Музыкальный инструмент "Шум дождя", творческий проект Павла Латманизова.
Вложение | Размер |
---|---|
Портфолио творческого проекта "Шум дождя" | 562 КБ |
ГБОУНОШ №453
Колпинского района
Санкт-Петербурга
Творческий проект по музыке
Тема: Создание музыкального инструмента
«Шум дождя» в русских традициях
Выполнил:
Ученик 4 класса «Б» Латманизов Павел
Под руководством:
педагога по музыке и театру Дедюриной Аллы Владимировны
2012 год
Тема:
Создание музыкального инструмента
«Шум дождя» в русских традициях
Актуальность
Учёные считают мурлыкание кошки источником её долголетия: естественные низкочастотные вибрации благотворно влияют на работу организма. Такой же особенностью обладает музыка, но не любая, а максимально приближенная к природному звучанию. Такого эффекта можно добиться либо благодаря гениальности композитора и исполнителя (например, исцеляющая сила музыки Моцарта официально признана медиками), либо с помощью музыкальных инструментов из натуральных материалов, издающих звуки, близкие к природным (ветра, дождя, воды).
Я задумался, как создать такой инструмент?
Проблема ( противоречие)
Я изучил материал о музыкальных инструментах имитирующих звуки природы, которые могут влиять на настроение у человека. Самое большое впечатление на меня произвел инструмент, который называется «шум дождя». Этот инструмент очень древний и впервые был изготовлен ацтеками из засушенного кактуса. Иглы кактуса были воткнуты внутрь полости кактуса, а семена использовались как наполнитель для музыкального эффекта. С помощью этого инструмента совершались шаманские обряды. Колдуны и шаманы с помощью звуков данного инструмента входили в транс и вызывали дождь. Мне кажется, что изменять погоду с помощью только музыкального инструмента невозможно, а вот изменять настроение и даже физическое состояние человека вполне реально. Мне захотелось создать музыкальный инструмент с такими широкими возможностями. Я знаю, что в нашей местности не растет бамбук, но мне очень захотелось создать музыкальный инструмент, который тоже бы передавал шум дождя.
Мои предположения.
Я выдвинул предположение, что бамбук можно заменить полой трубкой от стебля растения, которое в народе называется «борщевик», а вместо большого количества мелких камушков можно использовать крупы (например: гречу, пшено, горох). Думаю, что у меня все получится, если в полом стволе борщевика, я установлю палочки, о которые будут постепенно биться гречневые зерна, при переворачивании стебля сверху вниз и наоборот. Стук падающих зернышек создаст иллюзию капающей воды как во время ливня или сильного дождя
Цель работы:
Создать музыкальный инструмент имитирующий звуки природы
своими руками.
Задачи:
Теоретическая часть
Все народы хранят предания о природно-божественном происхождении музыки. К примеру, по ацтекским легендам, музыка – дар, принесённый на Землю богом неба Тескатлипока и богом ветра Кетцалькоатлем.
Ценность музыки человек познал очень давно, недаром все священные обряды древности сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Например, с помощью щипкового инструмента кантеле карелы и финны передавали накопленную предками философию бытия. Барабан в виде усечённого конуса ашико (в переводе – «свобода») в Западной Африке сопровождал обряды инициации (посвящения) и общения с предками. Якутский тюнгур, казахские асатаяк и дангыра, абхазская апхьарцу («то, чем побуждают идти вперёд») не только обслуживали ритуалы, но и заменяли медицинские инструменты: с их помощью излечивали тяжелобольных. Прикасаться к таким музыкальным инструментам имели право только старейшины и шаманы. Именно с табу связано столь узкое распространение этих чудесных вещей, они дошли до нас только как экзотика.
Одним из самых древних считается диджериду – духовой музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Он первоначально использовался для вхождения в транс во время ритуалов, так как звучал на одной ноте и имел большой диапазон тембра. Очень важно, что первые диджериду были нерукотворными: кусок ствола эвкалипта с выеденной термитами сердцевиной. Но чтобы найти такую заготовку, надо было обладать особым состоянием сознания. Найденную трубку обрабатывали пчелиным воском, украшали традиционными росписями и изображениями животных-тотемов.
