В процессе проведения работы над исследовательским проектом по литературе на тему «Мотивы родного дома в поэзии С.А. Есенина» обучающаяся 11 класса изучила жизнь и творчество С. Есенина, проанализировала стихотворения Есенина, посвящённые теме «мотивы родного дома в поэзии Есенина», а также выявила, каким предстаёт дом в лирике Есенина и как создаётся художественный образ дома.
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 66 КБ |
Проект "Мотивы родного дома в поэзии С.А. Есенина"
Автор работы: Джамисова Наиля
Руководитель проекта: Юрьева Лариса Васильевна
Учреждение: МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова»
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность: Интересно узнать, каким изображён дом в поэзии Есенина, в чём особенность художественного образа «дом».
Проблема: Можно ли поставить знак равенства между домом Есенина и домом (художественным образом) в творчестве?
Объект исследования: Биография Есенина. Стихотворения Есенина.
Предмет исследования: Стихотворения С. Есенина о родине, о доме.
Цель: Выявить, каким предстаёт дом в лирике Есенина; как создаётся художественный образ дома.
Задачи: Изучить литературу о жизни и творчестве С. Есенина. Проанализировать стихотворения Есенина, посвящённые теме «мотивы родного дома в поэзии Есенина»
МОЁ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ЕСЕНИНЕ
Почти невозможно в нескольких строчках выразить своё отношение к такой неоднозначной личности, как С.А. Есенин. Можно только попытаться передать то, что рождается в душе отголоском, при упоминании имени поэта. Мне кажется, что каждый человек, должен прочувствовать тот мир чувств, который находиться в каждом его произведении. Его стихи позволяют проследить вехи в его творчестве, тернистый и долгий, полный противоречий, путь поэта. Попытки найти себя, своё предназначение. В свои стихи он вкладывал переживания и бурю эмоций. Нельзя, как мне кажется, подходить к стихам С. Есенина с четким разграничением…
Нельзя говорить, что какое-то стихотворение лучше или хуже, удалось или нет. Возможно, мы просто еще не готовы его воспринять таким, каким его задумывал автор. Ведь даже сам он, оглядываясь на свое "прошлое творчество", относился к нему неоднозначно. Не всё ему нравилось, многое он хотел бы переписать. Его сборники стихов расходились в огромных тиражах, ведь поэт писал простым и доступным народу языком. Легкий и завораживающий язык, простой слог, без напыщенных фраз. Мне полюбился этот самобытный и одухотворенный автор. Даже сейчас почти невозможно найти более народного поэта.
БИОГРАФИЯ ЕСЕНИНА СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА
Сергей Александрович Есенин - великий русский поэт, представитель поэтического искусства и имажинизма в литературе. В разные периоды творчества в его стихотворениях находили отражение социал-демократические идеи, образы революции и Родины, деревни и природы, любви и поиска счастья. Родился 21 сентября 3 октября 1895 года в Рязанской губернии в семье крестьянина. В биографии Есенина важно выделить, что образование им было получено в местном земском училище, В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения Сергея Есенина были опубликованы в 1914 году.
После публикации первых сборников «Радуница»,1916 г. поэт получил широкую известность. В лирике Есенин психологически подходит к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях. Начиная с 1914 года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка»,1914 г., «Побирушка»,1915 г., повесть «Яр»,1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»,1925 г.). В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.
Максим Горький писал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить. В 1918–1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).
Личная жизнь:
После знакомства с танцовщицей Айседорой Дункан в 1921 году, Есенин вскоре женится на ней. После свадьбы с Дункан путешествовал по Европе, США. Их брак оказался краток: в 1923 году пара распалась, и Есенин вернулся в Москву.
Последние годы жизни и смерть:
В дальнейшем творчестве Есенина очень критично были описаны российские лидеры (1925, «Страна негодяев»). В этом же году в жизни Есенина выходит издание «Русь Советская». Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого - Софье Андреевне. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной того, что новая жена поместила Сергея в психоневрологическую больницу. Это чёрная полоса в биографии Сергея Есенина, которая заканчивается трагически: побег в Ленинград и смерть. 28 декабря 1925 года наступила смерть Есенина, его тело нашли повешенным в гостинице «Англетер».
НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
Родился в семье крестьян в селе Константиново Рязанской губернии. Со взрослыми бывал на сенокосе, знал с детства крестьянскую работу. Был окружён теплом и заботой своих родных. Ценил дом. Сергей Есенин говорил, что «деревенская изба подобна храму», потому что в ней хранится очень много добра и красоты. Село Константиново вытянулось вдоль высокого берега Оки. С обрыва открываются взору безбрежные дали за рекой, заливные луга, лесные просторы, а дом располагался напротив церкви. Обращая наше внимание на то, что дом, в котором жил Сергей Александрович, был окружён «поэзией» - настолько поэтичны были эти места.
