Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.55 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. К.Н.Новикова»
Проект по литературе
Фэнтези как жанр литературы
Руководитель:
Цветкова Н.Н
Выполнил(а):
Булавко Полина Евгеньевна
ученица 8 «А» класса
Проверил(а):
учитель русского языка и литературы Цветкова Н.Н
Качканар
2023 г.
1. Введение
2. Понятие жанра, его признаки и направления
2.1 История создания жанра
2.2 Особенности жанра фэнтези
2.3 Классификация фэнтези
3. Исследование
4.Практическая часть
5.Заключение
5.Список литературы
6.Приложения
Среди всех литературных течений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей. Оно уступает по количеству названий и объёмам продаж лишь дамскому роману и детективу. Наверное, нет ни одного школьника, который бы не был знаком с героями книг о Гарри Поттере, с книгами «Властелин колец», «Хоббит» и «Хроники Нарнии». Сюжеты этих произведений захватывают интерес читателей. И, в первую очередь, любовь к этим книгам основана на необычности жанра, в котором работают авторы книг. В современном литературоведении на данный момент не существует общепринятого определения жанра фэнтези. Практически все, кто пишет о фэнтези, пытаются дать собственное определение этому понятию. В результате появилось значительное количество мнений, противоречащих одна другой. Чаще всего фэнтези определяют как особое направление фантастики.
Очень много произведений в современной зарубежной литературе написано в этом жанре. Работая над темой, мы попытались дать определение «фэнтези», выявить особенности этого жанра, выяснить, в чем сходство и отличие фэнтези от фантастики.
Актуальность данного проекта состоит в том, что у современных людей наблюдается снижение интереса к чтению книг. Несмотря на это, существуют жанры в литературе, которые привлекают их. Одним из таких жанров, на мой взгляд, и является жанр фэнтези.
Цель работы – выявить особенности жанра фэнтези и создать иллюстрированный сборник произведений собственного сочинения в жанре фэнтези
Выяснить отличительные признаки фэнтези
Рассмотреть классификацию произведений фэнтези
Узнать, как возник жанр фэнтези
Найти информацию о
Выяснить , какие традиционные герои есть в произведениях фэнтези
Провести опрос …
Понятие жанра, его признаки и направления
2.1 История создания жанра
Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин. (некоторые считают его отцом фэнтези)— английский писатель, лингвист, филолог, наиболее известен как автор «Хоббита», трилогии «Властелин колец». Его произведения стали культовыми для многих поколений почитателей по всему миру. На протяжении многих лет книги писателя и особенно его «Властелин Колец» (1954-1955) привлекают к себе внимание широкого круга читателей и исследователей. «Феномен Толкина», феномен «Властелина Колец» - такими выражениями пестрели критические отзывы после выхода в свет романа, все тома которого составили в общей сложности около полутора тысяч страниц.
Но как вообще появилось фэнтези?
На зарождение жанра повлияли средневековые эпосы и рыцарские романы. По мнению одного известного писателя-фантаста, также на появление фэнтези повлияла Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой. А также сказки, мифология и эпосы. Во многих фэнтезийных произведениях фигурирует ирреальный подход к происходящему – то есть всегда присутствует нечто, чего в нашем мире не встретить.
Практически в каждой культуре сформировался свой фольклор: мифы Древней Греции, кельтские легенды, скандинавская мифология. Уже тогда образовывались привычные нам архетипы, шаблоны и сюжеты-квесты.
Также в основе фэнтези, вместе со сказками лежит моральный детерминизм
Детерминизм – теория о взаимосвязи. Согласно ей, поступки человека и разные явления можно объяснить предшествующими событиями и законами природы. Также детерминизм исключает свободу воли.
То есть весь мир, и атрибутика сказки сложена так, чтобы главный герой, пройдя все испытания, что-то получил взамен. Она также похожа на сложный механизм, где нет ничего лишнего. Действие развивается по чётко отлаженной схеме, здесь нет места никакой случайности, кроме так называемого «счастливого случая». Но у героев таких текстов зачастую отсутствует свобода воли, даже если у них есть выбор.
