Работа посвящена истории создания фортепиано.
Вложение | Размер |
---|---|
rodoslovnaya.doc | 675 КБ |
МОУДОД школа искусств им. Н. А. Римского-Корсакова
Родословная «королевского» инструмента.
Работу выполнила Екатерина Мануйлова,
ученица 2-го класса фортепианного отделения.
Преподаватель Мельникова Т.И.
г. Тихвин
2012г.
Содержание
Летящий на одном крыле.
Среди созвездий. В дымной туче.
Над бездной. Над волной кипучей.
Почти забывший о земле.
Из черных выгнутых зеркал
Нездешнее сооруженье,
В которое глядится зал,
В свое, вникая отраженье.
Дождь струн в разрыве облаков.
Звенящий лабиринт рояля.
Весь в перекрестьях острой стали.
Внятнее внятного - без слов…
Это стихотворение Я. Белинского посвящено роялю. В переводе с французского royal – королевский.
Конечно, все знакомы с роялем. Его можно увидеть в концертных залах, в музыкальной школе, на экранах телевизоров. Он, большой и важный, стоит на почетном месте - на эстраде. В торжественных случаях у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.
У рояля есть младший брат – пианино. Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника, занимает меньше места. Звук у него слабее, чем у рояля. Но зато оно может отыскать себе место в любой квартире. У пианино, в отличие от рояля, струны расположены вертикально, а не горизонтально.
И на пианино, и на рояле играют совершенно одинаково, одни и те же пьесы, на нотах которых написано: фортепианные.
Сегодня нельзя найти такого музыканта - будь он певец, композитор или скрипач – который не умел бы играть на фортепиано. Техника игры на фортепиано входит в обязательное обучение каждого музыканта, независимо от его основной специализации.
Но, к сожалению, играя на фортепиано почти всю свою жизнь, мы часто очень мало знаем о нем. Наш инструмент и могущественный и скромный. Он не требует, чтоб его носили на руках, как поступают с большинством его собратьев по музыке, не требует футляров и ежедневной настройки.
Почему же этот инструмент занимает такое важное место в музыке?
На фортепиано скрестились три рода музыкальных инструментов:
род струнных, род клавишных и род ударных.
Самым древним предком рояля можно считать монохорд. Монохорд представлял собой доску с разметкой и закрепленной сверху единственной струной. Отсюда и его название: моно - по-гречески «одна», хорд - «струна». Звук в монохорде извлекался ударом молоточка или защипыванием струны.
Впервые понадобился такой прибор Пифагору, древнегреческому ученому, для изучения акустических свойств волновых колебаний. Перемещая по разметке подвижную подставку, Пифагор то укорачивал, то удлинял звучащую часть струны, тем самым изменяя высоту звука.
Монохорд был одним из первых, хотя и крошечных шагов на пути к рождению рояля.
Далее его начинают совершенствовать, размещая над ящиком все большее число струн. Так появились на Руси и гусли.
Струн становилось все больше и больше. У некоторых потомков монохорда их стало уже больше тридцати. Играть на таком инструменте было трудно. Управлять пальцами несколькими десятками струн – дело совсем не простое.
И, наконец, в позднее Средневековье пришла кому–то в голову замечательная мысль - к многострунному монохорду приспособить клавиатуру, то есть ряд клавиш (от латинского clavis - ключ). При нажатии на клавиши маленькие металлические квадратики под названием тангенты ударяли по струнам, и те начинали звучать.
Такой инструмент назвали клавикорд.
Клавикорды выглядели как невысокий деревянный ящик, ставящийся на стол.
Внутри него находились узкая клавиатура и набор металлических струн. На каждую клавишу у клавикорда приходилось по одной струне. (У современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн.)
Этот мягко звучащий инструмент приобрел наибольшую популярность в XVIII веке. Его часто можно было увидеть в домах композиторов той эпохи, например у Баха. Клавикорд был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования.
Современники писали о клавикорде: он служит «...утешением в страданиях и другом, участвующим в веселии».
«Утешал в страданиях» клавикорд только очень богатых людей. Ведь он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Поэтому клавикорды делали нарядными, украшенными драгоценными породами дерева.
В конце XVII века во Франции нижние клавиши (те, что в современных роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Говорят, это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам-клавикордисток. Но играть на такой клавиатуре было не очень удобно: темные клавиши сливались, границы между ними оказывались незаметными. И в XVIII веке расположение цветов на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, какое мы видим и теперь у пианино и роялей.
Всем был хорош клавикорд: удобен, красив, звук нежен и приятен, но вот беда: его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей и как солист он почти не был слышен в больших помещениях.
Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу ставить не одну, а несколько струн, увеличили размер ящика.
Так появился благородный клавесин, которого можно назвать уже прямым предшественником рояля, можно сказать, его родным отцом.
От клавесина рояль унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм. Инструмент встал на собственные ножки - изящные, точеные. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля
Правда, сердце клавесина билось иначе, чем у рояля: более бесстрастно и сдержанно — от щипка струн перышками. Язычки, сделанные из вороньих перьев, оказались наиболее “музыкальными” и долговечными. Они давали более яркий, пронзительный звук. Применялись также индюшачьи перья, которые позволяли добиваться торжественного звучания, правда, с некоторым жужжанием. Позже на смену перьям пришли язычки из кожи.
