Закомство с музыкальными инструментами и их звучанием
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_alfavit2.pptx | 1.61 МБ |
Слайд 1
Музыкальный алфавит Рассказ о музыкальных инструментахСлайд 2
арфа Арфа – многострунный щипковый инструмент, один из древнейших в мире. На египетских фресках xv в.до н.э. изображались арфы, напоминающие лук охотника, натянутая тетива которого при выстреле издавала мелодичный звук. Около 1810 года старинная арфа была усовершенствована французским мастером Эраром . Она представляет собой большую деревянную раму треугольной формы, внутри которой натянуты 44 струны (иногда 46) разной длины и настройки. Тембр арфы нежный, серебристый, звук несильный, постепенно замирающий. В симфоническом оркестре появление арфы придаёт звучанию нарядность, красочность. Звучание арфы И.Брамс Дуэт арф
Слайд 3
альт Альт – лишь чуть больше скрипки, но тембр более глуховатый, матовый оттенок. Альт – участник симфонического оркестра, смычкового квартета. Как сольный инструмент выступает редко. аккордеон Аккордеон – разновидность гармоники. В его правой клавиатуре расположены не кнопки, а клавиши фортепианного типа. Чаще выступает как сольный инструмент. Танец маленьких утят
Слайд 4
барабаны Барабан относится к группе ударных музыкальных инструментов без определённой высоты. Ударные инструменты – самые древние инструменты мира. Первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, по дереву, глиняным кувшинам. В современных симфонических и духовых оркестрах применяются два типа барабана – большой (инструмент низкого звучания, на нём эффектно звучат отдельные удары) и малый (играют на нём двумя деревянными палочками, выбивая дробь). Малый барабан Большой барабан
Слайд 5
балалайка бандура Существуют инструменты, которые издавна считаются символом какого-либо народа: у испанцев это гитара, у украинцев – бандура , у русских таким инструментом стала балалайка. Русская народная песня «Берёза»
Слайд 6
валторна Валторна – медный духовой инструмент. Далёким предшественником валторны был охотничий рог, о чём свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог». Валторна входит в состав симфонического, духового оркестров, в различные камерные ансамбли как сольный инструмент. Среди своих ближайших соседей, медных духовых инструментов, валторна выделяется особенно певучим, бархатистым и тёплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием . Рихард Вагнер . Сигнал Зигфрида из оперы « Зигфрид »
Слайд 7
виола волынка Виолы – семейство струнных смычковых инструментов, господствовавших в европейской музыкальной культуре XV – XVIII веков. В настоящее время к виоле вновь возрождается интерес. Волынка – представляет собой воздушный резервуар – мех( из шкуры телёнка или козла), в который вставлены 2-3 игровые трубки и одна для нагнетания воздуха. Распространена в Шотландии, встречается в Закарпатье, Прибалтике. Шотландская волынка
Слайд 8
виолончель Виолончель – струнный смычковый инструмент. Появилась она в конце XV – начале XVI в. Своим созданием и совершенством обязана выдающимся скрипичным мастерам: братьям Маджини , Г. да Сало, Амати, Страдивари. Виолончель, более чем какой-либо другой инструмент из семейства смычковых, подходит для выражения силы, глубины чувств. Виолончель большего размера, чем скрипка. Её звучание мужественно, но ей доступны и нежные, воздушные краски, лиризм, сосредоточенность, напевность
Слайд 9
гобой Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Он входит также в состав духового оркестра, в различные камерные ансамбли. По звуку «ля» гобоя настраивается оркестр. Изобретение гобоя относят ко второй половине XVII века и приписывают это французским мастерам Филидору и Оттетеру . Впервые гобои нашли применение в балете Люлли «Большой Амур» в 1657г. и после этого стали широко использоваться в оркестре. Музыкальные образы, создаваемые гобоем, разнообразны. Ему лучше всего удаётся выразить лирические настроения, простые, чистые чувства, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания. Разновидность гобоя – английский рожок (звучит несколько ниже гобоя, тембр немного гнусавый, «утиный»). Такой тембр выбрал С.С.Прокофьев для изображения утки в симфонической сказке «Петя и волк»
Слайд 10
гитара гармонь гусли Д.Руссос «От сувенира к сувениру» Гусли Наигрыш
Слайд 11
домра Домра – струнный щипковый инструмент. Предки домры были известны ещё в IV в. до н.э. в Древней Ассирии. Инструмент назывался «танбур». Домра была одним из любимых инструментов скоморохов – бродячих актёров и музыкантов. К концу XVII века домра вышла из употребления. В 1895 году в Вятской губернии обнаружили небольшой струнный инструмент с овальным корпусом, он попал в руки В.В.Андреева, который в ту пору занимался восстановлением старинных народных музыкальных инструментов. Он разработал и сконструировал целое семейство трёхструнных домр, создав из них (совместно с балалайками и гуслями) первый оркестр русских народных инструментов.
