Исследовательская работа "Авторская песня"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 263.68 КБ |
А.А. Клочков (г.Альметьевск, МБОУ «СОШ№13»)
«АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ»
Содержание
Введение
Глава 1. Что такое авторская песня
1.1. Этапы формирования авторской песни
Глава 2. Представители направления авторской песни
2.1. Булат Окуджава
2.2. Юрий Визбор
2.3. Владимир Высоцкий
ГЛАВА 3. Мое творчество
Заключение
Список используемых источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ.
Во второй половине пятидесятых- начале шестидесятых годов у русской поэзии появилось новое, параллельное русло. Его создали «поющие поэты»- авторы стихов и музыки своих песен, являющиеся одновременно их исполнителями. В одних случаях это были профессиональные поэты, сочетавшее песенное творчество с созданием непесенных стихотворений (Булат Окуджава, Александр Городницкий, Новелла Матвеева). В других случаях – авторы песен, именно в этом жанре реализовавшие свой поэтический талант (Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Юрий Кукин). Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристских походах. Со временем некоторые из авторов песен начали выступать с публичными концертами. Еще больше расширяли их аудиторию магнитофонные записи, сделанные как во время публичного исполнения, так и домашнего.
Цель моей исследовательской работы – поближе познакомиться с жанром авторской песни; с творчеством известных исполнителей авторских песен;
Задачи исследовательской работы:
- проанализировать исторический материал по раскрытию данной темы;
-ознакомиться с творчеством исполнителей авторских песен;
- овладеть умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации
Глава 1. Что такое авторская песня
Авторская (иначе - «бардовская», «поэтическая») песня - современный жанр устной поэзии («поющая поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.
Сама по себе «поющая поэзия» - древнейший вид творчества, известный культурам едва ли не всех народов, и не случайно представителей авторской песни часто называют «бардами», сопоставляют с древнегреческими лириками, русскими гуслярами, украинскими кобзарями.
Суть авторской песни заключается в праве на утверждение песней авторской - т. е. самостоятельной (от греч. autos - сам) - жизненной позиции, авторского мироощущения и в праве самому, без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения - слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и т. п.
В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый, бесспорным лидером которого стал певец «детей Арбата» Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях.
К середине 60-х гг. возросла роль неофициальной культуры, свободная по самой своей природе авторская песня тут же стала важной и самой демократичной частью и формой такой культуры. «Поющая поэзияна протяжении всего этого периода (середина 60-х - начало 80-х гг.) оставалась свободной, несмотря на запреты и преследования властей. Более того, как раз в эти годы она обрела зрелость и жанровую определенность.
Сознавая огромную силу воздействия авторской песни, власти перешли к прямому ее преследованию.
С начала 90-х гг развитие авторской песни переходит в спокойное, теперь уже легальное русло. Растет число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, множится количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков. Но в творческом отношении не происходит ничего принципиально нового. «Поющие поэты» покинули площади и стадионы и вновь вернулись в породившую их интеллектуальную среду.
Глава 2. Исполнители авторской песни
2.1 Булат Окуджава
Отец – грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать — армянка, прошла через ГУЛАГ. Когда родителей забрали, Булат остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси.
Один из оригинальнейших русских поэтов ХХ века, признанный основоположник авторской песни Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года. До 1940 года жил на Арбате, в доме №43.
С 1945-го по 1950 год Окуджава учился на филологическом факультете Тбилисского университета. Тогда и родилась его первая песня. По окончании университета поэт работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В 1956 году в Калуге вышел его первый поэтический сборник «Лирика». Позже Окуджава переезжает в Москву, его песни приобретают популярность, исполняются в дружеском кругу, записываются на магнитофоны, а вскоре его узнает вся страна. После того как реабилитировали мать, они переехали в Москву. В творчестве появилась «Арбатская тема». Она продолжала развиваться в творчестве поэта до 80-х годов. «С арбатского двора» вышел Окуджава и к теме войны.
Всенародную славу Окуджаве принёс фильм А. Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта «Мы за ценой не постоим...»
