Предложены тезисы работы Орган - король музыкальных инструментов.В своей работе юный исследователь пытался разобраться Почему орган именно король.
Вложение | Размер |
---|---|
organ.doc | 391.5 КБ |
kopiya_prezentaciya1.pptorgan.ppt | 2.16 МБ |
Орган – король музыкальных инструментов.
Багдасарян Мэри
МБОУ «Гимназия № 34», г. Ульяновска, 4 класс
Руководитель Багрова Т.В.
Летом 2011 года я была в Ереване. Однажды вечером, прогуливаясь по улице, услышала необычную музыку, таинственную, завораживающую. Мы остановились возле армянской католической церкви, откуда и доносилась эта необыкновенная музыка. Звучал орган и музыка И.С. Баха. Но было непонятно, с помощью какого волшебства, звуки органной музыки смогли нас так заворожить.
Божественную музыку небес
Орган неустающий зажигает.
Он растворяет мглу немых завес,
И струны душ Незримое ласкает.
С появлением органа наш город поднялся на новый культурный уровень. Ведь не многие города России имеют орган в своих концертных залах. Этот инструмент таит в себе некую загадку, которая становится все более удивительной и невероятной, когда начинаешь ее разгадывать.
Гипотеза. Если орган называют «королем всех музыкальных инструментов», то он может повторять звуки разных инструментов.
Цель работы доказать, что орган – король музыкальных инструментов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретической базой являются литературные источники: книга С.Г.Газаряна «Мир музыкальных инструментов», где рассказывается о строении органа, его необыкновенном звучании; статья А. Майкапара «Орган – инструмент какого века?», где автор вводит читателя в историю вопроса. А статья Н. Бакеевой раскрывает не только историю появления органа, но пытается доказать уникальность инструмента.
Чтобы доказать гипотезу работы, обратимся сначала к строению органа. Как же устроен орган? Орган - духовой клавишный инструмент, который состоит из нескольких частей:
Итак, трубы... С древности люди стремились разнообразить звук органа. И это получилось, создав для инструмента трубы. Каждая органная труба издает звук определенного тембра и громкости. Обычно, их количество равно числу клавиш в клавиатуре: по одной трубе на каждый тон. Ряд труб создает один регистровый тембр, другой – второй тембр, и т.д. Высота звука определяется длиной трубы, чем меньше труба, тем выше звук. Другой фактор изменение звука органа- разновидности труб. Это свистковые - лабиальные трубы(те, что
видны) и язычковые (их не видно).
На тембры регистров – труб влияют материал (металл и различные сплавы) и дерево, его плотность) и форма (цилиндр и конус), что дает органу возможность имитировать звуки флейты, кларнета, гобой, гармоники, а порой и ударной группы. Рис.1 Трубы Органные трубы делятся на несколько ярусов и имеют свою окраску. Так, трубы, расположенные в верхнем ярусе имеют более прозрачный звук, более густой и теплый в «груди» - центральной части, а группа голосов, управляемая ногами, имеет низкое звучание. Регистры делятся на четыре основных группы, имеют свое название. Все трубы- регистры управляются с кафедры, за которой сидит органист. На кафедре расположены мануалы (клавиатуры), их может быть от 2 до 7. Над мануалами и по обеим сторонам от них помещаются особые клапаны, или выдвижные рычаги, для включения звучащих голосов. Эти устройства тоже называются регистрами.
Помимо клавиатур для рук, у органа имеется клавиатура для ног. Она называется педаль. Педали поручалось исполнение самых низких звуков произведения.
И главная задача - органиста суметь создать разные тембры для органа. Комбинируя тембры, органист находит совсем другую краску, другое настроение, тембр, который имитирует звучание другого инструмента, что подтверждает выдвинутую мной гипотезу.
Орган – один из древних и сложных инструментов. В переводе с греческого слово organon означает инструмент - не какой-либо конкретный, а просто инструмент. Наиболее ярко выраженным древнейшим предшественником органа является древнегреческий инструмент сиринкс, или как называли его
древние греки - флейта Пана. Флейта Пана - многоствольная флейта, состоящая из набора трубок разной длины.
На одной дудочке играть легко: ей нужно немного воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно труднее — не хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой древности люди искали механизм, заменяющий человеческое дыхание. Такой механизм нашли.
Во втором веке до нашей эры в Александрии Ктесибий изобрел гидравлос. Подача воздуха в трубы осуществлялась при помощи воды — отсюда и название гидравлос. В I веке до н. э. великий римский архитектор Витрувий изобрел клавиши. Первые органные клавиши были огромными и очень тяжёлыми. Музыкант играл сжатыми кулаками и даже локтями! Позже клавиши стали маленькими и легкими.
Но уже начались поиски иного технического решения. Появился пневматический орган или воздушный, воздух нагнетался мехами типа кузнечных.
Шли века, инструмент совершенствовался. Появился так называемый исполнительский пульт или исполнительский стол. В Средние века наряду с большими органами для богослужений, появляются домашние органы – позитив и портатив – переносные органы.
XVII - XVIII вв. –«золотой век» органного исполнительства и органостроения, что способствовало развитию новой полифонической музыки.
Современный орган продолжает свое развитие, используя современные технологии для новых красок своего звучания.
Рис. 2 Орган Ульяновска
Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Звучит орган торжественно и ясно.
В старинной кирхе вновь звучит мотив.
Мелодия божественна, прекрасна…
Я замираю, голову склонив.
Список литературы:
1.Бакеева Н. Орган. Журнал «Искусство в школе», № 2,3,4 1998г., с. 38
2.Газарян С.Г.Мир музыкальных инструментов, «Просвещение», М.; 1999г.
с. 158
3.Гандшин. Ж. Что такое орган? – "Музыкальный современник", М, 1996г., с.132
4.Майкапар «Орган – инструмент какого века?», М, «Искусство», 2000г., с.123
5. История мировой музыки. Стили. Направления. М:, Авторы-составители А. Минакова, С. Минаков, «Эксмо», М.; 2010г., с.267
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Кто грамотней?
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Снег своими руками