Исследовательская работа ученицы направлена на более глубокое понимание музыки через символы, в частности, музыки И.С.Баха и С.В.Рахманинова. В процессе исследования выясняется , что эти два композитора похожи по эмоциональной направленности в своем творчестве,т.е.и там, и там основой музыкальных символов является Библия.
Вложение | Размер |
---|---|
simvoly_v_muzyke-mif_ili_rearnost.doc | 190.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение–Лицей№62 Октябрьского района, города Саратова
Проектно-исследовательская работа:
« Символы в музыке – миф или реальность?»
Работу выполнила учащаяся 8 «в» класса:
Александрова Мария,
Научный руководитель:
Ласточкина М.М
Саратов, 2012
Введение
Я очень много слышала о символике в музыке, но не задумывалась и проходила мимо этого явления. Но так, как я занимаюсь в музыкальной школе, я часто сталкиваюсь с таким понятием, как «символика» в музыке Баха. Так вот, я подумала, что будет интересно узнать об этом явлении
в музыке Баха, и может, быть тогда я по-другому буду воспринимать его музыку, знание символики поможет мне глубже понять гениальную музыку Баха.
Вообще, есть такое направление в искусстве, называемое символизм. Возникло оно во Франции 1870-80гг. Но ведь Бах жил намного раньше, то есть спустя примерно 100 лет после смерти Баха возникает это направление.
В ходе нашей работы мы поставили перед собой цели и задачи:
1. исследовать музыкальный язык, как знаковую систему особого рода.
2. Рассмотреть превращение музыкального образа в символ.
В наше время, когда НЛО, «космические пришельцы» и нецензурная брань поп звезды занимают умы людей больше, чем музыка высокой профессиональной традиции, трудно обратить внимание людей на проблемы последней. А тем более – найти что-то новое в достаточно известном сочинении, что бы заинтересовало искушенных профессионалов. Все кажется давно понятным и изученным.
Научная новизна исследования:
1.Осуществлено доказательство, что музыка вся пронизана символами, что она является символическим искусством. Что символ является всеобщим признаком для музыки, а не просто содержит отдельные символы.
2. Показано. Что отражение действительности, многообразия жизни в музыкальном творчестве не может быть понятно без анализа языка музыки, роли знаков и символов в искусстве вообще, и в музыке в частности.
Глава 1
Символы в музыке Баха.
Лучшие исполнители музыки И.С.Баха, такие как Святослав Рихтер, например ,или Ван Клиберн , интуитивно ощущают ее глубокий смысл, однако этот смысл не конкретизируется. Я думаю, что осознание его даст возможность усилить воздействие баховской музыки на слушателя и полнее донести до него ее духовное содержание. Большая часть символов имеет сакральный смысл, восходящий к мелодиям и соответствующим текстам церковных хоралов эпохи Барокко. Мотивы - символы имеют различную структуру. Ими являются, например, мелодии хоралов или их отрезки. Во времена Баха в странах Западной Европы хоральные мелодии и связанное с ними сакральное содержание были известны каждому. Поэтому у исполнителей и слушателей той эпохи легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания, с кругом церковных праздников или ритуальным действом, которым соответствовал данный хорал. Символами также являются устойчивые звукосочетания, имеющие постоянные значения. Таков символ « креста», состоящий из четырех разнонаправленных нот; если графически связать первую с третьей, вторую - с четвертой, образуется рисунок креста - X. Символ креста, например, служит темой фуги до-диез минор I тома ХТК; се содержание - моление Христа о чаше в Гефсиманском саду. Символ воскресения на третий день представляет собой постепенно восходящий мотив из трех звуков, трижды повторенный каждый раз на ступень выше, как в теме фуги ми минор из II тома: ее образ» - Вознесение Христа. Вообще, с точки зрения человека эпохи Барокко-всякое явление действительности обязательно имеет скрытый смысл, и задача художника состояла в его раскрытии . Язык искусства - это язык символов. Символ является той связью, которая объединяет духовное с чувственным, абстрактное с конкретным. В наше время пласт культуры эпохи барокко оказался в значительной степени забытым, подобные ассоциации у большинства уже не возникают. Его возрождение открывает новые возможности для постижения инструментальной музыки И. С. Баха. В наследство от XIX века нам достался эмоционально-интуитивный подход к музыке Баxa . Заложенное в ней глубочайшее духовное содержание всеми явственно ощущается, но не проявляется на уровне ясных смысловых и образных представлений. Оказался забытым пласт музыкальной культуры барокко, включающий лексикон эпохи и выражаемый им психически-умственный мир человека того времени.
