исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rab_pesn_kolokola.doc | 329.5 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
п. Новоорск»
Конкурс детских исследовательских работ «Время, музыка и мы».
ХХVIII Областной конкурс музыкального творчества детей и юношества «Талант! Музыка! Дети!».
Исследовательская работа
«Песнь колокола»
Работу выполнила :
Ученица 9 «в» класса
Дерксен Маргарита
15 лет
Руководитель:
Степанова Юлия Александровна
учитель музыки высшей категории
2013
Тема проекта: Песнь колокола
Цели проекта:
Задачи проекта:
Предметные области - музыка, история, литература
Научная значимость- Собранная и обобщённая мною информация может быть использована на уроках музыки в общеобразовательных учреждениях и просто как познавательная информация.
Содержание
Введение. Актуальность темы и постановка вопроса;
I Теоретическое обоснование темы
II Экспериментальное исследование
III Заключение.
Приложения:
а) Самые крупные колокола мира;
б) звоны (фонограммы звонов)
в) легенды о колоколах
г)фонограммы муз.произведений со звучанием колоколов
Используемая литература.
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
Может быть, звонишь ты тоже
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчёлам
Роще, травам и цветам.
ВВЕДЕНИЕ
Проходя мимо церкви, всегда задумываешься над тем, какую песнь поёт колокол? Праздники церковные плавно вошли в нашу обыденную жизнь. И хотим мы этого или нет, все в душе мы люди верующие. В моём посёлке тоже когда –то была церковь, потом в годы советской власти она была разрушена. И вот уже в этом столетии была восстановлена. Изучая материал исследовательской работы, я многое узнала. Например, что старый колокол церкви ЖИВ и даже поёт свою песню, как и более ста лет назад.
С этой целью я познакомилась с литературой и материалами о колоколах в Интернете и в новоорском народном краеведческом музее, и постаралась ответить на несколько вопросов:
о месте колокола в истории Православной России;
об особенностях русского колокольного звона;
о колоколе Новоорска
о написанных произведениях литературы и музыки о колоколах
I Теоретическое обоснование темы
1.Легенда о цветке
Колокольчик- необычайно красивый цветок. Рассказывают, будто гулял по лесу один благочестивый епископ по имени Паулиний, предаваясь молитвам и размышлениям о Боге. На закате лучи солнца залили все вокруг золотым светом. Священник пришел в восторг и умиление. Опустившись на колени, он стал молить Господа, чтобы тот послал ему какое-нибудь знамение. Тут ему почудилось, будто слышит он едва различимый, но мелодичный и приятный звон. Этот звон издавали лесные колокольчики, качающиеся на полянке под легким ветерком. Епископ преисполнился ликованием и, вернувшись домой, повелел отлить из меди гигантский цветок колокольчика. Его укрепили под крышей собора. Так появился первый церковный колокол, созывающий людей на церковную службу.
2.Что такое колокол. Устройство колокола
Ко́локол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла. Латинское название колокола «кампан» объясняют названием провинции, где их начали отливать. Есть версия, что название «колокол» произошло от древнерусского слова «коло» - круг. В некоторых словарях – от общеславянского kolkolъ, восходящему к звукоподражательной основе kol. Некоторые учёные считают, что слово «колокол» имеет корень от греческого «колкун», что означает клепало или било.
Значение слова Колокол легко получается рассмотреть на основе значений составляющих его частей: Коло – круг, колесо, обод. Кол – круглая палка, ствол молодого дерева с заостренным концом.
Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:
Колокол, как и многие инструменты, — антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую. Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой.
Устройство типичного колокола:
1. хомут,
2. корона,
3. голова,
4. поясок,
5. талия,
6. звуковое кольцо,
7. губа,
8. устье,
9. язык,
10. заплечики
В колокольных надписях наиболее часто встречается орфография XVII и XIX веков или же современные традиции. Надпись на колоколе выполняется заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков препинания.
Украшения колоколов можно разделить на несколько видов:
- горизонтальные пояски и бороздки
- орнаментальные фризы (растительные и геометрические)
- выпуклые литьевые или гравированные надписи, возможно их сочетание
- рельефное исполнение икон Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных. Украшение колокола несет отпечаток эпохи, соответствует ее вкусам. Обычно включает такие элементы: рельефные иконы, орнаментальные фризы, надписи и орнаменты. Внутренняя надпись обычно содержит информацию о времени литья колокола, именах заказчика, мастера и вкладчиков. Иногда в надписи встречались слова молитвы, определяя значение колокола как гласа Божьего.
