Работа была представлена на НПК "Шаг в будущее", 2023
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota_po_literature_.docx | 51.12 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37 г. Улан-Удэ»
Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Гуманитарная»
Научно-исследовательская работа
Тема: «Влияние воспитания на становление личности»
Выполнила: Халтуева Светлана, 10 «б» класс
Руководитель: Жамьянова Ольга Иннокентьевна,
учитель русского и литературы
Улан-Удэ
2024 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ произведений художественной литературы ХIХ века
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И. А. Гончаров «Обломов»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Глава 2. Результаты социологического исследования
Заключение
Список используемой литературы
В данной научно-исследовательской работе я обратилась к теме воспитания. Эта тема актуальна во все времена. Воспитать высоконравственного человека очень сложно.
Воспитать человека – это значит научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества. В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения.
И первостепенное воспитание ребенок получает в семье. Оно должно основываться на любви, заботе, взаимопонимании и уважении. Родители должны, я думаю, создавать благоприятную атмосферу для развития ребенка, обеспечивать его физические, эмоциональные и интеллектуальные потребности. Они должны помочь ребенку освоить социальные навыки, развить самостоятельность, ответственность и умение принимать решения.
Изучая произведения русской классической литературы, я задумывалась над проблемой воспитания в семье, какую семью можно назвать по-настоящему хорошей и в какой семье вырастут впоследствии добрые и чуткие люди.
Цель нашей исследовательской работы – рассмотреть по произведениям ХIХ века воспитание действующих лиц и отметить, как оно повлияло на их судьбу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть воспитание героев, обосновать их поступки.
2. Проследить, как воспитание повлияло на их судьбу.
3.Обосновать, каким образом писатели разрешают проблему воспитания в своих произведениях.
Объект исследования: произведения ХIХ века, в которых затрагивалась тема воспитания.
Предмет исследования: как проводился воспитательный процесс у молодого поколения ХIХ веков.
Гипотеза исследования: проблема воспитания волнует русских писателей. Воспитание влияет на судьбу человека.
Методы исследования: изучение произведений писателей Золотого века, критический анализ, обобщение
Основная часть
Глава 1. Анализ произведений художественной литературы ХIХ века
Русская литература состоит из огромного количества художественных произведений, которые затронули сердца многих читателей, как в России, так и за рубежом. Герои многих произведений оставляют след в нашей душе и заставляют нас глубоко задуматься о самом главном в нашей повседневной жизни. Мы, читая произведение, нередко обращаем свое внимание на воспитание героя. У нас создается представление о личности героя, когда мы узнаем из произведения об его занятиях, детстве, родителях. Благодаря описанию его детства, мы делаем выводы, почему герой поступил именно так, а не иначе. Также хочу отметить, что одной из главных тем русской литературы - воспитание человека.
Воспитание – это формирование нравственных качеств в человеке. Результатом хорошего воспитания становится добропорядочность, отзывчивость, трудолюбие. Хорошие люди – это правильно воспитанные люди. Те, кому повезло понять истинные ценности нашей жизни.
Чтобы наглядно показать взаимосвязанность воспитания с поступками героев в жизни, я хочу обратиться непосредственно к произведениям художественной литературы.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Пристальное внимание Александр Сергеевич Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» уделил именно становлению личности главного героя Петра Гринева. На его характер, жизненные принципы и убеждения огромное влияние оказали родители: отец Андрей Гаврилович и мать Авдотья Васильевна, провинциальные помещики-дворяне.
Андрей Гринев – человек строгих правил, ответственный и порядочный, бывший военный, он точно знал, что такое честь, порядочность, совесть и достоинство. Именно он и дал своему сыну наказ, когда отправлял его на службу: «береги честь смолоду».
После чего Петр жил по этому принципу, это стало его главным жизненным принципом, а главное, что всю жизнь с детства перед глазами юноши был пример отца, честного человека. Отец не хотел отправлять сына в Петербург, чтобы он там не избаловался, а хотел, чтобы он стал настоящим человеком, отважным воином. Он научил сына любить Родину, быть верным данному слову.
Петр точно знал, что нельзя изменить присяге, он понимал, что «не казнь страшна, а позор…». И юноша отказался присягать на верность Емельяну Пугачёву даже под угрозой страшной смерти на виселице.
