Цель работы - научиться изготавливать шумовые инструменты. Я поставила перед собой следующие задачи: 1)провести аналитический обзор литературы по теме; 2)проверить, какие материалы подойдут для изготовления шумового инструмента; 3)изготовить шумовые инструменты; 4)научить одноклассников изготовлению этих инструментов; 5)создать свой шумовой ансамбль.
В работе я использовала следующие методы исследования:1) анализ литературы; 2)эксперимент; 3)наблюдение; 4)практическая работа; 5)репетиции. Исходя из проделанной работы, я могу сделать следующие выводы: изготовление шумовых инструментов – интересная и приносящая удовольствие работа. Она помогла сэкономить деньги на покупку этих инструментов и объединила ребят.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_badyuk_a..docx | 46.31 КБ |
IX РЕГИОНАЛЬНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ «БУДУЩЕЕ СЕВЕРА. ЮНИОР»
Проблемы человека и общества
Культурология
Шумовые инструменты (создание и использование шумовых инструментов)
Автор: Бадюк Анна Александровна, МОУ г.Мурманска гимназия №2 , 5 класс
Научный руководитель: Попова Галина Павловна, учитель МОУ г.Мурманска гимназия№2,
Трухачева Юлия Евгеньевна, учитель МОУ г.Мурманска гимназия №2,
Смирнова Ирина Евгеньевна, учитель МОУ г.Мурманска гимназия №2.
Мурманск
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Краткая аннотация...............................................................................................................стр.3
Аннотация…………………………………………………………………………………..стр.4
План исследования…………………………………………………………………….стр.5 – 7
Научная статья
1.ГлаваI.
Что мы знаем и чего не знаем про шумовые инструменты …………………….. стр.8 - 9
2. Глава II. Практическая работа.
2.1 Изучение свойств шумовых инструментов………………………………..стр.10 - 11
2.2 Создание шумовых инструментов....……………………………………………...стр.12-13
2.3 Использование шумовых инструментов…………………………………...…..……...стр14
Заключение……………………………………………………...…...……….....................стр.15
Список литературы……………………………………....................................................стр.16
Приложение………………………………………………………...…………...................стр.17
«ШУМОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
(СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ)
АВТОР: БАДЮК АННА АЛЕКСАНДРОВНА
5 «Б» КЛАСС ГИМНАЗИЯ №2 г. МУРМАНСК
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Цель моей работы - научиться изготавливать шумовые инструменты. Я поставила перед собой следующие задачи: 1)провести аналитический обзор литературы по теме; 2)проверить, какие материалы подойдут для изготовления шумового инструмента; 3)изготовить шумовые инструменты; 4)научить одноклассников изготовлению этих инструментов; 5)создать свой шумовой ансамбль.
В работе я использовала следующие методы исследования:1) анализ литературы; 2)эксперимент; 3)наблюдение; 4)практическая работа; 5)репетиции. Исходя из проделанной работы, я могу сделать следующие выводы: изготовление шумовых инструментов – интересная и приносящая удовольствие работа. Она помогла сэкономить деньги на покупку этих инструментов и объединила ребят.
«ШУМОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
(СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ)
АВТОР: БАДЮК АННА АЛЕКСАНДРОВНА
5 «Б» КЛАСС ГИМНАЗИЯ №2 г. МУРМАНСК
АННОТАЦИЯ
Цель моей работы - научиться изготавливать шумовые инструменты. Я поставила перед собой следующие задачи: 1)провести аналитический обзор литературы по теме; 2)проверить, какие материалы подойдут для изготовления шумового инструмента; 3)изготовить шумовые инструменты; 4)научить одноклассников изготовлению этих инструментов; 5)создать свой шумовой ансамбль.
В работе я использовала следующие методы исследования:1) анализ литературы; 2)эксперимент; 3)наблюдение; 4)практическая работа; 5)репетиции. В ходе опытов, я пришла к выводу, что интересное звучание получается у:
Так как у шумовых звуков нет высоты, тембра, я придумала свое название отличительных признаков этих звуков: яркость. Я решила изготовить эти инструменты, а также самые простой инструмент погремушку-маракас.
