Данное исследование задумано и осуществлено в результате изучения статьи кандидата психологических наук Максима Леви «Музыка для жизни» и достаточно большого по объему музыкально-информационного и рекламного материала из Интернет-ресурсов. Исследование охватывает широкий диапазон сфер жизнедеятельности нашего молодого города, где могла бы найти свое применение «музыка для жизни».
Во введении четко выражена структура работы, обозначены актуальность данной темы и проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза.
В основной части, состоящей из пяти глав, учащимися была проделана систематизация изученного теоретического материала. Органично вплетаются в канву работы собственные мысли и взгляды на теоретическую основу. В каждую из глав внесены итоги собственно исследования. Учащимися отобраны наиболее значимые жизненные сферы для исследования путем опроса и наблюдения. Авторы знакомят со степенью компетентности в данном вопросе руководителей и работников в различных по функциональности объектов нашей городской жизни.
В заключении авторы сделали выводы, согласно поставленным задачам и в должной последовательности. Указано, что возможно дальнейшее исследование этой темы на предмет результативности, а не только внедрения функциональной музыки в жизнь нашего города.
Тр
Вложение | Размер |
---|---|
funkcionalnaya_muzyka.doc | 120 КБ |
Городская научно-исследовательская конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция «Социология, психология, связь с общественностью»
Функциональная музыка
как социально-психологическое явление
современной культуры
Авторы:
Касымгужин Тимур Азаматович,
Ударцев Денис Владимирович,
ученики 7-а класса
МБОУ «Средняя школа №5»
Руководитель:
Кузнецова Светлана Васильевна,
учитель музыки
МБОУ «Средняя школа №5»
Когалым, 2012 г.
Содержание
введение 2
глава 1. музыка для жизни
1.1. воздействие музыки на человека 3
1.2. музыка и труд 5
1.3. музыка и торговля 8
1.4. музыка за рулем 11
1.5. музыка в спорте 12
заключение 14
список используемых источников информации 16
приложение
Введение
«Музыка должна быть повсюду» – так называлась популярная в 1930-х годах песня. Пожелание это в наши дни вполне осуществилось: музыка действительно звучит повсюду, составляя важнейшую часть нашей акустической среды обитания. Хотим мы того или нет, она оказывает психологическое воздействие на человека. Большей частью это происходит стихийно и довольно беспорядочно; однако воздействие музыкальными средствами может вестись целенаправленно для достижения полезного результата – тогда и идет речь о том, что называют функциональной музыкой.
В нашей стране функциональной в основном называли музыку, используемую на производстве для повышения выработки и снижения утомления. На Западе же этот термин давно укоренился так же, как обозначение специальных музыкальных программ для мест потребления («consumption area»). Впервые функциональную музыку стали применять в лифтах нью-йоркских небоскребов для того, чтобы люди при долгом подъеме чувствовали себя более комфортно.
Вопрос о функциональности музыкального искусства, как и других искусств, сводится к целям и областям его использования. Музыка слушается и исполняется, во-первых, в самых разных местах и ситуациях, а во-вторых и, в-главных - с самыми разнообразными целями, далеко выходящими за рамки простого развлечения, получения эстетического наслаждения или духовного развития.
Музыка прошлых лет, изначально зачастую появлялась на свет именно как прикладная, функциональная, да к тому же то и дело заново обретает прикладное значение: используется в музыкальной терапии, для музыкального сопровождения труда и т.д. Последнее справедливо даже для старинной музыки, не говоря уже о многочисленных современных обработках.
"Прикладная" и "функциональная" музыка - по сути синонимы, однако первый из этих терминов больше подходит для искусствоведов, а второй - для психологов. Каков собою феномен функциональности музыкального искусства, что это такое - вряд ли когда-нибудь будет вполне точно определено: явление это изменчивое и развивающееся.
Среди функций музыки в одной из классификаций названы следующие: стимулирующая, седативная, церемониальная (включая ее применение в религиозных, военных ритуалах и др.), коммерческая (включая применение в труде, в торговле, просто для развлечения), терапевтическая, образовательная. Основываясь на основных прикладных функциях музыки, мы и решили исследовать степень известности и применения ее в некоторых сферах жизни нашего города, взяв за основу две из шести вышеперечисленных: стимулирующую и коммерческую.