А ведь современниками Баха его музыка читалась как понятная речь. Для слушателей времени Баха его инструментальные сочинения представали не как произведения «чистой» музыки, они были наполнены конкретным образным, психологическим и философско-религиозным содержанием.
Люди слушали в ту эпоху иначе, чем теперь. В те времена приходили слушать не эмоционально, а слушали привычные для них виды мелодии, которые они знали наизусть и моментально вспоминали словесный текст и образы текста.
Мелодические обороты - интонации, выражающие определенные понятия, эмоции, идеи, составляют основу музыкального языка И. С. Баха. Владение этим языком, как им владели современники Баха, позволяет раскрыть (тайные, скрытые) «послания», которыми наполнены его сочинения. Все это - внутренний смысловой мир его музыки». Баху было известно, какую роль играют в Библии числа - "сакральные числа".
"З" – символ Св. Троицы (это число и числительные от него упоминаются в Библии 212 раз);
"6" - шести "рабочих" дней, в которые Бог сотворил мир:
"7" - символ Св. Троицы и Творения и целом, а также Св. Духа;
"10" - десяти заповедей;
"12" - Церкви, апостолов и конгрегации. Примеры использования этих чисел у Баха хорошо известны.
"10". И пробыл там Моисей, у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил и т.д.
этот символ в обращенном виде означает искупление через свершившуюся крестную муку. (ре-диез-ми-вниз си-диез-до-диез)
5)символ печали –падение на терцию
Как видим, музыкальные символы и хоральные мелодии имеют ясное смысловое содержание. Их прочтения позволяет расшифровывать нотный текст. Наполнить его духовной программой.
Мотив B-A-C-H
О «баховском числе» у нас уже шла речь. Теперь необходимо сказать о «баховском мотиве». Образуется он из звуков, соответствующих буквам фамилии BACH. Как это происходит?
Все знают, что ноты имеют названия. История их возникновения давняя, и не она нас в данном случае интересует. Скажем лишь, что в русском языке получили распространение названия нот до, ре, ми, фа и т.д., пришедшие из латинского языка (акростих одного латинского гимна). Но существует — и имеет не меньшее распространение - буквенная (по латинскому алфавиту) система. Согласно этой системе, у букв фамилии «Bach» есть музыкальное значение: В — си-бемоль, А - ля, С - до, Н - си.
Людвиг ван Бетховен |
Одним из первых, кто задумал использовать баховский фамильный мотив, был Бетховен. Его замысел остался неосуществленным. Сохранился, однако, нотный лист с наскоро записанной на нем темой, причем подписанной буквами - Бетховен намеревался написать на эту тему оркестровую увертюру. Примечательно, что на этом же листке записаны его мысли о Десятой симфонии (не сочиненной).
Обычно эту тему проводят в виде четырех ровных длительностей. Так это делал сам Бах. Бетховен вносит свое глубоко личное начало: он разрывает тему на две пары звуков и группирует их в остро пунктирном ритме, наделяя тему бунтарским характером. Поразительно, как всего лишь одним приемом Бетховену удается сразу же превратить баховскую тему в свою собственную, бетховенскую!
Эскиз увертюры «BACH» Людвига ван Бетховена
Роберт Шуман |
В 1845 г. Роберт Шуман написал цикл «Шесть больших фуг на имя BACH для органа». Это грандиозный музыкальный монумент Баху. «Над этим произведением, — писал Шуман нотоиздателю, — я трудился весь прошлый год, стремясь, чтобы оно хоть в чем-то было достойно великого имени, которое носит; думаю, что, быть может, этот труд намного переживет другие мои сочинения».
