Поэзия в годы ВОВ и СВО
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_v_gody_vov_i_svo.doc | 154.5 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ «Хоринское управление образования»
Районная научная конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная школа»
Секция: Литература
Роль поэзии в годы ВОВ и СВО
Автор: Гомбоева Александра, 9 класс
Руководитель: Карбаинова Наталья Николаевна, учитель литературы высшей квалификационной категории
2023 г.
РЕЦЕНЗИЯ
на работу ученицы 9 класса
МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная школа»
Гомбоевой Александры
«Роль поэзии в годы ВОВ и СВО»
Данная работа представляет собой интересное филологическое исследование, в котором предпринята попытка анализа роли поэзии в годы ВОВ и СВО, её влияние на боевой дух солдат и воспитание чувства патриотизма народа. Тема исследования является очень актуальной, потому что Россия переживает очень непростые времена. За последние дни жизнь всех жителей страны изменилась так радикально, как для нынешнего поколения не менялась еще никогда. Идет переход в глобальном смысле к другому мироустройству. Сейчас, в этот период, решается судьба нашей страны, безопасности ее рубежей. Военные действия на Украине воспринимаются большинством населения с огромной тревогой.
Исторический опыт учит нас, что только единство поможет россиянам выстоять перед всеми вызовами. Любовь к отечеству, гордость за наших предков – всё это в нашей генетической памяти. На этом всегда стояла и стоять будет Россия. Помочь обрести веру в это и помогает поэзия.
Поэзия сделала немало для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого – зависит судьба народа и страны.
Целью исследования, обозначенной в начале работы, является исследование фронтовой поэзии времён ВОВ и СВО, которая неумолимо продолжается в наши дни. Александра последовательно стремится к достижению поставленных целей и задач, структура работы обусловлена обозначенной во введении логикой.
Автором проведен достаточно полный анализ научной литературы по решаемой проблеме. В результате исследования Александра, проанализировав научную литературу по данной теме, смогла определить содержание понятий исследования; провести анализ публикаций в современном медиапространстве; сделать подборку наиболее значимых стихов об СВО, что является совершенно самостоятельной работой, а также провести анкетирование среди жителей Удинского поселения по теме исследования.
Достоинствами данной работы являются: актуальность, научная новизна; логичность, последовательность изложения; убедительность выводов; высока практическая значимость исследования. Александра продемонстрировала умения исследовательской деятельности, умение критически осмысливать материал, анализировать явления общественной жизни, делать обоснованные выводы.
Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей работы по данной проблеме. Материал исследования может быть использован в качестве ориентира в воспитательной работе и в качестве учебного материала для преподавания курса литературы.
18. 01. 2023
Учитель литературы МБОУ «Удинская СОШ» Н.Н.Карбаинова
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть
Теоретическая часть. Анализ содержания произведений о ВОВ…………………………………………………………………………4
Глава1. Поэзия времён ВОВ……………………………………………...5
Поэты, не вернувшиеся с войны …...........................................................12
Вывод по 1 главе ……………………………………………………… 13
Глава 2. Поэзия начала СВО…………………………………………….14
Вывод по 2 главе ……………………………………………………… 18
Заключение ………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………19
Приложения …...........................................................................................20
Введение
Мотивация к работе основывается на интересе к данной теме
Актуальность. Тема исследования является очень актуальной, потому что Россия переживает очень непростые времена. За последние дни жизнь всех жителей страны изменилась так радикально, как для нынешнего поколения не менялась еще никогда. Идет переход в глобальном смысле к другому мироустройству. Сейчас, в этот период, решается судьба нашей страны, безопасности ее рубежей. Военные действия на Украине воспринимаются большинством населения с огромной тревогой.
Целью работы является желание привить молодёжи интерес к поэзии ВОВ и СВО, погрузить их в поисково-творческую работу, воспитать деятельных, общественно-активных, критически и конструктивно мыслящих личностей.
Планируемый результат: знать особенности фронтовой поэзии, уметь анализировать произведения предложенных авторов.
Планируемый продукт проекта: мультимедийная презентация.
Цели проекта: образовательная - выявить умение и способность учиться работать самостоятельно по теме; познакомить со специфическими особенностями фронтовой поэзии; привлечь к участию в проекте членов семьи (формирование социальной активности).
Развивающая - развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию; развивать устойчивый интерес к книге - источнику знаний, творческие способности учащихся, умение представить свою работу другим.
Воспитательная - воспитывать способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственным, так и чужим); воспитывать чувство патриотизма.
Задачи учебно-педагогические: сбор, систематизация информации о поэзии Великой Отечественной войны.
