Елисеев Александр Сергеевич
г. Минусинск, МОБУ «Русская школа», 8 класс
Туристический маршрут «Минусинск- Москва- Волгоград. Узнай и посети».
руководитель: Макеева Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Цель проекта: создание туристического маршрута по местам боевой славы. В ходе работы познакомились с литературой, интернет - источниками по данной теме, узнали историческое значение 7 городов-героев ВОВ. В результате анкетирования выяснили, что большинство учащихся не знают города – герои и основные переломные моменты Великой Отечественной войны. Респонденты не смогли назвать главные мемориалы, памятники в городах – героях, посвящённые значимым сражениям Великой Отечественной войны. Совместно с туристической фирмой «София-тур» г. Минусинска разработали маршрут «По местам боевой славы: Москва- Волгоград» для сохранения исторической памяти подрастающего поколения.
Материалы нашей проектно – исследовательской работы можно использовать на классных часах и родительских собраниях с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, сохранения памяти о самой жестокой войне в истории человечества. Валентин Распутин, размышляя о традициях народов, их судьбах в современных условиях, убежденно сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека».
Вложение | Размер |
---|---|
1.proekt_eliseev_a._uznay_i_poseti.docx | 519.98 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «РУССКАЯ ШКОЛА»
Туристический маршрут
«Минусинск- Москва- Волгоград»
УЗНАЙ И ПОСЕТИ
(Проектно- исследовательская работа)
Елисеев Александр Сергеевич
МОБУ «Русская школа», 8 В класс,
20.12.2008 г.р.
e-mail автора работы: togongo08@mail.ru
контактный телефон автора работы: 89504237017
___________ /личная подпись/
Фамилия, имя, отчество руководителя:
Макеева Лариса Анатольевна,
МОБУ «Русская школа», учитель русского языка и
литературы,
контактный телефон: 89131887134
e-mail: makeeva_larisa71@mail.ru
___________ /личная подпись/
МИНУСИНСК, 2025
Паспорт проекта | |
Название проекта | Туристический маршрут «Минусинск- Москва- Волгоград. Узнай и посети». |
Автор проекта | Елисеев Александр |
Руководитель проекта | Макеева Лариса Анатольевна |
Учебная дисциплина | Внеурочная деятельность |
Тип проекта | Комплексный проект |
Цель проекта | Создание туристического маршрута по местам боевой славы |
Этапы реализации проекта, краткое их описание | 1 этап- изучить литературу по данной теме, провести анкетирование; 2 этап – разработка маршрута совместно с туристической фирмой «София- тур» 3 этап – презентация маршрута |
Продукт проекта | Туристический маршрут |
Перспектива проекта | Использование туристического маршрута в рамках патриотического воспитания молодёжи |
Оглавление
Паспорт проекта…………………………………………………………….……………………2
Введение……………………………………………………………………………….…………4
Глава 2. Результаты анкетирования…………………………………………………………...10
Глава 3 Разработка туристического маршрута……………………………………………….13
Заключение ……………………………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………… ……………….16
Приложение…………………………………………………………………..............................17
ВВЕДЕНИЕ
В этом году наша страна отметит 80 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Трудным был этот путь. Вся страна сражалась с фашистами. Шли бои на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагам героический Севастополь, 900 дней в страшной блокаде стойко держался Ленинград. За время Великой Отечественной войны множество советских городов держали оборону от наступающих сил немецких захватчиков буквально из последних сил. [1]
Двенадцать городов и крепость – герой в Бресте стали ярким примером мужества, стойкости и самоотверженности во время Великой Отечественной войны. Своим бессмертным подвигом заслужили гордое звание - города – герои, были награждены медалью «Золотая - звезда».
Актуальность – к сожалению, малый процент подрастающего поколения имеет представление о городах – героях, сражения за которые стали переломными в ходе Великой Отечественной войне. Города-герои можно причислить к символам, формирующим историческую память народа. Это почетное звание дается с целью сохранить память о подвигах Великой Отечественной войны в сознании будущих поколений.
