Работы обучающихся школы. Дети пишут сочинения на разные темы: дети войны, про мордовский народ, сценки и рассказы на родном языке. Важно,что дети хотят знать истоию своего края, изучить жизнь и творчество знаменитых людей села.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.01 КБ |
![]() | 16.19 КБ |
![]() | 26 КБ |
![]() | 92.5 КБ |
![]() | 30 КБ |
![]() | 1.26 МБ |
![]() | 55.5 КБ |
Весной 1941 года мой отец Самаркин Дмитрий Макарович разобрал клеть от своей старой пятистенки – хотел к рождению третьего ребенка перекатать дом. Поднял восемь рядов, начал разбирать крышу у дома. Но грянуло страшное известие – война.
Как узнали о войне, Екатерина не помнит. Помнит только, что отец, так и не успел отремонтировать дом. 1941 года по повестке он был призван на фронт. Накануне отправки, Дмитрий Макарович сходил к своей старшей сестре и занял пуд гороховой муки. С тем и оставил семью: беременную жену Екатерину, дочерей Екатерину, Татьяну и долгожданного сына Ивана 3-х лет от роду.
- Я помню: когда он уходил, я лежала на кровати и ревела, - рассказывает Екатерина Дмитриевна. – Он подошел ко мне и говорит: «Ну, дочь, помогай матери».
От тех дней осталась одна фотография, сделанная в день отправки на фронт.
А дом так и остался раскрытый. Крыша – лишь над столом. Она, да торчащая в небо печная труба снятся до сих пор. Как нарочно, лето и осень выдались дождливыми. Вода просачивалась сквозь потолок и стояла в доме по щиколотку. Ее вычерпывали ведрами и выплескивали в окно.
Спать на единственной кровати было невозможно – все нехитрые лоскутки промокали насквозь. Спали все в подполье под печью или на завалинах. «Постелем под себя рогожки, да и спим. А утром встаем грязные как поросята». Летом, когда было тепло, спали на улице под крышей ворот.
Носить было нечего. Мать вытряхнула перо из перины в кадки, выстирала наволочку, да нашила ребятишкам одежку. На ногах и осень, и зиму – лапти-самоплетки.
В хозяйстве была одна коровенка да овечка. Подоит мать коровку, разделит детям по бокальчику, сунет по лепешке – тем и жили день. К Новому году картошка почти кончилась.
От отца пришло письмо: находился в учебной части, обучал молодых ребят. Мать собралась, было съездить к нему, да соседка отговорила: «А вдруг родишь в дороге, да не дай Бог, что случится, на кого ребятишки останутся?».
Тяжело было в те годы. Чтобы прокормить корову, запрягали ее же родимую в лошадиные сани да ехали по сено. Пока воз накладывали, глядишь, коровка и поест тут же. А иначе бы и до дому не дошагала. Не только сено, но и дрова возили на коровах, а по весне и пахали на них.
Вскоре пришла Екатерине бумага – ваш муж пропал без вести. Когда пришло извещение, Екатерина Дмитриевна не помнит. Помнит только рев братьев да жуткий, полный отчаяния вой матери.
«Как же теперь жить будем, как мне вас всех вырастить …»,- сказала Екатерина и упала в обморок. От такого удара она потеряла ребеночка. Но жить надо было не смотря ни на что!
« Весной, как только вылезет крапива, значит все – жить будем! Так и росли на крапиве, репейных корнях, травяных лепешках. Все рахитиками были: брюхо большое, руки-ноги как соломинки. Там и жили. А как подрастет лебеда, да голубые цветки медуницы - мама готовила селянку. Может, яйцо с молоком туда добавляла, я уже не знаю. Помню, однажды взяла с собой на работу селянку, а ее съела чья-то собака. Хорошо, добрые люди кто ложку, кто две – покормили ее. Репейные корни мешками накапывали.
Худо ли, бедно ли, но росли детишки. «Которой-то весной на болоте пала лошадь от голода. Мясо разделили между колхозниками. Когда делили, к ним подошла старая бабка Олдушка , не колхозница. «Бабы, дайте хоть кишочек!» - просила она. Дали или нет, вот уж этого не знаю» - рассказывает Екатерина Дмитриевна. А лошадей в конюшнях подвязывали, чтобы не падали от голода. «А если лошадь в конюшне пропадет, так под замок закрывали, чтобы не растащили». Кормить-то было нечем, ведь бабы, старики да малые дети остались в деревне. Мужиков было со счету: кто по возрасту не подошел, кто пришел с войны по ранению.
Когда объявили, что закончилась война, у школы собрался митинг. Все плакали и от радости, и от горя, что уже не вернутся у которых мужья, сыновья, братья.
- А летом, не-то в июле, не-то в августе, мы, все ребятишки были на улице, вдруг, видим: идет по ней солдат в шинели и заворачивает к нашему дому, - вспоминает Екатерина со слезами. – Мы напугались, заверещали, бросились в дом с криком: «Тятя, тятя идет!», заперлись с перепугу и правда случилось чудо: вернулся наш отец.
Меня глубоко тронул этот рассказ. Когда началась война, Екатерина Дмитриевна была ребенком, но если даже взрослым было очень тяжело в военные годы, то каково было детям. Они вместе со взрослыми стойко переносили все трудности и лишения, голод и холод, страх и потерю близких, вместе ковали Победу.
Вечная Память сыновьям и дочерям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам, которые пали в этой страшной войне !!! Мы, молодое поколение, учимся на их героических поступках и всегда будем помнить о тех , кто уже не придет никогда.