В начале двадцатого века появляется мода на журналы, в которых публикуются короткие истории о рыцарях, принцессах, монстрах и других мирах. И среди всего этого потока начинаются выделятся такие авторы как Говард Филлипс Лавкрафт, Роберт Говард и Эштон Смит. Все они публиковались в журнале Weird Tales.
«Помощь от Хельги (перевод английских слов) Weird Tales – с английского Странные Сказки. Но слово «weird» используется в контексте непонятный и причудливый.»
Если Лавкрафт сочетал фантастику, фэнтези и мистику, то Говард больше всего прославился похождениями бесстрашного Конана-варвара — его приключения заложили основы героического фэнтези. Однако на тот момент фэнтези как жанр еще только начинал зарождаться, у него не было каких-либо канонов. По-настоящему «Конан-варвар» прогремел уже после смерти автора.
Но жанр не пользовался такой популярностью как сейчас, по крайней мере, до того, как в печати появилось два произведения! Джон Рональа Руэл Толкин «Властелин колец» и Клайв Стейплз Льюис «Хроники Нарнии»
Джон Рональа Руэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис – великие авторы, которые в наибольшей степени повлияли на рост популярности фэнтези. Оба автора отличились уникальностью своих вымышленных миров и в обоих случаях это были впечатляющие произведения, которые заставили издателей пересмотреть свои взгляды на фэнтези — к середине 50-х годов стало очевидно, что это отнюдь не просто развлекательные книжонки для подростков, а нечто более серьезное и самобытное.
Благодаря Толкину такие существа, как орки, эльфы и гномы вошли в массовую культуру, а также на набор архетипичных рас для любого фэнтезийного рассказа.
А в «Хрониках Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса впервые появилось смешивание мифов и культур. В них переплетаются Античность, скандинавские и кельтские мифы, библейские сюжеты и отсылки к английской литературе.
2.2 Особенности жанра фэнтези
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Фэнтези — любое произведение, в котором присутствует элемент необъяснимого, мистического, не поддающегося рациональному истолкованию. Если отталкиваться от этого толкования, то к фэнтези можно причислить почти всю фантастическую литературу, кроме научной фантастики с её канонической строгостью и научной определённостью.
Проализировав интернет-источники, мы выявили следующие жанровые признаки и особенности фэнтези:
1. Мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности;
2. Магия и фольклорные персонажи как необходимый элемент;
3. Авантюрный сюжет (как правило — поиск, странствие, война и т. п.). У любого фэнтези-произведения основной сюжета является квест.
Квест – один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, в который герой путешествует к определённой цели и преодолевает трудности(к примеру двенадцать подвигов Геракла). Также во время своего путешествия герой встречает множество персонажей, которые либо готовы помочь ему преодолеть трудност, либо готовы помешать
В основном поиска волшебного предмета, места, человека или знания. Это происходит из сюжетов античной или средневековой литературы. В первых же наиболее известных произведениях фэнтези — «Часе Дракона» Говарда и «Властелине Колец» Толкина — этот мотив ярко выражен. В дальнейшем значительная часть книг фэнтези имеет сюжет в виде описания путешествия героев к какой-либо цели, с преодолением трудностей и сменами маршрута. Архетип квеста также успешно использовался для создания сюжетов компьютерных игр, где игроку даётся задание по поиску некоего артефакта и основным занятием игрока будет продвижение к нему.
4. Средневековый антураж (хотя здесь возможны разные варианты.);
5. На первый план выдвигаются герои, их поступки и переживания;
6. Противостояние добра и зла как основной сюжетообразующий стержень - борьба со злом, или же Тьмы со Светом. Силы тьмы всегда изображаются в соответствующей атрибутике, которая отсылает на их «тёмность»: черные плащи, черепа, оккультная символика. А стороны света – наоборот. В нём преобладают светлые цвета, а одежда отсылает к стилистике христианской церкви.