Развитие навыков:
-самостоятельной работы с литературными источниками, информационными технологиями;
-коммуникативность в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
-мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
-самоанализа и рефлексии.
Основная часть
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А.Твардовский
Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня Великой Отечественной войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Так происходит и сейчас.
Россия переживает очень непростые времена. За последние дни жизнь всех жителей страны изменилась так радикально, как для нынешнего поколения не менялась еще никогда. Идет переход в глобальном смысле к другому мироустройству. Сейчас, в этот период, решается судьба нашей страны, безопасности ее рубежей. Военные действия на Украине воспринимаются большинством населения с огромной тревогой. Многие испытывают тяжелые стрессовые состояния. Значительная часть общества верит, что каждый россиянин выстоит в пору этих испытаний, ведь любые трудности делают нас сильнее. Родина одна, ее, как и родителей не выбирают, о ней заботятся. Тысячи наших парней на Украине решают важнейшую задачу — защищают нашу страну. Они должны знать, что мы с ними и болеем за них всей душой.
Исторический опыт учит нас, что только единство поможет россиянам выстоять перед всеми вызовами. Любовь к отечеству, гордость за наших предков – это в нашей генетической памяти. На этом всегда стояла и стоять будет Россия. Помочь обрести веру в это и помогает поэзия.
Поэзия времён ВОВ
В годы Великой Отечественной войны голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом. Война в корне меняла жизнь всей страны и каждого человека в отдельности. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и страны.
Перо было приравнено к штыку, поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Поэт Алексей Сурков писал:«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических произведений».
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить.
Если будет он в бою жесток?
(А.Сурков)
Суровые строки Алексея Суркова подчёркивают, что Отечественная война с первых дней отличалась от каких бы то ни было иных войн глубиной всенародно-исторических бедствий и патриотического воодушевления. Об этом и стихи, которые стали песнями. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!
В песне отразился единый патриотический и героический порыв народа, ненависть к захватчикам. Под её торжественное звучание отправлялись на фронт бойцы, шли на знаменитую битву под Москвой, действительно «на смертный бой».
«Священная война» ежедневно звучала по всесоюзному радио – каждое утро после боя кремлёвских курантов.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
Эта песня сыграла особую роль. Она пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной». И нетрудно заметить, какое сильное чувство праведной ненависти испытывает автор к фашистам.
Очень символично то, что и сейчас, буквально в первые дни СВО, Ярослав Дронов, автор и певец, известный под псевдонимом Шаман, написал песню «Встанем». Её слова
Встанем, и бьётся сильнее в груди
Наша вечная память.
Встанем и вспомним всех тех,
Кого в этом огне потеряли,
Кто шёл умирать за свободу,
А не за медали!
Мы встанем,
Мы встанем,
Мы встанем!
Практически одинаково – и Василий Лебедев-Кумач, и Ярослав Дронов – призывают соотечественников защитить свою Родину в годину испытаний, пробуждают у каждого из нас чувство ответственности за судьбу страны. Ярослав Дронов выражает общую боль, мысль и уверенность. Мы знаем: мы встали. А значит, мы победим!
Подобный мотив звучит и в поэзии другого поэта – Константина Симонова:
Ты, серый от пепла сожжённых селений,
Над жизнью навесивший тень своих крыл.
Ты думал, что мы поползём на коленях?
Не ужас, — а ярость ты в нас пробудил.
(«Горят города на пути этих полчищ…»)
А в другом стихотворении он призывает к беспощадной борьбе с врагами:
Если ты фашисту с ружьём
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовём,—
Знай: никто ее не спасёт,
Если ты ее не спасёшь;
Знай: никто его не убьёт,
Если ты его не убьёшь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви…
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
По собственному признанию, Константин Симонов написал стихотворение «Убей его!» за один день летом 1942 года, находясь на фронте — на Волге, «к которой подходили немцы».
Это стихотворение отражает именно те чувства ненависти, ярости, неподдельного негодования, которые испытывал каждый советский человек с первых дней войны, видя на своей земле нечеловеческую жестокость фашисткой армады. Стихотворение потрясло солдатские души. Оно живо и сейчас, когда фашизм снова поднял голову.
А поэт Михаил Львов в своих воспоминаниях отмечает: «В 1944 году, на Сандомирском плацдарме, за Вислой, говорил мне мой друг-танкист о стихотворении Симонова «Убей его!»: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза. Оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер…»
Мужество и любовь неразделимы в сердце солдата, и наверно, поэтому симоновские стихи военных лет настолько проникают в душу, трогают сердце, что невозможно оставаться равнодушным, читая их.
