Как влияет компьтер на здоровье.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kompyutera.docx | 336.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Павинская средняя общеобразовательная школа
Индивидуальный проект
по теме «Влияние компьютера на развитие ребенка»
Выполнил:
Вохмянин Константин, 9А класс
Руководитель: Ивкова Л.П.,
учитель обществознания
2022-2023 г.
Оглавление.
I. Введение………………………………………………………….. стр.2
II. Основная часть………………………………………………….. стр.3
1.1 Воздействие компьютерных технологий на человечество… стр.3
1.2 Влияние компьютера на развитие ребенка………………….. стр.4
2. Практическая часть…………………………………………….. стр.7
2.1.Описание методик исследования…………………………… стр.7
2.2. Анализ результатов и рекомендации………………………. стр.7
2.3. Рекомендации по профилактике возникновения зависимости.стр.11
III.Заключение………………………………………………………. стр.13
Список литературы………………………………………………… стр.14
Приложения……………………………………………………….... стр.15
Введение.
Человечество и его компьютеризация – довольно сложный и очень важный на сегодня вопрос. Все чаще в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с необходимостью использования компьютерной техники. В науке происходят новые открытия, прогресс не стоит на месте. Наше современное общество становится зависимым от этих новых технологий.
Иногда это доходит до крайностей, где человек не видит вокруг себя жизнь, его миром становится компьютер или телефон. Безусловно, благодаря этим новшествам появляются все больше других новых открытий в разных сферах. Но также за этим есть и другая сторона медали, в связи с этим нередко люди задаются вопросами о пользе, вреде и влиянии компьютера на жизнь человека. Более трепетно стоит отнестись к использованию компьютера ребенком, ведь это подрастающее поколение, на чьих плечах будет лежать будущее нашего
Актуальность. Эта тема является актуальной в наше время, поскольку в XXI веке практически у каждого человека дома есть компьютер или же смартфон. Нередко данные устройства могут попадать к подрастающему поколению или иметься на руках подростка. Необходимо и очень важно знать каким образом подобные устройства влияют на ребенка и на его развитие. На сегодняшний день множество компьютерных классов открывается уже в начальной школе, в группах дошкольного развития и даже в детских садах. Широкое использование компьютерных программ в обучении и развитии детей привело к тому, что они иначе воспринимают информацию, иначе мыслят, чем их родители, учителя.
Целью исследовательского проекта является определение влияния компьютера на жизнь ребенка: его вред и польза, определение и нахождение компьютерной зависимости.
Гипотеза: длительное занятие на компьютере, увлечение компьютерными играми и интернетом способствует формированию зависимости.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
- проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
- провести исследование, направленное на изучение
- проанализировать полученные данные;
- составить пакет рекомендаций.
Объектом исследования являются учащиеся 6-7-х классов.
Предметом исследования Влияние компьютера на развитие ребенка
В ходе работы использовались такие методы как
- теоретический анализ литературных источников,
- анкетирование,
- тестирование,
- анализ полученных данных.
Практическое применение: Данный проект и информация может быть использована на уроках обществознания, проведение классных часов.
II. Основная часть.
1.1 Воздействие компьютерных технологий на человечество.
В настоящее время человек постоянно подвергается воздействию компьютерной техники. Данное влияние может нести как негативные, так и позитивные последствия. Вначале остановимся на позитивных последствиях.
Стоит отметить, что информационные технологии (ИТ), прочно закрепившись в нашей жизни, облегчили нашу жизнь. Ведь сколько сил и времени уходило на вычисление экономических процессов, так как включается много факторов, влияющих на экономику, а если и вычислить как-то результаты экономических процессов одного предприятия, то на уровне одного региона или всей страны вычисления производились несколькими днями, да и точность этих вычислений оставляла желать лучшего. На сегодняшний день любые вычисления выполняются с помощью компьютеров. При этом результаты точные, и вычисляются за считанные секунды [1].
Созданы программы, помогающие банковским работникам, экономистам, бухгалтерам, проектировщикам, а об освоении космоса вообще человечество могло только мечтать. Этот список можно продолжать до бесконечности и перечислить все профессии, так как информационные технологии проникли практически во все сферы человеческой жизни. Знание компьютера – наиболее важное требование при трудоустройстве.
