Презентации были выполнены в рамках реализации проекта "В мире музыкальных инструментов".
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_instrumenty.pptx | 1.2 МБ |
sostav_simfonicheskogo_orkestra.ppt | 1002.5 КБ |
Слайд 1
Музыкальные инструменты Федоровых Анжелика 5 класс АСлайд 2
Балалайки
Слайд 3
Балала́йка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент , от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров ( балалайка-контрабас ) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой ) музыкальным символом русского народа.
Слайд 4
Описание: Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).
Слайд 5
Звук: звонкий , но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато , двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.
Слайд 6
Строй До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков [1] .
Слайд 7
Разновидности: Контрабас-балалайка В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.
Слайд 8
Гитары
Слайд 9
Происхождение: Тар — один из предшественников гитары Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. [2] Изображения киннора ( шумеро - вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии . В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла , нефер , цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара . Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы , панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III - IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) [3] и юэцинь [4] , у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века . Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла , также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.
Слайд 10
Происхождение названия: Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова « сангита », что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова « кутур », означающего «четырехструнный» (ср. сетар — трёхструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара ( ϰιθάϱα )» в древней Греции, латинское « cithara », « guitarra » в Испании, « chitarra » в Италии, « guitare » во Франции, « guitar » в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке . [5]
Слайд 11
Устройства гитары Основные части: Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой « гриф ». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль неё натянуты струны , закрепленные одним концом на корпусе, другим на колковой коробке на окончании грифа. На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн. Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «сёдла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.
Слайд 12
Флейты
Слайд 13
Фле́йта — общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых , но сейчас создали и металлические. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов . В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант , играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.
Слайд 14
История развития флейты Костяная флейта эпохи палеолита ( ориньякская культура ). Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 — 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. В Европе была широко распространена в XV - XVII вв. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию , обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания. Ныне изредка применяется при исполнении старинной музыки.
Слайд 15
Флейта-пикколо Основная статья: Флейта-пикколо Фле́йта-пи́кколо (часто называется просто пикколо или малая флейта ; итал . flauto piccolo или ottavino , фр. petite flûte , нем. kleine Flöte ) — деревянный духовой музыкальный инструмент , разновидность поперечной флейты , самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром . Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от d ² до c 5 ( ре второй октавы — до пятой октавы ), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать c ² и cis ² . Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.
Слайд 16
Панфлейта , «флейта Пана» Основная статья: Флейта Пана Фле́йта Па́на ( панфле́йта ) — класс деревянных духовых инструментов , многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние — открыты.
Слайд 17
Ирландская флейта Основная статья: Ирландская флейта Ирландская флейта ( англ. Irish flute ) — поперечная флейта , использующаяся для исполнения ирландской (а также шотландской, бретонской и др.) народной музыки. Представляет собой поперечную флейту т. н. простой системы — основные 6 отверстий её не закрыты клапанами, при игре их закрывают непосредственно пальцы исполнителя. Ирландская флейта встречается в вариантах с клапанами (от 1-го до 10), и без. А так же есть еще 6 видов флейты.
Слайд 1
Состав симфонического оркестра Выполнила ученица 6 класса В Гибадуллина КсенияСлайд 2
Из чего состоит симфонический оркестр Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы . Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба). Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты, (литавры, треугольник, малый и большой барабан, тарелки).
Слайд 3
Скри́пка — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Скрипка
Слайд 4
Происхождение скрипки Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фи́дель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу. Формы скрипки установились к XVI веку; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко. Фи́дель. Деталь алтаря церкви Св. Захария, Венеция, Джованни Беллини, 1505 год.
Слайд 5
Виолончель Виолонче́ль (итал. violoncello, сокр. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) — смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Слайд 6
Происхождение виолончели Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной). В XVII—XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци, Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса.
Слайд 7
Фле́йта — общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом. Флейта
Слайд 8
Происхождение флейты Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 — 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.
Слайд 9
Гобой Гобо́й (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. , нем. и итал. oboe) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром.
Слайд 10
Происхождение гобоя Во второй четверти XIX века конструкция деревянных духовых инструментов пережила настоящую революцию: Теобальд Бём изобрёл систему особых кольцевых клапанов для закрытия нескольких отверстий сразу и применил её на своём инструменте — флейте, в дальнейшем эта система была приспособлена для кларнета и других инструментов. Величина и расположение отверстий более не зависела от длины пальцев музыканта. Это позволило улучшить интонирование, сделать более ясным и чистым тембр, расширить диапазон инструментов. Для гобоя эта система в исходном виде не подходила. Через некоторое время Гийом Трибер и его сыновья Шарль-Луи (профессор Парижской консерватории) и Фредерик предложили адаптированный для гобоя улучшенный механизм, заодно слегка изменив конструкцию самого инструмента. Их последователи — Франсуа и Люсьен Лоре — создали новую модель гобоя, получившую название «Консерваторская модель с плоскими клапанами», быстро взятую на вооружение всеми гобоистами.
Слайд 11
Тромбон Тромбо́н (итал. trombone, букв. «большая труба», англ. и фр. trombone, нем. Posaune) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили).
Слайд 12
Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд. За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции. Происхождение тромбона
Слайд 13
Валторна Валто́рна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.
Слайд 14
Происхождение валторны Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.
Слайд 15
Литавры Лита́вры (итал. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettle drums) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до семи) металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.
Слайд 16
Происхождение литавр Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке, а с XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления
Слайд 17
Тарелки Тарелки — ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания. Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Китае, Индии, позже в Греции и Турции. Представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путем литья и последующей ковки. В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.
Слайд 18
История тарелок Тарелки, вместе с увеличением группы ударных в оркестре, вероятно, впервые появились в партитурах Глюка. В конце XVIII века, в период Гайдна и Моцарта тарелки (вместе с большим барабаном и треугольником) в оперных партитурах встречались редко, только с целью отразить варварский или турецкий колорит
Денис-изобретатель (отрывок)
"Разделите так, как делили работу..."
Кто чем богат, тот тем и делится!
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Хитрость Дидоны