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть желтые дожди,
Жди, когда снега метут, жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, позабыв вчера…
Это стихотворение Константина Симонова призывало вопреки всему надеяться и ждать. А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать и его мужество и стойкость. Произведение брало за живое верой в то, что встречи людей, тянущихся друг к другу, непременно произойдут. Оно давало надежду на скорую встречу. Его пересылали, переписывали, передавали с фронта домой и из тыла – на фронт. Оно как молитва, заговор судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью. В нём предсказано, что война будет долгой и жестокой и что человек – сильнее войны. «Жди меня» повторяли как заклинание тысячи мужчин и женщин. Верность в любви обретала роковую силу. Затертые листочки со строками «Жди меня» чаще всего находили среди вещей убитых.
Стихи Симонова, Суркова, Исаковского учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить.
Война – это не только череда сражений и подвигов. Война – это, прежде всего, боль, страдание и смерть. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит человеческое простое слово…
Эдуард Аркадьевич Асадов – из плеяды поэтов военного времени. Его пронзительное «Письмо с фронта» вобрало в себя все невысказанные слова вчерашних мальчишек тех трудных лет:
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!...
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
Это стихотворение написано в 1943 году. Его автору в эту пору 20 лет, и он добровольцем ушел на Великую Отечественную войну. Совсем немного оставалось до ранения, ослепившего его до конца жизни.
Вершинным достижением нашей поэзии стал «Василий Теркин». Александра Твардовского. Твардовский не выдумал своего героя, а нашел, отыскал в народе, сражавшемся в Великую Отечественную войну, современный положительно прекрасный тип и правдиво изобразил его.
Он совершает подвиги без громких слов.
Через боль постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери:
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу...
Война уничтожила не просто миллионы соотечественников, она уничтожила лучших.
Своеобразное решение темы «живых и мертвых» находит поэт в стихотворении «Я убит подо Ржевом». Тема невозможности забвения, память о тех, кто отдал жизнь свою «ради жизни на земле», неразрывная связь с погибшими — вот тема этого стихотворения. Монолог убитого под Ржевом многозначителен: это и поэтическая мысль автора, рисующая горькую правду о войне, о человеке на войне. С откровенностью и болью Твардовский говорит о трагедии человеческой души.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?
В этих вопросах звучит тревожная интонация человека, жившего в сложную пору, когда «было все на кону», когда решалась судьба Отечества. Поэт не раз меняет интонацию, тогда рождаются строки, звучащие в ином ключе:
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?
Стихотворение звучит то как исповедь, то как завещание тем, кто остался жить.
У А. Т. Твардовского есть ещё одно замечательное стихотворение — «Лежат они, глухие и немые». Лирическое «я» поэта проявляется здесь и в элегическом звучании, и в выборе слов:
Лежат они, глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли —
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли…
Поэзия А. Т. Твардовского о войне — «это настоящий реквием, простой ве-личавый и скорбный».
Говорят, «у войны не женское лицо». Но война заставила надеть солдатские сапоги и стать на защиту своей Родины и девушек – поэтесс. Анна Андреевна Ахматова. Война застала ее в Ленинграде. Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была полна трагедий лихолетья, наглядно передает нам ощущение того времени. Лирическая героиня поэтессы — это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени. В эти годы на всю страну прозвучало стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
В стихотворении поэтесса обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени.
В дни блокады передачи на радио готовили журналисты и писатели. Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном – и то было легче. У блокадного Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками стихами. С поэтессой Ольгой Берггольц…
Мадонной блокадного Ленинграда назвали Ольгу Берггольц.
Она была не просто поэтом: она стала голосом блокадного Лениграда, духовным символом Победы. Потерявшая близких, еле живая женщина не только держалась сама, но и поддерживала город словами мужества и надежды, выступая на радио, на заводах, в воинских частях. Это означало, что город жив, что сердце его бьется.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Юлия Владимировна Друнина, русская советская поэтесса, так сказала о себе: "Я родом не из детства, из войны..." И это казалось правдой. Будто не было детства. Она знала о войне - все... А было ей тогда только девятнадцать.
Свое стихотворение «Зинка» она посвятила памяти однополчанки Зинаиды Самсоновой. Основной неразрешимый трагический вопрос произведения, которым мучается лирическая героиня, - как сообщить матери о гибели ее единственной дочери, как сказать ей, что теперь она обречена на одинокую старость, так как, кроме Зинки, у нее никого не было:
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
И это стихотворение как никакое другое показывает нам, что война приносит горе не только обществу в целом, она наполняет им жизнь каждого человека, несет с собой боль, страдание и смерть.