Еще одна из сфер, на которую повлияли информационные технологии – образование. В школах начали заводить электронные дневники учеников, с помощью которых родители узнают об успеваемости своего ребенка. В ВУЗах и других учебных заведениях преподаватели все больше практикуют скидывание лекций на электронные носители. Также стоит отметить значимость дистанционного обучения для людей с ограниченными возможностями. У них появился шанс получить образование, умственно развиваться.
Информационные технологии сильно повлияли на качество расследований преступлений разного рода, от мелких нарушений на дороге до тяжких преступлений, связанных с гибелью человека. Появились разного рода детекторы лжи, программы, способные выявить местонахождение человека, позволяющие провести множество видов экспертиз, благодаря чему понижается процент ошибок при ведении следствий.
Процент ошибок уменьшился как в расследованиях, так и в медицине. Это ещё одна сфера, где большой прорыв и скачок вперед был сделан благодаря информационным технологиям. Стали проводить операции на жизненно важные органы: от чего раньше умирали – сегодня лечится. В России, например, во всё больших регионах появляются «реанимобили», оснащенные по последнему слову техники, что дает еще больше шансов больному выжить. Появилась возможность диагностировать любой орган и выявить болезнь: ошибиться здесь может только врач [4].
Но компьютерные технологии приносят не только пользу. К сожалению, эта техника может оказывать и пагубное влияние как на человека, так и на человечество. В связи с нарастающими темпами развития информационно-коммуникационных и интеллектуальных компьютерных технологий с каждым разом заметно ощущается отрицательное влияние на жизнедеятельность современного человека. Так, с появлением компьютерных игр люди становятся более зависимыми от виртуальной реальности.
Чаще всего подвергаются этой зависимости как правило молодое поколение (люди от 10 до 35 лет), которые не видят или не замечают каких-либо негативных последствий от многочасового времяпровождения за монитором компьютера. Возникает вопрос, как влияет компьютер на развитие ребенка? Насколько это влияние может быть положительным и отрицательным?
1.2 Влияние компьютера на развитие ребенка.
Чтобы ответить на данные вопросы, я решил выявить положительное влияние интернета на современную жизнь школьников. Их оказалось довольно много:
- Способ показать, проявить себя( разместив свою собственную страничку, написанные программы и прочее).
- Благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все, некоторое время назад интересовавшие его вопросы.
Общение, к которому стремятся особенно подростки, можно найти в интернете.
- В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, с очень интересной, за частую, редкой информацией, так необходимой в процессе учебы.
- Видеоигры вызывают интерес к новой технике, устраняют страх перед ней, свойственный в особенности взрослым, эти игры формируют психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью.
- Благодаря компьютерным играм, развиваются внимание, быстрота действий, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность.
- Хорошая компьютерная игра позволяет не только отдохнуть и развлечься. Многие игры считаются обучающими и развивающими. Они помогают освоить работу с компьютером, помогают изучать английский язык [2].
Наряду с положительным влиянием, оказалось немало и отрицательного.
Известный американский психолог Сеттон Смит отмечает, что видеоигры занимают в среднем 35 часов в неделю в жизни американского ребенка. Одну из возможных причин этого явления он видит в том, что дети, особенно в больших городах, слабо развиты физически, и это мешает им выразить себя в играх со сверстниками. Компьютер же может быть спокойным, бесстрастным и уравновешенным партнером, что вполне устраивает ребенка [5].
Я решил выяснить, какими же болезнями грозится заболеть ребенок, чрезмерно увлекающийся компьютерными играми?:
Влияние компьютера на позвоночник.
Неподвижная поза. Это приводит к ослаблению мышечного корсета позвоночника. Длительные статические нагрузки приводят к преждевременному изнашиванию позвонков и межпозвоночных дисков. Согнутая спина. Если монитор расположен слишком низко, во время работы на компьютере человек вынужден постоянно наклоняться вперед, выгибать спину «колесом».
Синдром компьютерных глаз.
Синдромом компьютерных глаз называют проблемы с органом зрения, которые вызывает частая и длительная работа с компьютером. Это не какое-либо одно определенное состояние: термин «синдром компьютерных глаз» обозначает весь спектр нарушений, включая сухость, боль и пр. Нагрузки на глаза повышаются при плохом освещении и неправильном расположении монитора. Почему возникает синдром компьютерных глаз? Особенности функционирования глаз во время работы на компьютере: Зрение должно постоянно фокусироваться на экране, поэтому движения глазных яблок ограничены – это неестественное состояние.
Кистевой туннельный синдром.