МОУ « Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»
Дубенского района Республики Мордовия
Сочинение « Дети войны» из воспоминаний моей старой тетки – Кочетковой Екатерины Дмитриевны.
Написала : ученица 5 класса Кочкуровской средней
школы Шлабина Татьяна .
***
Мон свал кунсолан авань, конась мазыйстэ корты тиринь кельсэ.Сонзэ кургсто валтнэ вейке омбоце мельга сырнень човалякс лисить , гайгить баягинекс, арсить кеме эрямо ды шумбрачи.Эрзянь келенть марто мон апак пеле лисян кудосто, сован тонавтнема таркав, апак пеле теян эрьва кодат тевть.Сон, тиринь кельнем, а неяви монень асфальтонь пачк касыця цецякс, конанень а саты кошт, вий, ведь касомс ды мазылгадомс.Мекевланг, сон касы, теке орга лангсо. Мазылгады, теке од тейтерь.
А кодат парт валтнэ «Шумбрачи» ды «авай»! Мон карминь стувтомо рузонь « здрастенть» ды «мамай» валтнэнь:
Шумбрачи, авай, те мон сынь
Кочкурвелень школасто кудов.
Косо весе эрзянь, тиринь,
А стувтови пингезэнь келеть!
Истямо ежо марто сован кудов.Ды того арсян вандынь чиденть, эрзянь кельденть ды уш арась мелем меремс аванень « мамай»… Монь ули авам
ды раськень сюпавчим – эрзянь келем.
***
Витькстан, стака тиринь кельтеме эрямс! Пек стака. А содамс кият тон, ков молят, мезде ярсат? Те пек берянь! Истямо эрямось аволь ломанень, истямо эрямось- ракшань.
Пинень онгомась, каткань мявкстемась, нармунень чоледемась чарькодевить эрьва кодамо национальностень ломаннень. Вана мезе минек яви ракшатнень эйстэ!!! Ансяк вана « кавто пильгс ракшат» вастневить минек юткстояк.
Арсек, ялгай, кият тон: ломанят эли ракшат?
МОУ « Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»
Дубенского района Республики Мордовия.
Сермадынзе : 4 классо танавтницясь
Шлабина Татьяна.
Тонавтыцясь : Слушкина А.П.
Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности. Истинный патриот никогда не поднимет руку на своих родителей, никогда не сможет совершить противоправное деяние.
Прививать любовь к малой родине, к своему народу мы начинаем с колыбели. «Ведь начало великой России –
Колыбельный напев матерей, - писал поэт В.Фирсов.
При школе работает замечательный детский садик, где у детей развивают любовь к родному языку, к родителям и селу.
Во всех классах имеются патриотические уголки. Гордостью детей и учителей является школьный краеведческий музей. Основной целью создания музея стало сохранение, изучение наследия нашего народа, воспитание патриотизма. На мой взгляд, это у нас получается хорошо.
Изучение традиции внеклассных форм работы с детьми и подростками вобрало в себя «Движение юных патриотов». Наша школьная команда в течение ряда лет занимала призовые места. Целенаправленная работа учителя ОБЖ Наумкина Н.В. выводила детей и на республиканские соревнования, где тоже заняли 1 место. А самое главное то, что в этой команде дети находились на учете в милиции! Они же и принесли победу! Значит мы смогли их перевоспитать!
Подростков, находящихся в группе риска ( у нас их 3 ученика по всей школе), мы стараемся вовлекать разные кружки и секции. Активно посещают кружок «Спортивный» , «Токарное дело» и «Юный информатик». Работы этих ребят не раз выставлялись на выставках. Классные руководители поддерживают тесную связь с родителями данных ребят.
Зам. по воспитательной работе еженедельно проводит тренинги. Например, подростку нужно написать на листе бумаги о том, что он сделал хорошего и плохого за этот период времени. Что он испытывает после совершенных действий! Один ученик написал, что он испытывает чувство радости от того, что в грязных сапогах прошелся по школе и оставил за собой грязные следы, В чем причина? Выяснилось, что причины этой «радости» кроются в семье: отец мальчика показывал дурной пример. Он никогда не снимал грязные сапоги и при этом кричал: «Я в доме хозяин или нет?». Подросток тоже «чувство хозяина» вобрал в себя и демонстрировал в школе.
После усиленной работы с родителями, подросток стал носить вторую обувь, стал тщательнее следить за внешним видом.
Любят наши ученики организовать и проводить Дни самоуправления. Быстро входят в роль, и это у них здорово получается!
«Трудные» подростки эти мероприятия ждут больше всех.
Оглавление:
1. Введение__________________________________________
2. Наши земляки – наша гордость
Любовь Дергачева – член союза писателей России____
М.Ф. Цыганов – заслуженный строитель
Республики Мордовия___________________________
П.И. Бурлаков – заслуженный работник сельского хозяйства Республики Мордовия__________________________________
А.Н. Наумкин – заслуженный тренер РФ____________
Кочкуровские умельцы___________________________
Художники-живописцы братья Дырины_____________
3. Заключение__________________________________________
4. Использованная литература____________________________
5. Приложение_________________________________________
Понятие «Родина», «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило, с тем мес-том, где находится родной дом, школа. То есть с конкретным селом и конкретными людьми. От того, насколько хорошо мы знаем и любим историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства.
Не один век насчитывает история Кочкурова, что на земле Дубенской. Много поколений землепашцев, животноводов, мастеровых людей жило и живет поныне в этом дружном, трудолюбивом селении.
