Исследовательская работа представлена на районном конкурсе детских исследовательских работ.
Цель исследования:
Доказать на примере воспоминаний детей сороковых годов, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к людям старшего поколения.1. на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, что активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny.docx | 30.37 КБ |
Тема: Всё дальше от войны. Последние свидетели.
Актуальность работы:
Меня зовут Мельник Виолетта. Я учусь в третьем классе. У меня, как и у многих моих одноклассников, счастливое детство, потому что у меня есть мама и папа, которые меня очень любят, есть младший брат, с которым очень интересно и весело, есть бабушка, которая меня ни только балует, но и многому учит.
С самого раннего детства, а позже из книг, из школьных уроков я знаю, что 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война фашистской Германии против советского народа.
Она вошла в каждый дом моей необъятной Родины и принесла много горя, лишений, страданий. С каждым днём мы всё дальше и дальше отдаляемся от тех страшных лет, уходят ветераны, стираются в памяти события. Но остались ещё люди, которые помнят весь ужас тех огненных лет. Это дети. Дети сороковых. Дети войны. Именно на их долю выпало детство, опалённое войной.
Всем жителям моей необъятной Родины, чьё детство выпало на годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов я посвящаю свою исследовательскую работу.
Проблема исследования:
Сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям же предназначается иное: учиться в школе, играть, ходить в походы, развиваться, познавать мир, помогать по дому старшим, расти и взрослеть на радость родителям.
Гипотеза:
Жизненные позиции детей сороковых отличаются от взглядов современных детей и школьников. Не все школьники сейчас знают об истории жизни старшего поколения в годы войны, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры и звонкого смеха.
Цель исследования:
Доказать на примере воспоминаний детей сороковых годов, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к людям старшего поколения.
Исходя, из данной темы, я поставила перед собой следующие задачи:
3) изучить деятельность и образ жизни детей военного времени в разных уголках России;
4) привлечь внимание моих ровесников к изучению истории своей семьи.
5) способствовать осознанному желанию уважать пожилых людей.
1. Знаете ли вы кого называют ветеранами Великой Отечественной войны?
2. Есть ли в твоей семье ветераны войны 1941 – 1945 годов?
3. Кого сейчас называют «дети войны»?
4. Есть ли в твоей семье родственники, чьё детство прошло в годы ВОВ?
5. Считаете ли вы, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают особой заботы и внимания?
6. Как вы думаете, чем дальше от фронта поселок, тем детям в годы войны жилось лучше или нет?
Я получила следующие результаты:
№ п/п | Вопросы | Положительный ответ | Отрицательный ответ |
1. | Знаете ли вы кого называют ветеранами Великой Отечественной войны? | 23 | __ |
2. | Есть ли в твоей семье ветераны войны 1941 – 1945 годов? | 11 | 12 не знают, взрослые не говорили, не слышал) |
3 | Кого сейчас называют «детьми войны»? | 15 | 8 |
4 | Есть ли в твоей семье родственники, чьё детство прошло в годы ВОВ? | 7 | 17 не знают |
5 | Считаете ли вы, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают особой заботы и внимания? | 18 | 5 |
6 | Как вы думаете, чем дальше от фронта поселок, тем детям в годы войны жилось лучше или нет? | 20 | 3 |
Из 23 опрошенных мною ребят 3 – 4 классов
- 12 человек не знают, есть ли среди их родных ветераны Великой отечественной войны;
- 17 человек не знают, если среди родных «дети войны».
Эти ребята отвечали, что им об этом никто не говорил, не слышали, не знают.
Результаты показали, что выбранная мною тема актуальна. Дети моего поколения мало интересуется своими корнями, не знают о детстве родных, не все задумываются об уважительном отношении к пожилым.
Вот почему мне захотелось узнать по подробнее и составить цельное впечатление о детях военной поры, дать возможность другим услышать голоса-признания мальчишек и девчонок из далёких, но незабываемых военных лет. Сравнить, кем стали во взрослой жизни, чего достигли, как повлияла Великая Отечественная война на жизнь детей, так и не узнавших, что такое весёлое беззаботное детство.
Как же жили тогда дети? Играли ли они в игры? Были ли у них игрушки? Ходили в школу или нет?