Кистевой туннельный синдром (синдром запястного канала) – заболевание, которое возникает из-за сдавления одного из нервов, иннервирующих кисть, между мышцами и сухожилиями. Разные виды монотонной работы, во время которых человек вынужден постоянно сгибать и разгибать руку в лучезапястном суставе, в том числе работа на клавиатуре, повышают риск развития синдрома лучезапястного канала.
Врачи и психологи отмечают также негативные воздействия на психику и поведение подростка:
Интернет дает иллюзию вседозволенности, так как часто представляется негативная информация о взаимоотношениях со сверстниками, родителями. Так, огромное количество интерактивных компьютерных игр, зачастую, основаны на негативном воздействии на психику ребенка. Особенно у маленьких детей, начинается раздвоение личности на Я-реальное и Я- виртуальное, что приводит к психологическому разладу, к нервным срывам и беспричинной агрессии ребенка.
В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы обучающие начинающих террористов, расистские и экстремистские сайты.
Увеличивается уровень агрессии, нарушается работа головного мозга, появляется жестокость и эгоизм. Происходит постепенное разрушение личности, наблюдаются психические отклонения, происходит искажение человеческих ценностей.
Из-за компьютера или других различных информационных технологий часто происходят конфликты между родителями и ребенком. Это связано с тем, что ребенок требует обратно компьютер, если его пытаются забрать или ограничить, поскольку он не может спокойно пережить, что приходит время заканчивать играть, что и приводит к закатыванию истерик ребенком. Родители, в свою очередь, начинают испытывать чувства вины и беспомощности, как только ситуация начинает заходить слишком далеко. Они чувствуют, что теряют контроль над своим ребенком и никак не могут научиться правильно контролировать времяпровождения ребенка за компьютером. Техника постепенно становится удобным заменителем родительского внимания и общения. Родители все меньше начинают заниматься своим ребенком, разговоры становятся реже.
Исходя из вышеперечисленного, можно сформулировать последствия: разрушение реальной личности, психические заболевания, а может быть, наоборот – это новая ступень развития интеллекта.
- Компьютер может стать причиной долговременных нарушений психического и интеллектуального развития. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдаются эмоциональная незрелость, безответственность.
- У подростков, «живущие » в Сети появляются проблемы с общением. Ведь навыки, приобретенные в виртуальном мире, в обычной не годятся.
- Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся к делу сайты, часами болтают в чатах беседуют с знакомыми и играют в игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.
- Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.
Постепенно легкая увлеченность перерастает в зависимость. Психологи выделяют следующие стадии зависимости [3].
Стадии зависимости | Описание |
Легкая увлеченность | На этой стадии происходит ознакомление игрока с игрой, его адаптация к игровой вселенной, к персонажам, правилам и т.д. |
Увлеченность | На этой стадии наступает быстрая зависимость, резкий рост интереса к игре. |
Зависимость | На этой стадии происходит зависимость от игры, полное погружение в виртуальный мир. |
Привязанность | Человек на протяжении долгого времени увлечен игрой, имеет стабильную устойчивость к игровому процессу на длительное время. |
III. Практическая часть
2.1.Описание методик исследования.
В начале своего исследования я выдвинула предположение (гипотезу): длительное занятие на компьютере, увлечение компьютерными играми и интернетом способствует формированию зависимости.
Для проведения исследования я использовала следующие методики:
1) Анкета "Тест на компьютерную зависимость" (методика Я.В. Марущак).
Цель: «Выявление уровня компьютерной зависимости у школьников». Описание методики:
Данный тест разработан Я.В. Марущак в 2014 году и направлен на изучение уровня компьютерной зависимости у школьников.
Тест состоит из 8 вопросов, на каждый из которых возможно 4 варианта ответов.
1. Есть ли у тебя возможность пользоваться компьютером?
2. Сколько часов в день ты проводишь за компьютером?
3. Чему ты отдаешь предпочтение сидя за компьютером?
4. Как часто ты прерываешь работу за компьютером?
5. Что для тебя важнее, чем компьютерная игра?
6. Влияет ли работа за компьютером на твое здоровье?
7. Совмещаешь ли ты работу за компьютером с другими делами?
8. Планируешь ли ты в дальнейшем использовать компьютер?
В исследовании приняли участие учащиеся 6-7-х классов школы.
2.2. Анализ результатов и рекомендации.