Поэзия 1941 – 1945гг. необыкновенно быстро нашла свое место в строю и широко и полно отразила сложное и многогранное отношение народа к войне. В стихах Николая Тихонова, Алексея Суркова, Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Николая Асеева, Александра Прокофьева, Дмитрия Кедрина, Сергея Щипачева, Ильи Сельвинского и других поэтов слышится и тревога за Отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое осознание жестокости войны…
Стихи звучали на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть.
Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны– это летопись нравственного возмужания советского человека. Ярость и гнев ведут слова поэтов, когда они обличают фашизм.
Поэты, не вернувшиеся с войны
На фронтах Великой Отечественной войны погибло более 400 поэтов. Самому старшему из них — Самуилу Росину — было 49 лет, самым младшим — Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому — едва исполнилось 20.
Мусса Джалиль в 1942 году, тяжело раненный, был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. Он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста.
Поэзия Мусы Джалиля, одухотворенная высокими человеческими идеалами, наполненная горячей любовью к людям, нашла дорогу к миллионам сердец. Мусу Джалиля знали и почитали в Светском Союзе его знали и почитали миллионы людей в Европе, Америке, Азии. Его стихи, его смерть - это великий подвиг.
Джалиль до конца оставался советским поэтом. На обрывках бумаги огрызком карандаша писал стихи, как он сам выразился, "на плахе под топором палача", наполненные жаждой свободы и страстным призывом к борьбе с фашизмом. Героизм - это существо поэзии Джалиля. Он и сам погиб как герой, - не склонив головы, непокоренный.
До сих пор неизвестно, сколько же было всего стихов. За толстыми стенами камеры пылко билось сердце человека-борца, коммуниста, человека, беспредельно любящего свою Родину, свой народ. И каждый стук его рождал новые строки, которые потом изумили весь мир:
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей,
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Независимо, гордо звучит каждое слово! Это настроение любого стихотворения поэта – Героя Советского Союза.
Джалиль спешил - надо было сказать многое. О жизни. О фронтовых друзьях. О родине. О близких.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит...
Он писал, аккуратно занося стихи в самодельный блокнот, сделанный из полей газеты. Получилась небольшая тетрадь, которую легко было прятать, т.к. она помещалась в человеческой ладони.
Пусть сердце пылает в песне,
Правда ей дорога.
Песней ласкал я друга,
Песней ломил врага.
С песней я шел сквозь пули,
С песней весну встречал,
Последнюю песню пою я
Под топором палача.
Воспевая любовь, человек большой души, поэт, утверждал всесилие ее.
Дочурка мне привиделась во сне.
Пришла, пригладила мне чуб ручонкой...
Эти строки, как и многие другие, читать без слёз и душевного волнения нельзя. И в то же время стихи вселяют уверенность в победе, учат стойкости и мужеству.
Вывод по 1 главе
Литература Великой Отечественной Войны – несомненно, один из важнейших пластов в составе русской литературы. Продиктованные болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью потерь, ее произведения представляют собой огромную ценность в ряду иных.
Поэзия военных лет не знает старости. Это бессмертная песнь, воспетая героям войны, Дню Победы!!! Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь. Она не может быть забыта, так как «предавать забвению добытое кровью» мы не имеем права.
Поэзия начала СВО
Идея преемственности поколений, характерная для прошлых военных лет, нашла своё художественное воплощение в стихотворениях, новеллах, поэмах, написанных уже в наше время, с начала СВО.
Созданы сильнейшие по своему значению произведения поэтического жанра, завоевавшие признательность не только участников СВО, но и многих читателей.
Они посвящаются героизму российских воинов, борющихся с нацизмом на Украине в ходе специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации
Эти стихи – о мужестве защитников мирных жителей Донецкой
Народной Республики и Луганской Народной Республики, о любви к Родине, о борьбе с нацизмом.
Дмитрий Мельников - замечательный современный поэт - сказал одну вещь: «СВО вынесла на поверхность истинно НАРОДНУЮ поэзию. Симоновскую. Ту, которая дает надежду тылу и силы бойцам. Эта поэзия очень четко объяснила - за что сражается Россия. И люди это поняли и поддержали».
Вот два стихотворения, написанные Семеном Пеговым, российским военкором. Творческая натура Пегова была давно видна зрителям, а теперь нашла и свое практическое подтверждение. Всегда эмоциональные, яркие репортажи Пегова с передовой стали свежей струей в освещении СВО.
ДОНЕЦКИЕ ОДНОКЛАССНИКИ
Основано на реальных событиях.
Они всегда угорали и жили на всю катушку —
Их так научили русские папки-мамки,
Что раздавали лещей и в кровь надирали уши,
Когда они поздно возвращались домой с рыбалки.
…….Три пацана — Лёва, Бабай и Козырь,
На Донбасскую Первую пришлась их юность.