Позже диджедиду стали изготавливать из бамбука. Древние племена сохранили легенду о происхождении диджериду. Мир сотворили божества ванджина – он им приснился. После творения мира ванджина ушли с Земли в духовный мир, а людям оставили дар – диджериду. Звучанием этого инструмента создаётся особое пространство (окно или коридор), через которое ванджина могут приходить в мир людей по их зову. Особое состояние сознания, которое возникает у играющего и слушающего, получило название Время сновидений. Позже оно осознавалось как чувство единения с природой, между людьми и со своим внутренним миром – то есть гармония. Старейшины аборигенских родов говорят, что волшебные звуки диджериду трогают сердца людей, зовут их вспомнить общее духовное и земное наследство.
Много общего с диджериду имеет чрезвычайно популярный эзотерический (то есть тайный, понятный только посвящённым) музыкальный инструмент под названием шум дождя. Это шуршащий инструмент с протяжным долгим звуком, как шум дождя или песка. Создаётся этот звук медленным движением зёрен, пересыпающихся в трубке с преградами.
Ещё один инструмент, пользующийся популярностью у ценителей экзотики, – джембе, западноафриканский барабан в форме кубка с открытым низом и широким верхом, обтянутым мембраной из козьей кожи. Считается, что джембе обладает тремя духами: дерева, животного и мастера. Вообще, с точки зрения физики, основа музыкального инструмента – резонатор (столб воздуха, струна, колебательный контур или что-то другое, способное запасать энергию в виде колебаний). Так инструмент может передавать самые разнообразные тончайшие вибрации, в том числе и эмоциональные. Именно поэтому говорят, что в инструменте живёт душа дерева (природы), мастера и музыканта. Запасённую положительную энергию инструмент при звучании способен отдавать окружающему миру. Сейчас джембе – один из самых популярных необычных сувениров, использующихся при оформлении интерьера в этническом стиле.
У японцев широко распространено музыкальное приспособление суйкинкуцу («пещера водяного кото»). Оно устанавливается обычно рядом с рукомойником в садах, где проходит традиционное чаепитие. Когда гости моют руки, из-под земли возникают мелодичные звуки, которые доставляют наслаждение и успокаивают, настраивая на философский лад. Секрет – в зарытом в землю и наполненном разными камешками перевёрнутом кувшине: приспособление так тонко настроено, что резонанс от попадающей на днище воды напоминает звон колокольчиков.
Ну и, конечно, нельзя не вспомнить ставшие уже привычными для нас оригинальные сувениры – музыкальные подвески (ветерок, музыка ветра), появившиеся в роли ударных музыкальных инструментов. Это связка мелких предметов, создающих перезвон при дуновении ветра. При их изготовлении используются твёрдые звонкие материалы: стекло, пластик, дерево, металл, камешки, ракушки. Звук также зависит от длины и ширины элементов. В фэн-шуй (в переводе «ветер-вода») есть целая система подбора нужного звучания для подвески. Ветерок – не только эффектный элемент декора, но и эффективное антистрессовое средство.
Современному человеку трудно оставаться в гармонии с природой, поэтому не иссякает его интерес к этнической древности. Размещение в современном интерьере эзотерических музыкальных инструментов – это возможность создать звуковые вибрации, благотворно влияющие на душу и тело, успокаивающие, подавляющие агрессию, проясняющие разум (древние не просто так считали, что звук трещотки прогоняет злых духов – он избавляет человека от злых мыслей).
Происхождение музыкального инструмента «Шум дождя» в различных литературных и Интернет-источниках трактуется по разному. Наиболее часто авторы упоминают Перу и Чили.
Палка дождя, дождевая палка, дождевая флейта, посох дождя, дерево дождя, рейнстик — всё это его названия. Нам его оставили на память древние ацтеки, с его помощью они пытались вызывать дождь в засушливую пору.