Всё влияло на развитие есенинского дара: сенокос, выезды в ночное, та атмосфера народной поэзии, в которой он рос. С ранних лет полюбил сказки, народные песни, частушки. Слушал Сергей и «богомольные» песнопения. Читая о жизни С. Есенина, можно заметить, что поэт с детства мог ощущать неразрывную связь с родной природой. А это возможно, только если относиться ко всему окружающему как к дорогому, святому месту. Пришло время, Сергей Александрович покинул «родимый дом» и оказался в Москве, где началась его поэтическая жизнь. Так в русскую поэзию пришёл поэт Есенин. Пришёл, чтобы рассказать о своих чувствах к родному дому, дорогим и близким людям.
ОБРАЗ ИЗБЫ / ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА
Образу родного дома отведена значительная роль в лирике С.А. Есенина. Будучи родом из деревни, поэт питал особую любовь к своему дому, крестьянской избе, в которой он родился. В своих стихотворениях поэт часто ностальгирует по своему отчему дому, изображая его как некий идеальный уголок. Часто встречаются сказочные и мифологические мотивы, а также и религиозные. Первоначально изба (хата) в поэзии Есенина имеет конкретное значение и обозначает крестьянское жилище и главные атрибуты крестьянской жизни. Так, в стихотворении «В хате» Есенин подробно останавливается на отдельных локусах избы. Но это не статичные картины и зарисовки.
Изба Есенина наделена своими запахами «чахнет рыхлыми драчёнами, квасом», звуками «шорох тараканов, кудахтанье кур», в ней разворачивается своя жизнь. Всё это позволяет поэту представить избу объёмно и целостно. Читатель словно сам находится в избе, видит её изнутри в реальном времени. В мире Есенина поэтическая модель «избяного космоса» не получила достаточного развития, хотя в своём раннем творчестве он ещё неоднократно будет воспевать русскую избу или хату как главный символ крестьянской жизни, своей родины, «голубой Руси», как, например, в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная». В нём не только воссоздан образ крестьянского рая, но и сами избы предстают в виде икон в окладах:
«Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.»
Но уже примерно к 1917 году ключевой образ избы в лирике Есенина расширяется, перерастая в дом-избу, дом-семью, дом-Храм, дом-Россию. Происходит смена лексемы «изба» на лексему «дом». Если изба определяет хронотоп крестьянской жизни, то дом означает отцовский дом, семью, малую родину, Россию. Это и конкретный константиновский дом, и родная деревня.
Есенинский образ Дома вбирает в себя и мифопоэтические представления русского народа, и сакральное, символическое значение дома, характерное для русской национальной литературной традиции. В современных исследованиях выделяется множество значений семантики дома, которые также свойственны и для лирики Есенина.
Дом – это и жильё, здание, место, где человека ждут, любят, где складываются определённые отношения с другими людьми, где есть семья, связь поколений, где можно укрыться, уединиться, место, которое человек ощущает как собственное «я». Но дом также и духовный дом, Храм, место, где начинается Родина. Сквозным мотивом его лирики является мотив расставания и встречи с родным домом. Но при этом расставание с родимым домом для поэта одновременно и прощание с «голубой Русью». Этот «низкий дом с голубыми ставнями» — символ родины, он неотделим от природного мира. Поэтому грусть матери, от которой уезжает сын, передаётся самой природе:
«Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.»
Родимый дом всегда присутствует в сознании, в сердце поэта. Есенинская тема покинутого и вновь обретённого дома, ухода и возвращения, включает в себя и мотив блудного сына, который особенно пронзительно звучит в лирике и лирическом эпосе 1920-х годов:
«Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый, -
Старый хозяин своей избы.»
Образ дома в лирике Есенина связан с домом-Россией. Но в трагический период послереволюционной реальности рушится традиционный крестьянский дом, его пытаются заменить «общепропетарским домом» Вымирает традиционная русская деревня, утрачивает свои духовные грибницы крестьянская культура, сгорел от пожара родительский дом. На смену «голубой Руси» приходит «Русь советская», и в ней нет места её недавнему певцу:
«Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.»
В советские годы изба с её вековыми традициями уходит из русской поэзии. В последний раз пропоёт ей песню поэт в известном стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая … », хотя «золотая бревенчатая изба» здесь уже осталась вся в прошлом вместе с его «голубой Русью». В последние годы жизни Есенина меняется система ключевых образов его художественного творчества. Поэт проделывает сложный путь от крестьянского поэта к поэту всероссийского и мирового масштаба, от воспевания дома-избы - к дому в душе человека.
СТИХОТВОРЕНИЯ ЕСЕНИНА И ИХ АНАЛИЗ
Стихотворение «гой ты русь моя родная»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Анализ стихотворения
История создания: стихотворение написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 г.