3. Из истории колоколов
Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае. В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы. колокольчиков.
Однако в литературе иногда, как наистарейший, упоминается хранящийся в Британском музее ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 - 824 г.г. до н.э.), обнаруженный при раскопках дворца Ниневии. Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса. Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной.
В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы.
Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении - в точности неизвестно. Во время гонений на христиан об употреблении колоколов не могло быть и речи, призыв к богослужению производился через особых лиц низшего клира (лаосинактами-народособирателями).
В Европе с I века до н.э. и в последующие века небольшой колокол высотой около 20 см выполнял следующие функции: его сигнал в Бонне означал начало уборки улиц; в Этампе (Франция) последний удар колокола назывался "Преследователь гуляк": после него тушили городские огни; в Турине (Италия) имелся "Хлебный колокол" для домохозяек; в средневековой Англии колокол сопровождал похоронную процессию; а в Бовене (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался - "Торговка рыбой".
Первое применение колоколов при христианском богослужении, церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому . В сонном видении он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении, а введение "колокольного звона" в католических обрядах - папе Савиниану
Исторические памятники Запада, впервые упоминают о колоколах лишь в VII в., при храмах в Риме и Орлеане. К VIII в. на Западе, благодаря Карлу Великому, колокола при церквях были уже широко распространены. Изготовлялись колокола из сплава меди и олова, позднее к этим металлам стали прибавлять железо и в редких случаях серебро.
Середину IX в., можно определить временем повсеместного употребления колоколов на христианском Западе.
На Православном Востоке, колокола появились лишь во второй половине IX в., когда по просьбе императора Василия Македонянина (867-886) венецианский дожъ Орсо прислал в Константинополь 12 колоколов для вновь сооруженной церкви. Это нововведение не имело широкого распространения и лишь после занятия Константинополя крестоносцами (1204) колокола вновь стали появляться при храмах.
4. Колокола Руси
Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала.
Била (и кандии) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола.
Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон".
Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.
Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824), которые возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников), было обнаружено два колокола. Один из них коринфской меди, более сохранившийся (весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.), именно он считается древнейшим русским колоколом.
О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В Суздале "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти…" В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.
После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.
В XIV в. литейное дело возобновляется в Cеверо-восточной Руси. Центром литейного дела становится Москва. Особую славу в это время стяжал "россиянин Борис", отливший много колоколов для соборных храмов. Размеры колоколов в это время были невелики и по весу не превышали несколько пудов.
Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов.
Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в., когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. Также литейным делом в это время занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди. И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров..
При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов. Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров.
Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров 1606 г., Игнатий Максимов 1622 г., Андрей Данилов и Алексей Якимов 1628 г. В это время русскими мастерами отливаются огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. Так в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол "Реут" весом в 2000 пудов. В 1654 г. отлит "Царь колокол" (позднее перелитый). В 1667 г. отлит колокол в Савино-Сторожевский монастырь весом 2125 пудов.
В первые годы царствования Петра I колокольное дело не было успешным. Этому способствовало холодное отношение светской власти к Церкви. Указом царя от 1701 г. из церквей изымались колокола, для нужд армии. К маю 1701 г. в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов (в общей сложности более 90 тыс. пудов). Из колоколов было отлито 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Но колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались невостребованными.
5 "Царь колокол"
Особое место среди всех в мире колоколов, занимает "Царь колокол". Начиная с XVI в. этот колокол переливался несколько раз.
Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл. Работы по сооружению колокола начались в 1733 г. в Москве, у колокольни Ивана Великого. К 1734 г. были закончены все необходимые подготовительные работы. Для строительства печей было израсходовано 1214000 шт. кирпича. Но в этом году отлить колокол не удалось, лопнули печи и медь вылилась. Вскоре умирает Иван Маторин и его дело продолжает сын Михаил. К 1735 г. все работы были проведены с большой предосторожностью. 23 ноября затопили печи, 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда). До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого". Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней. С художественной стороны, "Царь колокол" имеет великолепные внешние пропорции. Украшен колокол изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны. Между ними в двух картушах, поддерживаемых Ангелами, находятся надписи (поврежденные). Венчают колокол изображения Спасителя, Богородицы и евангелистов. Верхний и нижний фризы украшены пальмовыми ветвями. Украшения, портреты и надписи выполнены: В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым и П. Серебяковым. Хотя часть рельефных изображений при отливке пострадала, но сохранившиеся части говорят о большом таланте русских мастеров. На изломе цвет колокольной меди беловатый, которого не имеют другие колокола. Принято устойчивое мнение, что, это связано с большим содержанием золота и серебра. После поднятия колокола неоднократно поднимался вопрос о его ремонте. Были смелые решения о спайке отломившейся части, но все попытки оставались только смелыми предложениями.