Вот что рассказала жительница р.п. Чунский ……Нина Петровна 08.06.1940 года рождения. «Жила семья далеко от военных действий, но пришлось пережить и голод и разруху, непосильный труд и смерти близких. Дети не знали, что такое душистое мыло, сахар и конфеты. Старшие сёстры и братья рассказывали, что носили неудобную грубую обувь не по размеру, и думали, что так и должно быть. В семье было семеро детей и все ходили в школу. Ученики писали на газетах, старых довоенных квитанциях, на рецептах, на любом клочке бумаги, который могли случайно где-то раздобыть. Летом ходили в лес. Собирали всё, что можно было съесть: щавель, черемшу, ягоду. Они казались такими вкусными! Чтобы играли, не помню. А вот праздники мама старалась устраивать для детей - Новый год, уборку урожая. На Новый год старалась справить всем ребятишкам обновы – платьица, носочки связать. После долгожданной Победы народ ещё долго так жил – бедно. Но никто не унывал, все понимали». Нина Петровна выросла, окончила школу, выучилась на медсестру и проработала всю жизнь в чунской центральной районной больнице. Сейчас она на пенсии. Её сёстры и братья так же все получили различные рабочие профессии, разъехались по всей Иркутской области где жили и трудились до самой пенсии.
Я сделала вывод: война повлияла на жизнь сибирских детей. Даже вдали от фронта они чувствовали её. Были лишены многих радостей, но какая была тяга к знаниям! Как помогали взрослым воспитывать младших братьев и сестёр!
А вот рассказ моей одноклассницы Ложкиной Яны. Она рассказала историю из военного детства своей пра-прабабушки Левандровской Людмилы Елисеевны, 1927 года рождения, которой уже нет в живых.
« Семья жила в Донецкой области в посёлке Металлист. Когда пришли фашисты, Людмиле было 14 лет. Немцы по всему посёлку собирали молодых девушек и парней и увозили в Германию на работу. Чтобы спасти дочку, мама Мария Павловна измазала её сажей, обрезала ей коротко волосы, замотала платком и посадила на печь. Немцам она сказала, что у девочки тиф. Немцы очень боялись этой болезни и ушли. Так Людмила Елисеевна осталась жива. Что пережили мать с дочерью в эти страшные дни? Только ещё долгие месяцы девочка не могла выйти из дома и при малейшем шуме шагов за дверью бежала на печку и изображала больную тифом. Этот страх не покидал её и после войны. Когда немцев прогнали, нужно было восстанавливать разрушенное хозяйство страны. Дети на равных со взрослыми очищали улицы, дворы от развалин, работали на заводах и фабриках, на полях и фермах. Людмила пошла вместе с мамой работать на ферму. После войны она посвятила свою жизнь сельскому хозяйству. Ещё труднее было тем, у кого отцы не вернулись с фронта. Приходилось выполнять всю мужскую работу по дому мальчикам. Поэтому на лицах можно было увидеть только 6-8 –летних мальчишек и девчонок, которые играли только в одну игру - войну». Я думаю, это потому, что ничего, кроме войны им не пришлось повидать в свои детские годы.
Прабабушка моей другой одноклассницы Коптевой Ангелины Соколова Надежда Перфильевна, 1932 года рождения, тоже родом из Украины. Она рассказывала своим детям, что помнит о своём детстве только то, что всю войну они с мамой убегали и пряталась (ховались) от немцев. Всегда хотелось есть. А когда война закончилась, 12- 14 летние мальчишки и девчонки пошли работать на уцелевшие заводы и фабрики Украины. Не осталось в памяти детства! Только страх, голод и непосильный труд.
Уже в мирное время бабушка Надя очень часто просыпалась от воя сирен и вздрагивала от яркого света в темноте. Родные Надежды Перфильевны говорят, что она так и не смогла забыть лучи от прожекторов в ночном небе, страшный для детского воображения вой сирен, голод и холод, которые пришлось пережить во время войны многим детям.
Волею судьбы дети Людмилы Елисеевны Левандровской и Надежды Перфильевны Соколовой в 70-е годы оказались в Чунском районе, в посёлке Изыкан, где и продолжается их род. Я восхищаюсь силой памяти этих двух семей, эмоциональной силой живых рассказов потомков, передающих из поколения в поколения исторические события Великой отечественной войны глазами детей.
У моей учительницы мама тоже из военного детства.
Вера Николаевна Катошина родилась и жила в селе Хотилово Тверской области (в советское время Калининская область).
Тысячи людей, чьё детство прошло в оккупации, не могли писать воспоминаний, их не приглашали в школы на часы общения, на торжественные линейки. Даже было не принято расспрашивать старшее поколение о войне. Понятно было – всем жилось трудно, каждая семья пострадала, потеряла близких и родных. Поэтому они просто жили и пытались за чередой лет и событий забыть, что с ними было, что могло быть в те чудовищные годы. Вот и Вера Николаевна рассказывала о своём детстве неохотно, коротко и совсем немного. Вот только один эпизод.
