сочинение на конкурс "Без срока давности"
Название "Секретное оружие Ленинграда". Посвящено созданию Седьмой симфонии Д.Шостаковича.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.docx | 20.77 КБ |
…Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке… Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертельный бой с черными силами.
Алексей Толстой
Есть в России города, которым посвящены стихи, песни, памятники. Но знаете ли вы, что городу на Неве посвящена симфония, написанная величайшим композитором 20 века Дмитрием Шостаковичем?
Я долго думала над выбором темы сочинения. Мне по духу близка тема, связанная с направлением «Произведения музыкального искусства, отражающие геноцид мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.» Почему же именно на ней я остановила свой выбор? Ответ прост. Я человек не далекий от музыки, а тот, который не может прожить эту жизнь без неё. Произведение, о котором я хочу рассказать, впервые было услышано мною на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе. Оно произвело на меня неизгладимое впечатление. Я рада, что сейчас я могу поделиться своими чувствами и эмоциями об этом величайшем произведении.
В этом году отмечается великая дата - 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда. За свободу этот город заплатил слишком высокую цену, но преступление нацистов не смогло сломить и уничтожить Ленинград. Я даже не могу представить, насколько тяжело было народу в этот момент. Но я знаю, что город продолжал жить, несмотря на все невзгоды.
В латыни есть такое выражение: «Inter arma silent Musae», которое переводится как: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но русские музы в годы сражений не молчали НИКОГДА! Произведения, написанные в годы лихолетья, звучат для меня совершенно по-другому - в каждом из них я вижу особый след и часть истории нашего Отечества. Одним из таких великих произведений является «Седьмая симфония» Д.Шостаковича, отражающая то страшное и жестокое время.
История создания этого произведения поразительна. Композитор не спал и не ел, он неустанно сочинял, позволяя себе отрываться от написания только на время дежурства. Его любимый город стонал от горя: варварских бомбежек, голода, холода, постоянной смертельной опасности. Именно поэтому в основу симфонии лег образ страдающего, но не сломленного народа. Он писал обо всём, что видит, слышит и чувствует. Боюсь предположить, но мне кажется, что прочувствовать всю глубину этого произведения до конца просто невозможно. Человек, который не сталкивался вживую с похожими трудностями, только лишь представляет картину всего ужаса, но не проживает этот нескончаемо трудный период.
Но, как собрать профессиональный музыкальный коллектив в блокадном городе, когда многие музыканты уже умерли от голода, другие были эвакуированы, как репетировать с истощёнными и измученными музыкантами? На первую репетицию пришли всего 15 человек, хотя требовалось более ста исполнителей. С трудом удалось собрать полноценный оркестровый коллектив. Только представьте, еле-еле передвигаясь от слабости, на репетицию стекались полумертвые, истощенные голодом люди. Они репетировали шесть раз в неделю и по 5–6 часов.
«… А чтобы всё это сегодня свершилось,
Они сквозь израненный город брели.
И сани за спинами их волочились-
Они так валторны и скрипки везли…»
9 августа 1942 года. Концерт в осаждённом городе означал только одно — Ленинград жив! Зал был полон.
«… Концерт начался!
И под гул канонады-
Она, как обычно, гремела окрест-
Невидимый диктор сказал Ленинграду:
«Вниманье! Играет блокадный оркестр!»
На улицах у репродукторов собрались изнеможённые люди. Стоило посмотреть на их лицо и в глазах сразу же отражалась вековая усталость, но каждый из них знал, что где-то там впереди их ожидает спокойная и счастливая жизнь. Очень многое было сделано для того, чтобы народ услышал великое произведение ставшее символом стойкости и мужества блокадного города. Накануне и в день концерта велась мощная артподготовка, чтобы к Ленинграду не прорвался ни один вражеский бомбардировщик, ни один вражеский снаряд не упал рядом с залом, в котором выступали музыканты, ничто не помешало звучать МУЗЫКЕ.
«…И музыка встала над мраком развалин
Крушило безмолвие темных квартир.
И слушал её весь народ Ленинграда,
И слушал её ошарашенный мир…»
Этот день не стал днем вражеского торжества. Он стал праздникам торжества музыки!
Вы так бы смогли, если б вы умирали ?
