В детстве все мы верим в сказки, переживаем приключения героев как свои собственные, жмуримся от страха в самые опасные моменты и радуемся, что всё закончилось хорошо. Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости.
Героями сказок очень часто становятся животные, олицетворяющие собой людей с различными характерами. Изучая на уроках литературного чтения русские народные сказки, мы заметили, что героиней многих из них является лиса. В рассмотренных нами сказках лиса - всегда отрицательный персонаж.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Город Шарыпово Красноярского края
Дистанционный конкурс творческих и исследовательских работ «Стартис»
Номинация: «Исследовательская работа» | |
Направление: «Филологи» |
«Образ лисы в русских народных сказках»
Гоголева Дана Александровна МАОУ СОШ №8, 2г класс, 26.12.2012 Шкода Юлия Вячеславовна МАОУ СОШ №8, 2г класс, 21.09.2013 | |
Верченко Марина Александровна, МАОУ СОШ №8, учитель начальных классов, 89620732925, verchenko72@yandex.ru | |
___________ | |
С условиями Конкурса ознакомлен(-а) и согласен(-а). Организатор конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целях, без денежного вознаграждения автора (авторского коллектива) при проведении просветительских кампаний, а также полное или частичное использование в методических, информационных, учебных и иных целях в соответствии с действующим законодательством РФ.
Шарыпово, 2022
Актуальность.
В детстве все мы верим в сказки, переживаем приключения героев как свои собственные, жмуримся от страха в самые опасные моменты и радуемся, что всё закончилось хорошо. Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости.
Героями сказок очень часто становятся животные, олицетворяющие собой людей с различными характерами. Изучая на уроках литературного чтения русские народные сказки, мы заметили, что героиней многих из них является лиса. В рассмотренных нами сказках лиса - всегда отрицательный персонаж.
Мы решили найти ответы на интересующие нас вопросы: «Почему образ лисы в сказках всегда негативен, ведь она такая умница и красавица? Откуда у лисы странное отчество – Патрикеевна? Почему о людях говорят, хитрая, как лиса?» Мы решили выяснить, насколько знакомы с этой темой наши одноклассники, и поделиться собранной информацией.
Цель: проанализировать образ лисы в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.
Задачи:
Объект исследования: лиса.
Предмет исследования: русские народные сказки; дополнительная литература и разнообразные источники о лисе.
Гипотеза: предположим, что лиса - самый умный и хитрый персонаж русских народных сказок.
Методы исследования: чтение книг, поиск информации о лисе в разных источниках, опрос, анализ результатов.
На уроках литературного чтения мы прочитали много сказок и рассказов о животных и решили изучить образ лисы в русских народных сказках.
В начале работы над проектом был проведен опрос среди одноклассников, т.к. стало интересно, что они знают о лисе – героине русских народных сказок. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Какая лиса в русских народных сказках?
2. Где живет лиса?
3. Как в сказках называют лису?
4. Во что одевается сказочная лиса?
5. Кого в сказках обманывает лиса?
В опросе участвовало 23 ученика нашего класса. Варианты ответов записаны в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Результаты опроса
Вопросы | Ответы |
1. Какая лиса в русских народных сказках? | хитрая -18 уч. умная- 5 уч. |
2. Где живет лиса? | в избушке -12 уч. в норе -11 уч. |
3. Как в сказках называют лису? | Кумушка- 8 уч. Лисичка-сестричка -7 уч. Лиса - краса -4 уч. Лиса Патрикеевна – 4 уч. |
4. Во что одевается сказочная лиса? | платье -11 уч. сарафан и кокошник -12 уч. |
5. Кого в сказках обманывает лиса? | Волка -12 уч. Зайца -7 уч. Мужика – 4 уч. |
Далее мы нашли нужную информацию о лисе в энциклопедиях, прочли около 10 сказок. Результаты внесли в сравнительную таблицу 2.2.
Таблица 2.2. Сравнительный анализ
Лиса в жизни | Лиса в сказках |
Лиса пышнохвостая красавица, имеет ярко-рыжий окрас, с белым кончиком хвоста. | Представляется: - Я – лиса, при беседе краса... («Теремок»), - Я – лисичка-сестричка..., - Я - лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена, Лизавета Ивановна ("Кот и Лиса"). |
Продолжение таблицы 2.2.
Лиса в жизни | Лиса в сказках |
В хорошую и ясную погоду лиса целый день проводит на охоте, терпеливо выслеживает добычу, проявляя при этом чудеса ума и сообразительности. | В сказках «Кот и Лиса», " Волк и Лиса" обманывает всех вокруг и забирает добычу не только у зверей, но и у мужика. |
Чаще всего добычей лисы становятся полевые мыши, домашние и дикие птицы, зайцы. С большим удовольствием лакомится сочными фруктами и ягодами. | Сказочная лисица ест и рыбу, и сметану («Волк и Лиса»), и мясо («Кот и Лиса»), и мед («Лиса повитуха»). |
Живет лиса в глубокой норе с несколькими выходами на случай опасности. | В сказках «Лиса, заяц и петух»," Лиса и Журавль", "Кот и Лиса", "Мужик, медведь и лиса" живёт в избушках, доме и норе. |
Лисы обычно живут поодиночке. | В сказках лиса тоже предпочитает жить одна. И в большинстве случаев живет «долго и счастливо». |
Изучив сказки о лисе, мы пришли к следующим результатам. Лиса в сказках выступает главным героем. Она хитрая плутовка и обманщица. От ее проделок страдают все животные в лесу: заяц, медведь, волк. Например, живет лиса в доме, который отобрала у зайца. Лисица в сказках любит наряжаться. Лиса – большая лакомка. Лиса пойдёт на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. Например, в сказке «Колобок» лиса обхитрила колобка, а в сказке «Волк и Лиса», обхитрила волка: воспользовалась глупостью волка, притворилась больной. А волк ей поверил, довёз до дома на себе.
В сказках лиса часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, в сказках «Лисичка со скалочкой», «Мужик, медведь и лиса», «Лиса и дрозд» лиса спасается бегством и прячется в нору, а затем её за хвост вытаскивают из норы собаки и раздирают.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась не до конца. В результате сравнительного анализа мы пришли к выводу, что лису лучше называть не хитрой, а находчивой и сообразительной.
Материалы исследования и его результаты можно использовать на уроках по предмету «Литературное чтение» и «Окружающий мир» при изучении тем «Русские народные сказки о животных», «Животные леса».
Изучив образ лисы, мы поняли, что можно продолжить изучение образов других животных из русских народных сказок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Лавовая лампа
Пока бьют часы
Несчастный Андрей
Прекрасная арфа
Как зима кончилась