Движение - это жизнь. Двигательная активность полезна для организма человека. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и уже с малых лет надо детей приучить вести активный образ жизни.О начале переутомления школьников свидетельствуют следующие признаки: снижение продуктивности учебного труда (увеличиваются число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий); ослабление внутреннего торможения ( наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);появляется чувство усталости. Для снятия этих признаков мы рекомендуем провести физкультминутку. Проведение физкультминуток на уроке - дает возможность для освобождения от напряжения позвоночника, мышц спины, шеи, улучшению кровообращения, работоспособности и улучшению эмоционального состояния детей.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_muzykalnyh_fizkultminutok_na_emocionalnoe_sostoyanie_detey.doc | 44.5 КБ |
Влияние музыкальных физкультминуток на эмоциональное состояние детей
Соргоева А. учащаяся Средней общеобразовательной школы №26
Движение - это жизнь. Двигательная активность полезна для организма человека. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и уже с малых лет надо детей приучить вести активный образ жизни.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки -50-60%, плоскостопием - 30%. Состояние здоровья наших учеников в начале 2004 г. было: 1 группа здоровья - 3 %, 2 группа здоровья - 82%, 3 группа здоровья - 14%. Состояние здоровья наших учеников в конце 2006 г. стало 1 группа здоровья - 0%, 2 группа здоровья - 87%, 3 группа здоровья - 10%, 4 группа здоровья - 3 %. Налицо ухудшение здоровья учеников нашего класса.
Причин плохого здоровья детей множество, но одна из основных - малоподвижный образ жизни. Жома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальным или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а "ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит - спокойнее будет". А в школе детям приходится долго сидеть за партой. Учебная работа требует сохранения вынужденной позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей.
О начале переутомления школьников свидетельствуют следующие признаки:
снижение продуктивности учебного труда (увеличиваются число ошибок и неправильных ответов, время выполнения учебных заданий);
ослабление внутреннего торможения ( наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
появляется чувство усталости.
Для снятия этих признаков мы рекомендуем провести физкультминутку.
Проведение физкультминуток на уроке - дает возможность для освобождения от напряжения позвоночника, мышц спины, шеи, улучшению кровообращения, работоспособности и улучшению эмоционального состояния детей.
Цель нашей работы: выявить влияние физкультминуток на развитие эмоционального состояния детей.
Гипотеза: Использование музыкальных физкультминуток во время учебных занятий (на перемене) положительно влияет на эмоциональное состояние учеников в течение уроков.
Предмет исследования: эмоциональное состояние детей.
Объект исследования: ученики начальных классов.
Задачи исследования:
Изучить литературу по проблеме.
Составить комплекс музыкальных физкультминуток и комплекс упражнений, снимающих стресс.
Исследовать влияние музыкальных физкультминуток на эмоциональное состояние детей в ходе обучения.
Этапы исследования:
Подготовительный этап. цель: составить комплекс музыкальных физкультминуток.
Основной этап. - Констатирующий эксперимент. Цель: проверить эмоциональное состояние детей. Формирующий эксперимент. Цель: проведение музыкальных физкультминуток во время уроков. Контрольный эксперимент. Цель: проверить эмоциональное состояние.
Заключительный этап. Подведение итогов.
Методы исследования:
- наблюдение;
- ведение дневника эмоционального состояния детей;
- анкетирование.
Опытно-экспериментальная база:
- 4"Е" класс школы №26 г.Якутска;
- 3 класс Национальной гимназии.
Подготовительный этап.
В работе использован комплекс упражнений кандидата психологических наук Сиротюк Аллы Леонидовны, г. Тверь. Составила комплекс музыкальных физкультминуток, к некоторым из них написала музыку и разработала дневник наблюдений.
Музыкальные физкультминутки помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувства ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.
Физкультминутки должны быть простыми по мелодии и ритму.
Это позволяет ребенку быстро запомнить музыкальные физкультминутки, точно организовать свои движения и контролировать их выполнения.
Упражнения для физкультминуток подобраны таким образом, что их можно использовать с детьми разного возраста. Комплекс упражнений учитывает не только задачи по повышению двигательной активности детей, но и воспитательно-образовательные задач.
Комплекс музыкальных физкультминуток направлен на решение следующих задач:
Повышение эмоциональное состояние детей;
Улучшение здоровья детей;
Повышение работоспособности детей;
Развивают чувство ритма и музыкальный слух;
Развивают координацию речи с движением.
Основной этап.
Результаты констатирующего эксперимента: 42% детей - после 4-5 уроков настроение сохраняется, 15 % - улучшается, 44 % - ухудшается.
Основной эксперимент: в течение 10 дней во время уроков проводила физкультминутки. Контрольный этап: каждый день проводила наблюдение за эмоциональным состоянием одноклассников (каждый ребенок до и после уроков выбирал лица, которве соответствовали его эмоциональному состоянию), провела анкетирование.
Заключительный этап.
Результаты наблюдения за эмоциональным состояние учеников 4-е класса школы №26, где проводились физкультминутки:
Стабильное эмоциональное состояние - 67% от общего количества детей;
Нестабильное эмоциональное состояние - 33%.
Результаты наблюдения за эмоциональным состоянием учеников 3-го "Е" класса Саха-гимназии, где не проводились физкультминутки:
Стабильное эмоциональное состояние - 60% от общего количества детей;
Нестабильное состояние - 40%.
Результаты анкетирования:
Нужно ли проводить физкультминутки во время урока?
100% - "да".
Польза физкультминутки.
46% - необходимо для умственного развития и улучшения памяти;
27% - необходимо для общего развития ребенка;
12% - для развития мышц;
12% - для восстановления работоспособности;
12% - снимает усталость;
8% -для улучшения почерка;
4% - для хорошей учебы;
4% - для развития координации.
Поднимает ли физкультминутка ваше настроение?
89% - "да".
Какая физкультминутка тебе понравилась?
48% - "все физкультминутки", 19% - "Если нравится тебе, то делай так", 19% - "Для развития полушарий", 14% - "Разные".
нравится ли тебе музыкальная физкультминутка7
49% - "с музыкой", 22% - "с музыкой и без", 19% - "без музыки".
п/п | Стабильное эмоциональное состояние | Нестабильное эмоциональное состояние |
1 | Результаты контрольного эксперимента основной группы | 42% | 58% |
2 | Результаты эксперимента основной группы | 67% | 33% |
3 | Результаты контрольной группы | 60% | 40% |
Вывод: Детям нужна физкультминутка, и им нравится музыкальная физкультминутка. Итого наша гипотеза подтвердилась.
Кто грамотней?
Прекрасная химия
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Сказки пластилинового ослика