Интересные факты из жизни
Пётра Ильича Чайковского
(информационный проект)
Выполнил:
Крупин Максим,
учащийся 5г класса.
Руководитель:
Шомполова Светлана
Васильевна, учитель музыки
высшей категории.
2011г.
Содержание проекта
1. Паспорт проекта…………………………………………………………3
2. Введение………………………………………………………………….5
3. Основная часть
3.1 . Интересные факты из жизни композитора ……………….............6
3.2. Великие труды Чайковского ……………………….........................7
3.3. Тест…………………………………..……………………………….8
3.4. Буклет …………………………………………………………..........9
4. Заключение…………………………………………………………….....11
5. Информационные ресурсы……………………………………………...12
Паспорт проекта
Цель:
• Познакомиться с творчеством Петра Ильича Чайковского.
Задачи:
• Узнать интересные факты из жизни русского композитора;
биографию композитора;
• Развить умение слушать и понимать музыкальные произведения композитора;
• Через музыку Чайковского воспитывать чувство прекрасного.
• Тип проекта:
• Информационный
Продолжительность:
• Три месяца
Образовательная область:
• Музыка
Целевая аудитория:
• Учащиеся, учителя школы
Сфера использования:
• Проект может быть использован среди учащихся общеобразовательных, музыкальных школ, студентов педагогических институтов, учащихся педучилищ и колледжей.
Ожидаемые результаты:
• Соберу информацию о биографии Чайковского, интересные факты из его жизни;
• Научусь глубже понимать музыкальные произведения;
• Расширится кругозор.
Календарный план:
1. Определение темы проекта и обсуждение плана работы Сентябрь
2. Подбор информации Сентябрь-Октябрь
3. Подготовка к защите проекта Ноябрь
4. Защите проекта Декабрь
Новизна:
• Есть реальная возможность развивать творческие способности, усваивать учебный материал на личном интересе более прочно.
Актуальность:
• «Для того, чтобы любить музыку, надо, прежде всего, её слушать»,- утверждал композитор Дмитрий Шостакович. И это действительно так.
Шостакович говорил это, подразумевая музыку классическую, созданную несколько сотен лет назад, но до сих пор восхищающую своей красотой. К счастью, в наше время, потребность в классической музыке вновь стала актуальной.
• Творчество композитора-классика П.И. Чайковского актуально и сегодня, так как его произведения являются частью духовной культуры общества;
• Музыкальные шедевры являются примером для многих композиторов. Они продолжает завоёвывать сердца всё новых поколений ценителей музыки.
Перспектива проекта:
• Выступить с презентацией проекта перед учащимися старших классов, учащимися музыкальной школы, на научно-практической конференции.
• Продолжить знакомство с классической музыкой, в том числе музыкой П.И. Чайковского.
• Слушать классическую музыку.
Результаты реализации проекта:
• Расширился кругозор.
• Развилось умение слушать и понимать классическую музыку.
Введение:
Музыка окружает нас повседневно, повсюду и везде - в труде и в быту, в дальних походах и торжественных встречах, в дни всенародного горя или праздничных гуляний. Пожалуй, трудно найти на земле такого человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких- либо, хотя бы простейших музыкальных впечатлений.
« Вряд ли кто-нибудь может спросить: нужна ли в жизни музыка? До такой степени музыка слилась с жизнью. По существу говоря, она несравненно глубже проникает во все поры жизни, чем нам кажется»,- говорил А.В.Луначарский. И это действительно так. Музыка вошла в каждый дом, её слушают взрослые и дети - народную, классическую, современную развлекательную и серьёзную. Разобраться в этом звучащем потоке бывает порой трудно, особенно нам детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого содержания. Безусловно, общеобразовательная школа учит нас воспринимать музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке. Учитель музыки воспитывает у нас желание не просто слушать классическую музыку, но и правильно её понимать и учиться, о ней размышлять.
Однако все старания учителя музыки станут более эффективными, если в доме будет царить дух любви и уважения к музыке, поддерживаться постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения. Я увлекаюсь музыкой, особенно с большим удовольствием слушаю классическую музыку.
Классическая музыка учи нас восхищаться красотой человеческой души и величием природы, открывает нам неведомые стороны богатейшего мира творчества, а главное приносит радость и здоровье! Именно классика, будь то литературная, художественная или музыкальная, является той самой культурной ценностью, которая передаётся из поколения в поколение. Чем больше будет в мире ценителей прекрасного, тем прекрасен будет этот мир. Это и обусловило актуальность темы моего проекта.
