I. Биографические сведения:
1. Где и когда родился Вольфганг Амадей Моцарт.
2. Характеристика обстановки, в которой рос маленький гений.
3. Роль отца, как учителя и наставника будущего композитора.
4. Европейские гастроли вундеркинда.
5. Первые произведения юного таланта.
II. Свидетельства гениальности Вольфганга Амадея Моцарта, проявившиеся в раннем возрасте, из воспоминаний Иоганна Андреаса Шахтнера (друг семьи Моцартов).
III. Заключение: Музыка Моцарта вечна.
Вложение | Размер |
---|---|
mocart.doc | 860.5 КБ |
Учебное заведение: Еленовская средняя школа Зерендинского района Акмолинской области.
Автор исследовательской работы:
Закомирная Анастасия, учащаяся 4 «Б» класса Еленовской средней школы.
Тема исследования: Вольфганг Амадей Моцарт.
Детство «чудо-ребёнка» XVIII века.
Направление:Выдающиеся композиторы-классики XVIII века
Руководитель исследования: Горохова Илона Борисовна.
Год проведения исследований: 2010 г.
Оглавление:
I. Введение.
II. Биографические сведения:
1. Где и когда родился Вольфганг Амадей Моцарт.
2. Характеристика обстановки, в которой рос маленький гений.
3. Роль отца, как учителя и наставника будущего композитора.
4. Европейские гастроли вундеркинда.
5. Первые произведения юного таланта.
III. Свидетельства гениальности Вольфганга Амадея Моцарта,
проявившиеся в раннем возрасте, из воспоминаний Иоганна Андреаса Шахтнера (друг семьи Моцартов).
IV. Зключение: Музыка Моцарта вечна.
Аннотация.
Исследовательскую работу по теме «Вольфганг Амадей Моцарт. Детство «чудо-ребёнка» XVIII века проводила ученица 4 «Б» класса Закомирная Анастасия.
С 7 лет Настя начала заниматься музыкой, обучаться игре на фортепиано, получая частные уроки у учителя музыки. Эти занятия очень понравились девочке. Благодаря своему дарованию, Настя осваивает программу второго класса музыкальной школы по обучению игре на фортепиано. Жадно интересуется не только азами техники игры на инструменте, но и жизнью и творчеством великих композиторов.
Целью настоящего исследования стали жизнь и творчество великого австрийского композитора-классика Вольфганга Амадея Моцарта, его детские годы, проявления гениальности музыканта с раннего возраста.
Исследуя данную тему Анастасия Закомирная выдвигает гипотезу о том, что благодаря великой тяге к познанию, стремлению к прекрасному появился на свет «чудо-ребёнок XVIII века» Вольфганг Амадей Моцарт.
Исследовательская работа проходила по следующим этапам:
1. Изучение биографии Вольфганга Амадея Моцарта по музыкальной литературе: Энциклопедии юного музыканта составители
Медушевский В.В. и Очаковская О.О, хрестоматии В.Б.Григоровича «Великие музыканты Западной Европы»,
по письмам Иоганна Шахтнера (друга семьи Моцартов), повествующим
о проявлении гениальности Моцарта в раннем возрасте (Интернет), «Музыкальная литература зарубежных стран» И.Прохорова.
2. Работа над музыкальными произведениями для фортепиано Вольфганга Моцарта и его отца Леопольда Моцарта, написанные для детей.
3. Составление монографии по теме «Вольфганг Амадей Моцарт.
Детство «чудо-ребёнка» XVIII века».
Процедура исследования по данной теме основывается на методике ТРИЗ. Изучая данный аспект жизни и творчества маленького гения XVIII века, Анастасия делает для себя выводы о великой силе познания, о стремлении человека к творчеству, красоте, гармонии и самосовершенствованию.
Материалы данного исследования применяются в проведении мероприятий по эстетическому воспитанию детей.
I. Введение.
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…
А.С.Пушкин.
По моему глубокому убеждению,
Моцарт есть высшая кульминационная точка,
до которой красота достигала в сфере музыки.