6 Особенности колокольного звона
На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона, каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.
1. Православный звон — в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится прежде всего благозвучие (благо-лепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осущест-вляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.
2. Католический звон — в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения.Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.
3. Кариольный звон — в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты. Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном..
Зная основные отличия православной и западной традиций колокольного звона, легко понять, насколько разные требования они выдвигают к отливке и подбору колоколов для создания цельного звона.
Основы православного звона
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:
• созывать верующих к богослужению.
• выражать торжество Церкви и ее Богослужений.
• возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.
Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.
В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон. (см. муз. Приложение)
Благовест — один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.
Перебор — или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).
Перезвон— более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз.
Трезвон — наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.
Экспериментальное исследование
1. Времена молчания
После Октябрьского переворота 1917 г., церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти. Колокольный звон считали вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые "исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению". Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе, который распоряжался ими самостоятельно "исходя из государственных нужд".
Для ликвидации наиболее ценных колоколов было принято решение о продаже их за границу. "Наиболее целесообразным выходом для ликвидации у нас уникальных колоколов, является вывоз их за границу и продажа их там наравне с другими предметами роскоши…", - писал идеолог атеизма Гидулянов. Так в США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря. Уникальные колокола Сретенского монастыря были проданы в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные коллекции. Другую часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд (изготовление котлов для столовых!).
Россия катастрофически быстро теряла свое колокольное богатство. Особенно ощутимы были изъятия колоколов из древнейших монастырей и городов. В 1929 г. сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора. В 1931 г. были отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева, Ризоположенского, Покровского монастырей Суздаля.
Еще более трагичной была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой лавры. За гибелью гордости России - колоколов первой на Руси обители, следили многие. Иллюстрированные печатные официозы типа "Безбожника" и другие печатали фотографии низверженных колоколов. Рудметаллторгу в итоге были сданы из Троице-Сергиевой Лавры 19 колоколов общим весом 8165 пудов. В своем дневнике о событиях в Троице-Сергиевой лавре писатель М. Пришвин сделал запись: "Я был свидетелем гибели… сбрасывались величественнейшие в мире колокола годуновской эпохи, - это было похоже на зрелище публичной казни".
Своеобразное применение, части московских колоколов, нашли в 1932 г. столичные власти. Из 100 т церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.
В 1933 г. на секретном заседании ВЦИК был установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течение нескольких лет, плановым порядком, было уничтожено почти все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий.
Колокол и звонница Новоорска
В 2014 году приходу церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая в Новоорске исполняется 155 лет.
Церковь просуществовала до 30-х годов. Её закрыли. А в здании организовали клуб!!! В 1962 году здание церкви разобрали по брёвнышкам, перевезли на территорию СПТУ и построили клуб училища. А в 1991 году приход вновь возрождается. В 1993 году он был освещён и действует до сегодняшнего дня.
Колокол звонницы новоорской церкви был отлит в 1754 году в демидовских печах литейных дел мастером Иваном Куликовым. Он всего лишь на 19 лет младше Царь –колокола в московском кремле. В 2014 году колоколу исполняется 260 лет.
У колокола нелёгкая история . Долгое время он был безхозным. Сиротливо лежал у здания старого пожарного депо. И его даже чуть выгодно не продали в город Орск.
В 1981 году на концерте художественной самодеятельности в РДК его даже повесили на потолок сцены. Тогда в исполнении хора звучала песня «ХАТЫНЬ», и колокол звонил набатом в финале песни. Говорят, что какая – то неведомая сила расстилалась тогда в зале. Люди плакали от этого голоса колокола.
Новоорчанин Михаил Васильевич Ветошников был неравнодушен к судьбе колокола, и по его инициативе. Его передали как экспонат в Новоорский краеведческий музей.