Отсюда родом были такие просветители, как Е.В. Скобелев, М.И. Наумкин, С.З. Варламов и С.И. Дергачев. Эти люди очень много сделали не только для села, но и для всего мордовского народа.
До сих пор на кочкуровской земле живут люди, за которых не стыдно, поэтому мы гордимся ими. Есть и такие, которые живут за пределами села, республики, однако они постоянно поддерживают связь со своей малой родиной.
Я считаю, что рассказать о жизни и деятельности знатных земляков – это очень полезное и доброе дело.
1. Целью моей исследовательской работы является:
1) Изучить жизнь и деятельность земляков, внесших заметный вклад в развитие села.
2) Собрать краеведческий материал о них
3) Показать вклад известных уроженцев в современное развитие села Кочкурово
4) Проследить путь многих земляков и подчеркнуть безграничное уважение сельчан к ним.
5) Сохранить весь накопленный материал для потомков
2. Основные задачи данного исследования:
1) Установить связь школьного краеведческого музея со знатными выходцами села
2) Изучить даты основных событий по их воспоминаниям
3) Записать их воспоминания
4) Подготовить наглядный материал
3. Материалы и методы исследования
В ходе исследования проводилась запись рассказов, воспоминаний, сбор информации, работа с краеведческой литературой и периодическими изданиями.
Актуальность темы заключается в том, что благодаря деятельности таких людей многие села, поселки, деревни выживают в этих трудных условиях и с уверенностью можно сказать, что у них есть будущее.
Любовь Дергачева – член союза писателей России.
Моро…вайгель… мон сонзэ марсия…
Гайги, теке сиянь эрексия,
Теке вирень тошкамо маряви,
Лисьмапря – симат, симемат яви.
Дубенский район, небольшое мордовское село Кочкурово… Здесь 10 октября 1973 года в семье Дергачевых родился шестой по счету ребенок. Девочка. Назвали Любой (см. прилож).
Ещё учась в школе, в Любе заговорил поэтический дар. Она очень любила читать художественную литературу. Читая стихи и прозу русских классиков, незаметно для себя самой, сама стала увлекаться стихосложением. Конечно же, на русском. Откуда приходили стихотворения, она не догадывалась, хотя это стало щитом непонимания одноклассниц и своеобразным островком спасения. Самой верной подругой ей всегда была мать, которой и открыла свою тайну. Услышав стихотворение на русском, женщина-эрзянка была приятно удивлена и конечно же огорчена тем, что стихи написаны не на родном… И посоветовала обратиться Степану Ильичу Дергачеву, непререкаемому авторитету семьи. Глубоко уважаемый человек и любимый учитель всеми детьми Дергачевых, произнес слова, которые определили будущее Любы: «Только на эрзянском языке ты найдешь понимание и признание, и только родной язык тебе откроет свет в литературу… Попробуй на своем выразить то, что хотела выразить на русском». Это стало своеобразным напутствием, путёвкой в жизнь, В 1990 году в журнале «Чилисема» было опубликовано первое стихотворение, посвященное родному селу, и называлось оно «Село Кочкурово» («Кочкурвелем»). Завязалась тесная переписка с поэтами Раисой Степановной Кемайкиной (Маризь Кемаль) и Александром Васильевичем Араповым, а в 1991 году Любовь поступила в университет на филологический факультет. В 1993 году в первом номере журнала «Сятко» была опубликована большая подборка стихотворений Дергачевой, в декабре этого же года она была приглашена на семинар молодых писателей Мордовии в Саранск. Замечая талант молоденькой студентки, известный поэт и прозаик
Мордовии А.М. Доронин изъявил желание взять временно Любу на работу в редакцию. В 1996 году её включили в штат журнала «Сятко». В 1997 г. в мордовском книжном издательстве был создан совместный поэтический сборник «О любви» («Вечкемадо»), куда вошли и стихи Дергачёвой. В 1998 г. в Удмуртии, на основании больших публикаций, в числе 3 других претенденток Люба принята в члены Союза Писателей России. В декабре этого же года ей была присуждена Ельцинская стипендия. Продолжая творческую деятельность, Люба всегда помнила, кому обязана своим творческим даром.
В 2001 году Мордовское книжное издательство выпустило отдельный сборник Любови Дергачевой «Душа от песен не иссякнет» («Оймесь мородо а чами»), за который в 2002 году ей была вручена стипендия Главы РМ Николая Ивановича Меркушкина и именные часы.
Кроме писательской деятельности, Люба выступает как переводчик прозы и поэзии с русского, мокшанского и других финно-угорских языков.
В настоящее время Любовь Федоровна Дергачева живет в с. Кочкурово и продолжает работу в редакции эрзянского журнала «Сятко» сотрудником отдела прозы.
Михаил Федорович Цыганов – заслуженный строитель
Республики Мордовия
Я спешу к тебе село родное,
Сколько лет не виделись с тобой!
Вдаль бежит дорога предо мною
В чистых росах, в дымке голубой!
Цыганов Михаил Федорович родился в 1947 году в с. Кочкурово Дубенского района Республики Мордовия. До семи лет воспитывался у бабушки (родители: Цыганова Пелагея – мать, Цыганов Федор Ефимович – отец, уезжали на заработки в г. Екатеринбург). Миша учится в Кочкуровской школе до 8 класса, затем продолжил учебу в Ломатах. Трудно было, ведь до школы добираться приходилось на чем попало, так как село находится в 8 км. от родного дома. Мальчик хорошо учился и уже тогда у него появилось желание помогать людям, родному краю.
