Теоритический и практический материал по теме.
Вложение | Размер |
---|---|
lomkov_proekt_prakticheskaya_chast.docx | 1.63 МБ |
muzyka_lomkov.docx | 156.58 КБ |
План.
1. Введение.
2. Влияние музыки на человека:
А). Влияние музыки на развитие плода.
Б). Влияние музыки на развитие детей.
В). Влияние музыки на подростков.
Г). Влияние музыки на интеллектуальные способности человека.
Д). Влияние музыки на организм человека.
3. Влияние музыки на воду.
4. Влияние музыки на рост и развитие растений и животных.
5. Волшебство музыки.
6.Практическая часть.
7. Заключение.
Введение. Актуальность темы.
Тема моей работы – «Влияние музыки на человека». Я выбрал эту тему не случайно, а потому, что я учусь в музыкальной школе. Я учусь играть на флейте и фортепиано. И мне было очень интересно, узнать, как же влияет музыка на растения, животных и, конечно же, людей. И вся ли музыка одинаково полезна?
С миром звуков связано всё, что происходит в природе. Музыка влияет и на нас с вами, и на растения, и на животных, и даже на воду.
Было проведено множество интересных исследований влияния музыки на человека. Я расскажу о самых интересных.
Музыка - это универсальный язык. Она обращается ко всем, она наше общее достояние. Раньше музыка была доступна преимущественно привилегированным классам и культурным центрам. Сегодня, благодаря радио, телевидению и дискам, музыка входит в наши дома, независимо от того, как далеко мы живем от больших городов. Язык музыки понятен каждому человеку - мужчине, женщине, ребёнку - богатому или бедному, счастливому или несчастному,- каждому, кто способен воспринимать её могучий зов.
Музыка – это поэзия, выраженная звуками. Когда мы слушаем стихи на французском, немецком, итальянском, русском, испанском языках, мы их не понимаем, если не знаем этих языков. Но слушая французскую, итальянскую, немецкую, русскую, испанскую музыку, мы понимаем её смысл, так как язык музыки универсален. Музыка – это чистая поэзия.
В природе музыка существовала всегда. Талантливые артисты несут нам эту музыку, раскрывая тем самым красоту природы. Величайшим учителем является сама Природа. Природа - великий художник, создавший бесконечное множество бесконечно разнообразных чудес формы, цвета, движения, звука, поэзии. Горы и ущелья, подобные Большому Каньону, - это грандиозная скульптура Природы. Изгибающиеся под напором ветра деревья, взволнованно шелестящая листва, спокойные переливы вод океана в тихую погоду или битва волн во время бури – все это лишь формы и настроения Плясок Природы. Таинственный свет луны и звёзд – чистейшая поэзия. Жгучий жар солнца – источник жизни и вдохновения. Подобно тому, как луна отображает яркие солнечные лучи, так Бах, Бетховен и другие великие музыканты отражают в своём творчестве священный огонь неведомого источника, существование которого мы смутно ощущаем, но не совсем ещё понимаем. Некоторые из нас рождаются с обострённым восприятием музыки, некоторым вначале она кажется непонятной, но со временем и они постепенно начинают воспринимать её, и вся их жизнь становится светлей и счастливей.
Всё окружающее нас и сама Природа составляют поэзию жизни – иногда прекрасную, иногда и подавляющую. Наша задача – заглянуть глубже, понять и оценить эту поэзию. Музыка и поэзия жизни – два наиболее ярких проявления Природы. С помощью универсального волшебного языка музыки можно в мгновение ока очутиться в этом изумительном таинственном и чудесном мире красоты и вдохновения.
Древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души».
В древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм: 1. на духовную сущность человека.
2. на интеллект.
3. на физическое тело.
На корпусах музыкальных инструментов средневековых итальянских мастеров до сих пор можно прочитать надпись: «Музыка лечит душу». Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, духовным здоровьем человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет «сделать их лучше».
Основная часть.
Влияние музыки на человека.
Влияние музыки на развитие плода.
В последнее время всё меньше родителей задумываются о музыкальном воспитании своих детей. Вместо музыкальной школы мы стараемся записать ребёнка на дополнительные занятия английским, французским языком или математикой, полагая, что это гораздо больше пригодиться ему в дальнейшей жизни, чем умение играть на фортепиано или скрипке. Да, жизнь сегодня такова, что каждый родитель спешит, прежде всего, дать ребёнку практические навыки, помочь добиться успеха в будущей профессии. Но давайте ещё раз посмотрим, что даёт музыкальное развитие детям.