А в 1991 году, когда возродился храм в Новоорске, колокол стал украшением звонницы и занял своё почётное место. Теперь жизнь Новоорска по праздникам и воскресеньям немыслима без голоса этого исторического памятника. Многие годы звонарём в церкви служит Александра Чапайкина.
Колокольным звонам чутко внимали сердца поэтов:
Слыша благовест с тобой, Создатель, говорю…
В.А.Жуковский
Вечерний звон, вечерний звон, -
Как много дум наводит он…
О милых днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом…
Ив.Козлов
Как нежный звук любовных слов
На языке полупонятном,
Твердит о счастье необъятном
Далёкий звон колоколов…
К.Бальмонт
Звон отдалённый, пасхальный
Слышу сквозь завесу дней…
Валерий Брюсов
Дрёмны плески вечернего звона -,
Мглистей дали, туманнее бор.
От закатной черты небосклона
Ты не сводишь молитвенный взор…
Ник.Клюев
То был не звук, но глас страстней,
То говор был с душой моей!
Денис Давыдов
Внимаю звукам звона и стиха;
Врачуют звуки душу и легка
Печалей ноша, и земля тепла…
Колокола поют, колокола!
Мария Мирошина
Звон вечерний гудит, уносясь
В вышину. Я молчу. Я доволен.
Светозарные волны, искрясь,
Зажигают кресты колоколен…
Андрей Белый
Глухо каялся грешный колокол –
Это медное сердце собора.
Он эфир колол, глубоко колол,
Как щепу, звук бросал у забора…
Игорь Северянин
Вечерний звон у стен монастыря,
Как некий благовест самой природы…
Анна Ахматова
И на башне колокольной
В гулкий пляс и медный зык
Кажет колокол раздольный
Окровавленный язык…
А.Блок
Они звучат, они ликуют,
Не уставая никогда,
Они победу торжествуют,
Они блаженны навсегда…
А.Блок
На рожденье звонят,
на крещенье звонят,
И на утро и на ночь,
постоянно звонят,
На молитву звонят,
и на битву звонят!
И на Троицу звон,
и на Пасху трезвон.
Рождество. Благовещенье. Святой Валентин.
Ни устать, ни уснуть –
каждый день что-нибудь
То обряд похорон, то обряд именин!
И когда мы встаём,
и когда мы идём.
И когда мы приходим
и уходим когда…
Колокольная медь продолжает греметь,
Чтобы помнили Бога,
а иначе – беда!
Даже тем, кто оглох
и душой занемог
И в пучину порока
с головой погружён.
По веленью Творца
потрясают сердца
Колокольные звоны, колокольный канон!
(из спектакля Notre-Dame de Paris)
Нельзя не вспомнить из немецкой литературы «Песнь о колоколе» Фридриха Шиллера, из американской – «По ком звонит колокол» Эрнеста Хэменгуэя. А у Эдгара По всё стихотворение «Колокольчики и колокола» просто переполнено звуками:
Слышишь к свадьбе звон святой,
Золотой! …
Словно смотрят чьи-то очи
И блестят.…
На грядущее, где дремлет безмятежность
Нежных снов
Возвещаемых согласьем золотых колоколов!
…………………………………………….
Слышишь, воющий набат,
Точно стонет медный ад!
…………………………………………….
Точно молят им помочь,
Крик кидают прямо в ночь
…………………………………………….
Так безумен каждый крик,
Что разорванные звоны, неспособные звучать,
Могут только биться, виться, и кричать, кричать,
Кричать!
…………………………………………….
Твой призыв,
Диких звуков не согласность
Возвещает нам опасность,
То растёт беда глухая,
То спадает как прилив!
Слух наш чутко ловит волны
В перемене звуковой,
Вновь спадает, вновь рыдает
Медно-стонущий прибой!
Похоронный слышен звон
Долгий звон!
…………………………………………….
Звук железный возвещает о печали похорон!
…………………………………………….
Неизменно-монотонный,
Этот возглас отдалённый,
Похоронный тяжкий звон
…………………………………………….
Гулкий колокол рыдает…
Перелистывая сборники стихов местных авторов, я нашла строки о колоколах новоорских поэтов.
Владимир Николаевич Коменда работает учителем истории в нашей школе. В его творчестве есть такой стих, который был написан 14 марта 1995 года.
Плавно звон прокатился и замер, стихая.
Это колокол голос развесил по небу.
И ещё никогда в этой церкви я не был.
Но хочу ли туда- не уверен. Не знаю.
Этот плавный накат одинокого звона-
Острой болью по сердцу и душу тисками.