Миша был десятым ребенком в семье. К сожалению, четыре его брата умерли. Брат Иван (1924 г.р.) погиб на фронте, Дмитрий (1925 г.р.) тоже был на войне целых 8 лет. Затем уехал на постоянное место жительства в г. Екатеринбург. Сестры Мария (1927 г.р.), Вера (1937 г.р.), Татьяна (1941 г.р.) очень любили своего младшего брата.
После окончания школы Михаил поступил в МГУ на строительный факультет. Успешно закончил вуз, и дипломированного специалиста направили на работу в г. Ржевск Тверской области. В стороне от родного края он сильно тосковал по мордовской земле. Чего-то он должен сделать там, чем-то должен отплатить родной матушке-земле за ее щедрость.
Здесь, в Мордовии, он женится на прекрасной девушке. Судьба подарит им двух сыновей, которые пойдут по стопам отца: Сергей – инженер строительной организации, Алексей – прораб.
Малая родина его сразу же приняла: он начинает работать в СУ-№17 старшим прорабом. С 1975 года он – главный инженер треста «Саранск Минстрой» 12 лет плодотворной работы дали ему очень много. С 1987 по 1992 он был директором частного предприятия.
В 1999 году Михаил Федорович назначен Министром строительства и архитектуры Республики Мордовия.
У Михаила Федоровича отец и крестная мать Ольга – верующие люди. Отец перед смертью попросил сына сделать доброе дело для сельчан: построить в селе церковь.
К этому Михаил Федорович шел шаг за шагом, осознавая значимость этого благого дела. И вот в 2005 году в сентябре месяце, церковь «Покрова Пресвятой Богородицы» открыла свои двери прихожанам.
О добрых делах Цыганова говорят асфальтированные дороги по селу, родной школе также была оказана неоценимая помощь.
Цыганов Михаил Федорович – истинный патриот своей малой родины. Он верен своему долгу и чести.
Петр Иванович Бурлаков - заслуженный работник сельского хозяйства Республики Мордовия
Ему не дано, видать, судьбой
Сидеть в тени со сладкой чащей.
Он закален в пути тобой,
Железный ветер жизни нашей!
Бурлаков Петр Иванович родился 20 января 1945 года в селе Кочкурово Дубенского района РМ в семье крестьянина. Отец, Иван Петрович, 1920 года рождения работал секретарем Сельского Совета, Мать, Феодосия Васильевна, работала в колхозе. Сестра, Лидия Ивановна, 1942 года рождения.
Когда родился маленький Петя, в доме не было радости, т.к. отец женился на другой. В феврале месяце они покинули родной дом и начались поиски жилья. Три дня они жили у соседей, а потом устроились в землянке.
Поздней осенью в соседях освободился дом, но у него не было ни крыши, ни пола. Помогали все: соседи, родные, друзья.
Когда Пете исполнилось 5 лет, тяжело заболела мать.
Из воспоминания: «…Я этот день помню смутно, ведь тогда я был еще маленьким мальчи-ком. Но очень хорошо помню обещание, которое сказал маме: «Мама, не волнуйся, все будет хорошо, ты обязательно поправишься, и за нас не переживай. Когда я вырасту, куплю дом, разведу скотину, и мы будем жить долго и счастливо»
Время шло. Петр Иванович пошел учиться в школу. Начальные классы закончил в родном селе, а вот 8-9 классы в Ломатах. Он учился очень хорошо, классный руководитель часто приходил домой и уговаривал, чтобы Петя продолжил учебу. Но тогда было не до учебы, и он пошел работать плугарем в 12 летнем возрасте.
Летом в 1961 году уехал в Горький поступать учиться. Он выбрал профессию, о которой мечтал, которая нужна в селе и которая знакома ему с детства. Благополучно сдал экзамены и приехал домой с радостной вестью.
После летнего обучения Бурлакова забрали в армию. Служил в Ленинграде. Писал трога-тельные письма.
7 ноября 1967 года Петр Иванович женится на прекрасной девушке из Дубенок. Сыграли веселую свадьбу, а через 10 дней умерла мама.
После похорон матери, Петр Иванович переехал жить в Дубенки. Устроился работать в Чиндянове председателем колхоза «Победа». Заочно закончил учебу.
Сельское хозяйство, жизнь села знал и по практике, и по теории.
Работая директором совхоза «Дубенский», Петр Иванович помогал родному селу. Для молодых специалистов он покупал старые дома и помогал им благоустраиваться, а также начал строить новые квартиры для рабочих совхоза.
Большую помощь постоянно оказывал школе. С его помощью построили двухэтажное здание для производственного обучения, телятник, свинарник и крольчатник, кормохрани-лище. Но самая большая заслуга Петра Ивановича – школьный музей. Это памятник своего села.
Через 17 лет его перевели работать директором «Агропрома» в Саранск.
В настоящее время Петр Иванович живет в городе Саранске. Время от времени он приезжает в свое родное село. Именно здесь прошло его детство, школьные годы, первая любовь.
Он воспитал прекрасных детей и имеет 2-ух внуков. Они любят и уважают дедушку. Для них он пример.
Алексей Николаевич Наумкин – заслуженный тренер
Республики Мордовия
«О, спорт, ты мир!»
Алексей Наумкин родился в 1971 году в селе Кочкурово Дубенского района. Окончил в 1991 году Кочкуровскую среднюю школу, 1995году Мордовский педагогический институт имени М.Е. Евсевьева.
