Работа написана к 65-летию Великой Победы в ВОВ. Прослеживается не только история существования российских гимнов, но их музыкальная основа и, главное, отражение в гимнах духовного состояния общества. В работе поставлены цели и задачи, обозначены актуальность, выдвинута гипотеза. В конце работы сделаны выводы в соостветствии с поставленными задачами. Органично вплетаются в канву работы собственные мысли школьника. К работе прилагается презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
gimny_rossii_-_zerkalo_eyo_duhovnogo_sostoyaniya..doc | 107 КБ |
gimny_prezentaciya.ppt | 2.08 МБ |
Городская научная конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция «СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ.СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
ГИМНЫ РОССИИ-ЗЕРКАЛО ЕЕ ДУХОВНОГО СОСТОЯНИЯ
Маныч Богдан Викторович
Ученик 6 «В» класса
Научный руководитель:
Кузнецова Светлана Васильевна
Учитель музыки
Первая квалификационная
категория
Когалым – 2009
План
I. Введение
II. Основное содержание
1. Торжественная песнь
2. Гимны на Руси
3. Государевы гимны
4. Гимн Российской империи
5. Гимны ХХ века
III. Выводы
IV. Список литературы
V. Список используемых источников информации
Введение
В этом году исполняется 65 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Этот святой для каждого гражданина-патриота праздник, праздник «со слезами на глазах», как поется в известной песне, мы будем отмечать торжественно, парадом войск и салютом на Красной площади, чеканным шагом почетного караула у могилы неизвестного солдата. Во всех городах и селах, во всех без исключения уголках России будут гордо реять знамена и, конечно же, будет звучать гимн моей страны, страны-победительницы. Тот самый гимн, который звучал в мае 1945-ого… Я, как гражданин России, считаю своим долгом в своем возрасте знать все о символах моей Родины.
Гимн, герб, флаг… Первым в этом ряду всегда называют музыкальной символ страны – гимн. Вопрос: почему? Поиски ответа на этот вопрос, равно как и изучение музыкальной основы гимна нашей страны и стали первопричиной выбора темы работы.
На уроках музыки во второй четверти мы проходили музыку и историю создания некоторых гимнов. В частности, я узнал, что гимном Франции вот уже более века бессменно является «Марсельеза», созданная за одну ночь офицером французской армии Руже де Лиллем. А ведь столько изменилось в мире и в самой Франции за этот огромный промежуток времени! Значит, этот гимн до сих пор отвечает духу французов. Больше того, «Марсельеза» была в определенный период и гимном России! Но сейчас у нас совсем другой гимн. Что влияет на создание или выбор гимна? Должен ли гимн отражать общественные идеалы страны или это совсем не обязательно? Поиски ответов на эти вопросы стали второй побудительной причиной выбора темы данной работы.
Целью моей работы является детальное знакомство с природой музыкального символа России.
Задачи, на мой взгляд, самые простые:
- сформировать представление о том, что, собственно, представляют собой гимны;
- узнать, кто создавал российские гимны;
- проанализировать, что обусловило появление того или иного гимна на Руси;
- познакомиться с видами гимнов, бытовавших в России;
- отразить взаимосвязь музыки и истории.
Тип проекта: обзорно-творческий, информационный, индивидуальный, межпредметный
Место в учебном процессе: уроки музыки, истории, литературы, классные часы.
Надеюсь, что моя работа заинтересует как моих сверстников, так и учащихся старшего возраста, тех, кто неравнодушен к истории нашей страны, выраженной в ее музыкальном символе. Готов прийти на помощь и классным руководителям, проводящим беседы о символах нашей Родины на классных часах.
О гимне Росси написано очень много. Я пользовался как литературно-справочными источниками, так и сведениями из Интернета.
Торжественная песнь
Гимн (от греческого hymnos – хвалебная, торжественная, славильная песнь) название различных по содержанию торжественных песен. Гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. Древнейшие гимны были сложены в Египте и Месопотамии. В Древней Греции это песни-мольбы, обращенные к Богам. Позднее название «гимн» объединяло различные жанры: пеан – гимн Аполлону, дифирамб – Дионису и т.д.
В то же время, святоотеческое учение содержит более узкое сакральное понимание термина. Согласно ему, гимны являются наиболее возвышенными и торжественными песнопениями-молитвами даже по сравнению с другими хвалебными жанрами – псалмами и акафистами, так как происходят от славословия ангелов небесных. Святой Иоанн Златоуст говорит об этом так: «В псалмах сосредоточено все человеческое, в гимнах же нет ничего человеческого.., Они более божественны. Силы небесные воспевают гимны…»
В своей работе я буду опираться на обобщающее значение термина, запечатленное в греческом толковании слова гимн.