7. Наличие потустороннего мира и его проявлений;
8. Полная свобода автора: Он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все;
9. Героями фэнтези являются: эльфы,гномы,тролли,русалки,колдуны и ведьмы,и тд. Многие из них заимствованы из мифологии, в основном, из европейской, греческой, скандинавской, но в наше время к европейской добавилась и азиатская. Но встречаются и такие, которые либо переработаны авторами, либо являются полностью авторским вымыслом. Самые популярные из них: Эльфы, являющиеся долгожителями, склонными к магии и защите природы. Гномы, которые являются маленькими карликами, занимающимися горным и кузничным делом. Орки – воинственные варвары, занимающиеся грабежом и убийствами. Но всё же во всех таких произведениях чаще встречаются люди.
Из волшебных существ, встречаются драконы, единороги, кентавры, химеры, минотавры, мантикоры.
У фэнтези также есть свои виды, расскажу о самых известных.
Многие западные критики делят всё фэнтези на две основные категории: «высокое» (high) и «низкое» (low). Эти названия относятся не к качеству произведений, а к количеству фантастической составляющей в описываемом мире
«Высоким» называют фэнтези, действие которого происходит в полностью вымышленном мире, сильно отличающемся от нашего. Зачастую такие миры населены мифическими существами и волшебниками. Большая часть эпического фэнтези является «высоким».
«Низким» называют фэнтези, в котором фантастические события происходят в нашем, реальном мире или очень похожем на него. В мире «низкого» фэнтези люди не верят в магию, и события произведения считаются невозможным чудом. Примерами могут служить многие из произведений городского фэнтези.
Но также есть произведения, которые граничат между «высоким» и «низким» фэнтези, к примеру серия книг «Гарри Поттер», в которой есть мир магглов, который не отличается от нашего, и в котором также присутствует мир волшебников.
Произведения этого жанра отличаются большим масштабом сюжетных событий. В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с могущественным врагом, стоящим на стороне зла. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, катаклизмы, а в задачу героев входит спасение всего мира или значительной его части. Для эпического фэнтези характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральной нитью сюжета обычно является миссия (как раз таки квест) главного героя и его друзей, которая может продолжаться на протяжении долгого времени.
Эпическое фэнтези – самый распространённый вид литературного фэнтези.
Это поджанр, вдохновлённый готикой(готической литературой). Традиционное представители жанра строится по классическим фэнтезийным канонам, но, в отличие от классического, где основу сюжета составляет борьба Добра со Злом, в тёмном фэнтези Зло уже победило, и его проявления воспринимаются как дело обычное. Авторы книг в данном жанре описывают атмосферу полной безнадёжности и гнетущего мрака.
4.Так как фэнтези основано на мифологических мотивах, то по используемой мифологической основе можно выделить: фэнтези на западной мифологии, фэнтези на славянской мифологии, фэнтези на восточной мифологии.
Славянское фэнтези.
Субжанр фэнтези, основанный на использовании славянской мифологии. Славянское фэнтези появилось как ответ на волну западного фэнтези. Дальним предшественником славянского фэнтези можно считать забытого писателя Александра Вельтмана с романами «Кощей Бессмертный» (1833) и «Святославович, вражий питомец» (1834), но основателем жанра стал Юрий Никитин с серией романов «Трое из леса». В основе славянского фэнтези лежит сочетание славянского фольклора (преданий, былин, мифов) и стандартных фэнтезийных канонов. В рамках славянского фэнтези выделяют две подгруппы: историческое и героическое фэнтези. Один из самых знаменитых писателей, которых можно отнести к славянскому фэнтези является Анджей Сапковский – автор культовых романов о Ведьмаке, которые стали популярны, благодаря, в том числе, играм, основанным на книгах.
5.Городское фэнтези.
Городская мифология послужила основой создания отдельного направления фэнтези. Фэнтези, где действие разворачивается в современном городе и где город играет существенную роль в сюжете и атмосфере произведения. Примером городского фэнтези могут послужить произведения таких авторов, как Л. Н. Томсон, Т. К. Фиджери, А. Ю. Пехов, В. Ю. Панов и С. Л. Лукьяненко, а также роман Андре Нортон «Звёздное колесо» и книга Терри Гудкайнда «Закон девяток».