Так, когда же начинать учить ребенка музыке – в 7 лет, в 5 или, может быть, еще раньше? Сегодня ученые утверждают, что плод, находящийся в утробе матери, начинает слышать звуки, начиная с девятнадцатой недели. С этого времени рекомендуется на час в день прикладывать к животу беременной женщины наушники, в которых звучит негромкая спокойная музыка, желательно классика – Чайковский, Моцарт, Гайдн, Бетховен… Другой способ – самой будущей маме слушать любимую музыку.
Специалисты доказали, что чем больше мозг ребенка получает информации в раннем возрасте, тем более развитым он будет. Звуки являются одним из основных источников информации для вашего ребенка. Малыши прекрасно усваивает звуковую информацию и из всех музыкальных произведений особенно ценят классические произведения.
Особого внимания заслуживает музыка Моцарта. Доказано, что она обладает терапевтическим и расслабляющим эффектом, причем это чувствует даже еще не рожденный младенец – от звуков музыки этого композитора плод затихает, как бы «прислушиваясь», а после рождения такие дети отличаются более спокойным нравом.
Многие ученые убеждены, что музыка, которую слышит плод, находясь в утробе матери, оказывает огромное влияние на развитие не только музыкальных способностей детей, но и на физическое, эмоциональное, социальное развитие. Влияние музыки на развитие плода заключается еще и в том, что дети, которые слушали музыку еще в утробе, быстрее начинают сидеть, ходить и говорить.
Музыка помогает развитию фантазии, без которой невозможно овладение другими видами искусств. Прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление – способность анализировать образ, а затем синтезировать его. Такого рода мышление лежит в основе математики, инженерии и многих других дисциплин.
Если малыш капризничает, плачет, успокоить его поможет опять же музыка. Звуки природы в сочетании с красивой, спокойной музыкой справляются с этим лучше всего.
Музыка полезна и для мам – она помогает справиться со стрессом и обрести гармонию со своим малышом. На ночь лучше включать ребёнку колыбельные песни, ну а если мама сама желает петь для малыша под музыку – это вообще просто прекрасно.
Проведенные эксперименты показывают, что, например, плод реагирует на звучание пятой симфонии Бетховена – ребенок начинает двигаться, ритм его сердцебиения ускоряется. На мелодичную, плавную музыку младенец реагирует иначе – сердце бьется в более медленном ритме. Следовательно, звуки способствуют развитию двигательной активности плода. Кроме того, музыка, доносящаяся из внешнего мира – пока что единственный способ получить какую-то информацию об этом мире.
Влияние музыки на развитие детей.
Влияние музыки на развитие детей широко известно, однако особого внимания заслуживает такой аспект, как музыка и личность. Исполняя музыкальную пьесу, написанную известным композитором, ребенок старается как можно точнее передать мысли и чувства, которые вкладывал композитор в свое произведение. Это приучает внимательно относиться к тончайшим оттенкам не только музыки, но и человеческой речи. Это позволяет ребенку расти коммуникабельным, учит его общаться с другими людьми, улавливая эмоциональное состояние и настроение собеседника.
Посещение музыкальной школы – это не только развитие музыкальных способностей детей. Занятия музыкой приучают ребенка к ежедневному систематическому труду, усидчивости, прививают ему терпение. Постоянное прослушивание и воспроизведение талантливых музыкальных произведений делает внутренний мир ребенка ярче, богаче, а самого ребенка – счастливее.
Если ваш ребенок несколько лет прилежно посещал музыкальную школу, а в восьмом или девятом классе вдруг начал проявлять блестящие способности к математике – не удивляйтесь: это – благодаря музыке. Именно музыка позволяет развиться пространственному представлению и образному мышлению человека.
Музыка же становится причиной того, что мальчик или девочка годам к 15 начинает писать удивительно глубокие и тонкие стихи. Вспомните, как учительница музыки приговаривала: «В этом месте играй потише, здесь композитор тоскует и печалится, а вот тут – его захлестывает отчаяние, сильнее, громче!» Все это способствует развитию в ребенке умения тонко чувствовать, ощущать эмоции как свои, так и другого человека.
