В итоговом индивидуальном проекте по литературе на тему «Цветопись в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» учащаяся 11 класса познакомилась с различными трактовками цветовых определений исследователей творчества Ф. М. Достоевского, а также провела анализ влияния определенного цвета на героя произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 44.5 КБ |
Проект "Цветопись в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Автор работы: Чеснокова Христина
Руководитель проекта: Юрьева Лариса Васильевна
Учреждение: МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова»
Класс:
Оглавление
Введение
Заключение
Введение
Социально-психологический роман Ф.М Достоевского «Преступление и наказание» - одно из произведений, актуальных во все времена. Не случайно в 1890 году Д. С. Мережковский в статье «Достоевский» отмечал особую остроту поставленных в романе нравственных вопросов: «Что выше – счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли нарушать нравственные правила для достижения общего блага? В этих словах боль и тоска нашего времени…»
В чем современность романа великого Достоевского для нас, людей XXI века?
Во-первых, и сегодня молодежь подвержена влиянию новых идей, витающих в воздухе, подобно идее наполеонизма, скопированной Раскольниковым при создании своей теории «деления людей на обыкновенных и необыкновенных».
Во-вторых, в обществе наблюдается резкое социальное расслоение, увеличившее пропасть между богатыми и бедными. Доказательство тому – средства массовой информации, которые, с одной стороны, знакомят нас с образом жизни золотой молодежи, но с другой — с ужасающей бедностью тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Каков их вывод? За деньги можно купить все: славу, известность, могущество, уважение. Следовательно, сильным можно стать благодаря несметным богатствам.
В-третьих, как показывают события последних лет, падает нравственность, особенно среди молодежи, подчас не имеющих представление о таких незыблемых духовных ценностях, как совесть, честь и долг.
Есть такие писатели, как великий Ф. М. Достоевский, которые помогают нам определить критерии добра и зла, истины и лжи. А что может быть в жизни важнее того, чтобы остаться человеком, способным сделать правильный выбор в начале своего пути? Вероятно, ничего.
Главная цель прочтения романа – понять истинные причины преступления Раскольникова, главного героя романа, одержимого идеей убийства.
Один из способов прочтения - «вслед за автором», по ключевым сценам с учетом символики и повторяющихся образов.
Большую роль для понимания смысла произведения играет цвет как образ. Как он возникает? Как образуется его значение? Как понимать смысл повторяющихся цветовых образов (определений) в повествовании?
Цель:
Проанализировать цветопись в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как ключ к пониманию идейного содержания произведения.
Задачи:
Объект исследования — символика цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Предмет – цвет как образ-символ в романе.
Гипотеза:
Выбор цветового образа не случаен в повествовании: его можно использовать как ключ к пониманию идейного содержания романа.
Символика в романе «Преступление и наказание»
Символика цвета имеет длинную историю. Люди с незапамятных времён придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные спектры дающие семь цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный – цвет Марса, синий – цвет Венеры, жёлтый – цвет меркурия, зелёный – цвет Сатурна, пурпурный – цвет Юпитера, жёлтый – цвет Солнца, фиолетовый – цвет Луны.
Цвет и характер
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находят своё подтверждение в теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучал И. Гете и другие психологи.
Каждый человек отдаёт предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трём (в зависимости от того, где эти цвета используются – в одежде, обстановке и т. д.)
Белый – синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нём заложен многозначительный смысл: белый — цвет чистый, невинный, словно одинокий несорванный цветок на безграничном поле.
Чёрный – цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни.
Красный – цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, вспыльчивый и общительный тип личности.
Жёлтый – символизирует спокойствие, непринуждённость в отношениях с людьми, интеллигентность.
Синий – цвет неба, расслабления, скромности и меланхолии.
Символическое значение цвета в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Роман проникнут исключительной символикой. Многие исследователи обращали внимание на «Символическую заострённость литературных характеров Достоевского». Но совершенно особую роль в произведении играет цвет.
Образ желтого Петербурга в романе
Жёлтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, болезненности, печали. Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Желтый цвет встречается в произведении на улицах, предметах одежды, быта, лицах. Главный герой романа — Родион Раскольников — обладатель бледно-желтого цвета. Его комната описана в желтых оттенках: «Комната со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями».