Актуальность: функциональная музыка - веление времени и явление в социально-культурной среде.
Проблема: известна ли и нашла ли свое применение функциональная музыка в нашем городе?
Цели: обнаружить сферы применения функциональной музыки в нашем городе и
исследовать степень освоения ее основных прикладных функций.
Задачи:
Объект исследования: процесс внедрения музыкальной стимуляции.
Предмет исследования: функциональная музыка и ее основные прикладные функции.
Гипотеза: применение функциональной музыки способствует положительным результатам.
Место в учебном процессе: уроки физкультуры, внеклассная работа (спортивные тренировки), занятия психолога, логопеда, тематические беседы для расширения кругозора.
1.1. Воздействие музыки на человека
Для систематизации представлений о функциях музыки, т.е. целях, с которыми она используется, выделяют несколько уровней ее воздействия на человека:
биологический – терапия болезней, повышение эффективности различных методов лечения при комплексном их применении;
психофизиологический – повышение физической работоспособности; релаксация, ускорение засыпания;
психологический – улучшение настроения, снижение тревожности, отвлечение от неприятных мыслей, избавление от скуки и.т.д.
ценностно-смысловой – воодушевление на выполнение какого-либо дела, способность вызывать энтузиазм;
социально-психологический – сплочение, объединение коллектива людей, улучшение их взаимоотношений.
Эта классификация, конечно же, сугубо психологическая.
Воздействие той или иной музыки на человеческий организм и психику многогранно и известно человечеству с древнейших времён. О том, что музыка может лечить, было известно еще в глубокой древности. Традиция лечения музыкой успешно развивалась в Китае и в Древней Греции. В Библии, в Первой книге Царств повествуется о владении исцеляющим музыкальным искусством в среде древних евреев. В арабской, древнегреческой культуре, а также культуре античного Рима музыка также широко применялась в медицинской практике. В Древнем Китае она числилась по «ведомству мер и весов». По мнению древних китайцев, музыка находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека.
Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса.
Целительное воздействие музыки широко использовалось и в Древней Индии. Оно основывалось на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека.
Свой взгляд на происхождение, смысл и предназначение музыки принесла эпоха Возрождения. В центр культуры поставлен человек. В трактате «Обобщение о действии музыки» перечисляются двадцать возможных проявлений воздействия музыки на человека.
В XVII-XVIII веках в Европе наметился значительный прогресс естествознания и влияние музыки изучалось с позиций физиологии. Прежде всего, исследовались реакции организма на прослушивание музыкальных произведений – изменение пульса, сердечной деятельности, ритма дыхания в зависимости от высоты и силы звука, тембра, тональности.
В XIX веке российский учёный И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично.
Сегодня учёные разных стран и различных отраслей знания – от психологов, музыковедов, до физиков, математиков и кибернетиков продолжают изыскания в этой области. В работах ряда учёных доказано, что регулярное восприятие специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.
Рассматривая воздействие на физическое и эмоциональное состояние человека, также следует учитывать, что имеет определённое влияние каждое из средств музыкальной выразительности. Важнейшим из них является ритм, являющийся наиболее сильным эмоциогенным раздражителем. Доказано, что ритмичные звуки воздействуют на глубинные структуры мозга, а, следовательно, действуют на психику слушателей. Музыкальный темп также имеет важное значение для воздействия на физическое и психическое состояние человека. Важным компонентом воздействия на человека является тембр музыки. Известно, что звучание различных инструментов за счёт тембра своего звучания по-разному воздействует на психические и физические процессы в организме человека.
Краткий обзор наиболее широко известных фактов в области влияния средств музыкальной выразительности на человека, показывает, что, в большинстве случаев, они сочетаются друг с другом и их взаимовлияние также надо учитывать.