Шуман своими фугами создал собственный цикл «Искусство фуги», в котором полифонические приемы и высочайшие художественные достоинства музыки конгениальны баховским. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Шуман ни разу не использовал (преднамеренно?) тональность ре минор, в которой написан баховский цикл «Искусство фуги»: у Шумана большинство фуг в си-бемоль мажоре.
Шумановский цикл - первый в ряду монументальных органных (и не только органных) произведений на тему BACH Листа, Регера, Шостаковича...
Графические знаки в музыке (нотная запись)также являются своеобразным кодом запечатления музыкальной информации, при расшифровке которой большое значение имеет личность воспринимающего субъекта. Второй композитор, музыку которого я очень люблю- это С.В.Рахманинов. поэтому я решила провести небольшое исследование его творчества с точки зрения «символики».Мне кажется. что музыкальное наследие Баха и музыка Рахманинова очень близки по своему эмоциональному наполнению, несмотря на то, что жили и работали они в разные эпохи. Но это только кажется на первый взгляд, что если эпохи разные, то и в творчестве не может быть ничего общего.
Глава 2
Символы в музыке С.В. Рахманинова.
Изучая стиль С. Рахманинова, мы интуитивно ощущаем явную личностную, субъективную составляющую его музыки (даже автопортретность во многих моментах). Музыка Рахманинова личностнозависима, то есть полна самонаблюдений и самоописаний, самооотражений и погружений в себя, внутренних монологов и диалогов с самим собой.
Ключом для раскрытия значений того мелодического комплекса, который выполняет функции лейттемы автора, является малозаметная на фоне рахманиновских шедевров вокальная пьеса, сочиненная «на случай». Речь идет о «Письме К. С. Станиславскому от Рахманинова» – произведении, предназначавшемся явно «не для печати», написанном на собственный прозаический текст в шутливой манере, уместной в дружеской компании или в театральном «капустнике». Однако, именно в этой пьесе композитор единственный раз, очевидно, не намеренно дал нам «ключ», зафиксировал ту интонацию, с которой он ассоциирует свое «я», как бы назвал мелодическую формулу – аналог свого имени в музыке. О том, что это было сделано естественно, безыскусно, спонтанно, а вовсе не было специально рассчитано, продуманно и мастерски скомпоновано, свидетельствует предельная простота, аскетичность (чтобы не сказать скудность) мелодической линии, автор явно не старался искусственно сделать ее краше. На словах «Ваш Сергей Рахманинов» тоном легкой самоиронии композитор «проговорил» ту элементарную интонационную формулу, которую мы находим в разных вариантах в его серьезных сочинениях. «Письмо К. С. Станиславскому от Рахманинова» позволяет достоверно установить и осознать ассоциативную связь важнейших моментов рахманиновской музыки с его «я».
Все эти варианты темы встречаются в инструментальной музыке Рахманинова и имеют смысл лейтмотива.
Тема I части Второго концерта:
Лейтмотив, встроенный в тему II части Второго концерта:
В III части Второго концерта по существу вся тематическая ткань основана на лейтмотиве «я».
Все случаи появления лейтмотива «я» в этих и других произведениях Рахманинова еще ждут своего программного истолкования, особого для каждого конкретного эпизода.
С. Рахманинов — великий русский «православный» художник ХХ века. Православный не только по традиции и воспитанию, но и по делам. Трудно в русской музыкальной культуре отыскать другую столь положительную личность, исполненную, наряду с гениальным дарованием, еще и истинного благочестия, красоты поступка, скромности и мужества. Множество разных людей, близко знавших Сергея Васильевича, отмечают его глубокую религиозность.