Ныне гимны «разветвились» на религиозные, государственные, военные, революционные и партийные. Гимн является официальным символом любой суверенной страны. Это торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию наряду со знаменем и гербом. Гимн есть символ, подобный гербу по смыслу, но претворяющий мистический и политический идеал государства в слове и музыке. Государственный гимн в лаконичной форме отражает высший нравственно-этический идеал страны. Её важнейшие цели и достижения.
Но и первое лицо государства (пророк, герой, князь, царь, а ныне – президент), в честь которого исполнялся гимн, издавна считалось персональным воплощением этих ценностей. Не случайно в словах некоторых гимнов воспевались не столько достижения, сколько личные достоинства её вождя.
Гимн всегда оказывал благотворное влияние на граждан данной страны. Он объединял и сплачивал их, помогал переносить тяготы испытаний. С ним люди шли на подвиг и на смерть во время сражений. Славильная песнь неразрывно связана с объектом прославления: с сакральной стороной государственного устройства и ее живым воплощением – личностью вождя (героя, князя, царя, а теперь- президента). Гимны России, будучи емкими символами, как зеркало, отразили малейшие изменения в духовном состоянии Отечества и его государей.
Я остановлюсь лишь на главных, прежде всего, государственных гимнах России, как на утвержденных официально, так и фактически выполнявших их роль.
Гимны на Руси
В Киевской Руси еще до принятия христианства существовала традиция исполнения славословий в адрес князя и его доблестной дружины по случаю смотра войска, выступления в поход, возвращения с победой. В «Слове о полку Игореве» читаем:
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князьям и дружине слава!
Славословили в Киевской Руси и князя Владимира – Красно солнышко. На это указывает поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина – прекрасного знатока русской старины и одноименная опера М.И.Глинки.
Древняя Русь получила свое богослужебное пение из Византии вместе с крещением в конце Х века. Это было время правления князя Владимира. Первые славословия на Руси пелись в честь Иисуса Христа. Мелодии русского церковного пения ( по крайней мере, в домонгольское время), по-видимому, не отличались очень сильно от старинных византийских.
Музыковеды не могут четко осветить всю картину музыкального сопровождения различных торжеств в России, выходов царей и прочих музыкальных церемоний. Но, известно, что в период создания единого русского государства великий московский князь Иван III Васильевич создал профессиональный хор «государевых певчих дьяков». Он пел в 1479 году (год освящения Успенского собора в Кремле). В последующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников, царских величаний и других событий общегосударственной важности.
В XVI-XVII вв. сначала в Польше, затем на Украине и в Русском государстве появляется особая разновидность гимнов – торжественные канты, которые создавались на религиозные тексты, но постепенно их тематика расширяется – патриотические, лирические «виватные», они становятся светскими.
Русские гимны ХVII – ХIХ вв., будучи производными от духовных песен, во многом сохранили в себе их свойства. Но, в отличие от последних, это были уже гимны двойного назначения: духовные и светские одновременно.
Русские гимны в тот период представляли собой довольно пеструю картину. В основном это были православные молитвы знаменного пения. В течение всего 18 века в России часто пели гимн «Тебе, Бога, хвалим!» Амвросия Медиоланского. Его пел вместе с соборными певчими Петр I после окончания Северной войны. Одно из последних упоминаний о нем находим в 1883 году, когда хоровое исполнение его завершало чин коронования императора Александра III.
В конце 17-18 вв. русские славильные напевы стали обогащаться инструментальным сопровождением: сигналами фанфар, музыкой литавр.
С воцарения на русском престоле династии Романовых шел поиск оптимального варианта православной самодержавной государственности и способа ее воплощения в гимне в виде лаконичной стихотворной строфы-формулы с яркой, запоминающейся музыкой.
Соответственно шли поиски музыкального воплощения, которые отразили бы двойственный духовно-светский статус гимна. На протяжении трех столетий, в связи с особенностями духовного облика самодержцев и самой эпохи, русские гимны писались в жанре то марша, то оказывались прологом к опере.
В эпоху Петра I (1672-1725) получают распространение «виватные канты», прославляющие царя и «молодую Россию»: «Виват, Россия, именем преславна», «Возвеселисе, Россия, правоверная страна», «Радуйся, российский Орле двоеглавый» - эти песнопения исполнялись в честь петровских побед на суше и на море.