Цель проекта- создание туристического маршрута по местам боевой славы.
Задачи:
1. Рассмотреть историческое значение городов-героев ВОВ
2. Провести анкетирование по данной теме
3. Разработать туристический маршрут «Минусинск- Москва- Волгоград» с посещением мест боевой славы.
Методы:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Анкетирование.
3.Математическая обработка данных.
Глава 1. Города – герои.
1.Крепость-герой Брест.
Нам память не даёт покоя,
И Брест нам вспомнится опять,
Он с той войною роковою
Сумел свой первый бой принять.[2]
Дмитрий Ахременко
Город -герой Брест первым столкнуться с немецко-фашистской агрессией. Ранним утром 22 июня 1941 г. вражеской бомбардировке подверглась Брестская крепость, в которой на тот момент находились примерно 7 тысяч советских воинов и члены семей их командиров.Фашисты думали, что захватят крепость в течение нескольких часов стремительной атакой, имея подавляющее превосходство над небольшим гарнизоном. Однако крепость не сдалась. Гарнизон Брестской крепости сдерживал дальнейшие атаки немецких войск более месяца. В музее Брестской крепости рассказывают легенду о советском солдате, который в течение десяти месяцев сражался один и не подпускал немцев к развалинам крепости. Это был майор Пётр Гаврилов. Он вышел из крепости, когда фашисты признали, что Москва не оккупирована и что наши войска сражаются. Это был худой, истощенный человек. Возраст его определить было невозможно, он был совершенно седой и, выйдя на свет из подвала Крепости, солдат потерял зрение. На вопрос: «Кто вы?», он ответил: «Я советский солдат». Потрясенные мужеством русского бойца немцы выстроились в шеренгу, а офицер отдал ему честь. До машины Пётр Гаврилов не дошел, он упал замертво.
2. Смоленск.
О ратных подвигах Смоленска
Рассказам нескончаем век —
Там не найти такого места,
Где вдруг смирился человек. [6]
Исаева-Горецкая Наталья
Смоленск находился на пути основных сил нацистов, двигавшихся к Москве, и 10 июля 1941 года началось знаменитое "Смоленское сражение", длившееся до 10 сентября. Враг превосходил численностью в людских ресурсах, артиллерией, авиацией и танками, но советские солдаты самоотверженно сражались за Отечество, и 29 июля 1941 года фашисты успешно захватили город. Оккупация продолжалась до 25 сентября 1943 года, и в эти страшные для Смоленска годы население продолжало бороться с врагом, создавая партизанские отряды и ведя подпольную деятельность. За мужество и героизм, проявленные в тылу врага и на боевых позициях, 260 жителей Смоленской области были удостоены звания Героя Советского Союза, а 10 тысяч партизан и подпольщиков награждены медалями и орденами.
3. Москва.
Они на бой обречены,
Защитники Москвы-столицы,
Что город охранить должны
От тех, кто взять его стремится. [2]
Дмитрий Ахременко
Среди городов-героев Москва занимает особое место. Именно в битве за Москву весь мир увидел первое в истории поражение военной машины III Рейха.Для захвата города была разработана спецоперация под кодовым названием «Тайфун», в соответствии с которой были предприняты два крупных наступления на столицу нашей Родины в октябре и ноябре 1941 г. Силы были неравными. Для первой крупномасштабной операции гитлеровское командование использовало 74 дивизии (включая 22 моторизированных и танковых), 1,8 млн. офицеров и солдат, 1390 самолетов, 1700 танков, 14000 минометов и орудий. Вторая операция насчитывала 51 боеспособную дивизию. Со стороны советских войск, вставших на защиту города - героя, насчитывалось 1,2 млн. человек, 677 самолетов, 970 танков и 7600 минометов и орудий.
