Данный материал содержит описание свадебного обряда записанного со слов старейших жителей села
Вложение | Размер |
---|---|
описание свадебного обряда | 59.5 КБ |
«Драматургия свадебного обряда села Поповка Хвалынского района Саратовской области».
Песенные традиции сельчан Поповки идут из глубины веков. И в этом особенность села. Любая работа сопровождалась песней, на ферме, в поле без неё не обходились. Истинные хранительницы обрядов, женщины старшего поколения, которые помнят обычаи и традиции своих родителей, бабушек – дедушек смогли сохранить и передать молодому поколению один из обрядов – свадебный, некогда представляющий собой интересное, разноплановое действо, имеющее свои, неповторимые особенности.
Свадьба - одно из наиболее значимых событий в жизни каждого человека
Ведь действительно замужество можно сравнить с переходом в иной мир (другую жизнь).
Именно поэтому, планированием важнейшего этапа в жизни человека занимались взрослые и опытные люди, в лице родителей брачующихся.
Сватовство: в данном селе, более распространены названия: запой, сговор.
О приходе сватов предупреждали заранее, как говорят местные жители, договаривались те, «кто в раду самый старший»[1].
Приходят и говорят: «Мы слышали, что у вас ярочка продаёца, а у нас барашик, хороший… Нам вот надо породница».
Если согласие на свадьбу было получено, сваты, с родителями жениха и близкими родственниками отправлялись «запой делать. Старались, как можно поменьше народу идти. И шли дедушка с бабушкой, родные родственники. Обезательно вот старых людей» (сватать должны старые люди).
По приходу в дом невесты, «первым делом все встают перед иконой», молятся (перед иконой вставали все), «потом уже, кладут начала».
Как только начало было положено, молодых заставляли целоваться, называть будущих родителей - папой и мамой. А сватья говорят друг другу: «здравствуй сваха!», «здравствуй сват!» и при этом целуются. Договорившись, все идут в дом жениха, «дом сматреть». Там же назначали день свадьбы.
Девичник: посиделки, (вечерки).
Длились посиделки две - три недели, в зависимости от даты назначения свадебного дня. В этот период, невесту, принято было называть – девушкой.
Приданое.
Перед свадьбой, в пятницу, несли приданное, к жениху. Выбиралась староста, («самая задушевная подруга невесты») и десятница. «Десятницей ставили родную сестру, а если не было сестры, то ещё одну подружку». Действо проходило днём.
Приданое: «(две подушки, обязательно зеркало, на зеркале вышитый утиральничек, как можно красившее)». «Сразу было видно кто староста и десятница. А остальные подружки шли, несли в руках подушки, чемадан» (занавески, «подзорники, пакрывала на койку»).Подойдя к воротам, пели песни, «Орёл сизокрылый»[2]. «В это время, один друг жениха выходит, кланяется и говорит: «Милости просим», потом другой…», но девушки не заходят до тех пор («варота закрывают»), пока жених не выйдет, не откроет ворота и не поклонится. Только после этого, все проходят в дом, начинается настоящий «свадебный торг». (Торговались до тех пор, пока требования девушек не будут выполнены).
После выкупа невесты: «… начинают занавески прибивать, старые снимать, новые вешать...»[3].
Затем девушек угощали, после чего они спрашивали у свекрови (свякрови): «Розряши сваха Оля полы поравнять…?», и запевали следующую обязательную песню: «Уж ты сад, ты мой сад»:
Песня является уникальной, так как ее исполнение в данный момент обряда, было зафиксировано только в с. Поповке.
После этой песни, не засиживаясь долго, девушки в сопровождении друзей жениха отправлялись обратно к невесте.
Жених давал мыла, (чтоб невесту в бане вымыть), веники, дрова. Все выходили во двор, брали «палени дров, веники и с гармонью ребята провожали девушек до дому невесты. Барыню плясали, под частушки падпевали (под гармонь), дровами стучали». А вечером идут «пазываты» (дружка и десятница) приглашать жениха и его друзей в гости к невесте. У невесты за стол садились только ребята, а девушки в это время пели песни каждому парню, «пели кому чево, и нам платили за эта». При этом говорили: «Слушайте песенку, там называли парня, по имю, очеству». Например: «Розан, мой розан», (жениху), или «у голубя, у сизого», (деверю).
После исполнения данной песни подружки невесты продолжали выманивать деньги у жениха и его друзей:
Калитка в сад
10 осенних мастер-классов для детей
Компас своими руками
Сказка про Серого Зайку
Рисуем ананас акварелью
Комментарии
Голосую за вашу работу.Буду
Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872
Интересный материал! Голосую!
Интересный материал! Голосую! Удачи! Буду рада если оцените и мой проект.
Интересный материал! Голосую!
Интересный материал! Голосую! Удачи! Буду рада если оцените и мой проект.