Никто не заставлял меня плакать, трепетать
от восторга, от сознания близости своей к
чему-то, что мы называем ИДЕАЛ, как он.
П.И.Чайковский.
Достичь небес – это нечто прекрасное и возвышенное,
но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь!
Поэтому оставьте нас быть людьми.
В.А.Моцарт.
Моцарт существует и будет существовать вечно; божественный Моцарт – не имя, а снизошедший с небес дух, который явился в этот мир, провёл в нём тридцать пять лет и потом покинул его обновлённым, обогащённым и осчастливленным своим появлением.
Моцарт был универсальным гением. Он писал музыку и играл на скрипке и клавесине тогда, когда другие дети ещё не умеют складывать букв. Необыкновенные способности маленького Вольфганга Амадея Моцарта покорили Европу. Именно поэтому его называли «чудо – ребёнок» XVIII века.
2. Григорович В.Б.с. 106
Темой исследования будут детские годы великого гения.
Как проявлялся талант Вольфганга Амадея Моцарта с раннего детства? Почему его называли «чудом XVIII века»?
Кто помогал Моцарту стать музыкантом и композитором? Какие произведения сочинил Моцарт в своём детстве?
Ответы на эти вопросы и будут отражены в исследовательской работе «Вольфганг Амадей Моцарт. Детство «чудо-ребёнка» XVIII века».
II. Биографические сведения.
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в старинном, очень красивом городе Зальцбурге, расположенном на берегах реки Зальцах. Разбросанный по склонам высоких холмов, город, с его чудесными окрестностями и соборами, был одним из живописнейших уголков южной Австрии. Подстать природе были и чисто южные черты в характере и нравах местного населения: общительность зальцбуржцев, их всегдашняя страсть к общественным увеселениям.
Окрестности Зальцбурга.
Однако врождённая живость и юмор странным образом уживались с религиозным ханжеством и суевериями, усердно насаждавшимися католическим духовенством.
Мать Моцарта, от природы жизнерадостная, весёлая и добрая женщина, была уроженкой Зальцбурга. Отец, выходец из близлежащего немецкого городка, был человеком иного склада -
строгим, замкнутым, полным чувства ответственности. Леопольд Моцарт принадлежал почтенной семье ремесленников.
6. Чёрная Е. с 3-4, 6.
Из семи детей от этого брака остались живы только двое: дочь Мария Анна, родившаяся 30 июня 1751 года и сын Вольфганг, появившийся на свет спустя 5 лет.
Старшая сестра проявила столь несомненный музыкальный талант, что отец рано начал заниматься с ней на клавире.
Это произвело большое впечатление на мальчугана, которому было около трёх лет. Он также усаживался у клавира и мог подолгу развлекаться подбором терций. Найдя их, он с радостью повторял созвучия. Маленький Вольфганг с лёгкостью запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал. Ему было четыре, когда отец, как бы затевая весёлую игру, начинал разучивать с ним на клавире некоторые менуэты и пьески. За короткий срок Вольфганг смог играть их с совершенной чистотой и в строжайшем ритме. Вскоре у него пробудилось стремление к самостоятельному творчеству.
В пять лет Вольфганг сочинял маленькие пьесы, которые проигрывал отцу с просьбой записать их на бумаге.
1. Аберт Г. с 66-70
Леопольд Моцарт для своего времени был незаурядным музыкантом – талантливым, образованным, с большой инициативой. Сильный характер, исключительная трудоспособность, широкий круг интересов и знаний.
Педагогом он был превосходным, и изданная им Школа скрипичной игры пользовалась успехом не только в Австрии и Германии, но и во Франции, Голландии и России. Леопольд Моцарт уделял воспитанию и образованию детей много времени.
Им велась серьёзная и планомерная работа по обучению виртуозной игре на скрипке, клавире, клавесине и органе, досконально изучалась музыкальная композиция. Успешно шли занятия историей, географией, тщательно штудировались иностранные языки – французский, английский, латинский, итальянский. Итальянским языком, необходимым в то время для всякого композитора, Вольфганг впоследствии овладел в совершенстве. Большой интерес вызывала у мальчика арифметика. С увлечением он расписывал сложными примерами столы, стулья, стены комнат!