Исследование
В исследовании приняли участие….
В опросе приняли участие 30 человек.
1. Знаете ли вы, кто такой Дж. Р. Р. Толкиен? да – 13 нет –17
2. Читали ли вы книгу «Властелин Колец»? да –16 нет – 14
3. Какие фильмы/книги в жанре фентези вы смотрели/читали?
Гарри Поттер, Малифесента, Властелин колец, Пираты карибского моря.
4. Нравится ли вам жанр фэнтези? да – 19 нет – 5 не очень - 6
5. Произведения каких жанров вы любите читать? ужасы, приключения, фантастика/фэнтези и др.
Результаты исследования показали, что…
Практическая часть
Так как я увлекаюсь фэнтези, я решила написать несколько работ в этом жанре.
«Путь»
Путь – это одна из моих недавних работ, но единственная, которая была написана в жанре фэнтези. Это произведение по сюжету находится между городским и эпическим фэнтези, а также имеет элементы пост апокалипсиса. Многие вымышленные существа, которые появляются в истории, либо придуманы или изменены мной, либо взяты из европейской мифологии.
Из моих ,или изменённых мной существ можно выделить несколько разумных рас, виды драконов и т.д. Из разумных рас, кроме людей, можно выделить:
Антро(сокрщ. от антропоморфный) – антропоморфные животные, хотя это не совсем моя выдумка, так как антропорфных животных придумали ещё до меня. Они живут в городе, который назван в честь их расы. Среди них встречаются животные разных видов, кроме рыб и насекомых. Эта раса более распространена, чем люди, так как у них выше выживаемость.
Аниплы(от смешения слов animals(животные) и people(люди)) – это существа, похожие на людей с частями тела различных животных в своей анатомии(зачастую с ушами, хвостами, крыльями и т.п.). Это полувымершая раса, т.к её изводили Антро.
Призраки – все существа после смерти становятся призраками. Они живут в стаях и не являются враждебными, но такие представители встречаются. В основном это одиночки, которые отбились от своей стаи по какой-то причине. Многие призраки живут в стае с некими призраками-элементалями. Это самые сильные призраки, которые как-то связаны с четырьмя стихиями.
Есть также вымершая раса, у которой нет официального названия. Изображения её представителей вы можете увидеть на экране.
Сюжет
Эта история рассказывает о наивной, но энергичной и решительной девочке Крис. Она является представительницей выдуманной мной расы – аниплом. Она живёт вместе с приёмной матерью Розой и её друзьями в одном из двух уцелевших городов – Хьюман(human – человек). Ещё в начале сюжета девочка поставила для себя задачу - стать неким «воином света», который будет бороться вместе с друзьями со Злом этого мира – Сеятелями Тьмы.
По сюжету, Крис и её друзья встречаются лицом к лицу с жестокой реальностью, которая сильно отличается от их представлений о мире. Им придётся раскрывать жуткие тайны тех, кто всё время был рядом с ними, сразится с самими собой и выбрать сой путь.
Заключение
Итак, принимая во внимание все рассмотренные особенности жанра, мы можем подвести итог. Жанр фэнтези выделяет тем, что для него характерно наличие вторичного мира, использование опыта Средневековья, принцип путешествия, наличие романтических героев, наличие фантастических существ, типичный сюжет, заключающийся в спасении мира избранным героем, столкновение исторического и мифологического времени, большое значение любовной линии, роль случайного, судьбы или рока.
Жанр фэнтези пользуется большой популярностью у современного читателя. Он несколько отличается от привычной фантастики. Эти истории похожи на сказки для взрослых. В них есть место параллельным мирам, сверхъестественным явлениям и существам. Магия, колдовство – обязательные атрибуты таких произведений.
Мир фэнтези дарит нам бегство из реального мира в мир вымышленный, иной, параллельный. В современном мире все больше людей отдает предпочтение этому жанру и все больше авторов пишут книги в жанре фэнтези.
Список источников:
5
Рисуем ананас акварелью
Никто меня не любит
Кто должен измениться?
Почему Уран и Нептун разного цвета
Что есть на свете красота?