1.2. Музыка и труд
Изучая найденный нами материал о функциональной музыке, мы с удивлением узнали о том, что такая музыка имеет место быть и в трудовой сфере. Подумав, стоит ли освещать этот раздел, мы, все-таки, решили рассказать об этом. Тем более, что, оказывается, целая индустрия на западе и у нас в стране работает над созданием музыки, стимулирующей рабочую деятельность. приложение 1, 2, 3.
Еще до 1-й мировой войны французский предприниматель Ж. Вернье приступил к организации "Национального движения за воскрешение музыки в цехах". В послевоенные годы в США была широко известна "танцевальная прачечная", владельцы которой целыми днями проигрывали работницам на граммофонах пластинки с записями синкопированных танцевальных ритмов.
В исследовании, недавно проведенном в Великобритании, установлено, что музыка является ведущим фактором, влияющим на выбор радиопередач, прослушиваемых на рабочих местах. При этом в качестве мотива выбора чаще всего называется то, что "просто нравится музыка" (25%); почти столь же часто упоминается, что "так быстрее проходит время", "легче переносить монотонность и скуку", или что мотив выбора как таковой отсутствует ("просто включено радио"); гораздо меньшее число опрошенных указывают, что музыка "повышает работоспособность" или "расслабляет" (по 5%), либо что они включают ее "для клиентов" (4%).
На массовый поток, на широкую коммерческую ногу функциональная музыка была впервые поставлена англо-американской корпорацией "Музак" - ныне наиболее известным ее поставщиком.
В течение рабочего дня музыка включается 15-минутными блоками, вмещающими по 5-6 произведений, перерывы между которыми также составляют до 15 минут. Каждое произведение в блоке - более стимулирующее (возбуждающее), чем предыдущее. Каждая композиция получает определенный "балл стимулирующего действия", выставляемый с учетом таких параметров, как темп, ритм, звуковая масса (последнее определяется исходя из количества и свойств звучащих инструментов).
В Советском Союзе на производстве было рекомендовано использовать 4 вида программ функциональной музыки в зависимости от степени монотонности и сложности труда, причем, чем проще и монотоннее был труд, тем больше использовалось вокальных произведений, т.е. тем больше музыка была "переднеплановой", а не "фоновой". Музыкальных передач за смену было, как правило, от 7 до 9, и занимали они чаще всего от 90 до 120 минут; их количество и общая продолжительность различались также в зависимости от времени суток и года. В ночную смену и зимой музыка передавалась на 1-2 раза чаще или на 15-20 минут дольше. В созданных на советских предприятиях фонотеках функциональной музыки на каждую композицию составлялась карточка, где записывался ее темп и ритм, продолжительность, основной состав звучащих инструментов и небольшие комментарии (наподобие такого: "Мелодия приятная, задумчивого характера" и т.п.).
В настоящее время в России применение функциональной музыки в конвейерных цехах сокращает период врабатываемости в 1,5-2 раза, производительность труда повышается в первый час в среднем на 12% (с дальнейшей стабилизацией темпа), заметно снижается процент брака, сокращается число заболеваний и травматизма. В течение рабочей смены транслируются дозированные программы функциональной музыки в разные секторы предприятия для разных категорий работников:
а) в производственные цеха
б) в инженерно-технические и расчетные службы
в) в приемные и офис.
Для каждого сектора - своя программа, учитывающая его функциональность, психофизические нагрузки, технологический ритм участка, тональность и уровень производственного шума (в особо шумных цехах применяются противошумные радионаушники -беспроводное вещание). В этом феномен функциональной музыки - органично вписываясь в производство, она становится его неотъемлемой частью, поддерживая технологический ритм, неся психоэмоциональную и физическую разгрузку.
Это то, что мы узнали из истории исследований в области применения функциональной музыки в трудовой сфере в масштабах нашей страны и зарубежья. Как же обстоит дело у нас в городе? Подумав, где в нашем городе есть производство с цехами, возможно, с конвейером, мы вспомнили о предприятии «Хлебопродукт». Заместитель директора предприятия Алена Умаровна согласилась ответить на наши вопросы по телефону. От нее мы получили следующую информацию: конвейеров в цехах нет; музыкальное сопровождение труда – радиопрограммы. О функциональной музыке впервые узнали от нас.