В результате завязавшейся ожесточенной битвы, которая продолжалась более 200 дней, враг был отброшен к западу от Москвы на 80-250 км. Это событие укрепило дух всего советского народа и Красной Армии, разбило распространяемый гитлеровцами миф о непобедимости их армии. За образцовое выполнение боевых заданий 36 тысяч защитников - города были награждены различными орденами и медалями, а 110 человек - удостоены звания «Герой Советского Союза». Медалью «За оборону Москвы» были награждены более миллиона воинов.[3]
4.Волгоград (Сталинград)
Про это мужество святое
Расскажет гордый Сталинград,
Он столько дней не знал покоя,
В осаде вражеских солдат… [2]
Дмитрий Ахременко
Сталинградская битва– решающая битва Великой Отечественной войны, начало коренного перелома в её ходе. Выдержав невероятно трудный оборонительный этап сражения (июль-ноябрь 1942 г.), советские войска не позволили врагу захватить город на Волге полностью.
Они стояли насмерть, навсегда сделав слово «Сталинград» символом стойкости и мужества. С ноября 1942-го по февраль 1943 гг. проводилась наступательная фаза этой знаменитой битвы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. В котле окружения оказалась многотысячная группировка немецких войск во главе с фельдмаршалом Паулюсом.Это поражение небывалых масштабов вызвало в Германии шок и страх перед будущим. Советские люди, наоборот, почувствовали воодушевление и уверенность в своих силах. Сталинградская битва имела колоссальное военно-стратегическое и морально-психологическое значение. Несмотря на стремление нацистов захватить город как можно быстрее, битва продолжалась 200 долгих дней и ночей и стала одной из самых кровопролитных битв в истории человечества.[9]
5.Ленинград.
Все люди вспоминать должны
Про вечный подвиг Ленинграда,
Что перенёс всю боль войны,
Об этом вечно помнить надо. [2]
Дмитрий Ахременко
Ожесточённые бои на подступах к Ленинграду начались 10 июля 1941 года. Численное превосходство изначально было на стороне противника: почти в 2,5 раза больше солдат, в 10 раз — самолётов, в 1,2 раза — танков и почти в 6 раз — миномётов. В итоге 8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось захватить Шлиссельбург и таким образом взять под свой контроль исток Невы. В результате Ленинград был блокирован с суши (отрезан от Большой земли). Гитлеровцы рассчитывали голодом принудить город к сдаче.
С этого момента начался отсчёт трагической истории почти 900-дневной блокады и осады города, продолжавшейся до января 1944 года. Жертвами организованного фашистами голода стали более 650 тыс. жителей. Несмотря на голод и непрерывные артиллерийские обстрелы врага, ленинградцы сумели выстоять и продолжить героическое сопротивление.
Важными фактами в истории военной летописи города на Неве стали следующие цифры: более 500 тыс. ленинградцев выходили на работы по строительству оборонительных сооружений; ими были построены 35 км баррикад и противотанковых рвов, а также более 4 тыс. дзотов и дотов; оборудовано 22 тыс. огневых точек. Ценой собственного здоровья и жизни мужественные ленинградцы изготовили для фронта тысячи полевых и морских орудий, отремонтировали и выпустили с конвейера 2 тыс. танков, изготовили 10 млн. снарядов и мин, 225 тыс. автоматов и 12 тыс. миномётов.
Блокада Ленинграда-это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.[4]
6.Ржев.
Ржев не сник, не упал на колени,
Обескровленный, насмерть стоял
Здесь смогли воевать даже тени
Тех,кто жизнь за Россию отдал.[7]
Ирина Дмитриева
Во время Великой Отечественной войны Ржев находился в оккупации долгих 17 месяцев., с июня 1941 года регулярно подвергался налетам немецкой авиации и 14 октября был захвачен войсками Верховного командования. Ржевская битва (1941-1943) - одно из самых трагических и кровопролитных сражений в мировой истории. Потери советских солдат в битве под Ржевом почти вдвое превысили потери советских солдат в битве под Сталинградом. Из 56 000 жителей до войны в живых осталось только 150. После войны город был полностью отстроен.
7. Севастополь.