Бились в первых рядах, в Мариуполе шли на штурмы,
Прикрывали товарищам спины, не жалели врагам «морковки»,
А потом у костра фронтовые шутили шутки,
Военной измазаны славой, как сажей средневековой.
Лёву убило первым, подлый прилёт в окопы,
Били из самоходок, корректировка с «птичек» —
Раскромсали его осколки, острые, как синкопы,
И из трёх одноклассников одного шалопая вычли.
…………………………………..
До больницы его успели, но сердце тряслось на лямке —
Не вытащить с того света, их в могиле сегодня трое,
Как и в списках прогульщиков. Ревут молодые мамки
Трёх пацанов, трёх одноклассников, трёх Героев.
Горько звучат слова о том, как простые ребята, недавние школьники, остаются навеки девятнадцатилетними, отдав свои жизни за Родину…
КРАСНОЕ ПОЛОТНО
Несмотря на погибших друзей, обгоревших машин каркасы,
Фронтовая работа радует Богомаза —
Он вдыхает запах земли и не ищет пути иного,
У него ничего не осталось, кроме чести и позывного.
Плохо ли, хорошо ли — не в этом вся соль рассказа,
Трое детей и жена в ожидании Богомаза —
Вяжут из слёз своих, невзирая на боль и беды,
Красное полотно. Знамя святой Победы.
Проникновенно говорит поэт о том, как «вяжут из слёз своих» знамя Победы «трое детей и жена» солдата. И это «Знамя святой Победы»!
Философского содержания стихотворение Семёна Пегова «В февральских маршах»:
В февральских маршах высшие чины
осколками ракет посечены,
степных алей вангоговы обрубки.
Троянски не обдуманы поступки,
скребут умы купцы и горлопаны,
хрустят во рту азовские рапаны,
погружены в прифронтовые дрязги.
Затвор над их затылками не лязглал…
Почему высшие чины посечены осколками ракет? Если затвор над их затылками не лязглал? И как это он лязглал? Новый нано-затвор? Потому как старый просто лязгал.. Не будем суровы - начинаем разбираться с символами –«высшие чины осколками ракет посечены, степных алей вангоговы обрубки». Так, вангоговы обрубки - это отрезанное ухо. Значит, высшим чинам ракетами посекли уши и они алеют на степи Мариуполя.. Страшной силы поэзия… Сколько символов: троянски не обдуманы поступки … Речь о высших чинах. Стих - жизнеутверждающий, философский, заставляющий задуматься: всё ли правильно, нет ли ошибок…
Поэт Алексей Шмелёв чётко объяснил - за что воюют наши солдаты..
Облаков плыла по небу вата
от земли до самых райских врат.
И спросил апостол у солдата:
«За кого ты воевал, солдат?»
И солдат, убитый под Донецком,
протянул апостолу в горсти
в крови и поту рисунок детский,
и услышал голос:
«Пропусти»
Здесь не надо ничего объяснять. До слёз всё ясно. За «рисунок детский». За жизнь. За матерей, жён, детей. За будущее детей. За мир. За каждого из нас.
Потрясает многообразие лирических героев, вызревших в этом молодом Поэте, который одним из немногих по праву получил Есенинскую премию. Его образы гармоничны по ритму, мелодике и стилю речи. Это ещё более роднит Алексея Шмелёва с Есениным.
Руководитель Военно-художественной студии писателей ЦДРА, поэт, секретарь Правления Союза писателей России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, полковник в отставке Владимир Силкин уверенно пишет:
Мы никому не отдадим Победы,
Ни перед кем мы не склоним знамён.
На нас глядят из бронзы наши деды,
Вовек не забыть их имён! И
Мы за тех, кто точно хочет мира,
Мы за тех, кому даны права,
Мы всегда встаём за командира, Мы с тобой, Россия и Москва!
Твёрдо выражена поддержка линии СВО и несомненный успех в операции. Мы едины в своём патриотическом порыве. В этом не сомневается Владимир Силкин.
СЫН ДАГЕСТАНА
Памяти Героя Российской Федерации
старшего лейтенанта
Нурмагомеда Энгельсовича Гаджимагомедова
Основано на реальных событиях.
В Дагестане скверная погода –
Дует ветер с дальних гор в лицо.
В феврале 22-го года
Ты рванул гранатное кольцо.
Вновь весна стоит, и солнце светит,
И как витязь, ты уходишь в бой.
Кем гордиться мне на этом свете?
Это однозначно, что тобой!
