их прекрасная музыка была одновременно отличным учебным материалом. Ведь в то время исполнители были одновременно и педагогами, и композиторами, сочинявшими для своих учеников упражнения и пьесы.
Так, И.С.Бах писал маленькие прелюдии, инвенции и другие пьесы специально для детей, среди которых самыми любимыми были его сыновья, жена Анна Магдалена.
Бахом разработаны новые для того времени приемы игры на клавесине: подкладывание первого пальца, он ввел в игру первый палец, активно использовал пятый, но почти не пользовался перекрещиванием пальцев. Эти приемы способствовали певучести и мелодичности звучания. Для обучения этим приемам он написал 15 двухголосных и 15 трехголосных симфоний. Эту музыку и сейчас исполняют юные музыканты. Поскольку нет музыки лучше для развития полифонического слуха и приобретения технического мастерства. О назначении своих произведений Бах говорил: «Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как для особого время препровождения тех, кто преуспел в этом учении».
Для обучения игре на клавесине композитор Д.Скарлатти писал небольшие по размерам, но необыкновенно яркие и разнообразные клавирные сонаты (свыше 500!!!) Он был новатором в области клавирной техники. Именно Д.Скарлатти применил в своих экзерсисах многие исполнительские приемы, которые получили развитие в 19 веке. Это и репетиции (быстрое повторение одного и того же звука), глиссандо (скользить), перекрещивание рук. Свои сонаты он скромно называл «Упражнения для чембало». В предисловии к ним он писал, чтобы не искали глубокого плана в этих произведениях, так как написаны они «дабы приучить себя к технике клавесина».
Таким образом, можно говорить, что зарождение жанра этюда как пьесы обучающего характера происходило в творчестве композиторов эпохи барокко.
1709 год знаменателен появлением нового, более усовершенствованного музыкального инструмента, а вместе с ним и новых приемов игры, новой аппликатуры, нового исполнительского стиля. Началась эра рояля («королевский»).
Это время бурного исполнительства. Но путь к вершинам исполнительского мастерства долгий и трудный. Он начинается в детстве с небольших упражнений, легких пьес. Постепенно шаг за шагом растет мастерство, а овладевать исполнительской техникой помогают этюды. Техника исполнительская – это владение различными приемами игры на музыкальных инструментах. Фортепианная техника, как уже упоминалось выше, очень разнообразна: гаммы, арпеджио, октавы, аккорды, хроматизмы… На каждый вид техники есть этюды, которые учат , развивают ловкость, беглость пальцев. Конечно, они делают это не сами по себе, а под руководством педагога и при активном участии самих учеников. Исследователь жанра этюда Н.Терентьева подразделяет этюды на инструктивные, характеристичные и концертно-художественные. Конечно, такое подразделение носит условный характер. Развитие самого жанра этюд связано с усложнением музыкального языка. Среди инструктивных этюдов выделяют этюды на разные виды техники: мелкую, крупную, ит.п.), ритмические этюды. В таких этюдах в основном отрабатываются приемы исполнения фактурных технических формул, которые чаще встречались в нотной литературе того времени, а также различные приемы звукоизвлечения. 19 и начало 20 века стало следующим этапом в развитии жанра этюда, поскольку оно напрямую связано с развитием концертного исполнительства. Такие этюды исполняются не только в домашнем обиходе, но и на концертах.
Итак, жанр этюда известен с XVII века. Среди наиболее известных композиторов и педагогов писавших в жанре этюда, произведения которых и в настоящее время включены в репертуар юных музыкантов хочется назвать следующих.
Карл Черни - австрийский пианист и композитор чешского происхождения, создатель множества литературно-методических книг, посвященным проблемам преподавания игры на фортепиано. Более 800 произведений , связанных с разработкой техники игры на фортепиано («Ежедневные упражнения» ор.337, «Школа беглости» ор.299, «Искусство беглости пальцев» ор.740) до настоящего времени успешно используются педагогической практике. В детстве учился игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. Среди учеников К.Черни - Ф.Лист, Т.Лешетицкий.
Людвиг Шитте –датский пианист и композитор, ученик Ф.Листа. один из лучших представителей традиций музыкальности: как с технической стороны, так и мелодической. Если перед начинающим музыкантом стоит задача выработать ровность , мелодичности, дать душе удовольствие, берите Шитте. Как педагог с успехом работал в Вене и Берлине. Автор несложных фортепианных пьес и этюдов, адресованных начинающим пианистам.
Герман Беренс – шведский композитор, дирижер, педагог и пианист. Родился в Германии, но получил известность в Швеции как аккомпаниатор, выступая на концертах камерной музыки в Стокгольме. Особой популярностью пользуются его этюды для фортепиано, служащие необходимой основой воспитания современных пианистов.