Далее мы отправились в пошивочный цех (ателье) Дома быта «Рябинушка». Увы, здесь нас ожидало новое разочарованье. Во время нашего визита в цехе играло обычное радио. Трансляцию обеспечивает радиоузел Дома быта. Ни директор ателье, ни администратор не слышали ничего о функциональной музыке, положительно влияющей на производительность труда и здоровье работниц. Но именно они поведали нам историю об эксперименте С.М.Вайнштока, о котором мы расскажем чуть позже.
Конечно, мы не могли обделить вниманием градообразующее предприятие ТПП «Когалымнефтегаз». Как обстоит дело с внедрением функциональной музыки в его подразделениях на различных месторождениях? И как это узнать?! Пришлось воспользоваться уже знакомым нам методом телефонного опроса. Нам удалось узнать номера телефонов некоторых бывших выпускников нашей школы, ныне руководителей разного уровня на месторождениях ТПП «Когалымнефтегаз». Вот они-то и прояснили ситуацию с функциональной музыкой на месторождениях, которой, увы, нет. И здесь тоже только радио.
В ОАО «ЛУКойл - Западная Сибирь» на наши вопросы о стимулирующей музыке в офисном здании холдинга любезно ответил г-н Волков И.Н. Нет, не принято в приемной и офисах холдинга стимулировать труд работников музыкой. А в многочисленных подразделениях компании для звучания такой музыки просто нет условий, ведь основная работа - разработка новых месторождений и их эксплуатация, это труд на открытом воздухе, в глуши, причем, в любое время года.
В советские времена по идеологическим соображениям никто не мог поставить задачу "больше продать" с помощью музыки. А вот в Европе, по сравнению даже с Америкой, функциональная музыка нашла большее приложение не на производстве, а как раз в сфере торговли и всевозможного сервиса, причем с ориентировкой более на потребителя, нежели на работника.
Главная задача любой организации, которая занимается продажей товаров или услуг, – максимальное удовлетворение потребностей своих клиентов. Для создания приятной атмосферы, которая будет располагать к покупкам, необходимо использовать музыку. Правильно подобранная композиция может сделать магазин запоминающимся, и ярко выделяющимся среди конкурентов.
К стилю транслируемой музыки надо отнестись серьезно. Иногда складывается впечатление, что персонал включает музыку только для собственного удовольствия и это не всегда отражает стиль и концепцию помещения.
Трансляция радио – другой вариант музыкального оформления торговых залов. Но формат любой радиостанции не рассчитан на стимуляцию продаж в данном магазине. И, даже, если она горячо любима покупателями, должного эффекта не последует. Музыка, звучащая в магазинах, стала в не меньшей степени определять их облик, имидж, чем ассортимент товаров, оформление и расположение деталей интерьера и т.д.
Мы решили провести опрос владельцев и/или работников магазинов в нашем городе. Несколько торговых точек в комплексе «Надежда» были первыми. В первых трех знают о существовании функциональной музыки для эффективности объемов продаж, но не имеют таких записей и «крутят» либо обычные диски, либо радио. На вопрос: «Для кого вы проигрываете эту музыку», ответили, «Для себя». Еще в одном бутике нам было заявлено полное неверие в стимулирующую силу функциональной музыки, хотя, как будто бы о ней известно. «Если у человека в кармане пусто, то хоть какую музыку поставь, он ничего не купит», - вот дословное заявление, которое мы услышали. Странно, что такого человека там считают покупателем, а не зевакой, созерцателем, случайно зашедшем в магазин. Мы отметили, что покупателей в этих магазинах в это время не было.
В магазине, торгующем детскими игрушками, играло радио. Но продавец поведала нам о том, что мечтает о подборке детских песен, которую она могла бы озвучить для эффективности торговли в данном магазине. На наше возражение, что покупатели-то давно не дети, она резонно возразила: «Вот и вспомнят родители, как сами были детьми и чего желали в магазине игрушек. Надеюсь, для своих детей что-нибудь и купят». Мы предоставили ей 5 дисков с детскими песнями в январе, сказав, что зайдем через месяц узнать результат. Диски мы забрали в начале марта, поинтересовавшись результатом. Наверное, расчет продавца был неверным, ожидания ее не оправдались. Музыка музыке рознь. Разумеется, детские песни – это не специальная функциональная музыка.