Про что Силкин? Про путь воина, про несгибаемую силу воли. Какие бы трудности не возникали на жизненном пути, российский солдат не сдаётся! Нурмагомед Гаджимагомедов, солдат из Дагестана, так же, как и мой земляк и старший друг, Соёл Дашиев, выпускник нашей школы, не сдались в плен нацистам в тяжёлом бою. Они оставили последнюю гранату для себя и в самый последний миг захватили в небытие с собой врагов.
Это настоящие герои! Ими гордится народ и страна. Подобно Александру Матросову, они совершают подвиги на поле боя.
Поэт, заместитель председателя Правления Московской областной организации Союза писателей России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, полковник запаса Игорь Витюк показал, как литературные традиции времён ВОВ находят своё продолжение в стихах современных поэтов в поддержку СВО на Украине.
НА СПЕЦОПЕРАЦИЮ
Я уезжаю на войну –
Подписан боевой приказ.
Свою любимую жену
Я крепко обниму сейчас.
И в бой по зову сердца рвусь –
Без громких пафосных речей, –
Чтоб вырвать Киевскую Русь
Из лап нацистских палачей!
Мы – воины добра теперь,
Наш путь – возвышен, но кровав.
Дай, Бог, вернуться без потерь,
С Победой – смертью смерть поправ!
Мы помним эти слова по повести Бориса Васильева «В списках не значился». Помним, что «Брестская крепость не пала. Она просто истекла кровью». И как бы не было трудно, мы выстоим! Потому что российский солдат непобедим!
Геннадий ИВАНОВ, 1-й секретарь Правления Союза писателей России, старшина в отставке, г. Москва, своими стихами спрашивает и утверждает:
«За что вы любите Россию?»
«А что такое патриот?..»
Как много доблестных усилий,
Чтобы запутался народ.
Да ни за что. Люблю – и точка.
Душа о Родине поёт!
Вопросы эти – заморочка.
Кто патриот - тот патриот!
Оксана МОСКАЛЕНКО,
член Союза писателей России,
жена военнослужащего, выражает ту же мысль:
ДОНБАСС В ОГНЕ
Кто мог подумать лишь вчера,
Что будут братья сеять смерть?
И это вовсе не игра,
И мы готовы умереть.
То минный шквал накрыл, то «Град» –
Сжигают дьявольским огнём.
Здесь, на земле разверзся ад,
И мы умрём, но не уйдём!
Скорбь и надежда во всех этих стихах. Таких произведений очень много. И этот новый феномен возник не на пустом месте. От него тянутся две нити — в прошлое и в будущее.
Вывод по 2 главе
С одной стороны, это продолжение традиции военной поэзии, военных песен и прозы, в том числе посвященной Великой Отечественной войне. На смену Симонову, Суркову, Богомолову и другим приходят новые имена, фактически их внуки и правнуки. С другой стороны, СВО продолжается, и образовавшаяся пропасть между Россией и Западом становится все глубже. Запрос на новое осмысление себя средствами искусства тоже растет. И очень возможно, впереди нас ждут новые сильные книги, стихи и песни на эту тему. Важно, чтобы общество и государство поддержали эту новую волну.
Заключение
Данная работа имеет нравственное, патриотическое, практическое, интеллектуальное значение в воспитании не только учащихся, но и взрослых.
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что я достигла цели, поставленной вначале. В ходе работы я научилась отбирать, анализировать, структурировать, оформлять и представлять необходимый материал. Продуктом моего проекта стала электронная презентация литературного материала, которая по проведенному мониторингу имеет большую практическую значимость как для учащихся, так и для взрослых, дает возможность ощутить атмосферу того времени.
Стихотворения о ВОВ и СВО, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой даётся победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне — это нерукотворный памятник нашим воинам, в жестокой схватке с фашизмом.
Любовь к Отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы Великой Отечественной войны свое вдохновение наша лирика.
Поэзия играет огромную роль в воспитании молодого поколения, воспитания патриотизма, того самого чувства, от которого зависела и зависит сейчас судьба всего народа. Она немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит жизнь каждого из нас и страны в целом...
Литература СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО
≪Центральный Дом Российской Армии имени М.В. Фрунзе≫
Министерства обороны Российской Федерации Москва, 2022
Приложение
Приложение 1
Анкета
1) Сколько вам лет?
2) От кого вы впервые узнали о Великой Отечественной войне?
3) С творчеством каких поэтов периода Великой Отечественной войны вы знакомы?
4) Что, по-вашему, больше влияет на осознание нынешним поколением масштабов жертв и потерь и роли советского народа во время войны?
5) Какую роль играет военная литература?
Приложение2
Результаты социального опроса
Работа над созданием этого проекта шла в несколько этапов. На подготовительном этапе проводился соцопрос (Приложение 1).
Цель анкетирования: стимулирование интереса к изучению литературы и истории о Великой Отечественной войне.