Развитие музыкальных способностей детей способствует и развитию грамотности. Не удивляйтесь – это, в самом деле, так. Умение писать без ошибок зависит не только от прилежного заучивания правил. Играя на музыкальном инструменте, ваш ребенок отлично тренирует пальчики – а ведь только тренированные пальцы справятся в первом классе с правильным написанием непослушных букв и цифр, которые так трудно даются некоторым малышам и заставляют их отставать от программы и класса! Кроме того, игра на музыкальном инструменте – прекрасный способ развить чувство ритма, наладить прекрасную координацию между слухом и моторикой рук.
Из этого следует, что музыка развивает все виды восприятия и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, ассоциативную).
Влияние музыки на подростков.
А как же насчёт подростков? Когда дети маленькие им помогают родители, подсказывают, какую лучше слушать музыку. Но подростки хотят быть самостоятельными, они сами выбирают модную музыку. Но всегда и вся ли музыка полезна?
Современная музыка стилей рок, хип-хоп, металл, «коммерческая музыка» пишутся на низких частотах. Исследования показали, что звуки низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие на человека. Они вызывают упадок сил, депрессию или воспринимаются как угрожающие, например грохот землетрясения, сход лавины, гром, разрушение здания.
Напротив, звуки высокой частоты в благоприятном для человека диапазоне влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, вызывают радость и хорошее настроение. Высокочастотные звуки активизируют мозговую деятельность, улучшают память, стимулируют процессы мышления, в то же время, снимая мышечное напряжение и производя различную балансировку вашего тела.
После исследования музыки, написанной различными композиторами, французский отоларинголог врач выяснил, что музыка Моцарта в наибольшей степени содержит в себе высокочастотные звуки, подзаряжающие и активизирующие мозг. Очень полезно слушать голоса птиц, звуки природы.
За увлечение громкой музыкой, особенно модной в наше время, многие тысячи подростков расплачиваются приобретенной тугоухостью. В середине XX века во многих странах были установлены санитарные и охранные нормы, ограничивающие громкость музыки. Однако нет в нашей стране закона, который бы защищал посетителей дискотек и рок-концертов, где сила звука очень высокая. Человек, который ежедневно в течение 15 минут подвергается оглушению звуком, повредит свой слуховой аппарат всего за несколько лет.
Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?» и «Какой теперь год?» И ни один из опрошенных не ответил на них.
Зафиксированы факты суицидов после рок концертов, а драки и агрессивное поведение давно уже никого не удивляют. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Громкость, частота и ритм достигли разрушительной силы настолько, что в 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции рухнул деревянный мост, а группа “Пинк Флойд” сумела разрушить мост в Шотландии. А концерт этой группы на открытом воздухе привёл к тому, что в соседнем озере всплыла оглушённая рыба.
У поклонников хэви-метал выявлена меньшая выраженность познавательных потребностей, склонность к суициду, а также положительное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.
Фанаты панк-рока отличались неприятием разного рода авторитетов, расположенностью к ношению и применению оружия и мелким магазинным кражам.
По результатам исследований американских социологов, у несовершеннолетних (от 12 до 17 лет) правонарушителей рэп является преобладающим музыкальным выбором, большая часть из них одобрительно относилась к насилию и выражала готовность участвовать в нем.
Большой интерес учёных вызвал о воздействии классической музыки на человека. Исследования показали, что классическая музыка совершенствует процессы мышления и стимулирует учебные процессы.
Музыка Баха и Генделя, написанная в стиле барокко, обладает расслабляющим эффектом, улучшает память, помогает при изучении иностранных языков. Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии - оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие не только человека, но и всех живых существ. Очень полезна так называемая музыка природы. Звуки моря, шум дождя, голоса дельфинов успокаивают, умиротворяют, звуки леса снижают кровяное давление, нормализуют работу сердца, пение птиц помогает собраться с мыслями, вызывает прилив положительных эмоций.
Влияние музыки на интеллектуальные способности человека.
Психологами выполнялся эксперимент. Отобрали кандидатов и дали им прослушать современную популярную музыку. После им давали тесты на запоминание слов. И выяснили, что до прослушивания современной музыки люди с лёгкостью выполняли тест. А вот после прослушивания современной популярной музыки люди с трудом могли запомнить слова. И только через час люди возвращались к нормальному состоянию. Из этого следует вывод, что современная популярная музыка негативно влияет на интеллектуальные способности человека.
Профессор английского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки:
1. повышение уровня читательских навыков
2. повышение уровня речевых навыков
3. улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач
4. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
5. улучшение концентрации внимания
6. улучшение памяти
7. улучшение моторной координации.
Однако ничуть не меньшее воздействие звук и музыка оказывают на гармонизацию организма человека, а, следовательно, и на его физическое здоровье.