Подходя к магазину электроники «Биос», бодрую, ритмичную музыку мы услышали еще на улице. При входе, внутри магазина, звучала другая музыка, а торговом зале - третья. Директор магазина Александр рассказал нам, что на улице музыка звучит для того, чтобы люди обратили внимание на магазин, при входе – радио, а внутри для общего комфорта покупателей и работников магазина. Музыку он подбирает сам, по своему вкусу. О фоновой музыке услышал от нас впервые. Задался целью вникнуть в тему и найти такую музыку.
В продовольственных магазинах «Росич» транслировалось радио. Администратор зала Ирина о фоновой музыке наслышана, но хозяева данных магазинов не поставляют им таких записей. В магазине «Рассвет» никакой музыки нет. Гул холодильников едва позволил вести беседу с администратором Ларисой, которая равнодушно сказала, что в связи с этим гулом устаревшего оборудования, трансляция музыки невозможна. В магазине «Сияние Севера», так же, как в «Росиче», транслировалось радио.
Побывали мы и на крытом рынке. Никакой музыки и даже радио во время нашего визита мы не услышали. Ситуацию прояснил директор, г-н Улитенков Э.В. Оказывается, попытки трансляций музыкальных программ были, но запротестовали работники прилавков, находящихся поблизости от динамиков. Реконструкция же радиотехнического оснащения пока не запланирована.
Только в одном из магазинов, это был магазин «Оптима», девушки-консультанты пояснили, что музыку, которая звучала во время нашего визита, им присылают из Москвы специально для включения в торговом зале. Надо полагать, что это и была музыка для стимулирования эффективности работы магазина, т.е. объема продаж. Покупателей было немного, но они были. На вопрос, считают ли они, что эта музыка способствует увеличению объема продаж, девушки ответили утвердительно. Мы порадовались тому, что наконец-то нашли в нашем молодом городе современный подход к торговле.
Зашли мы в этот магазин и в марте. Покупателей было много, тогда как в других, находящихся рядом, единицы. Музыка выгодно выделяла этот магазин среди всех соседних.
1.4. Музыка за рулем
Наверное, всем знакома следующая ситуация: мчащийся по дороге автомобиль с громко включенной музыкой. Хорошо ли это? Садясь в такси, мы так же слышим музыку, включенную водителем. В дальних рейсах, в международных трансфертах – музыка воспринимается как нечто обязательное. Вряд ли водители задумываются о том, почему и какую они включают музыку в дороге. Просто в машине есть работающее звуковое устройство. В нашей стране "музыка" (т.е. соответствующая аппаратура) в машинах как массовое явление бытует около двадцати лет.
Первые звуковые устройства в машинах - радиоприемники - начали использоваться в 1940-х годах. В 1960-х, благодаря появлению компакт-кассет - первых пригодных для условий автомобиля носителей звукозаписи - стали устанавливаться магнитофоны, а в 1980-х - проигрыватели компакт-дисков.
В западной научной печати имеются некоторые публикации на тему психологического воздействия музыки на водителей. По результатам проведенного интервью для 50% отвечавших машина - место, где они находят уединение и могут беспрепятственно послушать музыку по своему выбору; один респондент социологического исследования заявляет: "Только в машине я могу включать музыку так громко, как захочу"; подобная установка, скажем прямо, не способствует безопасности дорожного движения. 11,3% опрошенных говорят, что большую часть своих музыкальных впечатлений получают именно за рулем.
На поведение за рулем больше всего влияет музыка, которая нравится, или, напротив, вызывает раздражение. Изучено влияние музыкального сопровождения при выполнении водительских заданий на точность и на бдительность разного уровня сложности. Влияние музыки на выполнение простых заданий на точность вождения отсутствует. Во всех условиях улучшалась реакция на сигналы, возникающие в центре поля зрения, однако, при выполнении сложных заданий с музыкальным сопровождением высокой громкости реакция на сигналы, поступающие с периферии поля зрения, ухудшалась.
