К памятной дате со дня рождения Мусоргского Модеста Петровича
Вложение | Размер |
---|---|
vks_2024.docx | 18.37 КБ |
Направление: «Я благоговею перед Мусоргским, считаю его величайшим русским композитором. Композитор-трибун, композитор-борец, композитор-новатор» (Д.Д.Шостакович): 185 лет со дня рождения русского композитора М.П.Мусоргского.
Тема: « Он искал в музыке не красоту, но истину».
Жанр: эссе
Личность русского композитора М.П.Мусоргского лично мне интересна прежде всего тем, что не имеющий профессионального образования, по мнению некоторых признанных деятелей искусства, малообразованный музыкант своим творчеством оказал значительное влияние на развитие не только русского, но и европейского музыкального искусства.
Этому прежде всего способствовал характер Модеста Петровича, определившего цель собственной сочинительской деятельности – выразить в музыке самобытность русской души – не красоту, но истину. Творческий принцип – «жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона» - воплощал он в своих сочинениях.
Опера и камерная вокальная музыка были для Мусоргского главными жанрами – в них композитор находил неисчерпаемые средства музыкальной выразительности. Обращение к крестьянской песне, содержащей самобытные интонации разговорной речи, обусловило возникновение новаторских гармоний, тембровое разнообразие, игру тональностей, что предвосхитило открытия в творчестве современных русских и европейских композиторов.
Музыкальный талант будущего композитора развился благодаря матери – именно она обучила его игре на фортепиано. В дворянских семьях принято было развивать творческие способности детей. Однако Модесту предстояло обучение военному делу как основе будущей профессии. Петропавловская школа в Санкт-Петербурге и Петербургская Школа Гвардейских прапорщиков- заведения, во время прохождения курса обучения в которых он получает не только навыки военного дела, но и развивает свои способности как композитор. Полька «Подпрапорщик» - первое опубликованное официально фортепианное произведение Мусоргского – было создано им во время обучения в школе. Также он славился в кругу сокурсников прекрасным вокальным исполнением арий из итальянских опер и фортепианным – полек и кадрилей.
На пороге блестящей военной карьеры Модест знакомится с А.П.Бородиным, его приглашают к А.С.Даргомыжскому. Звучащие на музыкальном собрании произведения Глинки и Даргомыжского открыли юному Мусоргскому мир новой для него музыки. Первый романс «Где ты, звёздочка?» в тональности русской протяжной песни он сочиняет в 1857 году. Далее становится участником «Могучей кучки». Юный офицер решает оставить военную службу и полноценно заняться сочинительством. Принятое решение было результатом борьбы между истинным призванием и служебным долгом. Однако из-за финансовых проблем он вынужден был совмещать работу на государственной службе в Главном инженерном управлении и творчество. Известен следующий факт: были обнаружены документы, которые составлял Мусоргский на службе, и партитуры - они были написаны одним пером, одинаковыми чернилами практически одновременно, что свидетельствует о непреодолимом влечении к музыке, которому композитор не смог противостоять.
Модест Петрович начинает сочинять с создания небольших романсов и оркестровых пьес – миниатюр из народной жизни, весёлых, иногда горьких . Ощущая себя неучем в обществе Стасова и Балакирева, он упорно занимается самообразованием, постигая основы сочинительства. Отличала композитора также демократичность взглядов и поступков. После крестьянской реформы 1861 года Мусоргский участвует в управлении семейным имением, отказывается от своей доли наследства в пользу брата, чтобы освободить крепостных от выкупных платежей. Он подолгу жил в деревне, постигая трудную жизнь крестьян, их характеры, природный ум и талантливость. Вера в мудрость народа, стойкость в борьбе против несправедливости только укреплялась в композиторе, что впоследствии отразилось в лучших его произведениях. Романсы «Светик Савишна», «Колыбельная Ерёмушки», «Гопак», «Семинарист», «Сиротка», «Озорник» - «народные картинки», в которых Мусоргский выразил сострадание, воссоздавая в музыке характерную речь, придавая сюжету зримость. Трагическое обобщение обыденных фактов придавало песням социально-общественный пафос настолько, что некоторые из них были запрещены к исполнению цензурой.