Естественно, русский царь, реформировавший армию, не оставил в стороне военную музыку. С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 году был издан указ о штатах полковых оркестров, а в 1716 году в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов.
Одно из популярных произведений, которое стало восприниматься, как своеобразный музыкальный символ могущества России это – «Марш лейб-гвардии Преображенского полка», созданный в 20-30 годы 18 века неизвестным автором. В его напеве соединены интонации петровских кантов и прусского марша. Первый текст «Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов!» был сочинен в 1805 году поэтом С.Мариным, а во второй половине 19 века появился другой текст, начинавшийся словами «Славны были наши деды! Знают турки нас и шведы».
«Преображенский марш» никогда не был государственным гимном России. Однако, он постоянно исполнялся при выходах императоров, на парадах, во время официальных церемоний и приемов иностранных послов, а так же , наряду с «Тебе, Бога, хвалим!» во время коронации императоров перед самым орудийным салютом в конце церемонии.. А к концу 19 века стал главным маршем Российской империи. Кураторами полка были все российские императоры, поэтому он исполнялся в торжественных случаях в течение всего XIX – начала ХХ веков.
У Преображенского марша – гимна за четыре века сменилось множество названий. Его величали то Маршем Преображенского полка, то Преображенским маршем, то Маршем лейб-гвардии Преображенского полка и т.д. «Многоликость» марша – гимна явилась отражением его огромной популярности. Его и сейчас можно услышать в исполнении военных оркестров.
Государевы гимны
После Петра Великого почти каждый новый император или императрица российские заботились о создании собственного гимна, отражающего какое-нибудь важное событие, происшедшее во время их правления и отвечающего особенностям их мировоззрения.
Историк В. О. Ключевский верно подметил психологию русских людей того времени: «Им представлялось, что Московское государство, в котором они живут, есть государство московского государя, а не московского или русского народа». И гимн был государевым, отражающим его мировоззрение или деяния, а не государственным.
В зависимости от личных качеств царствующих особ гимны оказывались то более церковными, то более светскими или гражданскими по своему характеру.
Государственный гимн до XIX века обычно не являлся самостоятельным жанром и не писался как торжественная песнь.
В конце 18 века появился еще один марш всероссийского значения во время царствования Екатерины II (1762-1796), богатое громкими военными победами и потрясающими воображениями придворными празднествами в их честь. Композитором О.И.Козловским и поэтом Г.Р.Державиным был написан полонез «Гром победы раздавайся!» (он же «Славься сим, Екатерина!»). Впервые он был исполнен в 1791 году. Исполнение полонеза произвело потрясающее впечатление на участников праздника, который состоялся в Таврическом дворце. Так как музыка была написана в стиле полонеза, то марш использовался и как танцевальная мелодия в русских аристократических кругах. Полонез открывал дворянские балы, звучал в парках усадеб. Это был своего рода дворянский гимн.
Эта мелодия, «мужественно-героическая, торжественная, волнующая до слез» звучала в России несколько десятилетий, исполнялась и в войну 1812 года, но уже с другими словами: «Гром оружий, раздавайся! Раздавайся трубный глас! Сонм героев, подвизайся, Александр предводит нас!».
Государственным гимном «Гром победы» не был, но его величественный и помпезный характер так хорошо соответствовал духу екатерининского времени, что он стал самым ярким музыкальным символом России конца 18 века и, нередко, назывался современниками российским гимном.
С воцарением на престол императора Павла I полонез «Гром победы» надолго исчезает из музыкального обихода России. Именно при Павле I родился гимн, которому суждено было на многие десятилетия стать полуофициальным символом российской государственности. Знаменитый духовный гимн Д.С.Бортнянского «Коль славен наш господь в Сионе» не оставил равнодушным и современников композитора. Стихи к нему создал известный поэт того времени и одновременно важный чиновник, куратор Московского Университета, действительный тайный советник М.М.Херасков.
В течение 19 века гимн Д.Бортнянского «Коль славен» непременно исполнялся во время торжественных церемоний несветского характера: крестных ходов, церковных праздников и парадов. Вообще, этот «русский духовный гимн», вместе с маршем Преображенского полка, всегда был «на слуху», вызваниваясь колоколами Спасской башни Московского Кремля: в 12 и 18 часов звучал Преображенский марш, а в 15 и 21 час – «Коль славен наш Господь в Сионе». Так продолжалось более 60 лет – с 1856 по 1917 год.