В ходе мой работы я настойчиво пропагандировала и обосновывала мысль о необходимости изучения и использования в благих целях шумовых звуков. Ведь, если их правильно использовать, то они приносят пользу. А шумовые инструменты можно изготовить самим, тем самым проявив творчество и оказать помощь гимназии, сэкономив денежные средства.
Я надеюсь, что собранный и обработанный материал поможет моим одноклассникам в использовании шумовых звуков в повседневной жизни. Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют нас по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные…
«ШУМОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
(СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ)
АВТОР: БАДЮК АННА АЛЕКСАНДРОВНА
5 «Б» КЛАСС ГИМНАЗИЯ №2 г. МУРМАНСК
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ.
Прислушаемся…(звук печатной машинки в сопровождении оркестра).
Не правда ли, необычный инструмент в роли солирующего? Правильно догадались, это печатная машинка. Такая есть у моей бабушки. Но здесь она музыкальный инструмент. Такие инструменты называют шумовыми.
Человек живет в мире звуков. Что мы слышим: голоса птиц, скрип двери, звуки музыкальных инструментов…Звук окружает нас повсюду, каждую секунду, каждое мгновение. Наверное, каждый человек когда-нибудь задумывался, что такое звук. Особенно важно знать, что такое звук и «с чем его едят» музыканту. Однажды на уроке музыки я узнала, что есть звуки не только музыкальные, но и шумовые.
Все на свете люди знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе.
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка,
Это звуки ШУМОВЫЕ.
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки –
музыкальные есть звуки!
По современным требованиям кабинет музыки должен быть оснащен набором шумовых инструментов. Я заглянула в интернет и увидела, что стоимость этих инструментов достаточно высока. И я задумалась.
Обоснование и актуальность темы: шумовые инструменты в последнее время все чаще используются в музыкальных произведениях, их можно изготовить самому, но пока информации об этих инструментах недостаточно.
Проблема исследования: как изготовить шумовые инструменты самостоятельно и помочь сохранить денежные средства гимназии.
Объект исследования: шумовые инструменты
Предмет исследования: изготовление и использование шумовых инструментов
Цель работы: научиться изготавливать шумовые инструменты
Задачи:
Гипотеза: если удастся создать интересные и простые в способах изготовления шумовые инструменты, то это поможет сэкономить деньги гимназии и вовлечь ребят в интересную работу.
Результат исследования: разработка практических рекомендаций по изготовлению шумовых инструментов, создание шумового ансамбля.
Методы исследования:
Этапы исследования
Практическая значимость: исходя из проделанной работы, я могу сделать следующие выводы: изготовление шумовых инструментов – интересная и приносящая удовольствие работа. Она помогла сэкономить деньги на покупку этих инструментов и объединила ребят.
«ШУМОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
(СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ)
АВТОР: БАДЮК АННА АЛЕКСАНДРОВНА
5 «Б» КЛАСС ГИМНАЗИЯ №2 г. МУРМАНСК
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Глава I. ЧТО МЫ ЗНАЕМ И ЧЕГО НЕ ЗНАЕМ ПРО ШУМОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
Мы воспринимаем большое количество различных звуков. Но не все звуки одинаково используются в музыке. Все существующие в природе звуки делятся на музыкальные и шумовые. Основную роль в музыке играют музыкальные звуки, хотя используются и шумовые (в частности почти все ударные инструменты издают шумовые звуки)
Ученые установили, что шум очень плохо воздействует на живые организмы. Постоянный шум и звуки 30 ДБ угнетают психику, снижают интеллект, повышают раздражительность, а человеческий шепот это 35 ДБ. Вот так-то.
От шума перестают нестись куры, вянут цветы, перестают размножаться животные. Шум может убить. Страшная пытка существовала в древнем Китае, человеку не давали спать и создавали вокруг него шум днем и ночью, и человек быстро погибал.
Но шум может и принести пользу. В этом я убедилась, изучая шумовые инструменты. Шумовые инструменты не имеют четко выраженной высоты, например треск, скрип, гром, шорох.
Барабан, тарелки, трещотки, ложки прекрасно издают шумовые звуки. На первый взгляд они очень примитивны, но придают музыке дополнительные краски. Эти звуки используются для создания дополнительных эмоций и впечатлений.