Слайд 12
зурна Этот древний инструмент, предшественник гобоя , и сейчас широко известен в Армении и Грузии, Азербайджане и Дагестане, в Узбекистане и Таджикистане. Как правило, один зурначи (так называют исполнителя на зурне) играет мелодию, а другой вторит ему долгими протяжными звуками. Есть в этом ансамбле и третий музыкант: он выбивает сложный, прихотливый ритм на ударном инструменте. Зурна - деревянная трубка с раструбом и несколькими отверстиями на боковых стенках. Диапазон ее звучания невелик - около полутора октав, а тембр яркий и пронзительный. Поэтому играют на зурне обычно на открытом воздухе, сопровождая народные танцы.
Слайд 13
кларнет Кларнет вместе с флейтой, гобоем и фаготом входит в группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Изготовляют кларнет из твёрдых пород дерева (пальмовое, самшит), а также из эбонита и пластмассы. Появился кларнет ок . 300 лет назад, когда нюрнбергский мастер Деннер усовершенствовал старинную французскую свирель шалюмо . По словам Г.Берлиоза, «кларнет - скрипка среди деревянных духовых инструментов». Звук его ясный (отсюда название кларнета, от латинского « кларус » – «ясный»), светлый, очень гибкий и выразительный. В передаче чувств он может соперничать с любым струнным инструментом. Поэтому кларнет часто звучит в музыке композиторов-романтиков.
Слайд 14
клавесин ксилофон Клавесин - клавишный музыкальный инструмент, металлические струны которого защипываются плектром из пера или кожи. Ксилофон (от греческого «ксило» – «дерево» и «фон» – «звук») – ударный самозвучащий музыкальный инструмент, состоящий из деревянных брусочков с различными по высоте звуками. И.Дунаевский «Полька»
Слайд 15
лютня ЛИРА, струнный музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками. Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению и как сольный инструмент. С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру. лира Лютня — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент . Слово “лютня”, вероятно, происходит от арабского слова “ al‘ud ” (“дерево”). Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье . Прелюдия для лютни
Слайд 16
Маракасы Маракасы — ударный парный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания латиноамериканского происхождения. Современные маракасы представляют собой шары с рукояткой, изготовленные из тонкостенного деревянного, пластмассового или металлического материала, и наполненные камешками, дробью, горохом или песком. Маракасы держат за рукоятку и встряхивают при игре, создавая таким образом звонко-шуршащий звук.
Слайд 17
орган Орган – клавишный духовой инструмент. На сцене виден фасад органа с частью труб. Сотни их находятся за фасадом, распологаясь ярусами вверх и вниз, вправо и влево, уходят в глубину обширного помещения. У современных органов количество труб доходит до 30 000. Самые большие высотой более 10 м, самые маленькие – 10 мм. Звук органа производит огромное впечатление. Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров. Это как бы целый оркестр. В самом деле диапазон органа превышает диапазон всех инструментов оркестра. Орган известен с глубокой древности. Изготовление первого органа приписывают механику из Александрии Ктесибию , жившему в III в. до н.э. Это был водяной орган – гидравлос. И.-С. Бах Органная прелюдия
Слайд 18
певческий голос Певческий голос – естественный, данный природой музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью. От обычного голоса – певческий отличается тембровым богатством и силой. Это дар природы, но, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Скрипач или пианист подолгу разучивают гаммы, чтобы стать виртуозом, так и певец должен научиться «играть» на своём природном инструменте. П.И.Чайковский. Ариозо из оперы «Иоланта» исп. Анна Нетребко
Слайд 19
рояль В 1709г. Итальянский мастер Б.Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором при помощи молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Поэтому инструмент и получил название « фортепиано ». Целая система молоточков ударяет по струнам с любой быстротой и силой. Среди многочисленных предшественников фортепиано – клавесин и клавикорд . В наше время существует две основные разновидности фортепиано : рояль , предназначенный для концертного исполнительства, и пианино , используемое для домашнего музицирования . В.А.Моцарт «Турецкий марш»
Слайд 20
скрипка Скрипка – струнный смычковый инструмент. Далёким её предком был народный инструмент славянского происхождения: долблёное деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, три струны, лукообразный смычок, стянутый на концах пучком волос из конского хвоста. На Руси смычковые были известны издавна. В северной башне Софийского собора в Киеве, построенного в XI в., есть фреска с изображением музыканта, играющего на смычковом инструменте. Современная скрипка один из главных инструментов симфонического оркестра. Н.Паганини Контабле ре-мажор Первые скрипки появились во Франции и Италии в начале XVI в. Вскоре их стали изготовлять по всей Европе. Но лучшими скрипками славилась Италия, давшая миру выдающихся скрипичных мастеров: Н.Амати, А.Гварнери, А.Страдивари. На их инструментах поныне играют выдающиеся скрипачи мира.
