Творческий проект
История создания оперы «Князь Игорь»
К арии Игоря «Ни сна, не отдыха» мной создан видеоролик, в котором я попытался выразить горестные думы главного героя о судьбах родины и его любовь к свободе.
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 41.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия № 10»
Творческий проект
История создания оперы «Князь Игорь»
Выполнил Кириллов Иван
Ученик 6 класса
Куратор Волкова Е. Г.
Тверь 2012 г.
История создания
В апреле 1869 года Стасов предложил Бородину в качестве оперного сюжета памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185-1187). По словам композитора, сюжет пришёлся ему «ужасно по душе». Что бы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонница», Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку их потомков, былины, этнические песни. Большую помощь ему оказывал Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы. Текст и музыка писались одновременно, в течение 18 лет, но опера так и не была завершена. После смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов на основе авторских эскизов дописали недостающие эпизоды дооркестровали её. Премьера «Князя Игоря» на сцене Мариинского театра в Петербурге 23 Октября (4 ноября) 1890 года прошла с успехом.
«Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова», сколько его народно-эпические черты. Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Стасова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетворяющего стихию княжеских раздоров.
Музыка
«Князь Игорь» - народно-эпическая поэма. Сам композитор указывал на её близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад проявляется в богатырских музыкальных образах, а масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.
В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточённой битвы.
Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая картина солнечного затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.
Музыка первой картины первого акта своим бесшабашным, разгульным характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» напоминает залихватскую пляску.
Во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Ярославны. В ариозо «Не мало времени прошло» выражена её тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряжённости в сцене Ярославны с боярами.
Второй акт посвящён картинам жизни половецкого стана. В каватине Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные призывы, страстное томление. Поэзией юношеской любви, очарованием южной звездной ночи овеяна каватина Владимира Игоревича «Медленно день угасал». Властным, жестоким и великодушным предстаёт хан Кончак в арии «Здоров ли, князь?». Акт завершается ослепительно красочными сценами половецких плясок, сопровождаемых хором. Контрастно чередуется плавная женская пляска, необузданная, исполненная стихийной силы мужская и стремительная, лёгкая пляска мальчиков. Постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец.
В третьем акте в изображении половцев на первый план выступают воинственность и жестокость, воплощённые в хоровых и оркестровых эпизодах.
В четвёртом акте музыка развивается от скорби к всеобщему ликованию. Глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо Ярославны «Ах, плачу я», близком народным причитаниям. Ариозо выливается в народный плач – хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднично-торжествен финальный хор «Знать, Господь мольбы услышал».
Ария Игоря «Ни сна, не отдыха»
Во втором акте знаменитая ария Игоря «Ни сна, не отдыха» - многогранный портрет главного героя: здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и любовь к Ярославне. Страстным порывом звучит мужественная героическая тема в арии Игоря «О, дайте, дайте мне свободу, я Русь от недруга спасу».
В величавой героико-лирической арии главного героя «Ни сна, ни отдыха измученной душе» Бородин по-новому развивает излюбленный со времен Глинки в русской оперной литературе тип углубленных и сосредоточенных монологов-размышлений, где личные переживания героя сливаются с тревожными думами о судьбах родной земли. Основная тема арии Игоря по существу является обобщением интонационного языка всей его вокальной партии. Проникнутая суровым пафосом величавая героическая тема Игоря «О дайте, дайте, мне свободу» отличается рельефностью интонационных оборотов, четкой определенностью ритмики, декламационной выразительностью и в то же время большой мелодической широтой и пластичностью
Арии Игоря присуща стройная завершенная форма. Она начинается с выразительного драматического вступления «Ни сна, ни отдыха измученной душе», музыкальный материал которого служит и для заключения арии. В этом обрамлении дана трехчастная форма с контрастной средней частью — лирическим обращением Игоря к жене «Ты одна, голубка лада». Основные же разделы имеют ярко выраженный героико-драматический характер, тема-лейтмотив проводится в них неоднократно все с большей силой.
К арии Игоря «Ни сна, не отдыха» мной создан видеоролик, в котором я попытался выразить горестные думы главного героя о судьбах родины и его любовь к свободе.
Список используемых Интернет-источников
http://violakey.narod.ru/Music/PrinceIgor.html
http://dirigent.ru/o-proizvedenijah/460-borodin-knjaz-igor.html
Позвольте, я вам помогу
Хитрый коврик
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Тигрёнок на подсолнухе
Нас с братом в деревню отправили к деду...