Про залпы той большой войны
Нам Севастополь пусть расскажет,
И в том рассказе нам слышны
Все стоны тех, кто был на страже… [2]
Дмитрий Ахременко
С началом Великой Отечественной войны Севастополь стал крупнейшим портом на Черном море и главной базой военно-морского флота страны. Его героическая оборона от немецкого вторжения, начавшаяся 30 октября 1941 года, продолжалась 250 дней и вошла в историю как образец длительной обороны прибрежных городов в тылу врага. Немцы, имея гарнизон в 23 000 человек и 150 береговых и полевых орудий, не смогли сразу захватить Севастополь. Но, к лету 1942 года, немцы трижды пытались захватить город.
Впервые Севастополь был атакован 11 ноября 1941 года, когда немецко-фашистские войска десять дней подряд безуспешно пытались прорваться четырьмя пехотными дивизиями. Им противостояли советские силы объединенного флота и сухопутных войск в оборонительном районе Севастополя. В этом сражении противник потерял 150 танков, 131 самолет и около 15 000 солдат и офицеров; во второй захватнической операции фашистов, которая проходила с 7 по 31 декабря 1941 года, было развернуто семь пехотных дивизий, две горные бригады, более 150 танков, 300 самолетов и 1275 орудий и минометов. Однако и эта попытка вторжения провалилась, героические защитники Севастополя разгромили 40 000 фашистов и не позволили им приблизиться к городу.
Указ о присвоении высшей степени отличия - "Город-Герой" был утвержден 8 мая 1965 г. Звание город-герой присвоена городу, если битва за него стала решающей или переломной в ходе боевых сражений второй мировой войны. В городах - героях были установлены обелиски с изображением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Так же в этих легендарных городах возведены мемориалы и памятники мужеству и отвагевсем, кто отстоял данный рубеж.
Глава 2. Результаты анкетирования
Для решения поставленных задач нами проведено анкетирование среди 7,8,10 классов МОБУ «Русская школа» на знание исторических событий времен Великой Отечественной войны. В нем приняли участие 65 учащихся.
Анкета состояла из двух вопросов на знание темы: «Города - герои», одного вопроса –рассуждения и вопроса – иллюстрации.
Вопрос 1.
Москва – 11,7 %Севастополь – 2,6%
Сталинград (Волгоград) – 26 % Новороссийск – 1,3%
Ленинград – 29,25% Брест, Смоленск – 0,65%
Среди ответов были и такие: Берлин, Норильск, Калининград, Донбас, Великий Новгород, Рязань, Владимир.
Вопрос 2.
Москва – 12,35 % Курская дуга – 7,15%
Сталинград (Волгоград) – 25,35 % Севастополь – 0,65%
Ленинград – 12,35% Не знаю – 4,55%
Среди ответов были и такие: Берлин, Донбас, Днепр.
Вопрос 3. Для чего, по вашему мнению, нужны памятники, мемориалы, посвящённые Великой Отечественной войне?
Большинство респондентов ответили: чтобы сохранить память о Великой Отечественной войне.
Вопрос 4. Напишите названия памятников, посвящённых Великой Отечественной войне. В каком городе данный памятник (мемориал) находится? (Приложение 1)
Результаты анкетирования показали, что большинство респондентов не знают названия городов – героев Великой Отечественной войны. Чуть лучше знания в данной области вопроса показали учащиеся 10 классов. Респонденты из 7, 8 классов показали низкий уровень знаний в названии городов – героев ВОВ. Среди ответов были приведены и такие города, как: Берлин, Нижний Новгород, Владимир, Норильск, Донбас, Калининград. Также затруднения возникли с названием известных памятников, мемориалов, посвященных переломным моментам ВОВ. Большинство учащихся понимает для чего нужны памятники и мемориалы, посвященные ВОВ, но определить название того или иного памятника по иллюстрации смогли немногие.