Спортивную жизнь Алексей начал в стенах родной школы. Уже в 9-ом классе стал участни-ком Всероссийских соревнований. В частности по кроссу в Брянске.
Будучи студентом начал, заниматься под руководством известного тренера Н.Г. Мелякина и добился хороших результатов: неоднократный призёр республиканских соревнований по легкой атлетике, финалист Первого чемпионата России по легкой атлетике, неоднократный призёр Поволжья в беге на 800 и 1500 м., победитель-призёр малых олимпийских игр Респуб-лики Мордовия.
В настоящее время занимается тренерской деятельностью. Является первым тренером членов сборной России по спортивной ходьбе – Мастеров спорта Международного класса Владимира Потемкина и Сергея Кирдяпкина.
Из интервью Алексея Наумкина: «Это были мои самые первые ученики – Потемкин, Голованов, Кирдяпкин. Все занимались бегом на различные дистанции. Особенно интересным был Сергей Кирдяпкин. Он обладает тонким чувством юмора, немногословен, предельно трудолюбив».
Кочкуровские умельцы.
Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам послуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
Богат наш мордовский край народными умельцами. Народное искусство в национальной культуре занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простату взглядов и чувств. Человек по натуре – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду. Изделия декоративно прикладного искусства раскрывают перед нами богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Каждый, кто проходит или проезжает по главной улице, останавливается перед домом, поражающей своей красотой. Это дело мастера Наумкина Н.П. Этого человека можно смело назвать мастером золотые руки. Рамы, наличники, подставки для цветов… Вся эта красота выходит из-под рук мастера.
У четы Наумкиных шестеро детей, которые являются частыми гостями родительского дома. Из пятерых сыновей по стопам отца пошли Петя и Сергей. Часто навещает деда в мастерской его внук Валерий.
Жена Николая Петровича, Екатерина Федоровна, прекрасно шьет, вяжет, вышивает.
Простые по форме, а радуют взор
Богат и наряден, чудесный узор
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка!
Свое искусство мастерица направила на изображение растительных форм травянистого орнамента. Гибкие волнистые стебли с листьями украшают полотенца. Ни одна свадьба в округе не обходится без красивых рушников мастерицы Екатерины Федоровны.
Цыганов Николай Васильевич работал долгие годы бригадиром плотничной бригады. На его счету множество построек селян. Но вскоре, увлекшись загадочными рисунками по оформле-нию дерева, уходит в мир творчества. Стал выпиливать, делать орнаменты, фигурки и, внимательно прислушиваясь к дереву, стал чувствовать не только его тепло, но и музыку. Сегодня его работы напоминают пчелиные соты, сказочных птиц, переплетение стеблей растительного мира. А резные ворота–это визитная карточка умельца.
Художники-живописцы братья Дырины
Братья Дырины, Юрий и Виктор, родились 25 августа 1967 года в с. Кочкурово Дубенского района Республики Мордовия.
Из рассказа мамы: «Рожать мне пришлось дома. Не знала, что у меня будет двойня. Когда стала рожать, первым вышел Юра! Повитуха крикнула: «Юрий Гагарин! Он полетел первый в космос». Малыша назвали так потому, что он родился первый. Юра сразу родился с именем, с первой секунды.
«Затем родился Виктор, ему долго не могли придумать имя. Прошел месяц. Когда спрашива-ли, кто родился, мы отвечали: Юра и мальчик.
Вскоре приехал Виктор Васильевич, мой родной брат. И мы назвали мальчика в его честь – Виктором».
Рисовать мальчики хотели всегда!!! Даже слюнявым пальцем на полу.
В 1984 году поступает в Саранское художественное училище Виктор, на оформительское отделение. Юра провалил экзамен и работал в училище кочегаром. Они по очереди менялись, один кочегарит, другой рисует и наоборот. Учителя догадались. Затем Юра окончил школу ДОСААФ. В 1985 году Юра поступает в СХУ на оформительское отделение. Проучился год.
В 1986 году были призваны в армию. Служить пришлось в г. Киев, где также проявили свое художественное мастерство. В 1988 году приехали доучиваться в СХУ. Юра учился на втором курсе. Виктор на 3. В этом же году Юра встретил свою Ларису. Потом познакомился и Виктор со своей Инессой».
Юрий
В 1990 году 20 января у Юры с Ларисой состоялась свадьба.
В 1991 г. у них родился сын Максим. (Он совсем не может рисовать, но занимается бальными танцами).
В 1991 г. Юра заканчивает художественное училище.
С 1991-1993 г. работает во Дворце профсоюзов художником-оформителем.
С 1993-1994 г. работает в кукольном театре «Крошка» художником.
С 2002 года работает художником МУП «Южный»
Виктор
В 1990 году заканчивает СХУ. После окончания работает в рекламном комбинате. Проработал один год художником-оформителем. 1991 – 1992 гг. – работал преподавателем в Дубенской школе искусств. Филиал находился в с. Кочкурово.
В 1992 г. поступает в Московский государственный университет им. Строганова на отделение «Керамика».
В 1998 г. заканчивает учебу
С 1999 работает в Саранском художественном училище преподавателем рисунка и скульптуры.
С 1999 работает еще в Детской художественной школе – ведет лепку и рисунок. В этой школе работает и его жена Инесса. Виктор женат и имеет дочь Дарью.