Слайд 21
саксофон В 1841г. в Париже бельгийский мастер А.Сакс сконструировал духовой инструмент, который был назван в честь изобретателя саксофоном . В настоящее время известно семь разновидностей саксофонов: сопрано, сопранино , альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Саксофон обладает сильным, сочным, выразительным звуком, несколько «пряного» тембра, большими виртуозными техническими возможностями. Он входит в состав эстрадных, духовых оркестров, джазов и различных концертных ансамблей. Иногда саксофон используется в симфоническом оркестре, где его впервые применили Ж.Бизе, Ж.Массне , Дж.Мейербер.
Слайд 22
свирель Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа – свирель , сопель и цевница . По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. Слово “ свирель ” более древнее, чем “ сопель “, поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси “ свирцом ”, “ свирянином ” называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы – “ трубачея ”.
Слайд 23
труба Звонкий призывный голос трубы известен с древнейших времён пастухам, охотникам, воинам. Задолго до н.э. трубу знали египтяне, греки, римляне. В средние века труба активно участвовала в рыцарских церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе, в бою. Впервые в оперный оркестр трубы ввёл итальянский композитор К.Монтеверди, когда в 1607г. сочинил фанфару из 5 самостоятельных партий труб в увертюре к своей первой опере «Орфей». В группе медных духовых инструментов симфонического оркестра труба – самый высокий по диапазону инструмент. Именно она придаёт звучанию оркестра удивительную торжественность, приподнятость. Соло на трубе
Слайд 24
туба тромбон В группе медных духовых инструментов туба является самой низкой по звучанию. Она была сконструирована в 1835г. в Германии. Тубу отличает полнокровное, мощное звучание. Впервые тубу в симфонический оркестр ввёл Р.Вагнер. В опере «Летучий голландец»он поручил ей солирующую роль, обогатив этим звучание оркестра новой инструментальной краской. Туба – участник духовых и эстрадных оркестров. Тромбон – ближайший родственник трубы, её басовая разновидность. Об этом говорит само название инструмента: в переводе с итальянского «тромбон» означает « трубища ». Тромбон обладает мощным по динамике, блестящим по тембру, величественным, грозным и мужественным по характеру звуком. Впервые тромбон появился в XV в. как басовая разновидность трубы.
Слайд 25
фагот флейта Иоганн Себастьян Бах «Шутка» Astor Piazzolla « Libertango » Фагот – самый низкий по звучанию в группе деревянных духовых инструментов. Создан в 20-30-е гг. XVI в. в Италии. Используется фагот в симфоническом, духовом оркестрах и как сольный инструмент. Флейта – деревянный духовой инструмент. Название его происходит от латинского слова « флатус » - «дуновение»
Слайд 26
цитра Цитра — (нем. Zither ) - струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XIX в. Струны (в некоторых разновидностях до 40) натягиваются над грифом и вне грифа над декой. цинь Цинь – древний китайский щипковый музыкальный инструмент.
Слайд 27
челеста Самый молодой ударно-клавишный инструмент – челеста – имеет форму маленького пианино с металлическими, а иногда стеклянными пластинками вместо струн. Клавиатура – как у фортепиано. Челеста была сконструирована в 1886 году французским мастером О.Мюстелем на основе « камертонового клавира» (набор камертонов). Тембр её очень красив. Челеста самый тихий и нежный инструмент симфонического оркестра. Первым её применил в оркестре П.И.Чайковский. П.И.Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»
Слайд 28
http://emarket.ua/services/girlyandyi-dlya-oformleniya_2325817.html?complaints http://www.kulturaportal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=534&crubric_id=1002065&rubric_id=207&pub_id=576781 http://zigrana.livejournal.com/ http://www.vsesmi.ru/news/658106/1394281/ http://strecoza.bestff.ru/viewtopic.php?id=181&p=1 http://www.steinway-sons.ru/page127.aspx http://notoboz.ru/instrumets/page/2/ http://ivanstepsax.narod.ru/photo.html http://www.livemaster.ru/catalogue/muzykalnyeinstrumenty?view=list&v=0&sort=2&from=60 http://www.novoteka.ru/r/Dosug.Records?lastdate=/2009-06-20 http://beat.com.ua/index.php?cPath=236_246&sort=products_sort_order&page=2 http://www.musiccentre.ru/catalog/brass/trombone/view-1067.html Презентацию выполнил Лобанов Юрий Ученик 4 Б класса МОУ СОШ №12 Музыка скачана с сайта – melomanu.ru Тексты – Энциклопедический словарь юного музыканта .М . «Педагогика»1985
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Мост Леонардо
"Морская болезнь" у космонавтов
Самый богатый воробей на свете
Мороз Иванович
Комментарии
презентация отличная, но