Все вышеназванные прекрасные мелодии гимнического характера не являлись официальным гимном, хотя в разное время отчасти выполняли его функции, почитались и были любимы в России.
Гимн Российской империи
Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 года и прославлением императора Александра I. «В чести» была тогда в России мелодия английского гимна «Боже, храни короля!». В 1813 году музыкальное произведение «Песнь русскому царю» А.Востокова с мелодией английского гимна содержала такие слова: «Прими побед венец, Отечества Отец, Хвала тебе!»
В 1815 году В.А.Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение под названием «Молитва русских», так же посвященное Александру I (кто-то полагает, что это был перевод с английского, по крайней мере, первой строки) . В 1816 году А.С.Пушкин приписал к стихотворению еще две строфы. 19 октября 1816 года они были исполнены воспитанниками Лицея на праздновании годовщины Лицея. Так стихотворение В.Жуковского получило оригинальное продолжение, написанное А.С.Пушкиным. В.Жуковский дополнил свое сочинение в 1818 году.
Таким образом, текст «Молитвы русского народа», текст русского гимна, был, практически, создан, но при его исполнении музыка оставалась английской. На первый план здесь выступил хорал. Почти 20 лет в Российской империи официально использовали мелодию английского гимна.
Обычно, историю создания официального гимна Российской империи объясняют прихотью императора Николая I, который, будто бы, заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую…». Николай I бал крайне озабочен вопросом о российской государственной атрибутике, укреплении ее, придании веса монархическим символам.
Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека – А.Ф.Львова, хотя мог бы выбрать русского композитора номер один – М.И.Глинку. Современники в своих воспоминаниях называют М.Ю.Виельгорского и М.И.Глинку, будто бы писавших музыку гимна, однако М.Глинка позднее сообщал, что никто не поручал ему писать гимн.
А.Ф.Львов писал: «Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа – от ученого до невежды». Хотя все эти мысли волновали и пугали молодого музыканта, в один из вечеров, возвратясь домой, он сел к столу – и в несколько минут гимн был написан. Здесь, как видим, Львов уподобился Руже де Лилю. В.Жуковский предоставил, практически уже имеющиеся слова, «подогнав» их под мелодию. Так появился шедевр Жуковского – Львова. Текст состоял всего из 6 строчек:
Боже, Царя храни!
Сильный, державный
Царствуй на славу нам!
Царствуй на страх врагам!
Царь православный!
Боже, Царя храни!
23 ноября 1833 г. гимн прослушал царь с семейством и свитой.
11 декабря 1833 года он был исполнен в Большом театре.
25 декабря 1833 г., в день годовщины изгнания войск Наполеона из России, гимн был исполнен в залах Зимнего дворца в присутствии воинских чинов.
30 августа 1834 г. он был исполнен на Дворцовой площади Санкт-Петербурга при открытии монумента – Александровского столпа, в честь победы над Наполеоном в войне 1812 года.
Музыка гимна «Боже, Царя храни!» стала быстро известна в Европе. Музыкальная тема гимна варьируется в нескольких произведениях немецких и австрийских композиторов, но пришлась не по душе известному критику В.В.Стасову и не вызвала восторга у М.И.Глинки. Но А.Ф.Львов, благодаря ей, навсегда вошел в плеяду русских композиторов, о чем свидетельствует, в частности, картина И.Е.Репина, висящая в Московской консерватории. На ней А.Ф.Львов изображен вместе с М.Глинкой, Ф.Шопеном, Н.Римским-Корсаковым и другими композиторами.
В 1908 году было торжественно отпраздновано 75-летие «Молитвы русского народа». Казалось, что гимн навсегда останется с нашей страной, но пришел роковой 1917 год. Николай II отрекся от престола, что сделало бессмысленным прославление его особы «народной песней». «Боже, Царя храни!», величественный символ процветающей Российской Империи, распоряжением временного правительства был упразднен.
Гимны России XX века
Почти сразу же предпринимаются попытки создать новый российский гимн. Высказывалось множество предложений относительно нового гимна. Ни одно из этих предложений не было принято Временным правительством и многочисленными Особыми совещаниями деятелей искусства. Более приемлемой казалась «Марсельеза». Она пришла в Россию в конце 18 – начале 19 века. Ее распевали декабристы, революционное студенчество.
