Введение
Проблема. Одной из приоритетных задач образования в школе является воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания и мира между людьми.
Каждый человек должен знать историю свой страны, своего города, своих родственников. Только тогда он по-настоящему сможет считаться патриотом.
У времени есть своя память – это история, поэтому я считаю тему проекта актуальной по нескольким причинам:
- во-первых, каждый год 9 мая наша страна празднует День Победы, это тот самый день, когда советский народ ценой огромных потерь одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны.
-во-вторых, к сожалению, всё меньше остаётся в живых ветеранов, поэтому наша задача – собирать, изучать и хранить материал о людях, защищавших нашу Родину.
в-третьих, я считаю, что каждый человек должен знать судьбу своих дедов и прадедов, односельчан и земляков, свои знания передавать будущим поколениям.
Цель проекта:
- углубить и расширить свои знания о Великой Отечественной войне на основе судьбы земляка, Героя Советского Союза Посконкина Александра Романовича
Объект исследования: участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Посконкин А.Р.
Предмет исследования: история жизни земляка-участника Великой Отечественной войны
Во время работы над проектом, мною была выдвинута гипотеза:
Если каждый человек будет знать и помнить о войне, о героях, грудью вставших на защиту Родины, и будет рассказывать это своим потомкам, память о героях Великой Отечественной войны будет вечна.
Методы исследования: теоретические и практические.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.1 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа"
города Котовска Тамбовской области.
VIII Детские духовно-образовательные Питиримовские чтения
Исследовательский проект
«Роль духовного становления личности в годы ВОВ»
(на примере героя Советского Союза
Посконкина Александра Романовича)
Номинация «Вклад моих земляков в Великую Победу»
возрастная группа 5-7 классы (12 лет)
Выполнена учеником
7 «Г» класса МБОУ «СОШ» г.Котовска
Поповой Еленой Сергеевной
Научный руководитель
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ" г.Котовска
Минаева Ольга Сергеевна
Содержание
Введение
Проблема. Одной из приоритетных задач образования в школе является воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания и мира между людьми.
Каждый человек должен знать историю свой страны, своего города, своих родственников. Только тогда он по-настоящему сможет считаться патриотом.
У времени есть своя память – это история, поэтому я считаю тему проекта актуальной по нескольким причинам:
- во-первых, каждый год 9 мая наша страна празднует День Победы, это тот самый день, когда советский народ ценой огромных потерь одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны.
-во-вторых, к сожалению, всё меньше остаётся в живых ветеранов, поэтому наша задача – собирать, изучать и хранить материал о людях, защищавших нашу Родину.
в-третьих, я считаю, что каждый человек должен знать судьбу своих дедов и прадедов, односельчан и земляков, свои знания передавать будущим поколениям.
Цель проекта:
- углубить и расширить свои знания о Великой Отечественной войне на основе судьбы земляка, Героя Советского Союза Посконкина Александра Романовича
Объект исследования: участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Посконкин А.Р.
Предмет исследования: история жизни земляка-участника Великой Отечественной войны
Во время работы над проектом, мною была выдвинута гипотеза:
Если каждый человек будет знать и помнить о войне, о героях, грудью вставших на защиту Родины, и будет рассказывать это своим потомкам, память о героях Великой Отечественной войны будет вечна.
Методы исследования: теоретические и практические.
2. Главы основной части
2.1 Биография
Александр Романович Посконкин родился в селе Коптево, ныне Рассказовского района Тамбовской области 7 января 1919 году в семье крестьянина-бедняка. Потом семья переехала в город Котовск. Здесь учился в школе, окончил 5 классов. Работал сезонным рабочим в лесхозе. Учился в ФЗУ, а потом работал слесарем на заводе. Осенью 1939 года Александр Посконкин был призван в Военно-морской флот.
30 ноября 1939 года началась война СССР с Финляндией. В этот день части Красной Армии перешли границу с Финляндией и начали боевые действия. Самые тяжелые бои происходили на Карельском перешейке – при прорыве укрепленного района – «линий Маннергейма» . Александр Романович встретил войну в составе специального отряда лыжников Балтийского флота.
Из Кронштадта отряд совершил марш-бросок по льду и подошёл к форту Ино на побережье Финского залива. Под населённым пунктом Мурипа лыжный отряд особого назначения Краснознамённого Балтийского флота принял боевое крещение – отряд встретил группу белофиннов, и завязался неравный бой. Посконкин А. Р. бросил несколько гранат, тем самым уничтожив врагов, затем вступил в штыковой ближний бой, убил вражеского офицера, взвалив на спину раненого командира группы Морозова, смог добраться до своего батальона.
2.2 Награды
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 года, «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте
борьбы с Финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» краснофлотцу Посконкину Александру Романовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали
«Золотая Звезда». Так двадцатилетний паренёк родом из-под Тамбова стал одним из первых в стране Героев Советского Союза.
По этому поводу в газете «Правда» были напечатаны посвященные ему стихи В. Лебедева-Кумача:
«…Враги свинцовый град им сыпали вдогонку...
Спасая раненых, рискуя головой,
Наглядно показал врагам Герой Посконкин,
Что значит наш моряк, наш рукопашный бой!»
После войны с Финляндией в 1940 году, Александр Посконкин был направлен на учёбу в Ленинградское военно-морское политическое училище имени А. А. Жданова, которое он успешно окончил в 1942 году.
В годы Великой Отечественной войны Александр Романович служил на Балтике, в должности политрука батареи береговой обороны. В тяжёлых условиях войны, коммунист Посконкин вёл активную партийно-политическую работу с артиллеристами. Затем капитан Посконкин был назначен помощником командира батареи одного из кронштадтских фортов, которые в то время были огневым щитом Ленинграда. Их орудия защищали подступы к городу на Неве, как в дни обороны, так и при снятии блокады. Они уничтожили много техники и живой силы врага.