Результаты Анкеты : ) Анкета "Тест на компьютерную зависимость" (методика Я.В. Марущак).
Исследование проходило в октябре - январе 2022-2223 г.
Анализ полученных данных в ходе диагностики показал следующие результаты:
Диаграмма № 1. Есть ли у тебя возможность пользоваться компьютером?
70% обучающихся 6-х классов и 80% обучающихся 7-х классов имеют возможность пользоваться компьютером дома.
Диаграмма № 2. Сколько часов в день ты проводишь за компьютером?
20 % обучающихся 6-х классов и 48 % обучающихся 7-х классов проводят за компьютером от 3-6 часов в день ( при норме для 11-13 лет – 2 часа в день) .
Диаграмма № 3. Чему ты отдаешь предпочтение сидя за компьютером?
24% обучающихся 6-х классов и 25 % обучающихся 7-х классов отдают предпочтение поиску информации в интернете. Остальные в большинстве отдают предпочтение компьютерным играм.
Диаграмма № 4. Как часто ты прерываешь работу за компьютером?
Только 36% обучающихся 6-х классов и 24 % обучающихся 7-х классов прерывают работу за компьютером каждые 20 минут ( при норме для 11-13 лет – каждые 20 минут) .
Диаграмма № 5. Что для тебя важнее, чем компьютерная игра?
52% обучающихся 6-х классов и 66 % обучающихся 7-х классов выделяют общение важнее компьютерной игры.
Диаграмма № 6. Влияет ли работа за компьютером на твое здоровье?
80% обучающихся 6-х классов и 69 % обучающихся 7-х классов считают, что работа за компьютером не влияет на здоровье.
Диаграмма № 7. Совмещаешь ли ты работу за компьютером с другими делами?
Только 60% обучающихся 6-х классов и 41 % обучающихся 7-х классов не совмещают работу за компьютером с другими делами. Остальные совмещают с приемом пищи, с просмотром телепередач и с разговором по телефону.
Диаграмма № 8. Планируешь ли ты в дальнейшем использовать компьютер ?
32% обучающихся 6-х классов и 31 % обучающихся 7-х классов планируют использовать компьютер для учебы, 32% шестиклассников и 45% семиклассников – для развлечений.
Анализ анкетирования подростков показал, что более 80 % учащихся являются активными пользователями интернет – ресурсов. При этом проводят в интернете от 3 часов и более 6 часов в день 20 % обучающихся 6-х классов и 48 % обучающихся 7-х классов, которых можно назвать «тяжелыми» пользователями. Не соблюдающих нормы работы с компьютером, также больше среди 7-х классов (76% показали, что работают практически без перерыва).
Примерно одинаковое количество опрошенных в обеих параллелях (около 80%) абсолютно уверены, в том, что работа за компьютером не влияет на их здоровье. При этом, по данным школьного медработника, всего 39% детей из 7-х классов и 38% детей из 6-х классов имеют 1 группу здоровья, т.е. без отклонений. Нарушение зрения у 36% семиклассников и у 44% шестиклассников.
Почти 60% семиклассников совмещают работу за компьютером с другими делами, в том числе с разговором по телефону, что еще больше негативно влияет на здоровье подростков.
Таким образом, результаты исследования позволили сделать вывод: значительная часть опрошенных 6-х, 7-х классов, являются «скрытыми интернетоманами».
Гипотеза оказалось верной: у подростков 6-х и 7-х классов формируется Интернет-зависимость и игровая зависимость.
Но следует отметить и такое положительное явление: 52% обучающихся 6-х классов и 66 % обучающихся 7-х классов выделяют общение важнее компьютерной игры
Что же является возможными причинами появления интернет зависимости. Это могут быть:
- Недостаток внимания со стороны родителей.
- Неуверенность в себе и в своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
- Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового и интересного.
- Желание ребенка быть похожим на своих сверстников, которые увлекаются, к примеру, компьютерными играми.
- Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье
- Желание ребенка к своему личному пространству, которого у него нет в семье, с помощью компьютера.
Как же все-таки уберечь ребенка от зависимости? Можно использовать этот перечень методов:
2.3. Рекомендации по профилактике возникновения зависимости от компьютерных игр.
В 2018 году Университет Пенсильвании провел исследование: оно показало, что тайм-аут от экрана на 30 минут в день снижает вред для здоровья. Но «безопасное» время для каждого индивидуально и во многом зависит от возраста, отмечают офтальмологи.