Жизнь, отданная детям…
Не один век насчитывает история села Кочкурово, что на земле Дубенской. Много поколений землепашцев, животноводов, мастеровых людей жило и живет поныне в этом дружелюбном, трудолюбивом селении. Отсюда родом были такие мордовские просветители, как Е.В. Скобелев, М.И. Наумкин,
С.З. Варламов и С.И. Дергачев. О последнем из них я и хочу рассказать в своем сочинении.
25 апреля 1925 года в семье Дергачевых родился ребенок. Мальчик. Назвали Степой, что в переводе с греческого означает «венец ». С детства мальчик отличался любознательностью, целеустремленностью. Степа всегда старался постичь чего-то нового. Интересовался всем, воспитывал в себе выносливость, характер, силу воли. После окончания Кочкуровской неполной школы он решил продолжить учебу в селе Шейн- Майдан Атяшевского района. Трудно приходилось. Надо было много работать, помогать родителям, кормить семью, но благодаря тяге к знаниям Дергачев оканчивает школу и начинает работать бригадиром колхоза «Марс» в родном селе. Уже тогда он понимает, что родная земля поможет всегда, залечит любые раны. Парень старается помогать людям, родному краю, строит планы, надеясь на светлое будущее, но…
22 июнь 1941 год… Эту дату мир не забудет никогда. Началась самая кровопролитная в истории человечества война. Она заглянула в каждый дом, к каждому постучалась в окошко. Не обошла она и семью Дергачевых. В 1943 году, едва достигнув 18 лет, вместе с другими ребятами, уходит на фронт и Степа.
Русская армия отчаянно ведет бой за каждый клочок, каждый сантиметр родной земли. Трудно приходится и мордовскому парню. Пришлось повидать все: голод, холод, кровь. Приходилось смотреть в глаза смерти, но вот, наконец, и долгожданная радость победы! Возвратившись в родное село, Степан уже отчетливо понимает, чему он хочет посвятить свою жизнь. Экстерном оканчивает Саранское педагогическое училище, затем Мордовский государственный учительский институт и приходит в родную Кочкуровскую школу.
Вскоре Степан женится на прекрасной девушке, вскоре на свет появляется и первая дочь Раиса.
«Его уроки запомнятся мне на всю жизнь, - говорит его вторая дочь Антонина Степановна Седова. Он был очень требователен, требователен, прежде всего, по отношению к самому себе»
Звенит звонок, ученики, затаив дыхание, ждут учителя. В класс Степан Ильич входит не спеша, но уже с порога начинает рассказывать что-то новое, интересное. По словам учеников, голос у Дергачева всегда спокойный, говорил он тихо, и это еще больше заставляло детей слушать. Да, он был строг и требователен, но он мог заинтересовать учащихся. Для него был важен внутренний мир ребенка. К каждому он мог найти подход. Часто брал детей на экскурсии: открывал новый мир красоты села. Основным направлением его методики обучения являлось воспитание любви к своей малой родине, своему родному краю. Ведь сам Степан Ильич был истинным патриотом своего села. Директор, будучи Народным учителем, отказался от предложенной работы в министерстве просвещения. Он не любил городскую суету, да и школу, детей, к которым привязался, не мог оставить. Не мог покинуть отчий дом, землю на которой трудился и за которую воевал. Может поэтому и любили его сельчане? Всегда обращались за советом, помощью. Никому и никогда Степан Ильич не отказывал. Он был человеком слова. Хотя, своих дочерей он не сильно баловал.
«Для меня, прежде всего, он был учителем, наставником, а потом уже отцом. Папа требовал беспрекословного подчинения. И у нас даже в мыслях не было хоть раз его ослушаться», - говорит Антонина Степановна.
Степан Ильич старался давать ребенку разностороннее воспитание, так как отчетливо понимал, что учителя это все равно, что родители для ребенка. Поэтому директор всегда окружал себя умными, талантливыми людьми. Даже подбором кадров занимался лично. У него была железная хватка. Месяц за месяцем, год за годом Дергачев создавал школьную империю. Это был настоящий пример не только для детей и коллег, но и для всех сельчан.
В селе ты не просто порядочный житель
У всех на виду твое имя: «Учитель»!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка.
Стаж работы Дергачева Степана Ильича – 40 лет. За это время он успел сделать то, чего некоторые не могут достичь за 100 лет! Этот человек собирал все по крупицам и достиг многого. Школа действительно процветала. Прекрасный сад, удивительный музей, подсобное хозяйство… Он воспитал замечательных дочерей. Старшие, Раиса и Антонина, пошли по его стопам, всю жизнь посвятили детям. Младшая, Мария, по совету отца, окончила музыкальное училище. Сейчас они и сами имеют детей и внуков, у них богатый жизненный опыт, но хоть Степана Ильича уже нет в живых, все равно для них он был, есть и будет авторитетом, ориентиром в жизни.
Сейчас в нашей школе преподают уже бывшие ученики С.И. Они всегда с теплотой и любовью говорят об этом замечательном человеке, который жизнь отдал родному краю, всего себя посвятил детям, пронес любовь к своему делу, к своей профессии через всю жизнь.
Я уверенна, что в нашей школе всегда будут чтить память того, кто приложил свой ум, руки и сердце к созданию нашей школьной империи.