Обратим наше внимание на последнее крупное симфоническое произведение Рахманинова «Симфонические танцы»,произведение, которое было закончено в 1940 году — как будто достаточно подробно рассмотрены в отечественном музыкознании, их многие сравнивают с романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.
На самом деле, автор нигде не раскрывает содержание «Танцев», что само по себе любопытно. И хотя многие элементы их «сюжета» прочитаны, целостная картина содержания произведения, по-видимому, все еще не раскрыта. Что же ускользнуло от внимания пытливых исследователей?
«Симфонические танцы» — это условное название, скорее, вуалирующее, нежели раскрывающее их содержание. На самом деле, они оказываются сочинением на религиозную тему, своеобразным духовным завещанием Рахманинова, зашифрованным в музыкальных образах без привлечения слова. Зачем же Рахманинову понадобилось шифровать содержание «Танцев»?
Теперь мы можем только предполагать мотивы автора. Но с большой долей уверенности можно сказать, что Рахманинов скрыл истинный замысел сочинения, ради того, чтобы донести его до адресата. «Симфонические танцы» посвящены религиозной роли России в Последние времена. Благодаря затенению смысла в названии, композитор получил возможность исполнения «Танцев» на далекой родине уже спустя три года после их написания. Он видимо, надеялся, что «Танцы», войдя в музыкальный обиход России с музыкальной стороны, постепенно, с возвращением к вере народа, будут осмыслены и со стороны религиозного содержания.
Что же «закодировано» в «Симфонических танцах»?
Замысел Рахманинова был, по-видимому, всеобъемлющим. Он в симфонической форме воплотил в них образы «Апокалипсиса», «Dies irae», судьбу гибнущего мира и роль России в Последние времена. Кроме того, Рахманинов отразил в них свои собственные переживания и пророческие видения.
Апокалиптическое восприятие действительности для Рахманинова, по-видимому, было совершенно естественным. Ощущение приближения Страшного суда в сознание художника вносила сама жизнь. Он оказался очевидцем Первой мировой войны, крушения Российской империи, избиения Предержащего и миллионов русских патриотов во время революции. Позднее, живя в Европе, С.В. Рахманинов стал свидетелем появления фашизма в Италии и Германии, факельных шествий нацистов, круговращения фашистских свастик на стадионах, начала Второй мировой войны. Как мог реагировать на все это православный художник С. В. Рахманинов?
Свое отношение к происходящему в мире он, обычно скупой на оценки, раскрывает в письме к С.А. Сатиной от 27 января 1941 г. «Мы живем, поистине, в страшное время — пишет Рахманинов. — Даже то, что мы переживали во время мировой войны (по нашему- Первой) , кажется, в сравнении с настоящим, чем-то другим. Тогда были где-то, в каких-то странах, светлые пятна. Сейчас же кажется, что катастрофа распространяется на весь мир и поглотит всех и вся. Не дай, Господи! Советы жить только настоящим днем, по совести говоря, не выдерживают никакой критики. Кто же живет только сегодняшним днем и кто это, кто не думает хотя бы о близком будущем? И как можно о нем не думать! Ведь не звери же мы! Но, думая о будущем, ничего, кроме ужаса, себе не представляешь. Как с этим справиться и как себя вести, скажи мне?». Хотя эти строки написаны год спустя после создания «Танцев», можно с уверенностью предположить, что именно мысли о настоящем и «близком будущем» С.В. Рахманинов воплотил в содержании этого произведения. Каковы конкретно эти идеи и как они воплощены в «Симфонических танцах»? Рахманинов опирается на хоральный склад, создавая ряд тем. Русский хорал — это емкий символ для Рахманинова. Рассмотрим, как претворяются образы в каждой из трех частей «Симфонических танцев».
В первой части музыкальными средствами воспроизводятся образы начальных глав «Откровения» и раздумья автора о роли России.