Влияние музыки на организм человека.
Учёные рекомендуют использовать музыку для лечения некоторых заболеваний:
Для нормальной деятельности мозга подходят произведения Моцарта. Это могут быть первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
От головной боли спасет полонез Огинского, «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена.
Бессонницу можно вылечить сюитой «Пер Гюнт» Грига, «Грустный вальс» Сибелиуса, пьесами Чайковского.
Гипертоникам полезно слушать «Ноктюрн ре-минор» Шопена, «Свадебный марш» Мендельсона и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха
Приятная музыка благотворно действует и на кровь. Любимая мелодия вызывает увеличение в крови лимфоцитов, организму становится легче бороться с болезнями.
Прослушивание классики помогает легкому запоминанию информации.
Опыт лечебного применения музыки имеет многовековую историю. Аристотель считал музыку средством лечения тела и очищения души. Выдающийся врач Авиценна уже тысячу лет тому назад исцелял музыкой нервно больных.
В Китае уже много веков назад музыка использовалась как лекарство.
Гармоничные мелодии благотворно влияют на человека, например:
• Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов.
• Орган – приводит ум в порядок.
• Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу.
• Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему.
• Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность.
• Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости.
• Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление.
• Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение.
• Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки.
• Балалайка – лечит органы пищеварения.
• Труба – лечит радикулит.
Еще в Древней Греции ученые обнаружили, что прослушивание определенных музыкальных композиций помогает быстрее выздоравливать и способствует улучшению самочувствия больных.
Также, музыка оказывает сильнейшее влияние на психическое состояние человека. Интересно, что знаменитый греческий ученый Пифагор начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и взбодриться, а вечером – успокоиться и настроиться на отдых.
Вся Вселенная пронизана звуком, светом, ритмическими пульсациями Солнца, Луны, планет, звезд, галактик. И все это воздействует на воздух, воду, землю, все живые организмы, в том числе и на человека. И сам человек производит различные звуки, которые оказывают воздействие на него и окружающую среду.
Влияние музыки на воду.
Швейцарский ученый Ханс Йенни изучал воздействие звука на воду. Под воздействием звука капелька воды, вибрируя, принимала форму трёхмерной звезды или двойного четырехгранника в кругах. Чем выше была частота вибрации, тем сложнее были формы. Но как только звук стихал, красивейшие образования снова становились по форме капелькой воды.
Японский учёный профессор Эмото Масару проводил эксперименты по воздействию на воду различной музыки, положительных и негативных высказываний.
Его опыты показали, что результатом воздействия духовной и классической музыки и слов, несущих положительную энергетику, является образование в обычной воде снежинок поразительной красоты. Напротив, при воздействии рок музыки, тяжёлого рока или слов, несущих отрицательную энергетику, в обычной воде кристаллическая структура не образовывалась вовсе, а предварительно хорошо сформированная кристаллическая структура воды разрушалась.
— Дистиллированная вода под влиянием классической музыки строит утонченные, симметричные формы.
Кристаллы, образованные под влиянием одного из произведений Шопена
Под влиянием музыки Тяжелого Металла образцы воды вообще не образовали кристаллов, а лишь хаотичные, фрагментарные структуры.
Результат влияния на воду музыки тяжелого металла.
Если же мы вспомним, что человеческое тело на 70% процентов состоит из воды, мы можем понять, что организм человека даже на физиологическом уровне реагирует на то, что мы думаем, ощущаем, что мы говорим и что слышим вокруг себя.
Влияние музыки на рост и развитие растений и животных.
Растения – важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью. Благодаря растениям земной шар имеет кислородную атмосферу с тонким слоем озона, защищающего живые существа от губительного действия коротковолновых ультрафиолетовых лучей, идущих от Солнца.
Казалось бы, люди уже хорошо изучили растения и представляют себе, как они растут и что требуют для своего развития, и вроде бы особых загадок тут уже нет... Но все-таки интересно узнать влияет ли музыка на растения? И если да, то как?
Учёные доказали, что классическая музыка (Моцарт, Бах, Бетховен, Шуберт…) положительно влияет на физиологию растения, способствуют его активному росту и развитию, ускоряет обмен веществ в растительных клетках.
Все живое предпочитает гармоничную музыку. Так акулы, услышав классическую музыку, собираются, чуть ли не со всего океанского побережья. Цветы и растения под действием ее звуков быстрее расправляют свои лепестки и листья.