В первом браке женой Окуджавы была Галина. На рубеже 1970-80-х гг. музой Окуджавы была сотрудница Института советского законодательства, позже ставшая актрисой, Наталья Горленко. Но умер он в Париже на руках своей второй официальной жены Ольги. Лауреат Госпремии СССР (1991) – за сборник «Посвящается всем». В 1994 году получил Букеровскую премию за роман «Упразднённый театр». Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
2.2. Юрий Визбор (20.06. 1934-17.09.1984)
В 1934 году 20 июня родился Юрий Иосифович Визбор. 1951 окончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина. В том же году он сочинил первую песню «Чутко горы спят...» (Мадагаскар). Работал учителем средней школы в Архангельской области, позже был призван в ряды Советской Армии. Стихи и песни, посвященные службе в армии, публиковал в окружной военной газете. Был одним из инициаторов создания звуковой газеты «Говорит Комсомолия». Женится на А.Якушевой, и у них рождается дочь Татьяна. Появляются первые магнитофонные записи его домашних концертов. Песни Ю. Визбора приобретают популярность в среде московского студенчества. За десятилетие написано около пятидесяти песен, среди которых «Если я заболею» (по стихам Я. Смелякова), «Шхельда», «Охотный ряд». С 1964 выступает как создатель жанра песни-репортажа. За год сочинил восемь песен, среди которых «Ты у меня одна», «Рассказ технолога Петухова". В 1966 снялся в фильме "Июльский дождь" (реж. М.Хуциев) в роли Алика; песня прозвучала в авторском исполнении. Годом позже он женится во второй раз на Е.Ураловой. С этих лет началась активная работа Ю. Визбора в кино: «Возмездие» (реж. А. Столпер), «Красная палатка» (реж. М.Калатозов, ), «Рудольфио» (реж. Д.Асанова), «Мой папа – капитан» (реж. В. Бычков), «Начало» (реж. Г.Панфилов), «Переступи порог» (реж. Р. Викторов)
Принят на работу редактором сценарного отдела творческого объединения «Экран». Съемки в фильмах: «Ночная смена» (реж. Л. Менакер), «Белорусский вокзал» (реж. А. Смирнов), «В Москве проездом» (реж. И. Гурин), «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. Лиознова) - одни из самых удачных работ Юрия Визбора. Позже больше работает как сценарист, пишет песни, среди которых «Три сосны», «Вересковый куст», «Цена жизни», «Милая моя», «Чукотка» и др., дает многочисленные концерты по всей России. Помимо этого пишет песни для документальных и художественных фильмов. В 1974 году Ю. Визбор в третий раз женится, на Н. Тихоновой.
Последние десять лет жизни он погружен в сценарную работу. И здесь его преследует успех. В 1979 г. Московским клубом самодеятельной песни подготовлен сборник песен Ю. Визбора. Март 1984 - последняя песня Ю. Визбора «Цейская». Всего за 33 года написано более 250 песен и более пятидесяти песен на его стихи положено на музыку другими композиторами. С апреля тяжело болен (рак печени). 17 сентября - кончина Ю. Визбора. Московским клубом самодеятельной песни подготовлен и выпущен малым тиражом сборник 299 песен Ю.Визбора. С 1974 по 1984 год пьеса «В списках не значился» была поставлена в 27 театрах страны.
Владимир Высоцкий (25.01.1938-25.07.1980)
Владимир Высоцкий родился в Москве, «Дом на Первой Мещанской, в конце» – согласно его же свидетельству из песни «Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке, где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.
Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики". Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку"-это было уже всерьез. В это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...
Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова. Параллельно с работой в театре были киноработы «Место встречи изменить нельзя». Персонаж получился очень реалистичным.
А потом пришла любовь... Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Эта женщина была с ним рядом двенадцать лет.
Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... В каждой песне была правда жизни. Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: «Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».
25 июля 1980 года Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было – в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...
Глава 3. Моё творчество.
Меня зовут Клочков Андрей. Я ученик 7 класса средней школы №13 города Альметьевска. Я не зря выбрал тему «Авторская песня» для исследования, ведь я и сам сочиняю стихи и музыку. Занимаюсь в музыкальной школе по классу гитара. Являюсь активным участников всех школьных мероприятий, муниципального конкурса «Звенящая капель» в номинации «Авторская песня», фестиваля солдатской песни имени Андрея Чуйкова, участвую в конкурсах различного уровня от музыкальной школы. В этом году я решил попробовать себя и в конкурсе «Созвездие-Йолдызлык» в номинации «Лучший текст песни».
Я всегда мечтал и мечтаю выступать с группой на большой сцене. Именно с этой мечтой я написал свою первую песню. Чуть позже я стал приглядываться к миру, видеть все недостатки и так называемые «прелести» современной жизни. Я остановился на двух проблемах: это проблема того, что сейчас многие перестали мечтать и стремиться к мечте. И вторая – это то, что люди перестали понимать смысл слова «любовь». На эти темы я начал писать стихи и песни. Некоторые из них я предоставляю в приложении.
Заключение
Бардовская, или авторская, песня переживала немало взлетов и падений, она то была одним из наиболее признаваемых и любимых жанров, то о ней забывали широкие массы. В действительности авторская песня – не для каждого: она заставляет задуматься, открывает глубинные тайны и чувства, она помогает с иронией, грустью, тоской выразить те мысли, которые трудно передать словами.
Авторская песня – это всего лишь форма передачи чувств и мыслей поэта. Барды были, есть и будут всегда. В радио- и телеэфире звучит огромное количество бардовских песен, выходит несколько специальных передач по авторской песне. Таким образом, авторская песня и движение бардовской песни, начавшееся еще в пятидесятых годах прошлого столетия, сумели в новых условиях не только выжить, но и создать или сохранить собственные, независимые от тенденций эстрады пути выхода к слушателям.
Список используемых источников
Авторская песня.- М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.-512с.- (Школа классики)
Бирюкова С.С. Спасите наши души... (Окуджава — Высоцкий — бард-рок)- Тамбов, 1990
Добровольский Б.М. Современные бытовые песни городской молодежи. Фольклор и художественная самодеятельность. М., 1968
Попова Т.В. О песнях наших дней. М., 1969
Интернет ресурсы- Wikipedia. Org, images.yandex.ru
Булат Окуджава
Юрий Визбор
Владимир Высоцкий
Это Я-Андрей Клочков. И я верю, моя мечта обязательно сбудется!!!
Зимовье зверей
Разноцветное дерево
Стеклянный Человечек
Проказы старухи-зимы
Юрий Визбор. Милая моя