В эпизоде с Настасьей, она кладет Раскольникову несколько кусочков желтого сахара в чай. Герой, живя в своей желтой каморке, лежал на желтом диване с желчной улыбкой. Желтый цвет жилья Раскольникова негативно влияет на него: он постепенно сходит с ума от бедности и беспокойства.
Комната Алены Ивановны с желтой мебелью обклеена желтыми обоями. Лицо Порфирия Петровича больное и темно-желтое. Такое же отекшее лицо у Мармеладова. Катерина Ивановна тоже имеет иссохшееся бледно-желтое лицо. Соня Мармеладова «пошла по желтому билету». Желтый цвет следует за героями всюду и означает неблагоприятные события.
Петербург представлен в желтом цвете. Город этот — живущие в нем люди. Их желтые лица, желтая атмосфера придают городу именно этот оттенок. Образ Петербурга становится не только равноправным с другими героями романа, но и центральным, значимым, он во многом объясняет поступки Раскольникова, повлекшие за собой его преступление.
Красный цвет в романе
Красный цвет часто встречается в романе. Он ассоциируется с кровью и огнем, связан с агрессивностью. Красный цвет в психологии характеризуется как цвет страсти, накала, силы и энергии. Однако наряду с этим, красный цвет является символом агрессии, войны и разрушений.
Красный цвет также связан с образом Раскольникова. Сны играют важную роль в произведении. Они раскрывают внутренний мир героя и помогают узнать его, разобраться в поступках и характере. В одном из своих снов Родион видит «больших пьяных мужиков в красных рубахах». У одного из мужиков красное, мясистое лицо.
Закат, который видел Раскольников, тоже красный. Петербург, представленный также и красным цветом, становится агрессивным. Его оттенки раскрывают героев, их жизнь. Они как будто тонут в нем. Достоевский трактует красный цвет и как позитивный, привлекающий и радующий, и как отрицательный: красный – цвет здоровья, счастья, радости – становится цветом болезни, страдания, горя (болеющая чахоткой Катерина Ивановна с красными пятнами на щеках).
Голубой цвет в романе
Голубой цвет символизирует бесконечность и даль, тоску и верность. Именно благородство и самопожертвование Сони подчеркивает Достоевский голубым цветом глаз героини. Благодаря девушке в нераскаявшемся убийце происходит перелом и его начинают посещать навязчивые мысли о содеянном.
Зеленый цвет в романе
На фоне желтого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой.
Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.
Белый цвет в романе
Каждый воспринимает белый цвет по-разному. Сначала может показаться, что он ассоциируется исключительно с положительными вещами. Но нельзя упускать из внимания тот факт, что это противоположность черному. Белый — такой же нейтральный оттенок, как и чёрный. Но при этом он заключает в себя чистоту, невинность, непорочность, свет. В произведении у Сони Мармеладовой были белокурые волосы. Дуня надевала белый шарфик. Так как белый цвет имеет и негативное значение, то у Свидригайлова волосы тоже были белые.
Раскольников в своем сне видит девочку в белом платье, лежащую на столе с «белыми атласными пеленами». Белый цвет дает надежду на светлое будущее. Родион после убийства старухи-процентщицы прятался в побеленной комнате. Белый цвет, цвет «чистого будущего, дает шанс на более «светлую», радостную жизнь героев.
Заключение
В итоге индивидуального исследовательского проекта о цветописи мы выяснили, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (красный, жёлтый, зелёный, белый, чёрный и т. д.) и не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, только жёлтой палитрой. Конечно, жёлтый цвет встречается в романе наиболее часто, чем остальные.
Жёлтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создаёт глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Писатель как бы наблюдает за своими героями через «жёлтые очки».
Основным приёмом использования цветовых определений, символов, является противопоставление основного жёлтого, болезненного фона другим цветовым обозначениям, характеризующим душевный порыв героев.
Таким образом, в результате работы над индивидуальным исследовательским проектом по литературе о цветописи в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы убедились, что цвет обладает лечебными свойствами, а его отсутствие губительно сказывается на здоровье человека.
Карты планет и спутников Солнечной системы
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Щелкунчик
Весёлая кукушка