В октябре 1910 года композитор Франческо Балилла Прателла (1880-1955) сочинил свой «Манифест футуристов-музыкантов» где писал: «Надо ... перенести в музыку все новые перемены природы, укрощаемой человеком беспрерывно и всегда по иному, при помощи сложных открытий человека. Выразить музыкальную душу толп, поездов, трансатлантиков, крейсеров, авто и аэро. Наконец, прибавить к огромным доминирующим мотивам музыкальной поэмы восхваление Машины и триумф Электричества».
Руссоло итальянский художник-футурист разделяет все шумы на 6 категорий, с тем, чтобы потом создать по инструменту на каждый шум. Вот эти 6 групп «основных, наихарактернейших шумов; прочие – только комбинация этих»:
1. Грохот, Взрыв, Шум падающей воды, Шум ныряния, Рычание
2. Свист, Храп, Сопение
3. Ропот, Ворчание, Шорох, Брюзжание, Хрюканье, Бульканье
4. Шипенье, Треск, Жужжание, Треньканье, Топ
5. Шум битья по металлу, дереву, камню, коже, жженой, глине и пр.
6. Голоса людей и животных, крик, смех, вой, стон, хрип, стенанье
Руссоло вместе со своим другом художником Уго Пьятти (1880-1953), приступил к созданию своих удивительных инструментов, которые назвал «интонарумори» (intonarumori) – шумовые модуляторы. Уже 2 июня 1913 года – на вечере в театре Стокки города Модена, Руссоло представил свой первый инструмент из серии «интонарумори» – «Взрыватель» (Scoppiatore). 11 августа, в Милане, в доме Маринетти он продемонстрировал целых 15 шумовых инструментов, каждый из которых имел свое уникальное название, отвечавшее характеру производимого им звука: «Квакун» (Gracidatore), «Треньканьщик» (Stroppiciatore), «Войщик» (Ululatore), «Грохотальщик» (Rumbler), «Скрипун» (Scraper), «Булькальщик» (Gorgogliatore), «Трескун» (Crepitatore), «Ревун» (Rombatore), «Громыхальщик» (Tuonatore), «Свистун» (Sibilatore), «Жужжальщик» (Ronzatore), «Хрустун» (Crumpler) и многие другие.
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1 ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
Я решила последовать примеру этих художников и создать свой шумовой ансамбль. Первым этапом этой работы стало проведение опыта.
Подготовка и проведение опытов
Тема опыта: наблюдение над тем, какие звуки издают сочетания разных материалов
Задача: выбрать материалы для шумовых инструментов, наиболее интересно и красочно звучащие, а также простые в изготовлении
Этапы работы:
1.Выбор материала, из которого будет изготовлен инструмент.
Я опробовала: картон, пластик, дерево, бумагу, пенал металлический, пенал пластиковый, кокос (орех), бутыль пластиковая.
2. Выбор состава содержимого, которым наполню тубус: фасоль, рис, греча, горох, манка, вода.
3. Отбор необходимого состава. В ходе опытов, я пришла к выводу, что интересное звучание получается у:
4.Так как у шумовых звуков нет высоты, тембра, я придумала свое название отличительных признаков этих звуков: яркость.
5. По яркости следующие инструменты распределила так. (Приложение №1).
6. Выводы по результатам опытов: я решила изготовить эти инструменты, а также самые простой инструмент погремушку-маракас.
2.2.СОЗДАНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
Название: погремушка-маракас
Шуршащий, гремящий (в зависимости от наполнения инструмент), чем-то напоминающий и погремушку и маракас инструмент, со звуком то долгим протяжным, как шум дождя, то звонкий, как трель колокольчика.
Вам понадобятся:
жестяная баночка, трубка пластиковая (яйцо киндер-сюрприза)
крупы: манка, горох, греча.
План изготовления:
Можете сами подобрать интересный футляр и крупу. Выберите самый интересный звук.
Название:погремушка
Вам понадобятся:
пластмассовые бутылочки из-под йогуртов
прочная нить
пуговицы (деревянные или металлические), косточки от хурмы (с заранее сделанными отверстиями), абрикосов и т.п.
План изготовления:
для изготовления погремушки используются пластмассовые бутылочки из-под йогуртов. Для одной погремушки потребуется четыре—шесть бутылочек. Надо проткнуть иглой дно каждой бутылочки и протянуть сквозь нее прочную нитку. За один конец нити бутылочка подвешивается на деревянную палочку. На внутренней части нити закрепляются пуговицы (деревянные или металлические), косточки от хурмы (с заранее сделанными отверстиями), абрикосов и т.п.
