Финансовая грамотность - это ключевой навык, который должен быть у каждого человека, вне зависимости от его возраста или поколения. Однако для поколения Z она имеет некоторые особенности и различия.
Вложение | Размер |
---|---|
den_rublya_shevtsova_darya_esse.doc | 38 КБ |
Конкурс эссе «День Рубля» 2023
«Финансовая грамотность глазами поколения Z»
Финансовая грамотность - это ключевой навык, который должен быть у каждого человека, вне зависимости от его возраста или поколения. Однако для поколения Z она имеет некоторые особенности и различия.
Представители поколения Z, люди, рожденные после 1993 года, по сравнению с нами немного другие. Они выросли в среде цифровых технологий, не представляют своей жизни без интернета и больше проводят время онлайн, чем офлайн. Психологи твердят: они даже мыслят иначе...
Поколение Z состоит из тех, кто был рожден в конце 90-х-начале нулевых годов. К новому «племени» можно отнести только тех, кто с самых пеленок начал погружаться в цифровой мир и осваивать гаджеты. Если же ребенок рос без «вмешательства» технологий и воспитывался по старинке, то, с высокой долей вероятности, он вырастет представителем поколения Y.
Дети, родившиеся в информационную эпоху, отличаются от предыдущих поколений по многим параметрам, родились в информационную эпоху и сразу столкнулись с огромным потоком информации, привело к тому, что их головной мозг начал работать по-другому, не так, как у представителей предыдущих поколений X и Y. Изменение окружающей среды, в свою очередь, привело к изменению самой структуры головного мозга новых людей.
Во-первых, увеличение информационного потока привело к тому, что участок ствола головного мозга и центральных отделов спинного мозга (ретикулярная формация), отвечающий за контроль над состояниями сна и бодрствования, мышечный контроль и обработку информационных сигналов, поступающих от окружающей и внутренней среды организма, начал работать активнее и стимулировать выработку гормоном удовольствия. То есть для того, чтобы мозг представителей поколения Z мог функционировать в нормальном режиме, ему необходимо получать удовольствие от постоянного процесса поступления и обработки новой информации. Это говорит о том, что скучный и монотонный труд, приверженность одному бренду и верность одному работодателю – явно не характерен для нового поколения.
Во-вторых, новое поколение обладает чрезвычайно низкой степенью концентрации внимания. Исследователь отмечает, постоянная необходимость перерабатывать большой инфопоток рано или поздно приводит к информационному стрессу, который, в свою очередь, приводит к ослаблению иммунной системы и становится причиной ухудшения когнитивных функций (внимание, мышление, память, речь). Современные дети в связи с этим могут концентрировать внимание на чем-то одном только в ограниченный период времени, который не превышает 2-10 секунд. Для сравнения: классические учебники, написанные на «базе» для других поколений, подразумевают, что ученики в состоянии удерживать внимание на одном предмете в течение 15 минут!
Неудивительно, что такое снижение эффективности концентрации внимания приводит к тому, что у поколения Z падает и способность к анализу.
Таким образом, дети поколения Z становятся более индивидуализированными и все чаще теряют навыки социального взаимодействия (становятся «эмоционально глухими») со своими друзьями, партнерами и коллегами по работе.
Плюс ко всему делают больше ошибок с точки зрения принятия решений, поскольку у них вечно не хватает времени на обдумывание проблем, и не имеют авторитетов. Для представителей поколения Z авторитетом является всемирная сеть, но никак не учитель.
Несмотря на то, что поколение Z буквально живет в сети Интернет, вопреки предположениям, разбираться в цифровых финансовых услугах оно не спешит и, как показал ряд исследований, при выборе финансового учреждения критерий наличия онлайн-сервисов молодежь ставит лишь на 6-е место. Важнее доверие к банку, вежливость и отзывчивость сотрудников. В то же время критерием, способным стать, определяющим при выборе финансового учреждения, для представителей поколения Z может стать способность банком обеспечить для своих клиентов безопасность и защиту персональных данных, а также быстроту осуществления транзакций и эффективное разрешение возникающих проблем.
При этом, как оказалось, около 65% подрастающего поколения выступает за инновации, то есть ищет пути решения интересующих их вопросов и проблем, в том числе, и финансовых за счет скорости и новизны.
Кроме того, согласно многочисленным исследованиям, несмотря на то, что деньгам в своей жизни, молодежь уделяет немало внимания, к банковским услугам она относится настороженно и с недоумением: а зачем, собственно, они нужны? Грубо говоря, блокчейн – это весело и интересно, а банки – пережиток прошлого.
Как показывает Индекс разочарования молодёжи, свои денежные вопросы будут решать проблемы через Google, Amazon, Apple, PayPal или Square. В то же время 33% из них вообще не понимают, зачем для удовлетворения финансовых потребностей нужны банки. К тому же, как отмечают эксперты, поколение Z, в принципе, не склонно отличать один финансовый продукт от другого и не разбираться в последствиях использования различных финансовых инструментов и услуг.
По мнению специалистов, чтобы успешно взаимодействовать с представителями поколения Z, банкирам необходимо максимально упрощать свой продукт, описание к нему, использовать короткие сообщения-послания, инфографику и пытаться внедрять в свои работу технологические новинки.
В современном мире обучение финансовой грамотности школьников тесно связано с будущим страны, благодаря ей, я думаю, вырастет новое поколение граждан с другой финансовой культурой, которые будут обладать иной культурой потребления, будут уметь сберегать, инвестировать и т.д. Себя я тоже причисляю к новому поколению, которое сможет, обладая финансовой грамотностью, изменив менталитет, способствовать решению проблемы бедности населения и экономической отсталости нашей страны.
Злая мать и добрая тётя
Одна беседа. Лев Кассиль
Про пингвинов
3 загадки Солнечной системы
Фокус-покус! Раз, два,три!