Когда началась война, Вере Николаевне было 5 лет, старшей сестре Галине – 12. Все мужчины ушли на фронт. В селе оставались только дети, женщины и старики. Женщины работали в поле, была пора уборки урожая. На старших детях был дом, хозяйство и младшие сёстры и братья. В свои 5-6 лет дети уже понимали, что происходит что-то страшное, не смотря на то, что взрослые вслух ни чего не обсуждали, берегли детей, чтобы не напугать.
Фашисты пришли в село рано утром. Кругом были крики, лай собак, плач, рокот моторов. Особенно резала слух немецкая речь – громкая, крикливая, непонятная.
Фашисты стали выгонять женщин и детей на улицу и располагаться в их домах. Ворвались и в дом Катошиных. Один немец лёг прям в сапогах на кровать, где лежал котёнок. Котёнок закричал, немец его схватил и швырнул об стену. Котёнок больше не встал. Это было первое впечатление от войны. Мама Веры Николаевны, Клавдия Фёдоровна взяла своих двоих дочерей и перебралась в баню, где и прожили они долгие месяцы оккупации. Немцы побили и поели весь скот во дворах. Каждый день во дворах стоял плач. Женщины кричали, что им нечем детей кормить, но немцы только смеялись. По селу то тут, то там горели костры, фашисты жарили мясо, кур. В воздухе тоял запах жареного мяса, а дети, что по старше, ходили вокруг и смотрели голодными глазами.
Потом вдруг немцы стали ходить по домам и сгонять молодых людей и девушек в колхозный амбар, где раньше пшеница хранилась. Прошёл слух, что повезут их в Германию, на работу. В селе были предатели, которые работали на немцев. Они водили немцев по дворам, где были дети подросткового возраста. Клавдия Фёдоровна к тому времени спрятала старшую дочь Галину и сказала, что у неё только одна девочка и она ещё маленькая. Один фашист разозлился, схватил девочку и швырнул в сторону. Она чудом не попала в огонь, который был кругом. Вера Николаевна рассказывала, что после этого случая она долго не разговаривала, молчала. По ночам Клавдия Фёдоровна рассказывала дочерям истории, в которых был счастливый конец, шила кукол, напевала песни и всегда повторяла, что скоро придут русские солдаты и с ними вернётся с войны папа. Этими надеждами и жили. После войны Вера Николаевна закончила среднюю школу, училище связи в г. Бологое. 40 лет проработала на железной дороге в Республике Казахстан на разных должностях. А ещё, Вера Николаевна всю оставшуюся жизнь после войны не могла слышать немецкую речь, особенно в кинофильмах о войне.
Заключение
9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Наша страна встречала победителей. О той войне написано много книг, стихотворений, снято множество художественных фильмов, спето не мало песен. Среди всего этого и произведения о детях войны. Например, «Ночевала тучка золотая» Анатолия Приставкина, «У войны не женское лицо» Светланы Алексеевич и многие другие, которые я надеюсь ещё прочитать.
В своей исследовательской работе я много узнала о детях войны, о том, что пришлось пережить нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, которые были в то время еще детьми. Людям, чьё детство украла война, всю жизнь снились её страшные эпизоды. Я поняла из воспоминаний свидетелей войны, что дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, какими стойкими и мужественными они могут быть. Благополучие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим.
Выводы:
1.Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, разрушенное хозяйство, это, прежде всего искалеченное детство.
2. Всех детей, узнавших войну в разных уголках нашей страны объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, недосыпание, страх, тяжёлая работа.
3. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. В городах дети встали к станкам, заменив родителей, ушедших на фронт, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.
4. Знакомясь с воспоминаниями, я доказала, что дети, пережившие войну, оккупацию, лишения и нужду, находясь в разных концах нашей страны, несмотря ни на что выросли и стали достойными гражданами своей Родины. Они с опозданием от сверстников, но всё же закончили школу, сумели получить профессию. Все они были полезными на производстве, в науке, в медицине, в сельском хозяйстве. Вырастили детей и внуков. Они заслуживают уважения, почёта и огромного внимания со стороны общества, государства и, особенно, со стороны подрастающего поколения.
Результаты работы:
…О люди! Помните всегда,
Что нет страшней войны – на свете
Своими жизнями за всё
В ней платят маленькие дети
Дети войны и веет холодом
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На чёлках детских седые полосы.
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Горка
Лиса и волк
Если хочется пить...
Пчёлки на разведках