Тема: «Вклад в образование РБ Берельтуевой Дарьи Муханаевна»
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дыренская средняя общеобразовательная школа»
671631 Республика Бурятия, с. Алла, ул. Ленина, 41, тел.8(30149) 95243, факс 65243
Научно- практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Секция: «Гордое имя учитель...»
Тема: «Вклад в образование РБ
Берельтуевой Дарьи Муханаевна»
Выполнила: Будаева Соёлма,
ученица 4 класса
Руководитель: Тудупова Ж.Ч.,
учитель начальных классов
с. Алла, 2023г.
Содержание:
Введение 3
Основная часть
Семья 5
Обучение и начало педагогической деятельности 5
Достижения Дарьи Муханаевны 7
3. Заключение 7
4. Перечень использованных источников 8
5. Приложения 9
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Н.А.Некрасов.
1.Введение
Актуальность.
В меняющемся мире профессий, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Профессия учителя (педагога) одна из древнейших, это даже не профессия, а Призвание. Потому что для того, чтобы стать педагогом, необходимо этого хотеть, уметь находить подход к детям и быть готовым безвозмездно отдавать частичку себя другим.
«Сердце отдаю детям», - так назвал одну из своих книг В.А.Сухомлинский, проработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельности, если она становится призванием.
Педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта; новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, воспитатель, организатор и руководитель проектов -любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям! Он формирует духовный мир молодежи в соответствии с принципами и ценностями современного общества.
Цель: изучение педагогической деятельности и вклада в развитие образования с большой буквы –кандидата филологических наук, почетного работника ВПО РФ, члена Общественной палаты РБ на основе интервью, воспоминаний родственников.
Гипотеза: Изучив вклад Берельтуевой Дарьи Муханаевны в деле обучения и воспитания подрастающего поколения в самом начале работы, и, познакомившись с наградами за ее доблестный труд, мы с уверенностью сможем утверждать, что Дарья Муханаевна – учитель, перед чьим именем можно преклонить колени.
Задачи:
- познакомиться с биографией Берельтуевой Д.М.
- выявить результаты ее педагогической деятельности
- провести интервью с Дарьей Муханаевной и с родственниками
- познакомиться с наградами: медалями, почетными грамотами и званиями учителя
Методы исследования:
- интервью с Дарьей Муханаевной и с родственниками
-изучение архивных материалов;
Практическая значимость работы состоит в том, что данный материал может быть использован на уроках как образец настоящего патриота, добросовестно выполнявшего свой профессиональный долг в тяжелые послевоенные годы нашей Родины, на классных часах и внеклассных мероприятиях по изучению истории своего села и развития образования в родном селе.
Не вечна жизнь. Недолог срок людской.
Уходят ветераны на покой.
Мы благодарны им за честный труд.
Их знания и опыт не умрут.
Старению и годам вопреки
За старшими идут ученики.
Идут года. Вращается Земля.
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!» Юлий Ким
2.Основная часть
2.1 Семья
Дарья Муханаевна родилась 20 июня 1956г в местности Тазы Курумканского района. При советской власти там кипела жизнь, жили эвенки, приехавшие из разных мест, а еще буряты и русские. Все они говорили на эвенкийском языке, потому что основное население было эвенкийское. В этой местности было много заимок, чабанских отар. Ее отец был в то время бригадиром овцеводческих бригад, после того как пришел с войны. А мама окончила курсы ветеринаров и работала вместе с ним. Но последствия войны давали о себе знать, он стал болеть. В 1960 году семья переехала в село Алла Курумканского района. В то время это было крупное поселение, центр Дыренского совхоза.
2.2 Обучение и начало педагогической деятельности
Дарья Муханаевна окончила МБОУ «Дыренскую среднюю общеобразовательную школу» в 1973г, после по направлению поступила на Северное отделение филологического факультета Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.
Многие эвенки Бурятии окончили этот институт и вернулись на родину. В нашей школе работали выпускники этого вуза: Анна Николаевна Делбонова окончила исторический факультет и впоследствии стала директором Дыренской средней школы; Цыдып Цыренович Майоров окончил биолого-химический и всю жизнь проработал химиком в своей школе.
Когда Дарья Муханаевна завершала учебу, была распределена в Хабаровский госпединститут. Преподаватель Михаил Григорьевич Воскобойников предложил Дарье Муханаевне пройти стажировку, что она и сделала. А затем поступила в аспирантуру, по окончании вернулась Хабаровск, где проработала 30 с лишним лет.
В аспирантуре у Дарьи Муханаевны была специальность «Языки народов СССР», поэтому она занималась исследованиями именно по эвенкийскому языку. В Хабаровске работала на кафедре русского языка примерно четыре года, защитилась и ушла на кафедру мировой художественной культуры, где вела дисциплины, которые связаны с культурой народов Дальнего Востока. Через год при художественно-графическом факультете они открыли новое направление – «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и родной язык». В этом направлении решили с коллегами все объединить, чтобы полностью погрузить студентов в среду носителей языка, чтобы у них создалось видение собственного мира. Дарья Муханаевна с ребятами выезжала на пленэры в места компактного проживания коренных малочисленных народов. Ведь у современных студентов не всегда есть возможность соприкоснуться с собственной культурой. У них обучались все тунгусоязычные народы, которые проживают на Дальнем Востоке, самая большая группа была нанайская.
2.3 Достижения Дарьи Муханаевны
Берельтуева Дарья Муханаевна- кандидат филологических наук, почетный работник ВПО РФ, член Общественной палаты РБ. Автор 75 научных публикации, 2 учебно- методических изданий, научный руководитель, соавтор 3 учебных и 8 электронных справочных пособий по языкам КМНС.
Заключение
В заключении хочу сказать, что вклад в образование РБ Дарьи Муханаевны очень огромен. Она занималась углубленным изучением собственной эвенкийской культуры. По сей день она оказывает методическую помощь. В 2020г. она вошла в состав авторского коллектива, работающего над созданием учебного пособия по удэгейскому языку для 3-го класса.
На мой взгляд, только люди неравнодушные и знающие цену жизни своего народа независимо от его численности способны сегодня делиться своими знаниями и навыками с другими, открывать этот мир тем, кто желает о нем узнать. Путь непростой, требующий усилий и выдержки.Но важно еще, чтобы сами представители коренных народов стремились сохранить сове этническое «я», осознавая необходимость развития языка предков.
3.Перечень использованных источников
1. Интервью с Дарьей Муханаевной, родственниками- Ларисой Андреевной, Елизаветой Баировной.
2. Я из рода Тэпкэгир, г. Улан-Удэ, 2011г.
3. Эвенки Бурятии, г. Улан-Удэ, 2016г.
4. Словесница искусства, г. Хабаровск, 2023г.
Лепесток и цветок
Сорняки
Весенняя сказка
Что такое музыка?
Рисуем подснежники гуашью