Тема стихотворения: –русские просторы, искренняя любовь к родине.
Композиция: это монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов.
Жанр: – лирическое стихотворение.
Стихотворение «русь родная»
Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница — бревенчатая птица
С крылом единственным — стоит, глаза смежив.
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.
И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.
И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
Но голос мысли сердцу говорит:
«Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.
Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней —
Уж не село, а вся земля им мать».
Ах, родина, какой я стал смешной!
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми немытыми речами
Они свою обсуживают «жись».
Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как телки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.
Хромой красноармеец с ликом сонным,
В воспоминаниях морщиня лоб,
Рассказывает важно о Буденном,
О том, как красные отбили Перекоп.
«Уж мы его — и этак и раз-этак, —
Буржуя энтого… которого… в Крыму…»
И клены морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе — и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют —
Я пел тогда, когда был край мой болен.
Приемлю все,
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам,
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Я не отдам ее в чужие руки,—
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.
Цветите, юные, и здоровейте телом!
У вас иная жизнь. У вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,—
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Анализ стихотворения
История создания: произведение было создано в 1924 г., когда поэт после долгой разлуки с отчим домом посетил с. Константиново.
Тема стихотворения: общественные перемены и их влияние на людей.
Композиция: стихотворение можно разделить на части: рассказ о возвращении в родную деревню, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства.
Жанр: поэма.
Стихотворение «не вернусь я в отчий дом»
Не вернусь я в отчий дом,
Вечно странствующий странник.
Об ушедшем над прудом
Пусть тоскует коноплянник.
Пусть неровные луга
Обо мне поют крапивой,—
Брызжет полночью дуга,
Колокольчик говорливый.
Высоко стоит луна,
Даже шапки не докинуть.
Песне тайна не дана,
Где ей жить и где погинуть.
Но на склоне наших лет
В отчий дом ведут дороги.
Повезут глухие дроги
Полутруп, полускелет.
Ведь недаром с давних пор
Поговорка есть в народе:
Даже пес в хозяйский двор
Издыхать всегда приходит.
Ворочусь я в отчий дом,
Жил и не? жил бедный странник…
В синий вечер над прудом
Прослезится коноплянник.
Анализ стихотворения
История создания: стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.
Тема: любовь к малой Родине, тоска по ней.
Композиция: линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, которую любил Есенин.
Жанр: лирическое стихотворение.
ЕСЕНИН В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ
В.Ф. Ходасевич
«Сверх всех заблуждений и всех жизненных падений Есенина остается что-то, что глубоко привлекает к нему. Точно сквозь все эти заблуждения проходит какая-то огромная, драгоценная правда. Что же так привлекает к Есенину и какая это правда? Дума, ответ ясен. Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив своем творчестве и перед своей совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся осознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие, - и за все захотел расплатиться ценой страшной. Правда же – его любовь к родине, пусть незрячая, но великая.» (Из книги «Некрополь»)
С.М. Городецкий
Стихи он принес завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни. Мы целовались, и Сергунька опять читал стихи. Но не меньше, чем прочесть свои стихи, он торопился спеть рязанские «прибаски, канавушки и страдания»…Есенин был единственный из современных поэтов, который подчинил всю свою жизнь писанию стихов. Для него не было никаких иных ценностей в жизни, кроме его стихов. Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого. В этом смысле он был не только последним поэтом деревни, но и последним эстетом ушедшей эпохи. (Из воспоминаний «О Сергее Есенине»)
Г.Ф. Устинов
Есенин – «творец бесчисленного количества образов» и этим существенно отличается от предшественников, в частности, от символистов. «… Они - поэты звука, Есенин – поэт образа». (Из статьи «Гармония образов»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования я постаралась проследить, как поэт в своём творчестве «строит дом» - ДОМ как художественный образ. В качестве «строительного материала» поэт мастерски использует изобразительные возможности родного языка. Есенину важно не только построить здание, но и вселить в него душу, оттого проникновенно звучат слова: «Мир тебе, деревянный дом…» Поэт словно кланяется своим истокам – своему НАЧАЛУ – всем тем дорогим людям, которые научили любить отчий край.
А в понятие «Родина» входит дом, даже если это покосившаяся изба, хата, по которой расхаживают куры, старинная икона. Это и мать, и дед, и тот крестьянский мир, с которым поэт был связан невидимыми, но очень прочными нитями. Выдвинув в начале исследования гипотезу, что Есенин дорожил своим домом и поэтому с любовью писал о нём в своих стихах, я считаю, что мне удалось это доказать. И ещё – очень важно – свой дом, свою родину человек любит не за то, что он красивый, большой, модный, а потому, что это его дом, его родина. И иначе нельзя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Знакомые следы
А теперь — мультфильм
Муравьиная кухня
Рисуем домики зимой
Можно от Солнца уйти...