Неутешительным было материальное положение семьи. Свидетельством этого служат письма, которые Леопольд впоследствии писал уже взрослому сыну: «С тех пор, как вы родились и даже раньше, с того времени, как я женился, мне приходилось очень туго. Нужно было прокормить семью и семерых детей на какие-то двадцать флоринов ежемесячного зароботка, выдерживать рождения, болезни и смерти.
При таких расходах я не только ни единого пфенинга не потратил на самое малое развлечение, но при всех ухищрениях и тяжёлой работе, никогда не мог выбиться из долгов».
6. Чёрная Е. с 10-11
Леопольд Моцарт не хотел, чтобы жизнь Вольфганга была такой же тяжёлой и однообразной, как его собственная. Стесняло и ограничивало возможности отца его зависимое положение придворного музыканта. Поэтому, так рано созревший талант сына рождает надежду устроить его жизнь по-иному – более интересно и обеспеченно. Леопольд Моцарт решает везти мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется покорять мир.
4. Прохорова И. с 44
В жизни Вольфганга Моцарта 1762 год открывает период странствий, который с короткими или сравнительно продолжительными перерывами охватывает целое десятилетие.
Леопольд намеревался сначала представить сына музыкальному миру как виртуоза, чтобы таким образом проложить ему путь и как композитору. Этого настоятельно требовал старый обычай: тот, кто хотел заслужить репутацию композитора, должен был прежде зарекомендовать себя, как исполнитель.
Вольфганг Моцарт в 6 лет.
О первом турне в Мюнхен, которое отец предпринял с обоими детьми в январе 1762 года, известно только, что оно длилось 3 недели и дети выступали перед курфюрстом ( князь Баварии). Гораздо более важной стала поездка в Вену по приглашению императорского дома. Знатные господа были падкими на сенсацию. Уже на первом выступлении при дворе детям пришлось задержаться с 3 до 6 часов. Император обращался с Вольфгангом как с «маленьким чародеем»: кроме совершенной игры на клавире, он требовал всякого рода «испытаний», вроде игры одним пальцем, игры на покрытой платком клавиатуре, с завязанными глазами. Но маленький человечек уже тогда сильно гордился своими правами художника. Недовольный несведущими слушателями, он потребовал послать за Георгом Вагензейлем, знаменитым пианистом, придворным композитором: «Пусть он придёт, он понимает». А затем сказал Вагензейлю: «Я сыграю ваш концерт, а вам придётся перелистывать мне». Ещё более располагала к нему окружающих его детская искренность. Эрцгерцогиня Мария Антуанетта, позднее ставшая королевой Франции, пришлась по сердцу маленькому Вольфгангу, потому что она по-дружески помогла ему подняться, когда он подскользнулся на гладком полу и упал. «Вы славная, - сказал он, - я хочу на Вас жениться, из благодарности». Он вспрыгнул на колени к императрице и отважно расцеловал её, а императору, который играл на скрипке дуэтом с Вагензейлем, пришлось выслушать критику: «Фу! Это было фальшиво!». Конечно двор, помимо гонорара, наградил детей многочисленными подарками. Мария Анна получила придворный наряд эрцгерцогини, а Вольфганг – предназначенный для эрцгерцога лиловый костюм с золотым шитьём.
1. Аберт Г. с.79-80
Восторженные приёмы во дворцах и салонах, ласки и покровительство знати, общение с выдающимися людьми искусства и науки, непрерывный поток оваций, похвал и подарков – всё это придавало путешествиям по странам Европы сказочно-феерический характер…, но на самом деле это был тяжкий, зачастую непосильный для ребёнка труд. Стоит лишь представить себе, сколько городов посетил мальчик хотя бы за первые три года гастролей по Германии, Франции, Англии, Голландии и Швейцарии, представить количество и характер выступлений, чтобы понять, какой жёсткой профессиональной и житейской школой оказалось его десятилетие. Молва о «чудо-ребёнке» распространялась быстро, тем более что открытые концерты сопровождались широковещательной рекламой.
