Педагогической целью данного проекта является: развитие детского мышления, речи, памяти, воображения. В процессе работы над проектом дети учили, понравившиеся скороговорки, сочиняли свои, расовали иллюстрации.
Вложение | Размер |
---|---|
smeshnye_skorogovorki.doc | 167.5 КБ |
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черноусовская средняя общеобразовательная школа №19»
СМЕШНЫЕ СКОРОГОВОРКИ
исследовательский проект
Исполнители:
учащиеся1класса
Руководитель:
Гноевых Л.Н.
учитель начальных классов,
первой кв. категории
с. Черноусово,
2021 г.
Оглавление
Введение стр.3
Какие бывают скороговорки и зачем они нужны стр. 4-5
Вывод стр. 6
Список литературы стр.7
Приложения стр. 8-9
ВВЕДЕНИЕ
На уроках мы часто разучиваем скороговорки, апроизносить их получается не всегда. Когда начинаем быстро их проговаривать, получается очень смешно, поэтому мы назвали наш проект «Смешные скороговорки».Нам стало интересно: что такое скороговорки и зачем мы их учим? Об этом мы спросили у Любови Николаевны. И она рассказала нам: «Что такое скороговорки, и какую пользу они приносят нашей речи?» А еще предложила нам открыть огромный словарь Ожегова и посмотреть в нем значение этого слова. Оказывается, что если часто заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, внятной, выразительной.Мы решили научиться правильно произносить скороговорки, узнать как их много.
А когда мы об этом узнали, то решили создать свою книгу скороговорок.
Цель: Научиться произносить скороговорки, составить книжку "Смешные скороговорки".
Задачи:
1. Узнать все о скороговорках.
2. Выбрать и выучить наизусть самую интересную скороговорку.
3. Выполнить рисунки к скороговоркам (оформить страницу книжки).
4. Подготовить защиту проекта.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Какие бывают скороговорки и зачем они нужны
В словаре Ожегова мы прочитали значение слова скороговорка:
1. Быстрая речь.
2. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро-проговариваемая шуточная прибаутка.
Оказывается, на Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки. И, действительно, некоторые скороговорки выговорить очень трудно, а уж произнести быстро несколько раз – «язык сломать» можно.Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что было намного труднее.
Скороговорки бывают разные: короткие и длинные, некоторые произносятся как стихи, их легче заучивать. В некоторых скороговорках повторяется один звук, а в некоторых – несколько.
Короткие скороговорки:
У ежа – ежата,
У ужа – ужата.
Длинные:
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Скороговорки, похожие на стихи:
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.
Скороговорки с повторяющимся одним звуком:
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.
С разными звуками:Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Скороговорки очень веселые, поэтому очень часто при заучивании мы смеемся и у нас хорошее настроение.
Скороговорки развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной.
Скороговорки развивают внимание и память. Для того чтобы повторить ее, нужно внимательно послушать, понять смысл.
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Любой человек, который желает красиво говорить, может обратиться к древней «скороговорной» науке.
Когда мы начали каждый день учить новую скороговорку, язык уже не стал так заплетаться, и мы обнаружили, что скороговорки побеждаем.
У нас в классе есть ребята, которые неправильно произносят некоторые звуки, мы думаем, что скороговорки-чистоговорки помогут справиться им с этой проблемой.
Скороговорки помогают правильно, чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка.
Начинать чтение любой скороговорки нужно медленно, по слогам, четко произнося каждое слово. Не нужно пытаться быстро прочитать труднопроизносимые слова скороговорки. Когда её запомнишь, надо проговаривать без звука, только шевеля губами. Затем произносим шепотом. И только потом - вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, не торопясь. И только потом увеличиваем темп.
ВЫВОД
Работая над проектом, мы поняли, для чего нужно изучать скороговорки.
Во-первых, они помогают четко и правильно произносить звуки речи.Во-вторых, тренируют память.В-третьих, развивают речь, она становится правильной и грамотной: исчезает «каша во рту» (так говорит наша учительница, это когда мы произносим звуки, смешиваем их, неправильно выговариваем, смущаемся, а все вокруг смеются).
Таким образом, цель была достигнута. У нас получилась собственная книга "СМЕШНЫЕ СКОРОГОВОРКИ". И мы научились правильно их произносить.
Теперь мы будем чаще изучать скороговорки, произносить их с особым старанием, и расскажем об их пользе ребятам из других классов.
Всех скороговорок не перескороговоришь,
не перевыскороговоришь
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Агеева И.Д «500 стишков для зарядки язычков». Творческий центр Сфера. Москва 2010г.
2) И.Г. Сухих «Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков». Академия развития 2006г.
3) http://playroom.com.ru/skorog.php
4) Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва «Русский язык» 1990г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка по разучиванию скороговорок.
1. Прочитай скороговорку медленно.
2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.
3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.
4. Проговори скороговорку медленно вслух.
5.Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее (не менее пяти раз).
Работа со словарем
Книжка у нас получится!
Воздух - музыкант
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Цветение вишни в лунную ночь