Таким образом,наблюдается дефицит знаний у подрастающего поколения в историческом аспекте, связанном с главными вехами Великой Отечественной войны. Необходимо уделять особое внимание исторической памяти, чтобы помнить великий подвиг русского народа, благодаря которому мы продолжаем жить. Хочется вспомнить слова Константина Симонова, утверждавшего: «У нас, у живых, есть много человеческих прав.. . Но одного права у нас, у живых, нет и никогда не будет. У нас нет права забывать, что сделали наши мертвые товарищи во имя Победы…»[8]
Глава 3. Разработка туристического маршрута
В связи с распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №2129-р о Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года в настоящее время активно разрабатываться схема развития туризма России.[5]
Важнейшей стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения. Туристическая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: культурное, патриотическое, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое. Необходимо отметить расширение кругозора учащихся.
В октябре 2022 года наш класс принял участие в краевом проекте для школьников «Узнай Красноярский край». Участие в этом туре позволило узнать очень многое об истории Красноярска, его культуре и достопримечательностях. Мы остались под большим впечатлением от этой туристической программы.
Прошлым летом я побывал с родителями в городе – герое Волгограде. У меня остались незабываемые впечатления от посещения мест боевой славы, связанных с героическим подвигом, который навсегда запечатлен в памяти народа, как яркий пример мужества и противостояния. Мы посетили мемориальный комплекс Мамаев Курган, Музей –панораму «Сталинградская битва» и прилегающий исторический комплекс со знаменитоймельницейГергардта, побывали на Аллее Славы, совершили поездку по Волге на теплоходе. Я смог глубже осмыслить ужас той страшной войны и оценить величие Победы! Считаю, что каждый россиянин должен побывать в Волгограде, поклониться Великому Подвигу доблестных защитников Сталинграда и уцелевших граждан города, которым так же был отдан приказ «Ни шагу назад!.. Ибо за Волгой у нас земли нет». (Приложение 3)
В рамках проектно- исследовательской работы мы решили разработать маршрут «По местам боевой славы: Москва -Волгоград» совместно с туристической фирмой «София-тур» г. Минусинска.
Краткое содержание программы | Стоимость |
1 день - Перелёт Абакан – Москва. Прибытие в аэропорт Домодедово. - Обзорная экскурсия по г. Москва. - Перелёт Москва – Волгоград - Размещение в гостинице (3 суток) | 12.750 1500 4400 6000 |
2 день - Обзорная экскурсия по г. Волгограду; - Экскурсия по Мамаеву – Кургану - Посещение музея-панорамы "Сталинградская битва";- пешая прогулка по городу | 1000 350 350 |
3 день
- Посещение музея – «Бункер Сталинграда»; - экскурсия в «Краеведческий музей» | 300 150 300 |
4 день - Автобусная экскурсия «Легенды и были старого Царицына» с посещением музея-заповедника «Старая Сарепта» | 4000 |
5 день - Выезд из гостиницы; - Перелёт Волгоград – Москва; - Посещение Красной площади; - Посещение Московского Кремля - Вылет Москва (Домоделово) - Абакан | 4400 - 700 12.750 |
(стоимость рассчитана приблизительно, с 27.03.23 – 31.03.23. | Итого: 48950 |
Если данный тур будет организован для группы школьников ( при количестве 10 учеников и 1 руководитель, то стоимость будет составлять 41200, куда будет входить и 2 разовое питание во время путешествия)
Самостоятельная поездка | Групповая |
Стоимость 48950+ расходы на питание и сувениры | 41200 + расходы на сувениры |
Таким образом, наш разработанный маршрут оказался востребованным, на весенних каникулах. Учащиеся двух образовательных учреждений Минусинска и Минусинского района отправляются в это путешествие. А наш класс планирует такой тур на осенние каникулы 2023-2024 учебного года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.В ходе данной работы мы изучили литературу, интернет - источники по данной теме, узнали историческое значение 7 городов-героев ВОВ;
2. В результате анкетирования выяснили, что большинство учащихся не знают города – герои и основные переломные моменты Великой Отечественной войны. Респонденты не смогли назвать главные мемориалы, памятники в городах – героях, посвящённые значимым сражениям Великой Отечественной войны;
3.Совместно с туристической фирмой «София-тур» г. Минусинска разработали маршрут «По местам боевой славы: Москва –Волгоград» для сохранения исторической памяти подрастающего поколения.