Вот образец одной такой рекламы о концерте во Франкфурте.
«Сегодня, в среду 30 августа, в 6 часов вечера состоится последний концерт: девочка двенадцати лет и мальчик семи лет сыграют концерты великих мастеров на клавире и клавесине, труднейшие в исполнении. Мальчик исполнит концерт на скрипке, проаккомпанирует на клавире во время исполнения симфонии, сыграет на закрытой платком клавиатуре, а также с завязанными глазами; потом из отдаления назовёт все звуки, которые по одиночке или в аккордах будут играть на разных инструментах или любых других предметах – колокольчике, стакане, часах. Под конец он будет импровизировать не только на клавире, но и на органе так долго, как этого захотят слушатели, и в любых, даже самых трудных тональностях, которые ему назовут, чтобы показать свою виртуозность».
6. Чёрная Е., с. 18-20
Ростом Вольфганг был мал. Одетый в лиловый атласный камзол, с миниатюрной шпажкой на боку и треуголкой под мышкой, в парике с косичкой, он смело подходил к клавесину и с милой непринуждённостью отвешивал поклоны направо и налево.
А дальше начинались чудеса. Малыш прекрасно играл на клавесине и на скрипке, импровизировал на органе. Аккомпанировал певцам незнакомые произведения. По воспоминаниям парижского культурного деятеля М. Гримма, он не только исполнял с безупречной чистотой труднейшие пьесы своими крохотными ручонками, но ещё и часами импровизировал, повинуясь влечению своего гения.
«Самый опытный музыкант не мог обладать более глубокими познаниями в гармонии и в модуляциях, чем те, с помощью которых этот ребёнок открывал всё новые пути гармонии и совершенства».
5. Улыбышев А. с 47-48.
Семилетний Моцарт с отцом и сестрой на гастролях в Париже.
С искусством «чудо-детей» познакомились аристократические аудитории Парижа, Лондона (где Вольфганг взял несколько уроков композиции у И. К. Баха, ведущего представителя модного в то время «галантного стиля»), а также ряда городов Германии и Нидерландов. Этим периодом датируются первые симфонии и ряд сонат Моцарта, а также его первые публикации. Моцарты вернулись в Зальцбург в конце 1766; вскоре в Зальцбургском университете состоялась премьера первого театрального произведения Моцарта — латинского интермеццо «Аполлон и Гиацинт». В Лондоне восьмилетний мальчик пишет 6 сонат для клавесина с сопровождением скрипки и флейты, берётся за сочинение симфонии.
3. Попова Т. С 118-119
Возвращение на родину деситилетнего Моцарта принесло много тяжёлых испытаний. В Европе буйствовала оспа, которая чуть не оборвала жизнь маленького гения. Болезнь в те времена не щадила ни богатых, ни бедных. В период всеобщей эпидемии было не до развлечений.
…Очарование «чудо-ребёнка» было утрачено Моцартом. Теперь публика гораздо меньше интересовалась его художественными успехами; товарищи же по профессии признали в нём равного и дали в избытке узнать старые пороки – зависть и ремесленническую ревность.
В середине 1767 была предпринята большая поездка в Вену, где Моцарт написал свою первую итальянскую оперу-буффа «Мнимая простушка». И тут начались новые неприятности. Те, кто раньше так восхищались чудо-ребёнком, теперь пустили в ход сложный механизм закулисных интриг. Ссылаясь на мнения несуществующих итальянских маэстро, был пущен коварный слух, что маленький Моцарт пишет музыку не сам.
В 1768 году венская постановка сорвалась из-за интриг. Это было первое поражение, нанёсшее неизгладимую моральную травму.
Леопольд Моцарт во что бы то ни стало решил вывезти сына в Италию: только тот музыкант, кто получил признание итальянцев, мог расчитывать на большой и прочный успех.
В декабре 1769 года Моцарты - отец и сын – выехали в Верону.