Мать Петруши Авдотья Васильевна была нежной матерью, это объясняется еще и тем, что все братья и сестры Петра умерли во младенчестве. Именно эта женщина научила своего сына любить беззаветно. Петр, который проявляет нежные чувства к Марии Мироновой, уважает женщин и не мыслит оскорбить или унизить любимую девушку.
Для своей возлюбленной он совершает подвиги, он готов пожертвовать собой, своей жизнью, чтобы быть рядом с Машей. Он готов даже на тайный брак, без разрешения родителей, но Мария, благородная и высоконравственная девушка, наотрез отказывается венчаться без родительского позволения.
Но любовь Петра была сильной и преданной, он не собирался, конечно, рассориться со своими родителями, но предпринимал различные пути, чтобы примирить отца и мать со своей возлюбленной. Эта его самоотверженная борьба за любовь - следствие материнского воспитания, в чьей нежности Петр никогда не сомневался.
Кроме этого, Авдотья Васильевна привила своему Петруше милосердное отношение к людям, внимание и чувство благодарности. Так, например, Петр дарит вожатому, который вывел их из снежного бурана заячий тулуп со своего плеча, увидев, что на мужчине плохонький армячок. И хотя Савельич, его дядька, отчаянно протестует против такого дорогого подарка, но Петр все же настоял на своем. Впоследствии этот тулупчик спас ему жизнь.
Итак, мы видим, что от отца Петр Гринев получил чувство ответственности, порядочность, благородство, понятие о долге и чести. А от матери – милосердие и доброту, умение любить и жертвовать во имя любви даже самым дорогим, уметь быть преданным и верным, заботиться о близких.
Из своей семьи Петр Гринев вынес самое главное богатство - нравственность, порядочность, честность, понятие о семье, как о самом главном богатстве в этой жизни. Именно поэтому судьба щедро вознаградила его.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Одним из самых грандиозных произведений отечественной литературы является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Известно, что знаменитый писатель создавал свой труд на протяжении целых семи лет. Официальной датой начала создания романа «Война и мир» считается 1863 год. В своем известном произведении Лев Николаевич затронул очень много актуальных проблем. Особое место в романе занимает тема воспитания. Пример для подражания автор изобразил в семье Ростовых, где воспитание было естественным и наиболее результативным.
Не секрет, что характер любого человека формируется под воздействием семейных отношений. Воспитание в семье Ростовых представляет собой идеал для Льва Толстого. Прежде всего, читатель замечает в семье Ростовых невероятное умение любить. Родители любят своих детей одинаково. Автор показывает читателю прекрасные отношения между матерью и отцом, они являются примером для молодого поколения. Читатель видит, какую привязанность проявляют друг к другу Ростовы. Отец семейства отличается невероятной внимательностью к своей супруге, а она всю свою жизнь посвятила ласке и любви к нему. Такую же нежность и заботу проявляют дети в семье. Читатель замечает, как они целуются, обнимаются, а также плачут от счастья. Например, в своем произведении Лев Николаевич описывает прекрасные сцены святочных катаний, где взрослое поколение радуется и веселится вместе с детьми. Показывая свое восхищение, глава семьи целует дочку в щёчку. Читатель замечает, что Наташа Ростова не стесняется делиться своими переживаниями с матерью. Ведь она знает, что мать всегда ее поддержит. Совсем не удивительно, что Наташа Ростова, получив достойное воспитание, становится материнским идеалом Толстого. Главная героиня полностью посвящает себя супругу и детям.
Однако не все дети Ростовых научились любить и ценить семью. Сама графиня-мать признает, что в воспитании Веры, старшей дочери, совершила ошибку. Она была первым ребенком в семье, поэтому неопытная мать поспешила ввести в доме строгие правила и европейские методики воспитания. В результате Вера выросла холодной, замкнутой и эгоистичной девушкой. Ей была безразлична семья, она не любила проводить время в ее обществе. Главными ценностями для Веры стали материальное благополучнее и влияние в обществе. Почему так произошло? Автор дал намек в исповеди графини: она лишила дочь материнского тепла, положилась во всем на наемных воспитателей, поэтому Вера выросла не такой, как остальные дети, которые воспитывались по-другому. Наташа, по сравнению с Верой, имела гораздо больше свобод и была намного ближе к матери. Ей никто не мешал шалить, ласкаться и проявлять себя. Поэтому она выросла естественной и искренней. После неудачного опыта с Верой в семье Ростовых уже отсутствуют жёсткие правила и ограничения. Дети имеют право на любые занятия. Но каждый знает меру дозволенного, ведь родители сохранили в семье безусловный моральный авторитет, подкрепленный не словом, а жизненным примером. Наиболее наглядно взаимоотношения в семье видны в сценах, где описываются именины главной героини. Наташа ведет себя раскованно, но окружающие радуются и веселятся. Читатель здесь не может увидеть сцен, наполненных лестью и обманом. Люди честны друг с другом.