Практическая значимость
В 2022 году на уровне правительства РФ было предложено разработать туристический маршрут по городам-героям. В планах создать "Патриотическое кольцо России», которое объединит города-герои и города воинской славы и трудовой славы для того, чтобы каждый школьник смог побывать на месте сражений, посетить те места, которые пропитаны отвагой, героизмом, быть причастным к большим победам нашей страны.[4]
Таким образом, разработанный нами туристический маршрут «Минусинск – Москва – Волгоград» может на региональном уровне частично отражать идею знакомства с городами – героями ВОВ.
Материалы нашей проектно – исследовательской работы можно использовать на классных часах и родительских собраниях с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, сохранения памяти о самой жестокой войне в истории человечества. Валентин Распутин, размышляя о традициях народов, их судьбах в современных условиях, убежденно сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека».[10]
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Иллюстрации к вопросу №4, анкетирование
Приложение 2
Программа «Софии- тур» - «Минусинск – Москва – Волгоград»
Прибытие в Волгоград. Встреча с гидом-экскурсоводом.
Завтрак в кафе города.
Обзорная экскурсия «Город-герой Волгоград» с посещение Мамаева Кургана: экскурсия начинается с Центральной Набережной им. 62 армии, где экскурсанты познакомятся с историческим прошлым Царицына-Сталинграда-Волгограда, с ходом боевых действий в период Сталинградской Битвы. На главной площади города – Площади Павших Борцов – прозвучит рассказ о событиях гражданской войны, о разгроме войск Вермахта в районе Сталинграда, о пленении фельдмаршала Паулюса. Знакомство с центральной улицей города – Аллеей Героев и улицей Мира, с которой началось восстановление Волгограда. Экскурсанты посетят памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, который имеет мировую известность, и является самым посещаемым мемориальным комплексом в стране.
Размещение в гостинице.
Обед в кафе города.
Посещение музея-панорамы «Сталинградская битва» с внешним осмотром легендарного Дома Павлова. Посещение выставки под открытым небом «Оружие Победы» с военной техникой времен ВОВ.
Свободное время в центре города.
Автобусное обслуживание – 4 часа (до размещения)
Завтрак.
Посещение музея Штаб-квартира Паулюса.
Экскурсия в звездный дом «Планетарий». Волгоградский планетарий крупнейший планетарий России. Он имеет богатую историю и занесён в число лучших планетариев мира. Звездный дом Волгограда является настоящим украшением города и одним из его символов.
Экскурсия в «Краеведческий музей» Волгограда. В настоящее время музей имеет археологические, палеонтологические, этнографические и др. интересные коллекции, используемые в экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной деятельности музея.
Обед в кафе города. Свободное время в центре
Пешеходный день
Завтрак.
Освобождение номеров. Выезд на экскурсию с вещами. Переезд в Южные районы (примерно 1 час).
Автобусная экскурсия в южные районы города «Легенды и были Старого Царицына», с посещением Никитинской церкви, с выходом на Набережной Красноармейского района города: внешний осмотр Парадной арки шлюза №1 Волго-Донского судоходного канала и Маяка, самого высокого памятника В.И.Ленину, занесенного в книгу рекордов Гиннеса.
Посещение музея-заповедника «Старая Сарепта» – бывшее поселение немецких колонистов на территории нашего края со своими традициями и обычаями. Участие в отжиме горчичного масла (за доп. плату — 150 руб. детский/ 250 руб. взрослый)
Обед в кафе города.
Трансфер на вокзал
Автобусное обслуживание – 5 часов
Выезд на поезде в 17-13 Волгоград-Москва.
5 день.
Прибытие в Москву в 14-00. Обзорная экскурсия по Москве.
Вылет Москва-Абакан в 21-55.
Приложение 3
Простые новогодние шары из бумаги
Рисуем акварельное мороженое
Красочные картины Джастина Геффри
Пичугин мост
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"