Я слушаю и слышу эту музыку вместе с блокадным Ленинградом. Каждый аккорд и каждую ноту я пыталась сопоставить с моментами, происходящими в этом городе. Я слышу начало произведения. Оно такое яркое и мощное, сразу представляется город Ленинград до начала войны. Я словно иду по его широким улицам и наблюдаю за оживленным течением жителей и транспорта. Город живет, процветает и развивается. Повсюду царит гармония и покой. Но вдруг спокойствие нарушается отдаленной, тихой барабанной дробью. Что это? Откуда это? Я с тревогой оглядываюсь по сторонам, хожу по улицам, пытаясь увидеть причину моего беспокойства. Но звук, к сожалению, не становится тише, а наоборот, он усиливается и что-то страшное, черное, громадное двигается вдали, прямо на меня. Слышны его размашистые шаги. Нельзя описать словами весь тот ужас и страх, который поселяется в моем сердце. И это что-то неизвестное, черное наваливается, закручивает меня в какой-то неведомой, жуткой пляске. «Пляска ученых крыс под дудку крысолова», - так охарактеризовал Алексей Толстой этот момент. Начинается эпизод нашествия фашизма. Он словно сметает все на своем пути и не дает право на существование. Его танки и самолеты с каждым днем всё сильнее атакуют мирные территории. С каждым часом враг становится более жестоким и сильным. Слышишь? Он совсем рядом. Эта большая махина уже шагает по городу, разрушая дома, заводы и склады продовольствия. В Ленинграде наступает тяжелое время. Но вдруг чей-то голос в толпе сказал: «Так будем стойки, непреклонны,
Любимый город отстоим!
Здесь наши дети, наши жены,-
Иль не защитники мы им?»
Так начинается битва за жизнь. Битва за добро и зло продолжается и нарастает до пикового момента. Над городом летают вражеские самолеты, падают бомбы, но наша армия продолжает давать отпор. Силы кончаются… Гитлер вооружен до зубов… мы взяты в кольцо. В моей голове слышны плач, крик и отчаянье граждан. В эту минуту я оглядываюсь вокруг и вижу разрушенные здания, воронки от вражеских снарядов, трупы солдат и туман, состоящий из пепла. Лишь скорбная тишина города разделяла со мной этот момент… Прошло время. Ошеломляющее динамичное скерцо отображает с потрясающим бесстрашием сражающуюся Красную Армию, которая изматывала силы противника, истребляла его солдат, уничтожало его технику. Советский народ знал, что его нельзя сломить. Сыны нашей Родины перенесут любые испытания и не отдадут своего Отечества на поругание Гитлеру. Слушая музыку, я чувствовала колоссальную энергию, проявляющуюся в стремительном нарастании и остроте напористого ритма. Мне казалось, что кто-то куда-то мчится, летит, сверкает, проносится мимо ярким красочным вихрем. Тема войны, взволнованно и вызывающе повторенная, отважно переходит в тему грядущей победы, и музыка свободно бушует опять, и немыслимой силы достигает её торжественное, грозное, почти жестокое ликование, физически сотрясающее своды здания. «Мы победим немцев. Товарищи, мы обязательно победим их!» - вторила седьмая симфония.
Этот концерт остался в памяти всех блокадников и всех советских людей. Музыку в тот день слышали не только жители города, но и немецкие войска. Представляете, какова была их реакция? Они едва ли не обезумили, услышав это. Фашисты считали город уже мертвым, и тут неожиданно для всех них на всю мощь звучит сокрушительная мелодия. Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Тогда, 9 августа 1942 года в день премьеры «Ленинградской симфонии», мы поняли, что проиграем эту войну. Мы ощутили русскую силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».
«…И мир потрясенный неверяще слушал из ада блокады концерт:
В великой симфонии русскую душу, поправшую мужеством смерть.»
В самые трагичные и тревожные моменты именно музыка имеет безграничные возможности выразить то, что человек не может выразить словами. Седьмая симфония Д.Шостаковича останется для меня уникальным произведением искусства. Секретным оружием воспевающим силу и непобедимость нашего народа,которое являлась секретным оружие Пока она будет звучать, весь мир будет помнить о победе советских людей над фашизмом, о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы сегодня мы имели мирное небо над головой.
Смекалка против Змея-Горыныча
Прощание с летом
Сладость для сердца
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"