Также семья Ростовых отличается удивительной любовью к Родине. В большинстве своем они обожают свой родной край, не представляют без него свою жизнь. Доказательством этого служит поступок младшего сына Ростовых. Петр отважно отправляется на войну. Он делает это добровольно, так как жаждет встать на защиту своей страны. По мере того, как младшее поколение взрослеет, меняется их отношение к понятиям дружбы, любви, преданности. Однако любовь к Родине остаётся неизменной. При этом любовь к Родине у Ростовых сливается с любовью к природе. Писатель передаёт читателю способность Ростовых чувствовать природу и восхищаться ее красотой.
В произведении «Война и мир» Лев Николаевич Толстой мастерски раскрыл тему воспитания. Автор показал, что в основе семьи Ростовых лежат любовь, уважение и взаимопонимание. Она является примером идеальной семьи, где люди чувствуют себя свободно и комфортно.
Противоположность семье Ростовых — это семья Курагиных. Вся семья внешне очень красива и является постоянными посетителями светских вечеров, а Элен откроет свой салон в Петербурге. Всё, что важно для Курагиных, — деньги и выгода. Василий стремится пристроить детей: Анатоля женить на Марье, а Элен выдать за Пьера. Члены этой семьи безнравственны, пусты и не имеют чести. Они живут в фальши, лицемерии и двуличии. Василий пытается украсть завещание старого графа Безухова, чтобы наследство не досталось Пьеру. Все трое детей являются его копиями. Ипполит заигрывает с маленькой княгиней, Анатоль ведет разгульную жизнь, обманывает и совершает попытку похищения Наташи, Элен изменяет мужу, а потом притворяется страдающей стороной после их расставания. Им не важен внутренний мир человека, а лишь деньги и веселье. Курагины не способны меняться, они всегда будут теми же черствыми эгоистами в красивой обложке. Элен и Анатоль умирают, так и не став счастливыми. Но для таких персонажей это невозможно. Дети Курагина не имеют необходимого воспитания, что видно по их поведению. Они соответствуют своему отцу, и счастливый конец для таких людей невозможен.
И.А. Гончаров «Обломов»
В романе «Обломов» И.А. Гончаров одна из главных тем - тема воспитания. Чтобы показать, как в дальнейшем воспитание повлияет на характер человека, его жизнь автор использует антитезу, противопоставляя Обломова, росшего в любви, Штольцу, получившему суровое воспитание.
Его детство прошло в тихой и умиротворенной деревни Обломовка. Илюша рос в домашней и уютной атмосфере, он был единственным ребенком, поэтому его всячески баловали. Лень и беспечность, он перенял от своих родственников: "У них, как и у всех людей, были и заботы, и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон..."
Всю работу за маленького Илью Ильича выполняли няньки и слуги, они и кормили его, и одевали, и причесывали. Учили его слегка, чтобы Илюша не уставал: «…учиться слегка, не до изнурения души и тела...». Родители оберегали его от всяческих невзгод, а также подавляли его любые самостоятельные движения: «...ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься, и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: – Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..»
В маленьком Илье Обломове бурлила энергия, жизнь и жажда приключений, но все это не находило выхода. В результате ребенок рос медленно и вяло, взрослым мужчиной стал апатичным, слабым и не приспособленным к жизни.
Несмотря на это, благодаря любви, которой его окружали в детстве, у Ильи Ильича был богатый внутренний мир, и он был способен на искреннюю любовь.