Исходили мы из того, что книги о Великой Отечественной войне - могучий инструмент для воздействия на чувства читателя, они способны оказывать существенное воздействие на духовно-нравственное и общественно-патриотическое становление личности.
В анкетировании приняли участие 45 респондентов в возрасте от 13 до 17 лет (12 мальчиков и 20 девочек). Опрашиваемые составили две возрастные группы:
1 – учащиеся 5-6 классов – 19 человек;
2 - учащиеся 8-10 классов – 26 человек.
Нам было интересно узнать, что дети и подростки знают и думают об этой страшной войне, как к ней относятся.
Анализ анкетирования показал, что при ответе на вопрос «От кого вы впервые узнали о Великой Отечественной войне?» наибольшая часть респондентов в качестве источников информации назвала своих дедушек, бабушек, родителей В первой возрастной группе этот показатель составил 14 человек, во второй – 17 человек. Некоторые назвали в качестве источника информации назвали учителей в школе, художественные фильмы и литературу.
Полученные сведения позволяют предположить, что в большинстве случаев интерес к героической истории страны прививается именно в семье.
Отвечая на вопрос «С творчеством каких поэтов периода Великой Отечественной войны вы знакомы?», практически все учащиеся 6 класса отметили К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова – именно с их творчеством они знакомились на уроках литературы. Ученики 9-10 классов знакомы с творчеством К.Симонова (17 чел.). Учащиеся 10 классов также отметили Э.Асадова (17 чел.), Ю.Друнину (16 чел.) и О.Берггольц (11 чел.). Ответы показывают посредственную информированность учащихся о литературе военного времени. И это тревожит.
Если предыдущие два вопроса проясняют картину фактических знаний учащихся, то следующий вопрос «Что, по-вашему, больше влияет на осознание нынешним поколением масштабов жертв и потерь и роли советского народа во время войны?» направлен на выявление предпочтений подростков в выборе источников знаний. Здесь ответы распределились следующим образом:
-исторические факты, суровая статистика: 1 гр.-10чел (53%), 2гр. –16чел. (61%)
-художественная литература о Великой Отечественной войне: 1гр.- 8 чел. (42%), 2гр.-9 чел. (35%);
-художественные фильмы о войне: 1 гр.- 1чел. (5%), 2 гр.- 1 чел. (4%).
Ответы на этот вопрос показывают, что большинство детей предпочитают исторические и литературные источника информации.
Ответы на четвёртый вопрос «Какую роль играет военная литература?» показали, что большинство учащихся верно понимают воспитательную роль военной литературы в современном мире.
В целом, результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что военная литература является мощным оружием не только во время войны. Она не теряет своей значимости и в наши дни, поскольку дает подросткам наглядное и более понятное представление о Великой Отечественной войне и имеет огромное идеологическое значение в рамках патриотического воспитания и верной оценки всемирно-исторического значения Победы в войне 1941-1945г.
Приложение 3
Стихи о специальной военной операции на Украине
Лев КОТЮКОВ
ПОЕДИНОК
Чёрный снайпер бьёт на шорох,
Я лежу к земле прижат,
Чёрный снайпер бьёт на шёпот,
Чертов снайпер бьет на взгляд.
Головы поднять не смея,
≪Сохрани, земля!≫ – молю.
Черный снайпер, сатанея,
Выжидает жизнь мою.
В землю теплую вжимаюсь,
Онемевший и слепой,
В землю чёрную вживаюсь,
Становлюсь землёй самой.
Вглубь системой корневою
Кровь пульсирует моя,
Рот забит землёй сырою,
В сердце – гулкая земля.
Я встаю над горизонтом,
Вся земля со мной встаёт.
Где ты, где ты, снайпер чёртов?!
Ну, посмотрим, чья возьмёт?!
Геннадий ИВАНОВ,
1-й секретарь Правления Союза писателей России,
старшина в отставке, г. Москва
Я был ракетчиком когда-то.
Сержантом был и старшиной.
Я был за Родину, ребята,
Тогда – и нынче не иной.
«За что вы любите Россию?»
«А что такое патриот?..»
Как много доблестных усилий,
Чтобы запутался народ.
Да ни за что. Люблю – и точка.
Душа о Родине поет!
Вопросы эти – заморочка.
Кто патриот - тот патриот.
Оксана МОСКАЛЕНКО,
член Союза писателей России,
жена военнослужащего,
ДОНБАСС В ОГНЕ
Кто мог подумать лишь вчера,
Что будут братья сеять смерть?
И это вовсе не игра,
И мы готовы умереть.
То минный шквал накрыл, то «Град» –
Сжигают дьявольским огнём.
Здесь, на земле разверзся ад,
И мы умрём, но не уйдём!