Решающим фактором в выборе «Марсельезы» было желание Временного правительства продемонстрировать свою верность зарубежным союзникам: шла Первая Мировая война, основная тяжесть которой лежала на России и Франции. Новое правительство России нуждалось в зарубежной поддержке, а это было возможно только в том случае, если Россия не откажется от своих союзнических обязательств, и будет продолжать воевать с Германией. Временное правительство официально подтвердило иностранным государствам готовность продолжать войну, но, не удовлетворившись этим, поспешило продемонстрировать свою верность союзникам и на символическом уровне, избрав в качестве государственного гимна национальную песнь союзницы Франции.
«Марсельеза» очень мало похожа на французский государственный гимн, написанный Руже де Лиллем. Музыка российского варианта «Марсельезы» была переработана неизвестным композитором, значительно отошедшим от оригинала. Слова написаны революционером-экстремистом П.Л.Лавровым и представляют собой даже не искаженный перевод, а совершенно самостоятельное произведение, не сохранившее никакого сходства с французским оригиналом.
Между тем, на митингах и собраниях все чаще звучал гимн социалистов «Интернационал». Текст «Интернационала» был написан французским поэтом-коммунаром Эженом Потье, музыку сочинил французский коммунист Пьер Дегейтер. Русский перевод «Интернационала» в 1902 году в Париже написал поэт-любитель Абрам Яковлевич Коц.
«Буржуазная «Марсельеза» и «социалистический «Интернационал» конкурировали в России до созыва в январе 1918 года Учредительного собрания и его разгона. (Большевики, в октябре 1917 года захватившие власть, поспешили снова отменить все государственные символы - и Российской империи, и установленные Временным правительством).
Новым гимном России стал «Интернационал», датой официального утверждения, которого, считается 10 января 1918 года. Тогда «Интернационал» был исполнен на открытии высшего законодательного органа нового политического режима – Всероссийского съезда советов. С этого времени, как гимн пролетарского государства, «Интернационал» существовал до 1943 года, став гимном Советского Союза.
В 1943 году после роспуска III Интернационала «Интернационал» стал только партийным гимном – гимном партии большевиков, затем - КПСС.
В июле 1943 года начала работу правительственная комиссия по созданию нового гимна, объявившая конкурс среди композиторов и поэтов. Комиссия руководила процессом лишь номинально. Любые решения в то время принимал только один человек – руководитель государства И.В.Сталин. В конце сентября 1943 года он остановил свой выбор на словах, написанных поэтами С.В.Михалковым и Г.Эль-Регистаном. В качестве мелодии гимна была выбрана написанная в 1939 году А.В.Александровым песня «Гимн партии большевиков». Окончательное прослушивание нового гимна состоялось 28 декабря 1943 г., а в ночь на 1 января 1944 года он прозвучал в первый раз по радио. С 15 марта 1944 года гимн начал исполняться повсеместно.
Новый гимн СССР стал весьма своеобразным произведением. Это, действительно, величественная и торжественная музыка, вполне подходящая к тому могущественному и грозному облику, который стремился придать СССР и И.В.Сталин. Но, в сравнении с гимнами других стран, гимн СССР имеет несколько особенностей.
Во-первых, у него нет названия. Все предыдущие гимны нашей страны имели имя собственное. Современные гимны иностранных государств, также, имеют названия. Он был создан специально как гимн и исполнялся впервые уже после того, как состоялось его фактическое утверждение. Поэтому ему так и не дали собственного названия. Во-вторых, гимн СССР был довольно длинным. На государственных церемониях исполнять его целиком было слишком долго. Отчасти по этой причине, отчасти в соответствии с международными традициями советский гимн стал чаще всего исполняться без слов, только музыка первого куплета и припева.
Эта практика позволила незаметно для многомиллионного советского народа выйти из деликатной ситуации с текстом гимна, сложившейся в 1950-60-х годах. В 1953 г. умер И.В.Сталин. Власть перешла к Н.С.Хрущеву, который осудил культ личности Сталина и обвинил его виновным в многочисленных преступлениях против собственного народа. Гимн вообще не нравился Н.С.Хрущеву, но заменить его он не решился (хотя и было создано несколько вариантов музыки и текста). Выход нашелся простой: с 1955 года гимн СССР всегда и всюду исполнялся без слов.
В 1964 году Н.С.Хрущев лишился власти. Сменивший его Л.И.Брежнев был большим любителем торжеств и церемоний. Он решил, что гимну СССР неудобно существовать без слов и отдал распоряжение об исправлении существующего текста. С.В.Михалков переработал стихи, исключив из них имя Сталина, куплет о Красной и добавил слова о КПСС, которая «нас к торжеству коммунизма ведет». С 1 сентября 1977 г. было введено повсеместное исполнение гимна Советского Союза с новыми словами.