Результаты подтверждают ранее обнаруженное возрастание избирательности внимания, связанное с возбуждающим действием музыки, а также положительное влияние музыки средней громкости на эффективность выполнения заданий, на бдительность.
Сведений о внедрении специально составленных программ функциональной музыки на автотранспорте пока не встречалось.
В надежде узнать подробности по этой теме мы пришли на городской автовокзал. На наши вопросы ответил частный предприниматель, владелец всего пассажирского автотранспорта, курсирующего по маршрутам 1, 2, 3, 4, г-н Шахбазов Ф.М. Выяснилось, что он противник какой бы то ни было музыки во время езды. На вопрос: «Даете ли Вы по этому поводу какие-то инструкции водителям?», ответил отрицательно. «Инструкций не даю, просто не рекомендую». Основания веские: безопасность движения, плюс водитель, он же кондуктор, должен четко слышать, что скажет пассажир. В таких условиях, по мнению г-на Шахбазова, музыка будет отвлекающим фактором.
А водители легкового такси по данным нашего опроса, проведенного выборочно, музыку в дороге слушают разную. В основном это радио или CD – диски, согласно собственным вкусам и для себя, прежде всего, но считая, что пассажирам «тоже приятней ехать с «музычкой».
Использование музыки в спорте и физкультуре известно со времен древнегреческих олимпиад. Многое из этой традиции забыто и заброшено, но многое и возрождается, хотя большей частью довольно беспорядочно.
Хотя объективное улучшение спортивных результатов не всегда достигается, применение музыки оправдывается уже тем, что она делает процесс тренировки более приятным, а также задает "внешний фокус" вниманию занимающихся, отвлекая от чувства напряжения и тем самым, отчасти, повышая выносливость и желание тренироваться.
Любые физические упражнения будут более полезны, если их делать так, как нравится. Качество выполнения ряда упражнений каратэ, оцененное экспертами по нескольким показателям, оказалось значимо выше в условиях музыкального сопровождения. В нашей стране также сделаны разработки функциональных музыкальных программ для занятий рукопашным боем.
По анализу итогов различных исследований было заключено, что музыка, ритмически синхронизированная с упражнениями, улучшает результаты их выполнения при максимальной нагрузке, к тому же, снижая чувство напряжения. В случае, когда синхронизация невозможна, таких однозначных выводов сделать нельзя, однако можно утверждать, что тренировки проходят с большим удовольствием. Как правило, музыка улучшает эмоциональное состояние занимающихся спортом как при средней, так и при высокой интенсивности нагрузки.
Наиболее детально разработанная и системно выстроенная методика использования музыки для спортсменов предложена Ю.Г. Коджаспировым. Она интересна тем, что возрождает традиции музыкального сопровождения для тех видов спорта, в которых они были давно забыты: в первую очередь это ациклические виды (бокс, борьба), где, в отличие от циклических (бег, плавание и т.п.), часто бывает затруднительно или невозможно "выстроить" движения под музыку (синхронизировать с ее ритмом).
В последние годы наиболее активные специалисты физи ческой культуры всё чаще и на стойчивее говорят о целесооб разности прикладного исполь зования в спортив ных занятиях функциональной музыки. В пробных опытах эн тузиасты функциональной му зыки пытались применять ее на занятиях даже по тем ви дам спорта, которые в современном массовом сознании с музыкой вообще не связаны - лег кая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, лыж ные гонки и не которые другие.
Музыкальные программы соответственно делятся на музыку врабатывания, лидирующую и успокаивающую музыку. Продолжительность музыкальных программ рекомендована от 10 до 25 минут. В циклических видах спорта рекомендованы относительно более длительные программы, а также большее количество вокальных произведений.