Интересные факты из жизни композитора
Родственники Петра Ильича Чайковского были чрезвычайно огорчены тем, что молодой человек оказался совершенно не способным к службе и, покинув Министерство юстиции, поступил в Петербургскую консерваторию. Дядя будущего великого композитора возмущенно отчитал "оболтуса" Петю: «-Ах, Петя, Петя, какой позор променял юриспруденцию на дудку!»
Чайковский смеялся чрезвычайно заразительно и зачастую по самому неподходящему поводу. Приходит он однажды в гости и радостно сообщает, что переехал на новую квартиру.
- Вы так довольны Петр Ильич, квартира очень хорошая?
- Да, - еще более оживился Чайковский, - просто замечательная, такая уютная, такая маленькая, низенькая, темненькая, ничего не видно, такая прелесть! - и расхохотался...
Как-то раз известного художника Волкова спросили, как он начинал свою карьеру. Волков раздраженно ответил, что для хлеба насущного ему приходилось служить в департаменте, причем одному за двоих, потому что рядом с ним протирал штаны один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только сидел и насвистывал целыми днями...
- Наверно, этот свистун плохо кончил?
- Да уж конечно! Входящие данные он не записывал, исходящие бумаги не отмечал... При сокращении вакансий нас первыми со службы выгнали. Он поступил в консерваторию, а я стал художником, - со вздохом закончил рассказчик. - А фамилия его была Чайковский.
Случайно он узнал, что Надежда Филаретовна фон Мекк, его возлюбленная, была разорена и медленно, мучительно умирала в нищете и одиночестве. Её сын скончался незадолго до этого, проиграв фамильное состояние в карты. Чайковский попытался помочь, но его помощь фон Мекк с негодованием отвергла. Она не смогла простить одного – не порока, а отсутствия доверия.
Великие труды П.И. Чайковского
Произведения для детей:
• Детский альбом
• Пьесы для фортепиано
Оперы:
• «Воевода»
• «Опричник»
• «Евгений Онегин»
• «Орлеанская дева»
• «Мазепа»
• «Чародейка»
• «Пиковая дама»
• «Иоланта»
Балеты:
• «Лебединое озеро»
• «Спящая красавица»
• «Щелкунчик»
Для оркестра:
• 6 симфоний
• сюиты
• Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
• Увертюра-фантазия «Гамлет»
Для инструментов с оркестром:
• Концерт фантазия для фортепиано
• Вальс-скерцо для скрипки
• Вариации на тему рококо для виолончели и др.
• Произведения для хора с оркестром.
• Музыка к спектаклю «Снегурочка» Островского и др.
Тест:
1. Кто такой Петр Ильич Чайковский?
а) Великий русский композитор, дирижер, пианист
б) Художник
в) Писатель
2. В каком городе родился Пётр Ильич?
а) Вена
б) Воткинск
в) Москва
3. Игрой, на каких инструментах увлекались его родители?
а) На органе и фортепиано
б) На клавесине
в) На скрипке
4. В 1877 году Петр Ильич женился на …
а) На Надежде фон Мекк
б) На Антонине Милюковой
в) На Анастасии Степановне Посоховой
5. Петр Ильич Чайковский умер в Петербурге 6 ноября 1893 от …
а) Свинки
б) Холеры
в) Гриппа
Заключение:
Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, мною были сделаны следующие выводы:
• музыка русского композитора, пианиста, дирижёра П.И. Чайковского стала образцом для многих поколений композиторов;
• его творчество актуально и сегодня, так как его произведения являются частью духовной культуры общества, они высоконравственны с высоким эстетическим вкусом;
• музыкальное наследие Чайковского способствует развитию творческой личности; помогают привитию любви к классической музыке.
Полученные результаты диагностики подтвердили мои предположения. Поскольку музыкальное искусство доступно всем, мы считаем, что нужно расширять музыкальный кругозор, обогащать духовную культуру ребят средствами классического музыкального искусства.
Подводя итог моему информационному проекту, хочется пожелать всем: слушать классическую музыку! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
Позвольте, я вам помогу
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Спасибо тебе, дедушка!
Валентин Берестов. Аист и соловей
Пустой колос голову кверху носит