Распад Советского Союза в 1991 г., кардинальные политические изменения и новые идейные ориентиры в жизни России потребовали новой государственной символики. В конце 1993 г. указом президента Б.Н.Ельцина в качестве гимна Российской Федерации была утверждении мелодия «Патриотической песни» М.И.Глинки. текста у гимна не было, хотя попытки его создания предпринимались многократно.
«Патриотическая песня» как гимн России существовала без слов более десяти лет. Она была быстро принята международным сообществом, как гимн. В самой же России единодушия не было. Одни были недовольны отсутствием слов, другие требовали возвращения старого гимна, третьи настаивали на новом, созданном современными композиторами и поэтами гимне.
После десятилетнего перерыва музыка А.В.Александрова вновь начала звучать как государственный гимн Российской федерации. 8 декабря 2000 года Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря 2000 г. – Совет Федерации, а 25 декабря его подписал президент Российской Федерации В.В.Путин. Слова гимна написал уже известный С.В.Михалков.
В этих обстоятельствах скажу несколько слов об авторах главного музыкального символа страны. О С.В. Михалкове, активно участвовавшем в общественной жизни, средства массовой информации сообщали довольно часто. Известный литератор, председатель Союза писателей РСФСР, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент. Сергей Михалков – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного.
Биография же А.В. Александрова известна широкому слушателю меньше. За создание гимна он был награжден Сталинской премией. Он и до этого был известным человеком: композитор и дирижер, профессор Московской Консерватории, доктор искусствоведения, организатор и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии. В 1943 г. он получил звание генерал-майора, затем еще одну Сталинскую премию. Это все известные из энциклопедии факты. Но мало кто знает, что Александров происходил из семьи церковных служителей с Рязанщины, что он с детства приобщился к церковной музыке, что поступил в Петербургскую Консерваторию и учился у Глазунова, А. Лядова, в Московской консерватории у итальянского певца Мазетти. Александров выиграл конкурс в революционном 1905 г. и стал регентом архиерейского хора в Твери. Был он и последним регентом церковного хора Храма Христа Спасителя в Москве, пока храм не закрыли. Вот какая биография у автора музыки нашего гимна.
Государственный гимн транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями: ежедневно – перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании – в 6 часов и в 24 часа по местному времени; а новогоднюю ночь – после трансляции боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 24 часа по местному времени. При официальном исполнении государственного гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. В случае, если исполнение гимна России сопровождается поднятием Государственного флага, присутствующее поворачиваются к нему лицом.
Всегда надо помнить, что гимн государства – одна из святынь Отечества. Во все времена он был наполнен народным духом. В гимнах отражены огромные культурно-исторические ценности России, истинные идеалы в истории Отечества. Авторов русских гимнов объединяет высокая духовность, нравственная чистота и высочайший музыкальный профессионализм.
Но история русских гимнов не закончена, как не завершена история нашего Отечества. Драматические поиски идеала русской государственности продолжаются. А, значит, с уверенностью можно предположить, что любой новый, возможно, неожиданный поворот в жизни России станет поводом для дальнейшего осмысления ее музыкальной (и не только музыкальной) символики.
Выводы
Итак, работа закончена. Я уяснил для себя все, что касается истории музыкального символа нашей страны, общественной обстановки того или иного периода, отраженного в гимне и знаю теперь создателей наших гимнов. Выводы я сделал для себя следующие:
Эта работа обогатила меня многогранно: во-первых, это новые знания по музыке и истории, что расширило мой кругозор; во-вторых, специфика этих знаний усилила мои патриотические чувства, утвердила меня духовно как знающего, осведомленного гражданина. В- третьих, эта работа вдохновила меня на будущую интересную творческо-исследовательскую деятельность.
В качестве рекомендации: каждый гражданин России должен знать и уважать гимн своей Родины; уметь его слушать и петь, так же знать истоки символики своей страны. И все, вышесказанное мною, именно этому и учит.
Список используемой литературы.
1. «Гимны России» Грачёв В.
2. «Краткий музыкальный словарь для учащихся» Булучевский Ю.
3. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов
Список использованных источников информации.
1. Материалы Издательского Дома газеты «1 сентября»
2. Музей русских гимнов. (Интернет сайт).
3. Первые Российские гимны. (Интернет сайт).
Несчастный Андрей
Загадка старого пирата или водолазный колокол
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Рисуем лошадь акварелью