Вложение | Размер |
---|---|
Основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. | 25.36 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия «Центр глобального образования» городского округа
«город Якутск»
Исследовательская работа
«СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК…».
Работа ученика 4 «Е» класса
МОБУ «Гимназия «ЦГО»
Торопова Марка.
Руководитель:
Копырина Жюлиана Григорьевна.
г. Якутск, 2024.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….
Основная часть ……………………………………………………………….......
Понятие сказки, виды сказок…………………………………………………….
Анализ исследуемых сказок…………………………………………………….
Анкетирование……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Введение
С самого раннего детства мы знакомимся со сказками с помощью родителей, бабушек, дедушек и других. И любую начатую сказку нам хочется дослушать до конца, чтобы узнать, чем всё закончится. Мы ещё не знаем таких терминов как преступление и наказание, не всегда правильно понимаем, где зло, а где добро. Но подсознательно хотим, чтобы плохие герои были наказаны, а положительные герои торжествовали.
Когда мы ходим в детский сад, то чаще всего ещё не осознаём, что мы делаем «плохо» или «хорошо», а делаем так потому, что нам так хочется. Но, когда мы уже ходим в школу, то учимся отличать зло от добра. И решать такую проблему нам помогают книги. Читая сказки, сравнивая их, мы можем понять, о чём «намекают» сказки и какова главная мысль сказок.
Актуальность
Сказки живут очень долго. С ними связаны наши представления о мире, добре и зле. Сказки любят читать все дети. Сказки учат нас почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. Они важны во все времена, потому что очень интересны, занимательны.
Цель данной исследовательской работы
Изучить понятие сказки и их виды, выяснить на примере сказок, всегда ли добро побеждает зло и чему учат нас сказки.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- узнать, что такое сказка;
- исследовать волшебные сказки;
- выявить основные мотивы волшебных сказок;
- привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.
Гипотеза
Можно предположить, что общей основной мыслью сказок является победа добра над злом.
Методы исследования
чтение сказок, изучение литературы по теме, сравнительный анализ сказок.
Основная часть
Понятие сказки, виды сказок
Сказка появилась много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят дети и взрослые, в городе и в деревне. Когда мы произносим слово «сказка», «сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, живущий согласно своим необычным сказочным законам, мир, где действуют необыкновенные фантастические герои, где свет, добро, правда побеждают тьму, зло и ложь.
Сказка – это жанр литературного творчества.
Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло.
Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.
Сказка состоит из 3-х основных частей:
1. Зачин (Жили- были….)
2. Содержание сказки
3. Окончание (Вот и сказке конец….)
Виды сказок
В ходе исследования я узнал, что сказки бывают разных видов, например, о животных, волшебные, бытовые, кумулятивные, докучные. Также сказки можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь делятся на русские народные и сказки народов мира, а литературные (или авторские) делятся на сказки русских писателей и зарубежных писателей.
Волшебные сказки
Это такие сказки, где происходит волшебство. В волшебных сказках есть волшебные предметы, сказочные персонажи и герои, которые умеют творить волшебство.
Бытовые сказки
Это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства. Герои побеждают благодаря находчивости, уму, смелости.
Сказки о животных
Это сказки, в которых действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения: волк, лиса, петух, курочка ряба, ворона, зайка. В таких сказках человек играет второстепенную роль.
Авторские сказки
Это сказки, которые написал конкретный автор. Например, сказки А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Братья Гримм «Рапунцель», Ганс Христиан Андерсон «Дюймовочка».
Народные сказки
Это сказки, у которых нет конкретного автора, сказка передавалась в народе из уст в уста, и никто не скажет, кем же она была первоначально написана. Например, всем знакомые сказки с детства: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба» и т.д.
Анализ исследуемых сказок
Более подробно рассмотрим волшебные сказки. Волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
Главные особенности волшебных сказок
В волшебных сказках мы часто находим мотивы испытания и мотивы
превращения.
Чему учит нас сказка?
Для полного восприятия и раскрытия смысла своего проекта я взял свои любимые сказки и постарался выделить главное из них: «Чему учит нас сказка?»
Привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом.
Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам
уважать других.
Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.
Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Анкетирование
Для своих одноклассников провёл анкетирование, в содержании которой составил 7 основных вопросов.
Цель анкетирования:
- выявить интересы к сказкам своих одноклассников;
- узнать, какие сказочные персонажи из сказок нравятся больше всего;
- выяснить, какие читают и знают сказки, с удовольствием ли перечитывают любимые сказки, стараются извлечь для себя урок?
Вопросы анкетирования для одноклассников.
1. Любите ли читать сказки?
2. Какие сказки вы предпочитаете читать?
а) волшебные
б) социально - бытовые
в) про животных
3. Любимый положительный персонаж сказок?
4. Любимый отрицательный персонаж сказок?
5. Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Почему так говорят?
6. Почему в сказках всегда побеждает добро?
7. Чему учат нас сказки?
В анкетировании приняло участие 29 детей.
1. Любите ли читать сказки? – «да» - 27, «нет» - 2
2. Какие сказки вы предпочитаете читать?
а) волшебные - 19
б) социально – бытовые - 2
в) про животных - 8
3. Любимый положительный персонаж сказок?
4. Любимый отрицательный персонаж сказок?
Бабя Яга – 9
Гринч – 7
Кащей Бессмертный – 4 Серый волк – 6 Малефисента – 3 |
5. Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Почему так говорят?
В сказках есть смысл – 9
Сказки чему – то учат - 20
6. Почему в сказках всегда побеждает добро?
Добро сильнее зла - 29
7. Чему учат нас сказки?
Быть добрыми – 29
Заключение
Результаты моего исследования доказывают, что наряду с другими основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом.
Для себя сделал такие выводы:
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?
Список литературы, источники
1. Русская литературная сказка 18-20 вв. В 2 т.: Том 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 256с.
2. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, - 320с.
3. Сказки русский писателей. – М.: Детская литература, 1986. – 383с.
4. Материалы из интернета.
Как нарисовать портрет?
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Хризантема и Луковица
О путнике
Почему люди кричат, когда ссорятся?