Успех концертов Вольфганга был грандиозным. Публика не давала проходу ни до, ни после выступлений. Чтобы пробраться через толпы людей, приходилось посылать впереди маленького музыканта здоровенных мужиков, расчищавших для мальчика путь. 6. Чёрная Е., с. 58-62
В марте 1770 года Вольфганг Моцарт покорил всех членов Болонской музыкальной академии во главе с самым авторитетным выдающимся композитором, теоретиком и педагогом францисканским монахом падре Мартини. Дело в том, что в сикстинской капелле в Риме 2 раза в год на страстной неделе исполнялось знаменитое многоголосное произведение «Мизерере» композитора Грегорио Аллегри. Произведение это написано для двух хоров, объединённых в девятиголосном заключении. Рукопись произведения держалась в строжайшей тайне. Вольфганг после первого прослушивания записал всю партитуру по памяти, не сделав при этом ни одной погрешности.
В знак признания его таланта Папа Римский вручил четырнадцатилетнему гению орден «Золотой шпоры», а Болонская академия избрала его своим членом, оказав мальчику честь, которой удостаиваются лишь выдающиеся композиторы.
26 декабря в Милане состаялась постановка оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Митридат, царь Понтийский», которая 20 раз подряд шла с огромным аншлагом.
7. Шулер Дёрдь, с. 21
Закончилось детство маленького гения. А впереди ждала жизнь, полная триумфов и падений. Судьба распорядилась так, что половину своей короткой жизни он прожил будучи ребёнком.
Моцарт за клавесином.
IV. Свидетельства гениальности Моцарта
в раннем возрасте.
Истоки большинства свидетельств о детских годах Моцарта, повествующих о ранней вспышке его гения, восходят к письмам, которые вскоре после смерти великого композитора по просьбе его сестры написал Иоганн Андреас Шахтнер, с 1754 года служивший придворным трубачом в Зальцбурге. Он часто бывал в доме Моцартов, был другом семьи, и его чистосердечные письма являются красноречивыми свидетельствами его привязанности к маленькому Вольфгангу.
«…О Вашем первом вопросе – каковы были в детстве излюбленные игры Вашего брата (…кроме его занятий музыкой): на этот вопрос невозможно ответить, ибо как только он начал заниматься музыкой, все его чувства для всех других занятий всё равно что умерли. И даже ребяческие шалости и баловство надлежало для него сопровождать музыкой, чтобы они могли стать ему интересными…
…Второй вопрос: как он ребёнком вёл себя по отношению к взрослым, когда те удивлялись его таланту?
Поистине, он ничуть не обнаруживал ни гордости, ни раболепия.
Третий вопрос: какие научные занятия он любил?
…В этом он позволял руководить собой, ему было всё равно, что ему предлагали изучать, он желал лишь учиться и предоставлял своему искреннейше любимому Papa выбор того, какое поле он будет возделывать; будто он понимал, что не сможет найти на целом свете такого преподавателя, а ещё меньше – воспитателя, как его незабвенный отец. Он всегда настолько целиком отдавался тому, чему его учили, что забывал обо всём остальном: например, когда учился арифметике, то пол, стол, стулья и даже стены были покрыты всевозможными вычислениями.
...Четвёртый вопрос: какие он имел свойства, основные правила, распорядок дня, особенности, склонности к хорошему или дурному?
...Он был полон огня, его симпатию мог вызвать любой предмет; я думаю, что если бы не столь благородное воспитание, какое у него было, - он бы мог стать гнусным злодеем, столь восприимчивым он оказывался к каждому побуждению...»
« Вот некоторые особые чудесные достопримечательности на его четвёртом и седьмом годах жизни, в подлинности которых я могу поклясться.
Однажды я шёл с господином Леопольдом к ним домой и там мы застали четырёхлетнего Вольфганга, который возился с пером. На вопрос отца - чем он занимается, мальчик ответил, что пишет концерт для клавира. Леопольд, увидя многочисленные кляксы на партитуре готов был уже рассмеяться, но обратив внимание на ноты и на композицию чуть было не расплакался от изумления и радости. Всё сочинено было верно и по правилам, только так исключительно трудно, что ни один человек не был бы в состоянии исполнить всей композиции. Малыш серьёзно пояснил, что это концерт, поэтому должен быть трудным, и чтобы его сыграть нужно упражняться до тех пор, пока не получиться. С этими словами Вольфганг заиграл, но сумел показать ровно столько, чтобы можно было узнать, чего он хотел».