Этот звон задержать бы. Поймать бы руками.
И лететь вместе с ним. Задыхаясь до стона.
Этот звон как призыв от того. Кто скитался.
Кто бродил меж людьми одинокий и странный.
Кто себя не берёг, кто залечивал раны
И за то отовсюду людьми изгонялся.
Звон затих и, как будто его не бывало,
Будто не было этих минутных видений.
Но откуда ж тогда эта слабость в коленях?
Отчего же тогда бьётся сердце устало?
В книге новоорского автора К. Гайфуллина «Форпосты на малом кумаке» на странице 74 есть стихи Михаила Ветошникова, который когда- то передал колокол в музей. О нём то он и писал эти строки.
КОЛОКОЛ
Я знаю есть колокола на свете.
Я слышу их тревожный перезвон,
Гудят набатом в годы лихолетья-
В их голосах надежда, плач и стон.
Они звучат в глубинке и в столице.
По всей стране нам слышен их набат,
Есть колокол один в моей станице-
Царь- колокола младший брат.
Его когда- то в позапрошлом веке.
Литейных дел умелец отливал.
Что знаем мы об этом человеке?
Одно лишь имя- куликов Иван.
Отлил его он из уральской меди
И закалил в Демидовой печи.
Где рядом с печью шастали медведи
Да звёзды падали в ночи…
( текст стихотворения см. в приложении)
4. Колокольные звоны в музыкальных произведениях
Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя», Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», Бородин — в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский — в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими. (см. муз. Приложение)
Немало песен создано многими композиторами , где воспеваются колокола Руси.(см. приложение)
5. Праздники колокольного звона
В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраиваются праздники колокольной музыки, на которые съезжаются любители этого вида народного искусства. Чаще всего такие праздники устраиваются в городах, которые как принято называть «Золотым кольцом России»: в Суздале, Ростове Великом, которые известны своими чудесными колоколами. Тогда целый день в городах звучат колокола, и над родной землей плывут волшебные мелодии колокольной музыки.
6. Целительные свойства колокольного звона
Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.
Целительство колокольным звоном - Елена Задубовская в книге "Лечение колокольным звоном" отмечает: "Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном.
Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон." Очень рекомендует целителям, да и всем людям, заботящимся о своем духовном благополучии использовать колокольный звон!
Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается тоже в разы!
Заключение
Проанализировав накопленный материал по истории колокольного звона, я попытаюсь высказать своё мнение. Я думаю, что значение колокола как атрибута церкви никогда не уменьшится. Колокол еще не познан, и на многих колокольнях «…колокола просто висят без действия, пропадая со всей своей прелестью…. Наше сознание, что колокол – элемент чисто музыкальный, еще спит и спит крепким сном …. Жаль, что с первого дня его существования, смотрели на него как на какое-то било»( К. Сараджев.) А извлекаемый из него звук дает нам полную возможность познать всю ту красоту музыки, которая заключает в себе такие музыкальные тонкости, такие звуковые сочетания, такие гармонии. На русских колоколах можно достичь многого. Жизнь – это движение, новизна. Творчество талантливых людей – это двигатель прогресса. Музыка на колоколах – новая эра в искусстве колокольных звонов. А пока мы –новоорчане , будем просто наслаждаться звоном своего родного певучего царя- колокола младшего…
ЛИТЕРАТУРА
Материалы сайтов:
Сайт "Zvon" ("Русская Православная Церковь. Общество Церковных Звонарей")
http://www.zvon.ru/zvon4.view1.page4.html
http://www.zvon.ru/article3.view2.page8.part2.html
Свободная энциклопедия "Википедия" http://ru.wikipedia.org/
Сайт "Колокола.ру" http://www.kolokola.ru/history/rostovskie%20zvoni.htm
Сайт Калининградского храма Христа Спасителя http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=102556
Сайт "Православие.ру" Сретенский монастырь http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/kolokola.htm
Пришвин М., Леса к «Осударевой дороге», ж. Наше наследие, № 1,2, 1990г.
Пухначёв Ю, Колокол, ж. Наше наследие, № 5, 1991г.
Сараджев К.К., Колокол//Музыка колоколов, - СПб, 1999г.
Цветаева А.И. Моя Сибирь: Повести, - М.: Советский писатель, 1988г.
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Ледяная внучка
Рисуем ананас акварелью
Мост из бумаги для Киры и Вики
Рисуем осенние листья