Заключение
В данном исследовании я попыталась рассказать о знатных выходцах села. Хотя стоит заметить: не о всех замечательных людях было упомянуто здесь. В исследовании говорится только о тех, кто внес значительный вклад в современное развитие села. К примеру, благодаря помощи П.И. Бурлакова в нашей школе построено здание краеведческого музея; М.Ф. Цыганов помог сельчанам воздвигнуть церковь, отремонтировать дороги, а поэтесса Л. Дергачева и художники – братья Дырины воспели природу родного края, мастера-умельцы Н.П. Наумкин и Н.В. Цыганов помогали кочкуровцам строить красивые дома.
В данной исследовательской работе была сделана попытка изучить жизнь и деятельность моих земляков, внесших заметный вклад в развитие села. Также в исследовании я проследила путь многих земляков и подчеркнула безграничное уважение сельчан к ним.
Беседуя со знатными уроженцами села и их родственниками, мной было почерпнуто много знаний о своей малой родине, о родном селе и о людях, которые родились и выросли здесь, была сделана попытка показать целеустремленность и упрямство моих земляков.
В ходе исследования были записаны рассказы, воспоминания, проводился сбор информации, а также работа с краеведческой литературой и периодическими изданиями.
Надеюсь, что собранный мной материал окажет жителям села, особенно школьникам, изучающим историю родного края, большую помощь.
В заключении также хочу выразить глубокую признательность и большую благодарность жителям села Кочкурова Кияйкиной Л.И., Наумкиной Н.Н., Дергачевой Е.А., Цыгановой О.В. за оказанную помощь.
Использованная литература
Ануфриева Н.А. Родиноведение. – Саранск: Моркиз, 1997.
Воспоминания Кияйкиной Лидии Ивановны.
Воспоминания Дергачевой Елены Акимовны.
Воспоминания Дыриной Зои Васильевны.
Воспоминания Наумкиной Нины Николаевны.
Газета Дубенского района «Новая жизнь» от 23 ноября 2001. Статья «Потомки и наследники Степана Эрьзи в нашем селе»
Дергачев С.И. «Изучаем край, в котором живем». Саранск. Мордкиз. 1967
Дергачев С.И. «О родине малой моей». Саранск. Мордкиз, 1991.
Дергачев С.И. «Школьная нива» Саранск. Мордкиз, 1985
Илюшин Г.В. «Вехи села Енгалычева» Саранск, 2006.
Клеянкин А.В. «Отчий край». Саранск, 1969.
Малясов Н.С. «Дубенки». Саранск. Мордкиз, 1988.
Материалы школьного краеведческого музея. Альбомы: «Художники братья Дырины», «Любовь Дергачева – член союза писателей»
Энциклопедия «Мордовия» Т-1. Саранск. 2003
Энциклопедия «Мордовия» Т-2. Саранск. 2003
Приложение 1.
Текст вопросника-анкеты.
Люблю тебя, мой край родной!
Оймень коштом – тесэ,
Рунгонь вием – тесэ.
Тесэ весе: авам, тетям,
Секс мекс те – монь тиринь велем.
Мезевтеме а эряви ломанесь? Нама, тиринь кельтеме, тиринь мастортомо и паро ломантеме. Кадык стакачисэ . Мекс истя? Паряк, берянь бу улевель эрямс омбо масторо, покш кудосо, ярсамс тантей ярсамопельде? Вана косо чанстесь , - кияк бу меревель,- мезень кисэяк прят а сэреди, эряк ды васькавт эрямонть». Арась, те аволь монень максови. Ды а эрявияк! Мезекс коламс Пазонь максовт тиринь келенть, тиринь моданть ды синдемс меленть? Те покш кажо, рузокс меремс, - грех.
Монь чачома енксом – Кочкур веле.Те кезэрень эрзянь веле, косо эрить пек паро ломанть: важодицят ды ломанень вечкицят. Эрьва кудосо кортыть ванькс эрзянь кельсэ, тесэ,натой, арасть човорязь раськеть.
Монь велинем макссь масторонтень ламо превей ды талантливой ломанть. Сынст ютксо Е.В.Скобелев ды М.И. Наумкин – эрзя-мокшонь содыйтне. Монь велиненть марто сюлмакшнызе эсь эрямонзо генералось Дедаев. Весе седейлембензэ путызе тиринь келень ды эрзянь ломантнень койтнень-кирдатнень ванстомантень СССР-нь Народной тонавтыцясь Дергачев С.И. Мекев тиринь велев велявтсь эрзянь содавикс стихотворениянь сермадыцясь Дергачева Л.Ф. Эсь артовкссост кецявтыть минек кавто ялакстнэ-артыцятне Юра ды Витя Дыринтнэ. Саран ошонь сцена лангсо налкси содавикс эрзянь актрисась Самаркина Г.Я. Те ансяк пелест, конатнене саизь тиринь Кочкур велестэ эсь эрямокист.
А кодамо сельмень сявадстыця тесэнь пертьпельксэсь! Велинем ашти лужмосо, перьканзо сравтовсть Радай ды Миколь пандтнэ, конатнень каштансто кутмордынзе пиже виресь. Ваннькс ведьсэст кецявтыть Шлавка ды Ламад лейтне.
Эх, кодамо паро монь ежонтень! Монь эйкакшонь ежомарямотне тиринь велень вечкемадо валсо а евтавить: сельведень лисить, седеем либоды, валон тапавить. Максозо Пазось паро мель кирдемс те ежонть свал.