Вот эти строки из «Откровения»: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. 2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. 3. И когда Он снял вторую печать, я услышал второе животное, говорящее: иди и смотри. 4. И вышел другой конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. 5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. 7. И когда Он снял четвертую печать, я услышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. 8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним»
Рахманинов не разрабатывает этот текст в музыке подробно. Он воплощает его как бы сквозь призму живописного восприятия. Изображение четырех всадников, включая «смерть» на бледном коне, можно понять как аллегорию вселенской катастрофы. Но ведь Рахманинов писал это сочинение как раз в начале Второй мировой войны…
Вторая часть «Симфонических танцев» — это печально-ностальгический образ русского бала. Бал в русской и, в частности, в дворянской культуре занимал важное место со времен Петра. Он выполнял особую задачу восхваления императора и царской власти в ритуальных формах поведения, жеста, танца и пения. Бал подчеркивал единство царя со своим народом, олицетворяемым избранным кругом людей — Светом. С 1917 г. балы в России прекратились, как только был отстранен от власти, а затем и убит Предержащий — русский император, адресат этой танцевальной церемонии. А вместе с ним были уничтожены и те идеалы, которые он олицетворял: хранителя веры, величия и красоты царской власти, идеалов справедливости и порядка. Автор создает визуальную картину ада музыкальными средствами. И, наконец , третья часть- наиболее значительна по содержанию. Основная тема «День гнева» - читаем: «Какой будет трепет, когда придет Судия, который правдиво все рассудит…»И на пике развития этой темы вдруг звучит гимн «Благословен Господи» . Проведение этой темы имеет важное значение-оно отражает веру композитора в великое предназначение России. В наше время, когда в России возрождается православие, подобные мысли воспринимаются как иллюстрация нынешнего состояния мира. Но ведь «Симфонические танцы» были написаны 66 лет назад - во времена гонений на православие в Советском Союзе, когда взрывали храмы и убивали священников. И в этой ситуации нужно было обладать особым даром духовного предвидения, чтобы размышлять о перспективе православного возрождения России, о ее роли в будущем так, как ее показал Рахманинов в «Танцах». Поэтому тем более важно нам, людям 21 века отнестись с благоговением и восхищением к предвидениям великого русского композитора. Его пророчество о России, воплощение в музыкальном духовном завещании - «Симфонических танцах», сбываются с поразительной точностью.
Заключение
Итак, мое исследование показывает, что символы в музыке есть, и у каждого композитора ,конечно же они свои . В следующей своей работе я попытаюсь глубже понять музыку В.А.Моцарта и П И Чайковского и найти что-то общее. В заключение следует отметить, что музыка все-таки является одним из результатов культурной деятельности человека. Это особая форма жизнедеятельности, искусственная среда, созданная людьми на протяжении тысячелетий, выработавшая свои специфические символы. Предметом отражения музыки выступает мир, окружающий человека (объективная реальность), мир человеческих эмоций, чувств, переживаний и аффектов, сферы мышления, запечатленный развитой системой символов (субъективная реальность).
Передача эстетического отношения человека к происходящему в действительности, показ его разнообразных переживаний является целью музыкального творчества, где возможно изображение различных явлений и предметов окружающей действительности, а также фантастических, иррациональных предметов, абстрактных понятий со всей убедительностью в форме художественных образов. Как следствие этого - обильное использование музыкальным искусством знаков, как изображения, так и выражения, между которыми иногда трудно провести четкую грань.
Музыка - символический мир, где находят свое бытие звуки различного рода (в ней присутствуют как высотно определяемые звуки (тоны), так и неопределяемые (шумы), обладающие рядом специфических свойств), каждый из которых имеет определенное значение, знание которого позволяет глубже проникать в его тайны. При соблюдении определенных условий (использование в музыкальном сообщении; комплексное восприятие свойств звука, с выявлением основного качества звучания; рассмотрение звука в сочетании с другими звуками музыки в единстве с ними (лад), все вышеназванные виды звуков становятся музыкальными.
Музыка - субъективный мир, особая реальность, где каждый звук имеет определенное значение, знание которого позволяет глубже проникать в тайны этого искусства.
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Груз обид
Снеговик
Мальчик и колокольчики ландышей
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"