При снятии блокады в рядах наступающей морской пехоты шёл и офицер Александр Посконкин. Корректируя огонь тяжёлых батарей Кронштадта, он активно участвовал в разгроме фашистов под Ленинградом. Был контужен, но вернулся в строй.
За участие в прорыве блокады Ленинграда Александр Романович был награждён орденом Отечественной войны, за последующие бои — двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.
2.3. Прототип Василия Теркина
Про Великую Отечественную войну написано множество художественных произведений. Одним из самых известных является поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин».
Василий Тёркин — образ собирательный, списанный со многих бойцов, в их числе и Александр Романович Посконкин.
Александр Твардовский неоднократно встречался с Александром Посконкиным. Поэт навечно запечатлел подвиг героя в своей поэме (глава «О герое»):
Аж привстал герой:
— Ну что вы,
Что вы, — вскинул головой, —
Я как раз из-под Тамбова, —
И потрогал орден свой.
2.4 Жизнь А.Р. Посконкина после ВОВ.
После Великой Отечественной войны Посконкин продолжил учиться, стал командиром батареи береговой охраны, служил на Балтике и Тихом океане, преподавал в высшем Тихоокеанском военно-морском училище имени Макарова
Отдав службе в Вооруженных Силах около двух десятков лет, майор Посконкин в 1956 году ушел в запас и приехал на родину.
Вернувшись в родной город, вёл большую патриотическую работу с молодёжью. Из воспоминаний Ринальды Александровны Лисициной, дочери Александра Посконкина: «Отец — добрый, сильный, всё на свете знающий. Отец, кажется, умел делать всё, что было нужно, как говорится, был мастером на все руки. Он не любил вспоминать про войну, а рассказывать про себя не любил тем более. Он говорил: „Я делал то, что и все люди, которым дорога свобода и Родина“. Всегда с шуткой, всегда с улыбкой, таким запомнила я своего отца».
Александр Романович работал инженером-диспетчером на заводе "Алмаз", был активным пропагандистом славных боевых традиций родного флота среди молодежи, пользовался огромным авторитетом среди горожан. А еще он был страстным охотником и любителем родной природы, исходившим вдоль и поперек леса, луга и болота на много километров от Котовска. Но раны и тяготы войны все чаще стали напоминать о себе, и 20 сентября 1973 года Александр Романович Посконкин скончался.
2.5. Память котовчан о земляке – Герое Советского Союза А.Р. Посконкине.
Котовчане свято хранят память о своем земляке – Герое Советского Союза Александре Романовиче Посконкине.
В музейном комплексе города имеется композиция, посвященная ему.
А также там хранятся архивные документы, периодические издания, фотографии и документы прошлых лет о героях ВОВ.
У здания управления Тамбовского порохового завода открыта аллея Героев.
Именем Александра Романовича Посконкина названа одна из улиц города, а на доме, где он долгое время жил (Октябрьская ул., д. 25), установлена мемориальная доска.
В 1996 году была учреждена городская премия.
В 2010 году на центральной площади Котовска, на стенде, посвящённому 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, была экспозиция, посвящённая героям СССР, в том числе и Александру Романовичу Посконкину.
В 2011 году в селе Платоновка построен военно-мемориальный комплекс, посвященный Памяти воинам-Победителям.
2014 году в Котовском индустриальном техникуме был создан поисковый отряд и назван в честь Героя Советского Союза А.Р. Посконкина.
Именем Героя названа Коптевская средняя общеобразовательная школа.
3. Социологический опрос
Чтобы проанализировать ситуацию, мы провели разовое социальное исследование учащихся 7Г класса средней школы города Котовска. В анкетировании приняло участие 26 человек.
Основным методом исследования был анкетный опрос.
Анкета носила индивидуальный раздаточный характер, с возможным заполнением ее на месте и состояла из вопроса: Каких котовчан, Героев Советского Союза, Вы знаете?
На основе опроса была составлена диаграмма.
Вывод: Опрос среди учащихся 7Г класса показал, что имя героя Советского Союза Александра Романовича Посконкина является самым известным.
4.Востребованность проекта
Материалы исследования могут быть использованы для проведения уроков истории по теме «ВОВ 1941—1945 гг»., для внеклассных мероприятий, уроков Памяти
5.Заключение
Подводя итоги исследовательской работы можно прийти к выводу, что проходят годы, уходят из жизни ветераны, но нельзя стереть войну из памяти народа.
Мы, молодое поколение, должны знать и не забывать о том, какая доля выпала всем, кто внёс решающий вклад в победу над фашистской Германией. Подвиг народа, одержавшего победу в Великой Отечественной войне и отстоявшего свободу и независимость Родины, будет жить в веках. Только извлекая уроки из прошлого, мы сможем предотвратить новые войны.
А эту память помогают сохранять Книги памяти, мемориальные доски, обелиски, памятники погибшим во время ВОВ. Следовательно, гипотеза доказана.
6.Список литературы
Кто чем богат, тот тем и делится!
Пока бьют часы
Усатый нянь
Компас своими руками
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Комментарии
Лена! Спасибо за рассказ о
Лена! Спасибо за рассказ о Герое, молодец, что хранишь память, гордишься Героями. Можно продолжить свой проект, добавив к работе архивные документы Александра Романовича. Их можно найти на сайте Память народа. Ольга Сергеевна, Лена, спасибо вам за участие в Вахте памяти