Уменьшение лишней нагрузки на мышцы и суставы. Еще в первом классе нас учили правильно сидеть за партой. Все это справедливо и для позы, в которой нужно сидеть за компьютером. Неудобное кресло, слишком высокий или слишком низкий стол, отсутствие спинки – все это может привести взрослого потребителя к остеохондрозу, а ребенка – к сколиозу.
Требования к домашнему рабочему месту:
Исходя из рекомендаций по работе с компьютером, мы с преподавателем разработали памятку для школьников.
Памятка при работе на компьютере.
Дорогой друг! Работая на компьютере, ты должен:
Знать, что непрерывно работать за ПК можно: 1-4 класс (5-10 минут); 5-7 класс (15-20минут); 8-9 класс (20-25 минут); 10-11 класс (30 минут).
Помнить максимальное время работы на ПК в день (с перерывами): 1-4 класс (20-40 минут); 5-8 класс (1-1,5 часа); 9-11 класс (1,5-2 часа).
Работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей хоть изредка менять позу (при этом не сутультесь!)
Делать так, чтобы на мониторе не было световых бликов (блики портят ваше зрение).
Расположить как можно ближе к экрану бумаги, если вы с ними работаете.
Делать каждые 15-20 минут отдых для глаз (можно часто поморгать глазами, перевести несколько раз взгляд от монитора на окно, умыться).
III.Заключение.
Целью моей работы было определить влияния компьютера на жизнь ребенка: его вред и польза, определение и нахождение компьютерной зависимости.
Анализ литературных источников показал, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Плохо то, что при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага.
Исследования практической части выявили, что примерно одинаковое количество опрошенных в обеих параллелях (около 80%) абсолютно уверены, в том, что работа за компьютером не влияет на их здоровье. При этом, по данным школьного медработника, всего 39% детей из 7-х классов и 38% детей из 6-х классов имеют 1 группу здоровья, т.е. без отклонений. Нарушение зрения у 36% семиклассников и у 44% шестиклассников.
Анализ анкетирования подростков также показал, что более 80 % учащихся являются активными пользователями интернет – ресурсов. При этом проводят в интернете от 3 часов и более 6 часов в день 20 % обучающихся 6-х классов и 48 % обучающихся 7-х классов, которых можно назвать «тяжелыми» пользователями. Не соблюдающих нормы работы с компьютером, также больше среди 7-х классов (76% показали, что работают практически без перерыва).
Отсюда, важный вывод: подростки не осознают опасность работы с компьютером, но в то же время значительная часть опрошенных учащихся 6-х, 7-х классов, являются «скрытыми интернетоманами».
Гипотеза оказалось верной: у подростков 6-х и 7-х классов формируется Интернет-зависимость и игровая зависимость.
При разумном подходе компьютер никакого вреда для ребенка не принесет, а польза будет существенной и неоценимой. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.
Список литературы.
Приложение. Анкета.
Вопросы | Варианты ответов | |||
1. Есть ли у тебя возможность пользоваться компьютером? | Компьютер есть дома | На работе родителей | Нет возможности | Нет желания работать за компьютером |
2. Сколько часов в день ты проводишь за компьютером? | Менее 1 часа | 2-3 часа | 3-6 часов | Более 6 часов |
3. Чему ты отдаешь предпочтение сидя за компьютером? | Компьютерные игры | Поиск информации в Интернет | Использую все перечисленное | Делаю что-то другое (указать что) |
4. Как часто ты прерываешь работу за компьютером? | Каждые 20 минут | В связи с приемом пищи | Когда захочу размять мышцы | Работаю непрерывно |
5. Что для тебя важнее, чем компьютерная игра? | Общение с другом | Просмотр любимой телепередачи | Занятия спортом | Другое (указать что) |
6. Влияет ли работа за компьютером на твое здоровье? | Нет | Да – ухудшилось зрение | Да – изменилась осанка | Да – стал чаще болеть |
7. Совмещаешь ли ты работу за компьютером с другими делами? | Нет | Да – с приемом пищи | Да – с просмотром телепередач | Да – с разговором по телефону |
8. Планируешь ли ты в дальнейшем использовать компьютер? | Нет | Да – для учебы | Да – для будущей работы | Да – для развлечений |
Паук
Бородино. М.Ю. Лермонтов
10 осенних мастер-классов для детей
Притча о гвоздях
Шелковая горка