Неень шкане од ломантне а капшить чачома таркатнес кадовомо. Ошов капшить. Капшить кавто метрань нупальсэ пиксеме, а тиринь коштсо лексеме, пеке киськень васькавтомо чевте тарка лангсо. Капшить улеме меельце ломанекс ошсо, ансяк аволь васенцекс тиринь велесэ. А сынсь секе тев сыть велев модамарень, сывелень ды ловсонь мельга. Нать, арсить Норовавась тенст анокстасынзе? Курок а кинень карми улеме пештемс мешокаст. Эряви , эряви велявтомс мекев! Ней велесэ эрямось пек паро: кудотнень уштыть сэнь толсо, ведесь кудосо ды туияк кудосто. Важодить колмо микшнема кудот, тонавтема таркась ошонстнень эйстэ мейсэяк а явови, кенярдовты покш церькувась. Мезе эште эряви?! :
Зняро а максовольть питне
Аволия мие!
Эрзянь велем, тиринь велем-
Мезем арась лия!
Эряк, раштак, макст масторонтень паро ломанть, тиринь Кочкур велем!
Арамавиця те вийсь
Течи эйзэнь педясь орма
Ды таркастон а стяван.
Козомадонть весе сорнан,
Чись пря велькссэ- мон удан.
Удан,неян онстон мода,
Чуди раужосто ведь.
Ванан алов-апак сода-
Лиси каршон сёрмав кедь.
Кедесь вадяши монь эйсэ,
Косто-бути лиси кель.
Вана ваян сэрей лейсэ,
Аравтсть кирьгазон пеель.
Весе курок тапавсь прясон,
Вайгель пилесэ: «Кулат…»
Вайгельсь эйсэнь вана сасы,
Тошки: «Ваят.»Пижни: «Прат.»
Зепсэнь ашти ашо сёрма,
Кедем эйзэнзэ венстян,
Токшан,тосто лисить колмо,
Колмо гуйть… Соракадан.
Истя кадымим удомась,
Сыргозинь,ванан вальмас.
Мезе те ? Те весе ормась.
Панинзе неть мельтнень пряс.
Сельгевлинь бу конязонзо
Кадык эйзэнь а пеци.
Муевлия, аздан косо,
Косто сы? Кува якси?
Яла сакшныть арсематне:
Мезесь эрямосонть тансть?
Мезенть а максызь ялгатне ?
А понги прок лишмень панст.
Мон содан, што сехте мазый,
Сехте питней шумбрачись!
Зярдояк илязо лазов
Арамавиця те вийсь.
Ванстодо тыньгак эйсэнзэ,
Ды кадык весе ванстыть.
Кадык ванстыть ды кисэнзэ
Атят цяркат кепедить.
А весенень сон маней, валдо
Теле.Чокшне. Цитни ков.
Ловось састынестэ кашы,
Пры модас чопода-ашо…
Сэтьме. Листяяк ушов!
Ютат. Марят мезе- пелят,
Прок удалдо ваныть сельмть.
Кедеть вейс токасыть-кельмть,
Туемс чиезь ули мелеть.
Варштат менельс- сэнь ды чаво,
Варштат- тандавтыця ве:
А кармавкс арась, а пе…
Теке бест ливтить пель прява.
Удыть весе, зярс а чи,
Ансяк моли леенть ёнов
Киска, ловажав ды понав,
Кискань эрямонть изни.
Телесь
Лисят ушов- комить килейть.
Эвкстат варьгат, кельмить пилеть.
Ловось сельмть кери- цивтёрды,
Вармась ки лангсто сяворды.
Лембе шубаськак а эжди,
Даволсь цярны,увны,кежди…
Кежейстэ якшамось сёвны,
Сови эйзэть, юксти повнэть.
Ловсо вельтязь весе китне.
Меремс, берянть истят читне…
Ансяк а велявты келесь,
Сон тошки: пек мазый телесь.
Сон тусь тестэ колазь
седейсэ...
Шкась умонь ульнесь: рудаз, пси,
Солдатось стакасто лекси.
Солдатонть ранизь, сти мекев,
Ды вана истямо лиссь тев:
Сон верев варштась- немець несь…
Тона маштомонзо арсесь.
Немець пижни: «Арсят эрямс,
Эли куломо, эли стямс?!
Тень кис тонь эйстэ вал учан.
Аламо шка тонеть максан».
Солдатось сеске ашолгадсь,
Сон прянзо миизе-тандадсь.
Прядовсь войнась- иеть ютасть.
Паро эрямонь шкатне састь,
Зярдо минек келей странась
Виде ды кеме ки лангс стясь.
Солдатоськак парсте эрясь…
Вана- сыредеме кармась.
Эйкакштне ушосо налксить,
Эсь тевест лангсо пек сёвныть.
«Тонть покштят- немець»,-
вейкесь пшкадсь.
Тона те валдонть талакадсь.
Сон чийсь кудов, куроксто чийсь,
Атянть аволь ламо уш вийсь…
Ёвтнизе ялганть, сестэ лиссь-
Покштянзо кирьгапаресь пись.
Сеске сон лецтизе се чинть,
Войнань пек берянь, стака кинть.
Сон теке канкстомсь, эзь корта,
Арсесь стямо ды цють эзь пра.
Сельмстэнзэ лиссь тюжа сельведь…
Нолдавсь креслантень стака кедь…
Едеесь «тарцк» мерсь ды лазовсь,
Ды сонзэ эрямось прядовсь.
Сон тусь тестэ колазь седейсэ,
Апаро мельсэ, сускозь пейсэ.
МОУ « Кочкуровская СОШ»
Сермадынзе: Александров Д.
Карандаши в пакете
Груз обид
Простые новогодние шары из бумаги
Каргопольская игрушка
Астрономический календарь. Март, 2019