При наличии соответствующего радиотехнического оснащения музыку можно с успехом применять в самых разных местах проведения тренировочных занятий: в спортивном зале, на стадионе, в плавательном бассейне, на площадке под открытым небом, на лыжне, на кроссовой дистанции по пересеченной местности и т.д. Целенаправленная трансляция функциональной музыки может осуществляться несколькими способами:
а) общим озвучиванием достаточно большого пространства физкультурно-спортивных занятий (стадиона, спортивного комплекса, спортивного зала) из многочисленных динамиков или звуковых колонок, установленным по радиотехническим нормам на необходимой высоте и на адекватном расстоянии друг от друга и от занимающихся;
б) озвучиванием небольшой, узкоограниченной площади занятий для малочисленной группы или персонально, с помощью удобно размещенного магнитофона или другого портативного источника звука;
в) индивидуальным озвучиванием потребителя с помощью аудиоплейера;
г) озвучиванием через индивидуальные радионаушники с вмонтированным в них микротелефоном или радиоприемником, принимающим целевые передачи из базовой студии функциональной музыки.
Некоторые виды спорта без музыки просто не существовали бы. Мы имеем ввиду фигурное катание, художественную гимнастику, синхронное плавание и некоторые массовые виды любительского спорта: шейпинг и аэробику. Музыка в этих видах спорта, конечно же, специально подобрана с учетом всех особенностей вида спорта.
Чтобы прояснить ситуацию с применением музыки в спорте в нашем городе, мы нанесли визит методисту МУП «Дворец спорта» г-же Ивановой Н.Г. В беседе выяснили, что музыка применяется там, где она неотъемлема от вида спорта: в вольных упражнениях спортивной гимнастики и во время занятий аэробикой. Стимулирующей музыки в других видах спорта нет. Наше сообщение о функциональной музыке в этой области заинтересовало г-жу Иванову. Мы оставили ей копию нашей главы «Музыка и спорт», а она выразила желание ознакомить с ней своих подчиненных на ближайшем совещании.
Кроме того, мы побывали в спорткомплексах «Юбилейный» и «Ледовый дворец». В тренажерном зале «Ледового дворца» музыку «приносят» сами занимающиеся на тренажерах, т.е. это музыка случайная, не прикладная ( тренер С.Богданов). На хоккейном поле играла музыка перед началом тренировочного матча, что нас порадовало. Но что это была за музыка, нам ответить затруднились. Кстати, это была известная рок-композиция, которая, судя по характеру, настраивала спортсменов на победу, в определенной мере отвечая требованиям к функциональной музыке. Хочется надеяться, что это второе место в городе (после магазина «Оптима»), где музыка используется, как функциональная
Заключение
Что же нам удалось узнать в процессе изучения функциональной музыки?
К каким выводам мы пришли в процессе исследования ее применения в нашем городе?
Наша исследовательская деятельность, неожиданно для нас самих, приобрела просветительский характер. Хочется верить, что мы не зря рассказывали об этой стороне музыки везде, где проводили свой опрос и у функциональной музыки в нашем городе есть будущее.
В заключение мы хотим сказать, что тема функциональности музыкального искусства, дающая возможность узнать о музыке в широком практическом плане и воздействии его на психику человека, может иметь продолжение в виде исследования эффективности ее применения, но только после внедрения этой музыки в нашу когалымскую действительность.
Несмотря на минимальный результат наших поисков, поставленные нами цели и задачи выполнены.
Послесловие
Во время наших исследовательских визитов нам дважды поведали историю о том, что в 90-ые годы по приказу С.М.Вайнштока, в бытность его генеральным директором объединения «Когалымнефтегаз», включали классическую музыку в коровнике для увеличения надоев, и это нововведение себя полностью оправдало: надои увеличились. Думаем, этот факт можно считать первым применением функциональной музыки в нашем городе и он служит подтверждением нашей гипотезы.
Учитывая этот факт, так и хочется воскликнуть: «Назад! В будущее!»
levi.ru/houses/mus_apteka/max_f...
mdm-light.ru/articles.asp?AID=5...
audiobrand.ru/services/funcmusi...
audiobrand.ru/services/funcmusi...
,
Рисуем тыкву
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Как нарисовать китайскую розу
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Иван Васильевич меняет профессию