В 1868 году композитор приступил к работе над оперой «Борис Годунов» - вершиной своего творчества. В 1870 году дирекция императорских театров оперу отклонила. « Новизна и необычайность музыки поставили в тупик почтенный комитет», - вспоминал Римский-Корсаков. Мусоргский внёс поправки в партитуру, но получил вторичный отказ. Тогда выдающиеся оперные артисты: Д.Леонова, Ю.Платонова, Ф.Комиссаржевский, Г. Кондратьев – добились постановки «Бориса Годунова» на сцене. Только в 1874 году она была принята в полном объёме. По мнению В.В.Стасова, «это было великое торжество Мусоргского». Однако остросоциальная идея противоречий между интересами народа и власть имущих , неоднозначность образа царя-детоубийцы, новизна музыкального языка – воплощения речитатива в мелодии - вызвали враждебность критики, не принявшей новаторство композитора и упрекнувшей его очередной раз в необразованности.
Невозможно уничтожить гения, живущего вдохновенным сочинительством – Мусоргский воплощает замысел создания следующей оперы. Это «Хованщина». Вновь композитор обращается к изображению судьбы русского народа в переломный исторический период. Противоборство боярской Руси и молодой России Петра I , стрелецкие бунты, раскольничье движение – всё это панорама событий, воплощённых в этой музыкальной драме. Мусоргский трудится на пределе своих сил. Распад Балакиревского кружка, отдаление прежних товарищей, совмещение службы и композиторской деятельности приводит Модеста Петровича к переутомлению, истощению моральных и физических сил. Но никакой иной период в его жизни не поражает подобной силой и мощью художественных замыслов.
«Картинки с выставки» - фортепианный цикл, который, как и «Хованщину» композитор посвящает В.В.Стасову , поддерживающему все его начинания, беззаветно верящему в талант новатора. Пьесы цикла – прообразы произведений Гартмана – музыкальное воплощение его акварелей. Начальная тема объединяет десять сюит и отражает грани удивительного пианизма Мусоргского - от красочности тембра до свойственной только ему звукописи психологических характеристик.
Последние годы жизни композитора были омрачены невозможностью общения с прежними друзьями-кучкистами. Страдающий от непризнания, нужды, одиночества Модест Петрович твердит, что «будет драться до последней капли крови». Летом 1879 года он вместе с оперной певицей Д.Леоновой гастролирует в качестве аккомпаниатора и солирующего пианиста по югу России и Украины. По возвращении в Петербург он , вдохновлённый артистическим успехом, полон творческих замыслов. Однако здоровье его ухудшается. В феврале 1881 года с ним случается удар. В марте 1881 года в госпитале Модест Петрович скончался.
Что важнее в музыке? Красота или истина? Правда, которую понимают и принимают за основу истинного творчества следующие поколения, продолжая новаторскую деятельность композиторов-классиков? После смерти Мусоргского Римский-Корсаков, чтобы вернуть «Бориса Годунова» на сцену, обновил редакцию оперы, а также завершил редакцию «Хованщины». В 1920 годы П.А.Ламм – российский музыковед – восстановил авторский текст «Бориса Годунова» по автографам. Инструментальную редакцию этой оперы, как и «Хованщину» обновил Д.Д.Шостакович. Ф.Шаляпин получил мировую известность как непревзойдённый исполнитель партии Бориса. Истинное творчество вечно. Созидательный труд гениального композитора-трибуна, композитора-борца, композитора –новатора М.П.Мусоргского, опередившего своё время, тому подтверждение.
Паук
Смекалка против Змея-Горыныча
Есть в осени первоначальной...
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Воздух - музыкант