«Вся эта обломовская система воспитания встретила сильную оппозицию в системе Штольца. Борьба была с обеих сторон упорная. Штольц прямо, открыто и настойчиво поражал соперников…»
Совершенно по-другому был воспитан друг Обломова - Андрей Иванович Штольц. Он рос в небогатой семье. Отец воспитывал мальчика строго, не баловал и уже с детства старался привить ему чувство долга, дисциплину и любовь к труду. Как только Андрей подрос, отец сажал его с собой на тележку и «давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля...». Отец дал ему строгое и практическое воспитание, поэтому Штольц вырос трудолюбивым, сдержанным и целеустремленным человеком, но Андрей не был способен на глубокие чувства, ведь в детстве Штольца не окружали ни заботой, ни любовью. Даже семейная жизнь Андрея и Ольги будет деятельной, подвижной, но без присущих любви эмоций: «...два существования, ее и Андрея, слились в одно русло; разгула диким страстям быть не могло: все было у них гармония и тишина...».
Таким образом, в своем романе Гончаров раскрыл проблему воспитания, противопоставляя воспитание Обломова и Штольца, тем самым показав то, на сколько оно важно в дальнейшей судьбе человека.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
М.Е. Салтыков-Щедрин в своем романе «Господа Головлёвы» решил наглядно показать к чему может привести отсутствия взаимопонимания, любви и наличие деспотизма в семье. Так же ничего хорошего не стоит ожидать в будущем, если все свои сила тратить лишь на заработок и преумножение капитала, не уделяя при этом внимания самому дорогому – детям.
Именно так и обстояли дела в богатом семействе дворян Головлевых.
Помещица Арина Петровна предстает читателю как жадная, властная и всеми нелюбимая женщина. Ее боится и ненавидит муж за то, что она его не воспринимает как человека. Ее остерегаются старшие дети, а младший перед ней заискивает.
Салтыков-Щедрин сразу рассказывает читателю о «семейном суде», на который, обвиняемый Степан даже не был приглашен, и на коем процессе Арина Петровна хотела снять с себя всю ответственность за дальнейшую судьбу сына.
После смерти Анны, дочери Арины Петровны, самое неприятное для помещицы было то, что ей пришлось приютить двух внучек в Головлевском поместье. Однако трагедии на этом не закончили. Сын Степан не выдержал материнского безразличия. Перед смертью он признается помещице, что слышал ее страшные слова ненависти.
Семья рушилась. С каждой главой умирал новый персонаж. Никто не мог долго выдерживать натиска престарелой Головлевой.
Каждый раз женщина пыталась откупиться от своего уже взрослого ребенка брошенным «куском» наследства. Она считала, что этим приносит пользу. Отчасти она была права. Только вот ее семье нужно было изначально совершенно другое.
Почему никто не может помочь уже взрослым и состоявшимся мужчинам? Отчего они все обречены на смерть в самом расцвете сил? Можно ли это было остановить?
Уже было слишком поздно. Даже Арина Петровна перед собственной кончиной поняла, что все было напрасно. И все разговоры о том, что она припасала для семьи, оказались ложью. Помещица все копила для себя.
Однако, имея такие богатства, женщина не стала счастливей. Ей каждый раз омрачали жизнь ее дочь и сыновья. Наблюдая за тем, как все, кроме Иудушки, катятся по наклонной, Арина Петровна не могла понять, что она сделала не так в жизни. Она так же испытывала дефицит любви. Ни муж, ни дети ей не смогли этого дать. Помещица изначально саму себя загнала в жесткие рамки.
Порфирия Арина Петровна остерегалась больше всех. Свою семью он тоже не смог сберечь. Сначала он овдовел, а затем похоронил обоих сыновей. Бог давал Иудушке шанс, когда на свет появился сын Владимир, однако отцовских чувств у мужчины не было, и он отправил ребенка в детский дом на явную гибель.
Возможно, именно Владимиру было суждено вырасти в материнской любви, заботе и познать счастье. Однако автор дает понять, что весь род Головлевых будет мучиться, и каждый по-своему.
Салтыков-Щедрин показал, что даже очень обеспеченная семья, не имея любви, уважения и тепла друг к другу, не сможет преодолеть испытаний, посланных свыше. Со временем обязательно случится неминуемый крах.