И как бы ни был враг жесток,
Никто сломить не в силах нас.
Мы русские, и с нами Бог!
И будет русским наш Донбасс!
НОВОРОССИЯ
Я прячусь... А вокруг бомбят.
И в горле – хрип, а в сердце – боль,
И скоро всех нас истребят, –
Мы для врагов – ничто, мы – ноль!
В сырых подвалах, во дворах
Притих напуганный народ.
И леденит предсмертный страх...
Мы – жертва, мы – ненужный сброд...
Будь я мужчиной, то взяла б
Мне непривычный автомат!
Пошла б в атаку против зла,
Бандеровцев отправив в ад!
Об убиенных на войне
В молитве проливаю кровь…
Они, сгоревшие в огне,
Стяжают Вечную Любовь.
ОБСТРЕЛ
Взрывы, воронки и бомбы...
Что это? – Страшный сон?
Наши дома – катакомбы,
С дочкой дрожим вдвоём...
Взрыв раздолбал всю дорогу –
Ухнуло, отлегло...
Истово молимся Богу,
Чтобы нам повезло.
Месяц назад в воронке
Сгинул мальчик-сосед.
Нет на него похоронки,
Как и соседа нет.
Лишь клумба из белых лилий, –
Её взрастила мать.
И мы здесь слёзы пролили,
Чтоб его поминать.
Но нет! Мы – не биомасса!
Солнце взойдёт во мгле!
Мы не уйдём из Донбасса –
Мы – на своей земле!
РУССКИЙ ВИРАЖ
В командировку муж летит...
Гордиться или горевать?
И чувствую, Господь велит –
С молитвой мужа провожать...
Там пекло, там сейчас война.
Там рвутся бомбы в городах.
Там кровоточит вся страна,
И над людьми сгустился страх.
И в небо взвился самолёт, –
Войною всё обагрено.
Спасём измученный народ
Нам зло пресечь пора давно!
Смешалось всё – где явь, где сон?
Раскаты грома, тишина…
Повсюду крики, плач и стон
Будь трижды проклята война!
Но он летит сквозь дым и боль,
И вспоминает про семью,
И с ним – Господняя любовь,
И будет невредим в бою!
Ян БЕРЁЗКИН,
член Союза писателей России,
заслуженный работник культуры Республики Южная
Осетия
ВОЙНА!
Я не был на войне,
Но почему же:
Я вижу, как взрывается снаряд?
И чтобы выжить, я бросаюсь в лужи,
Сжимая мертвой хваткой автомат.
Я вижу трупы, брошенные в поле,
Изрытому воронками смертей,
От страха поднимаюсь, словно голый,
Бегу в атаку как придаток к ней.
Слепая ярость плещется в траншеях,
И пули рвут кого-то на куски.
Текут ручьи, алея и чернея,
Может, чужие, может быть, мои.
Я не был на войне.
Но почему же:
Я соглашаюсь в мыслях воевать?
Опять войны людей сковала стужа –
И я хочу от смерти их спасать.
Галина РОМАНОВА,
член Союза писателей России,
г. Балашиха, Московская область
ЖИТЕЛЯМ СЛАВЯНСКА
Видно, не минуло время блокад:
Город Славянск, как второй Ленинград,
Замер геройски, зажатый в кольце –
Неонацизм на родимом крыльце.
Ломится в двери, нарушив покой,
Доллар и свастику правой рукой
Каждому в сердце вонзает – смирись,
С НАТО Отчизной своей поделись.
Что им история чья-то и бог?!
Землю Донбасса о русский порог
Вытрут под топот своих сапожищ,
Кровь не отмыв с вероломных ручищ.
Выстоять надо сегодня, друзья:
Ваша земля – и сдаваться нельзя
Натиску запада, лжи и огню!
Вы – наш форпост на славянском краю!
Татьяна БИРЮКОВА,
член Союза писателей России,
г. Видное, Московская область
ЛЮДИ, ОПОМНИТЕСЬ!
Пылают леса и дымятся станицы.
Огонь пожирает любые границы.
Дымят от напалма – страшно, нелепо
Пальмира и Горловка, Славянск и Алеппо
Невеждами ныне присвоена власть
И ею они наслаждаются всласть.
Не достучаться до разума каской,
Жестокость и ненависть прячут под маской.
Люди, опомнитесь! В братской могиле
Спят наши деды. Неужели забыли?
Души витают над вечным огнём
В сёлах, столицах, ночью и днём.
Не стёрты с гранита ещё имена,
А пулей в висок снова слово – война!
Школы разбиты, пылают станицы. Война мировая в дверь к нам стучится…
Привередница
Заколдованная буква
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Горка