Еще в ХIХ веке в монастыре Англии монахини специально исполняли музыкальные произведения для домашних животных. При этом они заметили, что после “прослушивания” именно серенады Моцарта коровы давали молока в 2 раза больше. Когда к такому же открытию в ХХ веке пришли в Германии, то немецкие фермеры, будучи людьми практичными, стали целенаправленно использовать музыку Моцарта на своих фермах для повышения удоев молока.
В 70-е гг. группа учёных провела эксперимент, результаты которого стали настоящей сенсацией. Она выращивала различные садовые растения под звуки классической музыки и под музыку в стиле рок. Там, где звучала классика, были суперурожаи, а там, где звучал рок, все растения погибли.
Потрясающе интересные опыты были проведены на животных. В частности, в финском городе вдруг обнаружили очень низкое качество мяса. И оказалось, что рядом с бойней поселилась рок-группа. Она, репетируя, включала динамики на полную мощность, отчего буренки были в шоке. В страхе таком, что давали, во-первых, прогорклое молоко и, во-вторых, мясо у них наполнялось биохимическими соединениями, которые выделяются при стрессе, и качество его было крайне низким.
Музыка благотворно воздействует на растения и моллюсков. Так, к примеру, продолжительное нахождение улиток и растений в помещении, где звучат медленные мелодии, позитивно влияет на их развитие и рост. Такое заключение содержится в опубликованном докладе чилийских ученых.
Во время данного исследования было установлено, что улитки "слушавшие" различные музыкальные произведения, по многим показателям опередили своих "собратьев", которым в этом отказали. Улитки –« меломаны » становились более подвижными, просто на глазах прибавляли в весе, а самки откладывали больше личинок.
Полученные чилийскими учеными результаты подтверждают полученные ранее данные о благотворном влиянии музыки, в частности классической, на различные организмы и являются дополнительным аргументом в пользу идеи о непосредственном воздействии музыкальных ритмов на живые существа.
Волшебство музыки.
Музыка может быть могучей и вдохновляющей силой в жизни каждого из нас. Её красноречивый язык и глубина её высказывания доступны каждому, музыка идёт от сердца к сердцу, музыка обладает огромной стихийной силой воздействия на человека, музыка может быть одним из элементов, помогающим нам строить жизнь, в которой, жестокое военное безумие уступит место братству и взаимопониманию между народами.
Музыка может стать для человека очень многим. Она подобна солнцу в центре солнечной системы, она подобно солнцу, посылает повсюду свои лучи.
Чудесное волшебство музыки позволяет нам легко переноситься в далёкие и экзотические страны. Благодаря радио и музыкальной записи мы можем слушать музыку различных частей Африки, музыку эскимосов Лапландии, отдалённых северных районов Сибири. От Северного полюса мы можем в мгновение ока перенестись к экватору и наслаждаться экзотической музыкой Бали.
Но музыка может перенести нас не только в другие страны, но и в другие, давно прошедшие эпохи. Мы можем послушать древнюю музыку Персии, старинную буддистскую музыку, европейскую музыку пятнадцатого шестнадцатого веков…
Музыка раскрывает нам мир фантазии, она отвечает на наше стремление к красоте – к идеалу. В величайших творениях музыки наши душевные переживания созвучны вечной красоте.
Заключение.
Из приведённых примеров и опытов, мы видим, что музыка непосредственно влияет на человека, на его эмоциональное, душевное состояние, и более того, даже на его здоровье. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, снимать боль, усиливать агрессию.
Музыка снимает стресс и повышает иммунитет. Она поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка помогает понять глубокий смысл жизни.
Моя мама заметила, что благодаря занятиям музыкой, я стал лучше и быстрее усваивать учебный материал, мне легче стало учить английский язык, у меня развилось воображение, появились творческие способности. Я стал более рассудительным, ответственным и серьёзным.
Я хотел бы посоветовать родителям, побольше слушать самим и давать слушать своим детям классическую музыку.
Ещё я хотел бы предложить попробовать в школах на переменах включать классическую музыку.
Я очень люблю музыку, особенно классическую!!! У меня дома много дисков с классической музыкой. Когда я прослушиваю эти диски, я успокаиваюсь, у меня поднимается настроение. Мне очень нравится играть на флейте и фортепиано и слушать, как играют другие. Я очень хочу научиться играть на флейте и фортепиано! Музыка это прекрасно!
Агния Барто. Сережа учит уроки
Зимняя сказка
Как нарисовать небо акварелью
Сочинение
Воздух - музыкант