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
Говоря о воспитании, стоит упомянуть и поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души». Отец Чичикова навязывал мальчику свои суждения о жизни. Он убеждал сына, что дружбы не бывает, что ради выгоды можно сказать всё, что угодно, а еще он говорил: «Копи копейку…», — что и делал сам Чичиков. Во все жизненные авантюры он вступал именно с этим намерением. Чичиков прекрасно изучил людей и из любой ситуации мог извлечь выгоду. С раннего детства он угождал всем своим учителям, чтобы добиться их расположения. Далее обещал жениться на дочери начальника и за это получил должность повытчика. Во время работы на таможне ему удалось убедить начальство в неподкупности, обеспечив себе таким образом неплохое алиби, так как за спинами начальников он наладил связь с контрабандистами и нажил себе состояние. Встречаясь с помещиками по делу покупки мертвых душ, он постоянно меняется и копирует манеры своих собеседников для быстрейшего достижения своей цели. Другое дело, что все его авантюры не удаются, ведь все, чем он руководствуется, – подло.
Плохое воспитание сделало талантливого человека алчным и одиноким, зацикленным на приобретение состояния.
Глава 2. Результаты социологического исследования
Цель социологического исследования: какие качества личности в приоритете у современных школьников?
С этой целью было проведен социологический опрос, в котором приняли участие 50 старшеклассников нашей школы. Ребятам были предложены следующие вопросы:
1.Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хорошо воспитанный человек?
Проанализировав ответы на данный вопрос, я отметила:
2. Что, по вашему мнению, способствует формированию воспитанности?
Выберите варианты ответа.
1. Беседы по душам с взрослыми.
2. Семейные традиции.
3. Советы и наставления взрослых.
4.Положительные примеры из жизни.
5. Формирование определенных норм, принятых в обществе, и требование неукоснительного их исполнения.
6. Положительные примеры из художественной литературы.
7.Предоставление ребенку полной свободы и права выбора.
8. Атмосфера семьи.
9. Поступки и поведение старших.
10. Положительные примеры из художественных фильмов.
11. Привитие правил хорошего тона.
Выбор учащихся
Остальные варианты набрали наименьшее количество голосов.
Стоит отметить, как положительный факт, что учащиеся серьезно подошли к ответам на данный вопрос и выбрали значимые критерии.
3. Считаете ли вы себя воспитанным человеком? Да (41)/ Нет (9)
4. Что лежит в основе воспитания в вашей семье?
Были отмечены следующие варианты:
5. Если родители дают вам наставления, предъявляют определенные требования, объясняют ли они, почему должно поступать так, а не иначе? Да (29)/ Нет (21)
Результаты социологического опроса показали, что уровень воспитанности и представление о том, каким должно быть воспитание, оставляют желать лучшего.
Заключение
Подводя итоги нашему исследованию, делаем выводы:
Список используемой литературы
Приложения
Название произведения | Семья в произведении | Жизненные принципы | Результаты воспитания |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Гриневых | Честь, порядочность, честность, верность, совесть, достоинство, милосердное отношение к людям, внимание и чувство благодарности. Верность данному слову, любовь к Родине. Любовь к близким и забота о них. | Петр Гринев не изменил присяге, понимал, что «не казнь страшна, а позор…». И юноша отказался присягать на верность Емельяну Пугачёву даже под угрозой страшной смерти на виселице. Петр проявляет нежные чувства к Марии Мироновой. Уважает женщин и не мыслит оскорбить или унизить любимую девушку, любит и уважает родителей. Для своей возлюбленной он совершает подвиги, он готов пожертвовать собой, своей жизнью, чтобы быть рядом с Машей. Любит Родину, верен данному слову. |
Название произведения | Семья в произведении | Жизненные принципы | Результаты воспитания |