Играют погремушкой, поочередно встряхивая то один, то другой конец палочки.
Название: трещотка
Вам понадобятся:
остатки плинтуса, напиленного на равные части.
деревянная палочка
метелочка для коктейля
План изготовления:
трещотка изготовлена из остатков плинтуса, напиленного на равные части. Заготовки прикручиваются на цельный кусок дерева шурупами, но не плотно, чтобы извлекаемый звук был звонче. Звук можно извлекать деревянной палочкой (громкий, звонкий) или метелочкой для коктейля (шуршащий, легкий), проводя ее по трещотке сверху вниз.
Название: стукалка
Вам понадобятся:
два деревянных бруска
оконная петля
деревянные ручки от тумбочки
План изготовления:
стукалка изготовлена из двух деревянных брусков, соединенных оконной петлей. С внешних сторон к брускам прикручены деревянные ручки от тумбочки, чтобы инструмент было удобнее держать. Звук производится при ударе брусков друг о друга. Динамика звука зависит от силы удара.
Название: металлические трубочки
Вам понадобятся:
металлические трубочки
План изготовления:
одна металлическая трубочка подвешивается на предмет, выполняющий функции ручки, ручку должно быть удобно держать пальцами, звук извлекается легкими ударами по трубочке другой металлической трубочкой.
Название: гремелки
Вам понадобятся:
круглые дверные ручки
металлический стержень
металлические пластины
План изготовления:
для изготовления гремелок используются круглые дверные ручки, соединенные металлическим стержнем. Предварительно на стержень надевают несколько круглых металлических пластин. Звук издается за счет встряхивания гремелок. можно встряхивать гремелки поочередно, а можно — одновременно.
Название: мини-маракасы
Вам понадобятся:
пластмассовое яйцо от «киндер-сюрприза»
металлические крышки
карандаш
шурупы
крупная крупа
План изготовления:
четыре бутылочные металлические крышки предварительно пробиваются гвоздем. (края пробитого отверстия должны быть направлены внутрь, чтобы не порезать играющего.) затем крышки попарно приставляются друг к другу и надеваются на шурупы таким образом, чтобы они могли свободно двигаться. В пластмассовом яйце по бокам горячим шилом делаются отверстия, в них вкручивают шурупы с крышками. Снизу в яйце таким же образом делается отверстие побольше, в которое вставляется карандаш. Это ручка, за которую ребенок будет держать инструмент во время игры. Две половинки яйца соединяют, предварительно наполнив крупой. Звук извлекается при встряхивании игрушки.
2.3 ПРИМЕНЕНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
Шумовые инструменты
не заставят нас скучать.
Очень шумные моменты
Им придется исполнять.
Сейчас я хочу предложить вам исполнить со мной отрывок из произведения Михаила Ивановича Глинки «Арагонская хота».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе мой работы я настойчиво пропагандировала и обосновывала мысль о необходимости изучения и использования в благих целях шумовых звуков. Ведь, если их правильно использовать, то они приносят пользу. А шумовые инструменты можно изготовить самим, тем самым проявив творчество и оказать помощь гимназии.
Я надеюсь, что собранный и обработанный материал поможет моим одноклассникам в использовании шумовых звуков в повседневной жизни. Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании. Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют нас по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! там жалобно мяукает котенок, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер... играя на самодельных музыкальных инструментах, мы понимаем: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.
использование самодельных шумовых инструментов при музицировании позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями, способствует развитию чувства ритма и двигательной активности.
Я не остановлюсь на этом. Меня заинтересовала способность высоты звуков изменять форму некоторых веществ. Это будет темой моего следующего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Гульянц Е.Детям о музыке. – М.:Аквариум,1996.
2.Леванова Т. Скоро премьера. – Л.:Детская литература,1991.
3.Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. – М.,1993.
4.Покровский Б. Сотворение оперного театра. – М.:Детская литература,1981.
5.Современная энциклопедия Аванта + Музыка наших дней. – М.,2002.
6.Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.:Виконт,1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Ласточка
У меня в портфеле
Прекрасное далёко
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Бабочка