Клавиатур у клавесина было, как правило, две. Они помещались одна над другой в виде лесенки. Нижняя предназначалась для управления двойным набором струн, а верхняя - одинарным, поэтому игра на нижней клавиатуре звучала более ярко и насыщенно, чем на верхней.
Наконец, появилась педаль - рычаг, который нужно нажимать ногой. При ее помощи можно было внезапно ослабить звук.
Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения, аккомпанемент. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром.
В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Наиболее известны французские клавесинисты - Куперен, Дакен, Рамо. Они писали танцы для клавесина, такие, как менуэт, гавот, ригодон, создавали своеобразные музыкальные портреты и картинки: «Жнецы», «Вязальщицы», «Флорентинка», «Цыганка», «Бабочки», «Курица». Эти изящные небольшие пьесы, обильно украшенные мелизмами, были вполне в духе того времени, когда носили напудренные парики, платья с множеством бантиков и кружев.
И все же звук клавесина был все еще довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах.
Клавесин можно увидеть и услышать и сегодня - на концертах старинной музыки в филармонии
В конце XVII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности усовершенствованной в ту пору скрипке. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое "фортиссимо", нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.
Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел инструмент, который назвал "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". (Интересно, что в самой Италии данный инструмент именуется прямо противоположно: "pianoforte", в соответствии с оригинальным названием).
Устройство первого фортепиано было очень простым. Удар по клавише заставлял молоточек ударять по струне, вызывая ее вибрацию. Главным отличием фортепиано от его предшественников была его способность звучать не только тихо или громко, но и делать "крещендо" и "диминуэндо", менять динамику внезапно или постепенно.
Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на те великолепные инструменты, которые сейчас можно видеть в наших концертных залах. Механизм, служащий для удара по струнам, был в них еще весьма несовершенным. Но постепенно новый инструмент улучшался. Усложнялось его устройство, изменялось расположение струн.
Струны в рояле натянуты с гигантской силой - в двадцать тысяч килограммов!
От такой нагрузки его деревянный корпус прямо-таки трещал. Что-то, нужно было придумать. В середине XIX века люди научились плавить чугун. Рояль тут же укрепил свой корпус чугунной рамой.
У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. И вот со временем появилась педаль (сейчас ее называют левая педаль), которая сдвигает молоточки в сторону так, что они ударяют не по трем струнам, а по двум или одной. Это меняет тембр звука и его силу.
Когда пианист нажимает клавишу, молоточек ударяет по струнам. От них отскакивает войлочная подушечка - глушитель (демпфер). Струны от удара дрожат - вибрируют - и возникает звук. Если бы глушитель не отходил от струн, то звук был бы глухим и коротким. А если бы глушителя не было вовсе, струны колебались бы гораздо дольше, чем нужно, и вместо музыки слышался бы сплошной гул. Так что глушитель - очень важная деталь инструмента. Отпустим клавишу - звук прекратился. Это потому, что теперь на место вернулся глушитель. Он плотно прижался к струне и заглушил звук. Затем у фортепиано появилась еще одна педаль – правая. Она отводит глушители от струн. Нажав ее, можно отпустить клавиши, но звук все равно будет тянуться долго-долго, пока не угаснет. Правая педаль позволила ввести в фортепианную музыку новые краски, новые интересные эффекты.
Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы.
Появление фортепиано вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма.
За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали фортепианную музыку, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями
Их привлекали огромные, почти безграничные возможности инструмента. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может и мощно, как целый оркестр
Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен, Григ, Чайковский, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Кабалевский и другие. Очень большую роль в раскрытии возможностей этого инструмента сыграл венгерский композитор Лист, который не только сочинял фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля различные произведения, написанные для целого симфонического оркестра, вплоть до симфоний Бетховена. Лист хотел доказать, что рояль не уступает оркестру по своим выразительным, художественным возможностям.
Огромной известностью и любовью слушателей пользовались прославленные пианисты-исполнители Святослав Рихтер, Глен Гульд, Ван Клиберн, братья Рубинштейн, Михаил Плетнев и другие.
То есть рождение фортепиано в значительной мере повлияло на ход музыкальной истории, на характер всей европейской музыки и мировой культуры
Почему рояль — король?
От рожденья эту роль
Должен инструмент играть,
И не вправе он роптать.
У него большой объем,
Мириады звуков в нем,
Ни один не повторится,
Просто в этом убедиться.
До нажмите, ми и ля,
Слышите, поет земля?
Следом ре и фа потом,
Словно где-то грянул гром.
Соль подольше подержите,
После ноту си нажмите,
Это же весны шаги —
Легкокрылы и мягки.
Сами вы теперь узнали —
Целый мир живет в рояле.
Это мир как волшебство,
Всех рояль зовет в него.
Источники:
http://www.classic-music.ru/fortepiano.html
http://www.muz-urok.ru
http://allaboutpiano.elitno.net/
http://musicalka.narod.ru/Pianohistory.htm
http://www.kostyor.ru/9-07/forward.php
http://www.clavichord.ru/clavichord.php
http://ru.wikipedia.org
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Домик зимней ночью
Два морехода
Музыка космоса
Мост из бумаги для Киры и Вики