Анри Бертини – французский пианист и композитор. Учился музыке у своего отца и старшего брата. В возрасте 12 лет выступал как пианист в Нидерландах и Германии. Автор многочисленных фортепианных пьес, а также специальных упражнений для развития исполнительской техники.
Корнелиус Гурлитт – немецкий композитор, церковный органист и дирижер хорового общества в Альтоне. Преподавал в Гамбургской консерватории. Автор сборников и «альбомов» фортепианных миниатюр для домашнего музицирования, концертных пьес для детей и юношества.
Луи Келлер – немецкий композитор, пианист и педагог. В 1847 году в Кенигсберге открыл школу для обучения игре на фортепиано. Приобрел известность как автор фортепианных этюдов, которые используются в репертуаре юных пианистов.
Конрад Макс Кунц – немецкий композитор, автор популярных вокальных квартетов, фортепианной музыки – 200 канонов для развития координации рук и беглости пальцев при игре на фортепиано.
Феликс Лекуппе – французский пианист, педагог и композитор. Окончил Парижскую консерваторию. С 1843 года преподавал в консерватории фортепиано и гармонию. Автор фортепианных пьес, этюдов и песен.
Анри Лемуан – французский композитор, педагог, пианист, музыкальный издатель. Это один из наиболее известных фортепианных педагогов первой половины XIX века. Игре на фортепиано учился в Парижской консерватории. Автор многих фортепианных произведений, пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды). Издал «Школу игры на фортепиано» и педагогическое пособие «Таблицы пианиста – памятка фортепианного педагога». В 1817 году возглавил нотоиздательскую фирму, основанную его отцом. Под руководством А.Лемуана эта фирма стала одним из крупнейших французских музыкальных издательств. Музыкальный язык Лемуана отличает особая мелодичность и изящество.
Карл Альберт Лёшгорн –немецкий пианист, педагог и композитор. Профессор королевского института церковной музыки в Берлине. Преподавал игру на фортепиано. Автор фортепианных сонат и концертов. Опубликовал практическую фортепианную методику.
Елена Фабиановна Гнесина – советская пианистка-педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Вела фортепианный класс, а также методику преподавания фортепиано. Является автором «Фортепианной азбуки» и другой учебной и методической литературы, в том числе инструктивных этюдов для начинающих. Была директором музыкального училища, которое в дальнейшем стало Российской академией музыки имени Гнесиных.
Произведения вышеназванных авторов начинающие пианисты играют в начале своего музыкального образования, затем с годами переходят к этюдам более сложным.
Это этюды М. Клементи (Италия), Мошковского, И.Крамера(Британия), Ф.Шопена (Польша), Ф.Листа(Венгрия), Р.Шумана (Германия). Среди русских композиторов, пианистов нельзя не назвать С.Рахманинова, А.Скрябина, С.Прокофьева. Этюды этих композиторов исполняются на эстраде как настоящие художественные произведения. Хотя в основе каждого этюда лежит какой-то один технический прием.
В жанре этюда создавались и создаются работы, относящиеся к различным сферам человеческой деятельности. Известны математические этюды, шахматные этюды, в жанре «этюда» создаются научные и научно-популярные труды: этюды о Вселенной, теологические этюды, медицинские этюды, литературные этюды, поэтические этюды, архитектурные, театральные этюды. Таким образом, этюд может является и техническим упражнением, может выступать в роли подготовительного этапа к определенной объемной работе, а также быть самостоятельным художественным произведением.
Следовательно, в музыкальном искусстве жанр этюда становится своеобразной школой для творческого развития музыканта и представлен как упражнение, и как целостное художественное произведение. Этюды писались в различные исторические периоды, но всем им характерна связь с исполнительскими и композиторскими особенностями (стилем), которые напрямую зависят от эстетического предпочтения той или иной эпохи, особенностями мировосприятия и философии.
Литература:
1. Михеева Л.В. «Музыкальный словарь в рассказах». М., «Советский композитор», 1984
2. «Музыкальный энциклопедический словарь» ред.Келдыш Г.В. – М., «Советский
композитор»,1990
3. Терентьева Н.А. «Карл Черни и его этюды». «Музыка»- Ленинградское отделение,
1978
4. «Спутник музыканта. Энциклопедический словарь-справочник. Ред.А.Л.Островский.-
М.: Музыка, 1964
5. «Великие музыканты Западной Европы». Сост.Григорович В.Б.- М.:Просвещение,1982
6. Комарова Н.И. «Музыканты и композиторы». Краткий биографический словарь.-
М., 2001
7. Сайт filosofika.ru статья Портная И.В. «Этюд как явление художественного
творчества», 2012
8.Сайт www.muzzal.ru
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Знакомые следы
Цветок или сорняк?
Ворона
О путнике