Изначально берется ствол длинного кактуса, предварительно высушенного на солнце. Иглы кактуса втыкались в ствол по спирали, а семена засыпались во внутрь. Пересыпающийся внутри ствола наполнитель издает шуршащее звучание, напоминающее шум дождя, поэтому инструмент в давние времена использовали индейцы в шаманских ритуалах.
В последствии дерево дождя продавали в Америке как сувенир, но все же звучание инструмента привлекло внимание музыкантов, и инструмент стали использовать в музыке этнического и фольклорного характера.
Играя на дереве дождя, исполнители используют несколько основных приемов игры. Чаще всего дерево дождя медленно переворачивается в вертикальной плоскости. Наполнитель при этом перемещается сквозь перегородки и издает звук похожий на шум дождя. Меняя угол наклона инструмента и скорость вращения, можно менять характер звучания, можно дерево дождя вращать только вокруг оси, можно просто встряхивать, как шейкер, и создавать ритм мелодии.
Прошли века, но технология, по которой изготавливается дерево дождя, не изменилась, правда для изготовления инструмента в ход пошли разнообразные материалы. Теперь встречается корпус, изготовленный из дерева, пластика, картона. В качестве перегородок также используют подходящие иглообразные предметы такие, как зубочистки или гвозди. В качестве наполнителя подходят не только семена кактуса, но и зерна, бисер, камешки и другие мелкие предметы, что значительно разнообразило звучание инструмента. Каждое дерево дождя звучит индивидуально, поскольку звучание находится в зависимости: какова длина корпуса, его диаметр, частота перегородок и крутизна спирали, по которой они размещены, каков объём сыпучего наполнителя и его материал.
Я живу в России, и для моего музыкального инструмента не подойдет технология изготовления из кактуса или бамбука. Также, я считаю, что украшать такой инструмент нужно символами и знаками русского происхождения. Например, очень интересной мезенской росписью, которая символична и несет в себе зашифрованный смысл о природных явлениях и мироустройстве. Вот, что мне удалось узнать:
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Символика узора
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первоэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полу стертое изображение именно такого уникального древа.
Практическая часть
Изготовление музыкального инструмента «Шум дождя»
Нам понадобятся:
План работы:
Тезаурус
Ацте́ки (асте́ки[1]) (самоназв. mēxihcah [meː'ʃiʔkaʔ]) — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн. человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), там, где сейчас располагается город Мехико.
|
Шама́н — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни.
Транс (от фр. transir — оцепенеть) — ряд изменённых состояний сознания (ИСС),[1] а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором, согласно некоторым когнитивистки-ориентированным трактовкам, изменяется степень сознательного участия в обработке информации.
Транс (англ. trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 1990-е годы. Отличительными чертами стиля являются: темп от 128 до 145 ударов в минуту, наличие повторяющихся мелодий, фраз и музыкальных форм.
Вероятно, стиль произошел от слияния техно, хауса, и эмбиента. Транс получил такое название из-за повторяющегося, плавно изменяющегося баса и ритмичных мелодий, которые погружают слушателя в трансоподобное состояние. Так как большей частью транс исполняется в клубах, его можно считать формой клубной музыки. Однако, транс слишком разносторонний, разнообразный стиль музыки. Он может быть также не электронным, то есть исполненным исключительно настоящими, реальными инструментами, в реальном времени.
Список литературы
Мама находила для меня информацию в этих книгах.
Введение в этническую психологию: Г. Г. Шпет — Санкт-Петербург, ЛКИ, 2010 г.- 160 с.
История отечественной и мировой психологической мысли. Ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее: Редакторы А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, Ю. Н. Олейник — Москва, Институт психологии РАН, 2010 г.- 784 с.
Основы этнической психологии: Ю. П. Платонов — Москва, Речь, 2003 г.- 464 с.
Популярная этнопсихология: Н. Ю. Нежурина-Кузничная — Москва, Харвест, 2004 г.- 384 с.
Как нарисовать черёмуху
Упрямый зяблик
Пустой колос голову кверху носит
Осенняя паутина
Спасибо тебе, дедушка!