Л.Н. Толстой «Война и мир» | Ростовых | Любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность, естественность, откровенность, простота, бескорыстие, милосердие, совесть, патриотизм | Дети Ростовых: Вера Ростова – старшая дочь. Замкнутая, эгоистичная, холодная. Причина: строгие правила и европейские методики воспитания, наемные воспитатели. Главные ценности: материальное благополучнее и влияние в обществе. Николай Ростов – старший сын. Участник походов русской армии против Наполеона. Блестящий офицер, открытый, честный, порядочный, веселый, всеобщий любимец. Наташа Ростова – младшая дочь. После многих испытаний выходит замуж за Пьера Безухова. Хорошая жена, любящая мать. Материнский идеал Толстого. Открытая, честная, непосредственная. Петя Ростов – младший сын. Веселый, озорной, искренний и добрый мальчик. Патриот, в возрасте 16 лет отправляется на войну с Наполеоном, где погибает во время одной из атак. Ростовы воспитали детей благодарными, любящими, заботливыми, способными жертвовать личным комфортом ради благополучия близких людей. Так, после смерти отца Николай ради матери бросает любимую военную службу и всеми силами пытается погасить огромные долги семьи. |
Л.Н. Толстой «Война и мир» | Курагиных | Деньги, выгода, безнравственность, бесчестность, фальшь, лицемерие, двуличие, обман. | Дети Василия Курагина: Ипполит, Анатоль, Элен живут в фальши, лицемерии и двуличии. Ипполит глупый, никчемный и самоуверенный. Заигрывает с маленькой княгиней. Анатоль ведет разгульную жизнь, обманывает и совершает попытку похищения Наташи. Элен изменяет мужу, а потом притворяется страдающей стороной после их расставания. Им не важен внутренний мир человека, а лишь деньги и веселье. Курагины не способны меняться, они - черствые эгоисты в красивой обложке. |
Название произведения | Семья в произведении | Жизненные принципы | Результаты воспитания |
И.А. Гончаров «Обломов» | Штольцев | Чувства долга, строгость и практичность, дисциплина, трудолюбие, сдержанность, целеустремленность | Андрей Штольц — разносторонне развитый, увлекающийся человек. В поисках новых знаний он путешествует по свету и не перестаёт учиться. Трудолюбивый, деятельный. Натура сильная, волевая, целеустремлённая, способная изменять обстоятельства в свою пользу. Штольц — заботливый друг, решает многие бытовые проблемы Обломова, помогает разобраться в вопросах, связанных с поместьем. Он до последнего пытается вернуть друга к нормальному образу жизни. Образование. Он имел весьма глубокие познания по многим предметам. Способен на любовь. |
И.А. Гончаров «Обломов» | Обломовых | Избалованность, лень, беспечность, пассивность, чрезмерная любовь. | Илья Обломов. В детстве бурлила энергия, жизнь и жажда приключений, но все это не находило выхода. Всю работу за маленького Илью Ильича выполняли няньки и слуги, они и кормили его, и одевали, и причесывали. Учили его слегка. Родители оберегали его от всяческих невзгод, а также подавляли его любые самостоятельные движения. В результате ребенок рос медленно и вяло, взрослым мужчиной стал апатичным, слабым и не приспособленным к жизни. |
Название произведения | Семья в произведении | Жизненные принципы | Результаты воспитания |
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» | Головлевы | Отсутствия взаимопонимания, любви и наличие деспотизма в семье, ненависть, безразличие | Старший сын – Степка – семейный шут. Не приспособлен к жизни. Степан спивается и впадает в мрачное, тягостное состояние. Умирает. Дочь Аннушка убежала из семьи и без родительского благословения вышла замуж за молоденького корнета. Спустя два год супруг Аннушки сбежал, оставив ее одну «с двумя дочерьми-близнецами: Аннинькой и Любинькой». Через три месяца умирает. Сын Порфирий, иудушка, будто наслаждается каждым злым поступком, который совершает. Он не может сочувствовать даже собственной матери. Когда она становится не нужна Порфирию, он просто выживает ее из ее же дома, который она отдала ему. Иудушка не испытывает никаких чувств к своим сыновьям. Умирает на могиле матери. Сын Павел был апатичен и загадочен. Герой бездействует. Павел Владимирович – человек без поступков. Начинает пить и превращается в жалкого человека. Умирает. |
Название произведения | Семья в произведении | Жизненные принципы | Результаты воспитания |
Н.В. Гоголь «Мертвые души» | Чичиковы | Отсутствие любви, извлечение выгоды, накопительство, угодничество. | Павел Иванович Чичиков —чиновник и заядлый карьерист, затем ставший ловким мошенником и манипулятором. |
Госпожа Метелица
Сказка "Колосок"
Попробуем на вкус солёность моря?
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Сочини стихи, Машина