Другой случай, рассказанный Шахтнером, происходил в начале 1763 года (Вольфгангу было 7 лет). У Андреаса Шахтнера была очень хорошая скрипка с мягким звучанием. Вольфганг прозвал её «масляной» скрипкой. Бывая в гостях у Шахтнера, мальчик играл на ней. Однажды, когда Андреас пришёл к Моцартам и застал Вольфганга за игрой на своей маленькой скрипке, Шахтнер захотел подыграть мальчику. Тот быстро остановил его, сказав, что «масляная» скрипка настроена на полчетверти тона ниже. Не поверив этому Шахтнер заиграл и пришёл в изумление, потому что строй его скрипки действительно оказался ниже на полчетверти тона.
В этот же вечер собрались несколько скрипачей в доме Моцартов и решили сыграть сложное трио. Леопольд играл на альте партию баса, скрипач Венцль – первую скрипку, а Шахтнеру досталась трудная партия второй скрипки. Вольфганг попросил исполнить партию второй скрипки. Отец отказал, ссылаясь на трудность партии, но мальчик стал жалобно плакать. Чтобы не растраивать ребёнка, ему позволили играть вместе с Шахтнером только тихо. Через несколько мгновений исполнения трио господин Шахтнер отложил скрипку, потому что игра Вольфганга была лучше. Во время этой сцены у отца по щекам текли слёзы удивления и радости.
В заключении о нежности и тонкости слуха Моцарта.
До десятилетнего возраста Вольфганг боялся трубы, если играли на ней одной и не было другой музыки; даже когда лишь держали трубу, это было всё равно, что в его виску приставили пистолет. Отец, желая подавить страх сына, однажды приказал трубачу протрубить мальчику в лицо. Реакция была ужасной. Вольфганг потерял сознание и у него начались судороги.
Эти воспоминания Андреаса Шахтнера, написанные 1792 году красноречиво рассказывают о гениальности юного Моцарта.
Великая любовь к музыке, жажда познания, усердие, трудолюбие, божественный детский талант и самоотверженность его отца сотворили «чудо-ребёнка» - Вольфганга Амадея Моцарта.
Семья Моцартов: дочь Мария Анна, отц Леополд Моцарт и Вольфганг
IV. Заключение: Музыка Моцарта вечна…
Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные результаты. Моцарт прожил всего 35 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написаны около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, Реквием и много других произведений различных жанров.
Поразительный талант Моцарта, его ранняя смерть привлекли внимание не только современников композитора. Великий Пушкин написал маленькую трагедию «Моцарт и Сальери», а композитор Римский-Корсаков по этой трагедии создал оперу.
В наши дни музыка Моцарта звучит в концертах, оперных театрах, по радио и телевидению. Произведения Моцарта обязательны в программах музыкальных школ, училищ, консерваторий, международных конкурсов.
О Великом Моцарте пишут книги, статьи, стараясь раскрыть глубину и красоту его музыкм, рассказать о его необычайном даровании, о его яркой, интересной и в то же время полной труда и огорчений жизни.
Памятник В.А.Моцарту в Вене.
V. Список используемой литературы:
1. Аберт Г. В.А.Моцарт. Москва. 1996 год. Часть I. Книга I.
2. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы.
Москва. Просвещение 1992 год.
3. Попова Т. Зарубежная музыка XVIII века. Москва. 1995 год.
4. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Издательство «Музыка» Москва 2003 год.
5. Улыбышев А. Новая биография Моцарта. Москва. 1890 год.
6. Чёрная Е. Моцарт. 1996 год.
7. Шулер Дёрдь. Если бы Моцарт вёл дневник. Будапешт. 1985 г.
8.Большая электронная Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2008 год
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Петушок из русских сказок
Пчёлки на разведках
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
О путнике